Орфографические разминки 2 класс

  • pdf
  • 17.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Орфографические разминки 2 класс.pdf



удк 372.881.116.ll.046.12 ББК 74.268.lPyc

Серия основана в 2004 году Рецензенты:

канд. филол. наук, доц. каф. управления и технологий образования УО «Гомельский гас. обл. ин-г повышения квалификации и переподгот. кадров руководящих работников и специалистов образования» Л. И. Толчикова; зам. директора по учеб..воспитат. работе Козенской СШ Мозырского р-на Гомельской обл. Л. А. ЗИНоВИЧ Павлова, Е. В.

П 12 Дидактический материал для проведения орфографических разминок и минуток чистописания по русскому языку. 2 класс : кн. для учителя начал: кл. / Е. В. Павлова. — 3-е изд. — Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2007. — 67, [1] с. ил. (Серия «Из опыта работы»). ISBN 978-985-486-901-8.

В книге представлены задания, направленные на формирование орфографических навыков, обогащение словарного запаса, развитие устной и письменной речи, творческих способностей учащихся. Задания предусмотрены как для инди• видуальной, так и для коллективной работы в группах или парах.

Адресуется учителям начальных классов для подготовки и организации учебного процесса.

Учебное издание

Серия «Из опыта работы»

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ РАЗМИНОК

И минуток ЧИСТОПИСЛНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2 класс

Книга для учителя начальных классов

3-е изДание

Ведущий редактор Т. Д. Прокопенко. Редактор Е. Н. Солопова Художник О. Ф. Ерёменко. Художник обложки Е. Н. Рогова Компьютерная верстка Е. Н. Солоповой

Подписано в печать с оригинал-макета 31.08.2007. Формат 60х84/16. Бумага офсетная № 1. Гарнитура литературная. Печать трафаретная, Усл, пел. л. 3,95. Уч.•изд. л. 2,66, Доп. тираж ЗОО экз. Заказ [408. ООО ИД «Белый Ветер». ЛИ № 02330/0056758 от 27.01„2004. 247760, г. Мозырь, ул, Советская, 198. Филиал: 220007, г. Минск. ул. Володько, 30, оф. 417. тел. (017) 224456+9, 29860 426, 29860+27. Отпечатано ризографическнм способом печати. ООО ИД «Белый Ветер». 247760. г. Мозырь, ул, Советская, 198, Тел]факс (02351) 261-03, 2-51-22. Exnai1: belveter@mail.gornel.by

Павлова Е. В., 2005 lSBN 978-985-486-901-8 000 ИД «Белый Ветер», 2005

ПреДисловие

Материал издания разработан в соответствии со структурой учебника «Антипова, М. Б. Русский язык : учеб. для 1 к л. общеобразоват. иж. с рус. яз. обучения / М. Б. Антипова, А. В. Верниковская, Е. С. Грабчикова. 2-е изд. Мн., 2000» 11 «Программой Для учрежДений, обеспечивающих получение общеео среднего образования с русским языком обучения с 12-летним сроком обучения. 1—4 классы. Мн., 2004», утвержДенной Министерством образования Республики Беларусь. Цель изДания — оказание пОМоЩИ учителям в провеДении орфографических разминок и минуток чистописания с учетом современных требований к уроку русского языка.

В книге представлены задания, направленные на формирование орфографических навыков, обогащение словарного запаса, развитие устной и письменной речи, творческих способностей учащихся. Задания преДусмотрены как Для индивидуальной, так и для коллективной работы в группах или парах.

Для провес)ения орфографических разминок и минуток чистописания используются слова, предложения и четверостишия из литературных текстов и произведений устного народного творчества, словарные слова, знакомство с которыми буДет способствовать пос)ротповке учащихся к изучению новой темы или повторению изученного материала. Эффективному запоминанию словарных слов, их значений и употребления в речи помогут поДобранные к ним ерџппы оДнокоренных слов.

Книга ас)ресуется учителям начальных классов Для поДготовки и организации учебного процесса.

Е. В. Павлова. учитель гимназии Лё 1 г. Барановичи

 

                  РЕЧЬ. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ                                                                                        количество предложений в тексте. Все ли они

1. Определить

1.                      Орфографическая разминка:              одинаковые?

2.                      Зачитать предложения. в которых содержится: Все, чему научит школа,                      а) вопрос; в жизНИ пригодится.      б) ответ.

                                    Это знаем мы и будем                                                                              З. Кто ведет разговор?

хорошо учиться. 4. Прочитать в лицах. А. Барто

1.  О чем этот текст?          11. Чистописание:

2.  Из чего состоит текст?                     лиса               лисята           ЛИСИЙ

лисенок З. Сколько в нем предложений?

У лисы в норе подросли лисята.

П. Чистописание:1. Поставить в словах ударение.

школа                  школьни                школьный                                                                           2. Подчеркнуть безударные гласные.

З. Прочитать предложение с вопросительной интонацией и от-

1.  Чем похожи эти слова?

ветить на вопрос.

2.  Найти общую часть.

Ребята спешат в школу.                                                                                                                             И РЕЧЬ. ЯЗЫКИ НАРОДОВ МИРА ЯЗЫК

1.  Сколько слов в предложении?

2.  Списать, поставить в словах ударение.            1. Орфографическая разминка:

Дополнительный материал:                                                                                                                                       За столом сказала мать:

                                              Школьнику                                                                                                                       — Хватит языком болтать!

А СЫНИШКа осторожно:

Старику опорой будь.                — А болтать ногами можно? Малышей не дай в обиду.        Г. Бойко Уступай больному путь    и скамейку — инвалиду.                      1. Объяснить смысл выражения «болтать языком». С. Маршак           2. Этот текст является монологом или диалогом? З. Прочитать вопросительное предложение.

4. Прочитать в лицах.

МОНОЛОГ И ДИАЛОГ

1. Орфографическая разминка:                                                                                                  П. Чистописание:     

— Мышонок, отчего у тебя нос грязный?                                                                              язык                   ясли                  язычок

— Землю копал.                                                                                                                                                               Какое значение             иметь слово язык? может

— А зачем?                                                                                                                     

— Норку делал.                                                                                                                                  Мы изучаем русский язык.

— Для чего норку делал?                                                                                                              1. Прочитать предложение с вопросительной интонацией.

— От тебя. Лиса, прятаться.                                                                                                   2. Обратиться с этим вопросом к соседу по парте. Ответить на него.

В. Бианки


З. Разыграть диалог.

4                                                                                                                                                                                                                                                                                               5


4.          В слове язык поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную.

5.          Обратить внимание на правописание слова русский.

б. Выполнить звукобуквенный разбор слова язык. Дополнительный материал:

Язык без костей — чрезмерно болтлив, говорит лишнее.

Язык заплетается — не может внятно, ясно что-либо сказать.

Язык отнялся — внезапно потерял способность говорить (обычно от удивления, страха).

Хорошо язык подвешен — умеет хорошо говорить.

Язык проглотил — замолчал; о еде — очень вкусно.

ТЕКСТ. ТЕМА ТЕКСТА

1. Орфографическая разминка:

Щенка кормили молоком, Чтоб он здоровым рос.

Вставали ночью и тайком К нему бежали босиком — Ему пощупать нос...

А. Барто

1.  Определить: это монолог или диалог?

2.  О ком этот текст? Как его можно озаглавить? З. Определить количество предложений.

П. Чистописание:

      щенок                    щавель                  щенята

1.           Какие слова имеют одинаковое значение? Чем они отличаются?

2.           Поставить в этих словах ударение, подчеркнуть безударную гласную.

У нас живет чуДесный щенок.

1. О ком говорится в предложении?

2. Определить количество слов в предложении. З. Поставить ударение в словах.

4. Назвать двусложные и трехсложные слова.

СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ЗВУКОВ (БУКВ)

1. Орфографическая разминка:

Жила ПТИЧКа сойка.

Сойку звали Зойка. А у Зойки были Перья голубые.

(Скороговорка. )

1. Какие слова различаются одним звуком? Что они обозначают? 2. Дать характеристику звукам [с], [з].

З. Привести еще примеры слов, которые различаются одним звуком.

П. Чистописание:

                сойка          светит            слетел

Разделить слова на слоги. С Дерева слетела сойка.

1.  В словах поставить ударение.

2.  Подчеркнуть буквы, обозначающие твердые согласные звуки.

З. Назвать все звуки в слове слетела. Дополнительный материал:

Какой звук заблудился?

Неизвестно, как случилось, Только звук-то заблудился: Заскочи( ... ) он в чей-то дом И хозяйничает в нем!

Закричал охотник: — Ой!

Двери (звери) гонятся за мной!

На виду у детворы

Крысу (крышу) красят маляры.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

— Там ползет зеленый лук (жук) С длинными усами!

Синеет „море перед нами,

Летают майки (чайки) над волнами.

А. Шибаев

8

АЛФАВИТ

1. Орфографическая разминка:

Буквы разуму верны,

И за это им даны

Высочайшие права

Образовывать слова.

Я. Козловский

1. Объяснить смысл прочитанного.

2. Рассказать, как буквы образовывают слова. Привести примеры.

З. Назвать слова, в которых количесгво букв и звуков не совпадает.

4. Назвать буквы в алфавитном порядке. Для чего надо знать алфавит?

П. Чистописание:

    буква          беж ать           быстрый

1.  Назвать слово, которое обозначает:

а) действие предмета;

б) признак предмета;

в) предмет.

2.  К слову буква подобрать родственные слова.

Мы знаем гласные и согласные буквы.

1.  Назвать слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

2.  Слова из предложения назвать в алфавитном порядке.

Дополнительный материал:

а) Стали буквы в четкий строй, Строй как строй, Да не простой.

Он зовется алфавит,

Всюду путь ему открыт.

Я. Козловский

б) Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы, на одной живут странице, а повсюду славятся.

Б. ЗахоДер

9

 

6


ЗВУКИ РЕЧИ. БУКВЫ

. Орфографическая разминка:

Спокойной походкой идет по перрону с большим чемоданом большая Ворона. А рядом с Вороной, немножечко сбоку, ее провожает на поезд Сорока. И все б это было совсем хорошо, когда бы их поезд давно не ушел.

Р. Ткаченко

1.  Определить тему текста.

2.  Назвать главных героев.

З. Почему слова Ворона и Сорока написаны с заглавной буквы?

4.  Найти односложные слова.

5.  Назвать слова, которые начинаются со звуков                Тс].

6.  Какими буквами обозначаются эти звуки на письме?

7.  Какие еще звуки обозначают буквы в и с?

       П. Чистописание:       

     ворона                   время                    воронята

1.  Назвать все звуки в слове ворона.

2.  Поставить в словах ударение, подчеркнуть безударные гласные. На родной сторонушке рад родной воронушке.

1.  Объяснить смысл пословицы.

2.  Слова в предложении поделить на слоги.

З. Выполнить звукобуквенный разбор слова ворона. Дополнительный материал:

а) В каких случаях так говорят?

Белая ворона — о том, кто резко отличается от других, не по-

хож на окружающих.

Ворон считать (ловить) — ротозейничать, зевать.

б) Народные приметы.

Голос у вороны звучит громко, птица подвижна и проворна — к ясной погоде. Садятся на деревья головами в разные. стороны к безветренной погоде. Голос звучит глухо, лениво, сидят на деревьях нахохлившись, застыв, словно чучело, и опустив крылья,— к ненастью. Гуляют по берегу рек, на лугу, в полез поисках дождевых червей, улиток — к дождю, ненастью. •Садятся на нижние ветки деревьев и носом к ветру — к усилению ветра.

7


З. Назвать все звуки в слове воробей, определить количество слогов. Найти в тексте еще слова с таким же количеством слогов.

                       П. Чистописание:        

                      воробей             воробышек                        воробьиный

1.                    В словах поставить ударение.

2.                    Совпадает ли в данных словах написание гласных с их произношением?

З. Подчеркнуть буквы, обозначающие гласные звуки.

4. Назвать согласные звуки в словах.

Вот прилетела стайка воробьев.

1.                       Подчеркнуть буквы, обозначающие гласные звуки, одной чертой, а буквы, обозначающие согласные звуки, — двумя.

2.                       В словах поставить ударение. Дополнительный материал:

а) Воробей назван так по своему чириканью от звукоподражательного «вор».

б) Народные приметы.

В холодную погоду в любое время года воробьи начали купаться в воде— к потеплению. Веселые, подвижные, порой драчливые или оживились, зачирикали во время ненастья — к хорошей погоде. Стоят вялые, напыженные, или собираются группками, или купаются в пыли, жмутся друг к другу — к дождю.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКАХ (БУКВАХ)

1. Орфографическая разминка:

Мы поссорились с подругой И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

А. Кузнецова

1.  Назвать родственные слова и выделить в них общую часть.

2.  Назвать слова, в которых все согласные звуки твердые, мягкие.

З. Найти слова, в которых все гласные обозначают твердость предыдущего согласного звука.

4. Назвать звуки в слове скучно. Объяснить различие в. произношении и написании этого слова.

12

1.   Почему надо умываться?

2.   Как надо умываться?

З. Назвать все звуки в слове пушистое.

4.  Назвать слова со звуками                   Определить количество

слогов в этих словах.

5.  Чем отличаются звуки [и] и [й]?

                      П. Чистописание:        

                     мыло                    мыть                        МЫЛИТЬ

М ь[лоМ моем руки, лицо и шею.

Назвать слова в предложении, в которых количество букв и звуков не совпадает.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В СЛОВАХ УСТНОЙ РЕЧИ

ПО ИХ АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННЫМ ПРИЗНАКАМ

1. Орфографическая разминка:

Бросил в землю зерно человек, А укрыл его бережно снег.

Дождь весною поля оросил — У росточка прибавилось сил.

Греет солнце весенний росток, ЗОЛОТИТ молодой колосок.

Мукомол его тронет рукой

Станет колос отменной мукой.

З. АлексанДрова

1.  Как определить количество слогов в слове?

2.  Назвать двусложные слова. З. Назвать трехсложные слова.

4.                Что получится из зернышка?

5.                Составить мини-рассказ по схеме: зернышко — росток колосок — хлеб.

                          П. Чистописание:       

хлеб              хлебушко    хлебный Хлеб — наше богатство.

Назватьтласные звуки в словах.

2. Вспомнить пословицы о хлебе.

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В СЛОВАХ УСТНОЙ РЕЧИ

ПО ИХ АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННЫМ ПРИЗНАКАМ

. Орфографическая разминка:

Одна сорока — одна морока, а сорок сорок — сорок морок. Объяснить смысл.

2. Научиться быстро и правильно читать, в темпе скороговорки.

З. Какой звук повторяется?

4. Дать характеристику звуку [с].

10

5.  Назвать слова с ударным первым слогом.

6.  Назвать все звуки в слове сорока.

                   П. Чистописание:        

           сорока         сидеть           стрекотать

1.  Поставить ударение в слове сорока, подчеркнуть безудар-

ную гласную о.

2.  Составить предложения с данными словами.

На забора сиДит и стрекочет сорока.

Дополнительный материал:

а) Трещала с самого утра: Пор-р-ра! Пор-р-ра!

А что — пора? Такая с ней морока, когда трещит сорока.

б) Охотники очень не любят сорок. Почему? Эта птица своим громким криком может сорвать охоту. Сорока все время следует за оХОтнИКоМ, кричит и мешает ему. Сорочий сигнал опасности понимают птицы и звери. По Н. Сладкову в) Мародные приметы.

Сороки, кричат без ПРИЧИНЫ — обычно к знойным дням, а в сильный ХОлОД — к потеплению или ветру. Зимой садятся на снег — к опепели; на нижние ветки деревьев — к ветру; на верхушки — к морозу. Лезут под стрехи и крыши, прячутся в густых зарослях: летом к ненастью, дождю; зимой — к вьюге, буре.

 



1. Назвать трехсложные и четырехсложные слова.

ДОПОЛНИТе.ЛЬНЫЙ материал:2. Найти слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

Сказала «И» сестре родной:З. Назвать все звуки в слове ягоДа.

— Вот ты, сестра, соседка,

                                   Бываешь часто прописной,                                                                         П. Чистописание:     

А я ужасно редко. ягоДа ягоДный яеоДка яблоко — Ну, редко — это не беда.

                                   Иные буквы — никогда!                                                                                1. Какие из этих слов являются родственными?

                                                                                     А. Шибаев                                                         2. Найти общую часть в словах.

З. Поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную о.

              СЛОГ. СЛОГООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ ГЛАСНЫХ                                                  Дети собирают яеоДы.

1.             Орфографическая разминка:              1. О ком говорится в предложении?

2.             Что говорится о детях? У дежурных дел немало,                      З. Разделить слова на слоги.

У дежурных много дел:

Дополнительный материал:

Доску мыли, ПЫЛЬ убрали,

                                   И цветы полили все.                                                                                         а)

Адреса ягод

Е. Павлова

Кто подскажет тебе летом адреса ягод? Адрес земляники спро1. Назвать трехсложные слова.  лесных пней. Адрес черники узнаешь у лохматых елей. Брус-

сишь у

 

1.  Назвать родственные слова.

2.  Что общего во всех словах? (Трехсложные.)

З. Поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные.

4. Подобрать к словам родственные слова. Ребята по утрам Делают заряДку.

Слова в предложении разделить для переноса.

ДОПОЛНИте.ЛЬНЬIЙ материал:

Зарядка — как «А» в букваре,

с нее начинается день.

Зарядкой, вскочив на заре, прогонишь сонливость и лень. Зарядка — как воздух, как смех, чтоб не был ты хил и уныл. Как жалко, ребята, всех тех, кто сделать зарядку забыл.

Е. ильин

ОБОЗНАЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ

ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ С ПОМОЩЬЮ ГЛАСНЫХ (1 урок)

1.  Орфографическая разминка:

Цветет над тихой речкой яблоня, Сады, задумавшись, стоят. Какая Родина нарядная!

Она сама, как ДивнЫЙ сад...

В. Боков

Назвать слова, в которых все согласные звуки твердые.

2.  Найти слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

З. Определить тему текста.

4.  Почему слово РоДина написано с заглавной буквы?

5.  Перевести слово Рос)ина на белорусский язык.

6.  Какими словами можно заменить слово РоДина?

7.  Назвать все звуки в слове Родина.

17

1.                      Назвать слова, в которых написание согласной буквы не совпадает с произносимым звуком. Назвать в этих словах все звуки.

2.                      Разделить слова сосною, мягкие, стельки, ежик на слоги и для переноса.

                        П. Чистописание:        

                      еж                        ежата                      ежовые

1.  Подчеркнуть в словах общую часть.

2.  Разделить слова на слоги.

Ежа защищают от врага колючки.

Разделить слова для переноса. Дополнительный материал:

Ежик

Ежик осторожный. Услышит шорох — и свернется в колючий клубок. Но иголки не всегда выручают ежика. Хитрая лиса закатывает ежика в речку или в большую лужу. В воде ежик развертывается. Лиса хватает его зубами и душит.

По А. Скребицкому

ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ

ЗВУКИ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ИХ НА ПИСЬМЕ

1. Орфографическая разминка:

Я хочу, друзья, признаться,

Что люблю я по утрам Физзарядкой заниматься.

Что советую и вам.

Всем зарядку делать надо — Много пользы от нее.

Л здоровье — вот награда За усердие твое.

Т. Ковалевская

1.  О чем это стихотворение?

2.  Выделить два главных (ключевых) слова.

З. Для чего надо делать зарядку?

4.                 Назвать слова, в которых все гласные обозначают твердость предыдущего согласного. Какие это гласные?

5.                 Какие гласные обозначают мягкость согласных?

6.                 Назвать все звуки в слове зарядка.

16


2. Как можно определить количество слогов в слове?                             ничный адрес найдешь в сосновом бору. Малину увидишь на лесЗ. Назвать звуки в слове. Дежурный.                  ПЫХ опушках, вырубках, оврагах. Лес щедро угощает тебя летом.

По Н. НаДежДиной П. Чистописание:

б) Яблоко спелое, красное, сладкое. Дежурный Дежурство Дежурить Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

1.  Определить общую часть в словах.              Яблоко я пополам разломлю,

2.  Поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную е.               Яблоко с другом своим разделю.

З. Определить количество слогов в словах.   Я. Аким Катя и Таня — Дежурные по классу.

      Разделить слова на слоги.                                                                                                                                            ПЕРЕНОС СЛОВ (2 урок)

. Орфографическая разминка:

ПЕРЕНОС СЛОВ (1 урок)     Под сосною У дорожки 1. Орфографическая разминка:

Ежик шьет

                    Земляничка возле пня всем сказала: «Нет меня!».                                                                                         Козе сапожки.

Оглянулась и потом притаилась под кустом. С лопуха кроит верха, «Нехорошо! Обманула! Ай-ай-ай!                Стельки мягкие — Земляничка, вылезай!     Из мха.

                    Покраснела ягода и сказала: «Ябеда!».                                                                                                                            Ю. АнДрианов

Л. Фадеева

15

14


П. Чистописание:

      родной               родина                    родимый

1.  Подчеркнуть в словах общую часть.

2.  Определить количество слогов.

З. В слове родной назвать твердые и мягкие согласные. Мы любим свою Родину.

Подчеркнуть буквы, обозначающие мягкие согласные звуки, одной чертой, а буквы, обозначающие твердые согласные звуки, — двумя.

ДОПОЛНИТеЛЬНЬIЙ материал:

Родина

Родина начинается у твоего порога. А твой дом — или на юге, или на севере нашей страНЫ.

С чего начинается любовь к Родине? Это чувство появляется в детстве. Оно начинается с любви к матери. От матери ты узнал язык своей Родины. В ее песне прозвучал голос Родины.

Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью. Радоваться в праздник, страдать, когда Родине тяжело. И главное — нужно беречь Родину.

По Ю. Яковлеву

Как называется наша Родина?

2. Чем она богата?

З. За что вы любите свою Родину?

ОБОЗНАЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ

ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ С ПОМОЩЬЮ ГЛАСНЫХ (2 урок)

. Орфографическая разминка:

Мы у нашего крыльца Посадили деревца.

Три березки-тонконожки

Встали рядом у дорожки.

Е. АвДиенко

1.  Какая пора года описывается?

2.  Какие слова рифмуются?

З. Назвать слова, в которых все согласные твердые.

4. Дать характеристику звукам в слове нашего.

б. В каких словах согласный звук и буква, которая его обозначает, не совпадают?

6. Назвать все звуки в слове березки.

П. Чистописание:

березка

Подобрать к слову березка родственные слова. Записать их.

Белые березки шумят на ветру.

1.            В словах обозначить ударение.

2.            Подчеркнуть гласные, которые указывают на мягкость предыдущего согласного.

Дополнительный материал:

Береза

Березу можно встретить везде. Она первая заселяет новые места,

ее пологом прячутся от солнечных ожогов малютки елочки. а под

Береза — одно из самых необычных и самых красивых деревьев нашей Родины.

Ствол березы даже на солнце остается холодным. Чудо это объясняется просто, если вспомнить, что белый цвет хорошо отражает солнечные лучи. Березу цвет коры предохраняет от ожогов, ведь сама-то кора у нее тонкая. Березу смело можно назвать «зеленой аптекой», так как все части этого дерева обладают целебными свойствами.

ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

1. Орфографическая разминка: Где же солнце? Что случилось?

Целый день течет вода. На дворе такая сырость, что не выйдешь никуда.

С. Михалков

1.  Какая пора года описывается? Доказать.

2.  Назвать слова, в которых все согласные мягкие. З. ВЫПОЛНИтЬ звукобуквенный разбор слова выйДешь.

П. Чистописание:

         осень                  осенний                   сырость

Подчеркнуть буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

Осенью часто льют дожди.

Разделить слова для переноса.

18

 

У Дороги растет ель.

1.           Подчеркнуть гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного.

2.           Выполнить звукобуквенный разбор слова ель.

ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ё, Ю, Я (2 урок)

Орфографическая разминка:

Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора.

Стоял ноябрь уж у двора.

А. ПУШКИН Какую картину можно нарисовать?

2. В ВЫДелеННЫХ словах назвать все звуки. Определить количе-

ство букв и звуков в этих словах.

З. Объяснить, почему в словах югу и Довольно количество букв и звуков не совпадает.

П. Чистописание:

                                  южный                       южан

1.  Определить общую часть в словах.

2.  Кого Г№ЗЫвшОт южанином?

З. Слово южанин разделить для переноса.

Осенью перелетные птицы улетают на юг.

В каких словах количество букв и звуков не совпадает?

2. Выполнить звуко-буквенныЙ разбор слова осенью.

                 ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ 1 Ж],                  [Щ,

Орфографическая разминка:

Не было в доме мышей, а было много каранДашей.

Лежали они на столе у папы и попали котенку в лапы. Как помчался он вприпрыжку, каранДцш поймал, как мышку.

Вот какой глупый котенок!

С. Маршак

23

З. О чем говорится в первом предложении? Во втором?

4.                  Изменить выделенные слова так, чтобы в них писался мягкий знак — показатель мягкости.

5.                  Назвать все звуки в слове кораблик.

П. Чистописание:

                        корабль                    кораблик                    красивый

1.                  Какое слово лишнее? Почему?

2.                  Подчеркнуть общую часть в родственных словах. Поставить ударение.

Корабль плывет по волнам.

1.  Подчеркнуть гласные, которые обозначают мягКОСТЬ преды-

дугцего согласного.

2.  Какая еще буква обозначает мягкость предыдущего согласного?

ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ё, Ю, Я (1 урок)

1. Орфографическая разминка:

Опрокинулась под ноги, растянулась на дороге. На меня она похожа, будто я шагаю лежа.

В. Ланцетти

1.                  О чем идет речь в стихотворении?

2.                  Назвать все звуки в слове тень. Как обозначена мягкость согласных в этом слове?

З. Почему КОЛИЧеСТВО букв и звуков в слове тень не совпадает?

4. В каких еще словах количество букв и звуков не совпадает?

11. Чистописание:

                       Дорога               Дорожный               поДорожник

1.                  Определить общую часть в словах.

2.                  Как можно назвать слова, которые имеют общую часть и сХОДНЫ по значению?

З. Почему растение названо подорожник?

4. Разделить слова на слоги, поставить ударение.

22

19

1.  Какие согласные повторяются в выделенных словах?

2.  Дать характеристику звукам [ж], З. Выполнить звукобуквенный разбор слова мышку.

П. Чистописание:

МЫШИ                 МЫШОНОК

1. Определить общую часть в словах.

2. Почему эти слова можно назвать родственными? З. Что значит мышковать?

4. Подчеркнуть буквы, обозначающие твердые согласные звуки.

5. Определить количество букв и звуков в слове мышковать. Мыши шуршат в ночи.

Подчеркнуть буквы, обозначающие шипящие согласные звуки.

Дополнительный материал:

Подружились ежи.

Ушли в камыши,

А во ржи — ни души.

В. Викторов

ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ

ЖИ, ШИ, ЖЕ, ШЕ

1.  Орфографическая разминка:

Рыжий зверь в печи сидит.

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова целый час, а может, два.

Ты его рукой не тронь — искусает

всю ладонь.

И. Босов Отгадать загадку.

2.  Как надо обращаться с огнем?

З. Назвать слова, в которых есть ШИПЯЩИе согласные звуки.

4.  Какие Г.лаСНЫе наПИСаНЬ1 после ШИПЯЩИХ?

5.  В каких словах букв больше, чем звуков?

6.  В каких словах звуков больше, чем букв?

24

. Орфографическая разминка:

Щ..ка в речке ж..ла, Щеткой воду мела, Щи варила для гостей, Угощ..ла пескарей.

Г. Сапгир

Почему стихотворение можно назвать шуточным?

2. Какие слова рифмуются?

З. В словах щука, угощала назвать все звуки, дать

стику звуку

4. Какие гласные пишутся после буквы щ в сочетаниях

П. Чистописание:

Под диктовку:

                                 щука                  щавель                     чайка                     чудак

Письмо по памяти:

Пищи на обед ища,

Ходит щука вкруг леща.

М. Горький

С мышами во ржи

рыжий                  жевать                   жердочка

Рыжий зверек по жерДочке бежит.

Подчеркнуть сочетание жи.

ДоПОлНИТ&льНЫЙ материал:

Скороговорки:

а) У Саши нос в саже, скажи об этом Саше.

б) В живом уголке жили ежи и ужи.

ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ


ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, чу, щу

характерища, щу?

25


краю леса одинокая елочка.

      1. Орфографическая разминка:                                                                                                   Подчеркнуть буквы, которые образуют два звука.

        Очень зябко птичке,                                                                                                    Спрятал,

       Маленькой синичке.                                   И поет она

        Я принес ее                                                 ЗИМОЙ                                                                                  ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

       Домой,                                                             Мне

       От мороза                                                       И всем ребятам.                                                   1. Орфо€рафическая разминка:

                                                                                                          Н. Гончаров                    и Опустел безмолвен скворечниксад. Только между двух у кормушкиберез

1.                  Каких зимующих птиц вы знаете? Как можете помочь им Сливы и черешни шустрые пичужки перезимовать?                 в инее стоят. вьются и в мороз.

2.                  Назвать слова, в которых все согласные мягкие.                       Г. ЛаДонщиков З. Как обозначается мягкость согласных на письме?

27

26

1.  Объяснить значение слова пичужки.           НЕПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

2.  На какие орфограммы встретились слова?

     З. Назвать слова, в которых произношение и написание соглас-                            1. Орфографическая разминка:

НОГО не совпадает. Дать характеристику этим звукам.

 

Мы обшарим все дубы,

4. Изменить эти слова так, чтобы на месте глухого слышался

Сто грибов в лесу найдем,

Елку и осинки

звонкий согласный звук.

Обойдем полянку.

И хорошие грибы

 

В кузовок мы не возьмем

Соберем в корзинки.

        11. Чистописание:       

Бледную поганку.

Н. СлаДков

      корм                               кормушка                                                      кормитьслова так, чтобы на конце слышался

1.  Изменить выделенные                      

2.  1. Можно Назвать ли общую сказать, часть что слов.эти слова родственные?          парный 2. Дать глухой характеристику звонкие звук.согласные звукам звуки в слове не имеют найдем.пары?

          К кормушке в мороз прилетели птицы.                                                                           З. Какие

        Подчеркнуть буквы, которые обозначают звонкие согласные                                П. Чистописание:     

звуки, одной черточкой, глухие — двумя.                                                                               гриб                    грибок                    грибной

Подчеркнуть буквы, обозначающие непарные звонкие согласные.

ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

Наступила грибная пора.

      1. Орфографическая разминка:                                                                                              Подчеркнуть буквы, обозначающие парные согласные звуки по

                                         Стой, зайчишка!                                                                                 звонкости- глухости.

Стой, косой!

Что ты бегаешь босой? ПРАВОПИСАНИЕ ПАРНЫХ ЗВОНКИХ В стужу по дорожке И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ СЛОВА Отморозишь ножки...

                                                                                    В. Морозов                                                        1. Орфографическая разминка:

1.  Найти слова, которые рифмуются.

2.  Какой ШипЯЩиЙ звук слышится в словах Дорожке, ножки?

Какой буквой он обозначен на письме? З. Дать характеристику звукам

                         11. Чистописание:       

                         ножка                            - сошка                               книжка

1.                 Подчеркнуть буквы, которые обозначают глухие согласные звуки.

2.                 Изменить слова ножка, книжка так, чтобы вместо звука [т] слышался звонкий согласный [эю|.

Хорошую книжку интересно читать.

Выполнить звукобуквенный разбор слова хорошую.

28

За деревней — луг,

А на грядке — лук, А по речке — плот,

А на груше — плод.

(Скороговорка. )

                               Назвать слова, которые рифмуются.                    слов?

2. Какой звук слышится на конце каждой пары З. Что происходит со звонким звуком?

П. Чистописание:

                                                        лужок                      луговой

1.   Являются ли данные слова родственными?    в

2.   Назвать слово, в котором парный согласный стоит

слабой

29

 

Дополнительный материал:

Глухие звуки — это непоседы.

Они спокойно не желают жить, Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

С. Кострица

ПРАВОПИСАНИЕ ПАРНЫХ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ И НА КОНЦЕ СЛОВА

. Орфографическая разминка:

Вот шагает к нам буту..

Спелый сахарный арбу..

Гордый, руки в боки,

Круглый, толстощекий.

Е. Благинина

Объяснить значение слова бутуз.

2. Объяснить написание пропущенных орфограмм.

З. Дать характеристику звукам [31,

4.            Найти слово, в котором звуков разбор больше, слова чем сахарный. букв.                     Подо-

5.            Выполнить звукобуквенный брать родственные слова к этому слову.

Чистописание: сахар                      сахарный

1.              Поставить в словах ударение.

2.              Подчеркнуть общую часть в словах. Дети ели сладкий арбуз.

1. Подчеркнуть парные согласные в слабой позиции. 2. Назвать проверочные слова.

УДАРЕНИЕ. УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ (1 урок)

       1. Орфографическая разминка:                                                   

На снегу, как на страничке, пишет серый воробей пишут голуби, синички, письма Пете и Андрюшке. пишет стая снегирей, чтобы сделали кормушки.

А. Тараскин

З. Какое слово является проверочным?

4. Подчеркнуть проверяемый согласный одной черточкой, проверочный — двумя.

На зеленый луг спешат пчелы.

Подчеркнуть слово, в котором парный согласный стоит в слабой позиции. Назвать еще СЛовО с такой же орфограммой.

Дополнительный материал:

В конце слова, без сомнения,   Проверяем — плоды, Происходит оглушение,             Говорим мы — сад,

           Говорим мы — плод,        Проверяем — сады.

С. Кострица

ПРАВОПИСАНИЕ ПАРНЫХ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА

1. Орфографическая разминка:

Зеленеют все опушки,

Зеленеет пру..,

И зеленые лягушки Песенку ПОЮТ.

С. Черный

1.  Вставить пропущенную орфограмму.

2.  Назвать родственные слова. Какая у них общая часть?

З. В каких словах количество букв и звуков не совпадает?

4.    В каких словах все согласные произносятся глухо? Назвать

в этих словах согласные в слабой позиции.

5.    Изменить слова опушки, лягушки, пруд так, чтобы после парного согласного в слабой позиции стоял гласный.

6.    В каком слове слышим другой звук?

            11. Чистописание:  

            пруд                   опушка                    лягушки

1. Подчеркнуть парные согласные в слабой позиции.

2. Подобрать проверочные слова. У опушки леса был пруд.

1.      Разделить слова для переноса.

2.      Подчеркнуть согласные в слабой позиции одной чертой, а следующий за ним глухой согласный — двумя.

30

1.           Какие орфограммы встретились в словах?

2.           Почему в середине предложения два слова записаны с заглавной буквы?

З. Каких еще зимующих птиц вы знаете?

4.  Почему птицу называют снегирь?

5.  Назвать слова с ударением на 1, 2 и 3-м слогах.

11. Чистописание:

      СнеГ                   снежный                 снегирь

1.  Поставить ударение, разделить слова на слоги.

2.  Назвать еще родственные слова.

Снегири прилетели к кормушке.

Выполнить звукобуквенный разбор слова снегири.

2. Поставить в словах ударение.

З. Подчеркнуть ударную гласную.

УДАРЕНИЕ. УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ (2 урок)

1.            Орфографическая разминка:

СОСУЛЬКИ, как носы у цапель.

И тают, словно карамель.

Я слышу звон апрельских КТК?ЛЬ, Поет апрельская капель.

Я. Козловский

Поставить в словах ударение.

2.            Какие слова пишутся одинаково, но различаются ударным слоГОМ? Объяснить значение этих слов.

З. Какие еще орфограммы встретились в словах?

4. Подобрать еще два слова, которые пишутся одинаково, но различаются ударением.

ll. Чистописание:

       замок                   замок                      замкнуть

С данными словами составить предложения.

Дверь замка была замкнута.

Поставить ударение в словах, подчеркнуть буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

32

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ (1 урок)

1. Орфографическая разминка:

Ветерок спросил, пролетая:

— Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ коЛОСКИ шелестят:

— Золотые руки растят.

Е. Серова

1.  Назвать слова с ударением на 2-м и 3-м слогах.

2.  Что объединяет выделенные слова?

З. Назвать слова, в которых есть орфограммы на правописание парных звонких и глухих согласных.

4.        Как понимаете словосочетания рожь золотая и руки золотые?

5.        Какие еще знаете словосочетания со словом золотой? (Золотое сердце, золотой характер...)

11. Чистописание:

                                                                                                                    ветер           ветерок           ветреный

Подчеркнуть общую часть в словах, поставить ударение.

Ветер срывал с Деревьев золотые ЛИсТЬЯ.

Подчеркнуть безударные гласные.

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ (2 урок)

1. Орфографическая разминка:

У леса на опушке Жила з..ма в избушке.

Она сне..ки с..лила

В березовой кадушке.

С. Островой

1.         Назвать звуки, которые слышатся на месте пропущенных букв. В какой позиции они находятся? Изменить слова так, чтобы эти звуки находились в сильной позиции.

2.         Какой звук слышится в сильной позиции? Какую букву надо писать?

З. Выполнить звукобуквенный разбор слова снежки.

4. Продолжить: вода, пар, снег... (лед).

33

1.  Какое из данных слов является проверочным?                   Медвежат я прин..сла,

2.  Подчеркнуть безударные гласные, проверяемые ударением.               Пос..дила у ст..ла,

Предложила уг..щенье — Ребята коньками звонко режут лед.          блюдце и в..ренье.

Ме.. на

1.  Подчеркнуть безударные гласные.                   Г. Бойко

2.  Найти слово, в котором количество букв и звуков не совпадает. 

1. Объяснить написание пропущенных орфограмм.

ДОПОЛНИТельныЙ материал: 2. В каком слове все согласные звуки звонкие, а в каком Безударный хитрый гласный, твердые?

                                                             Слышим мы его прекрасно.                                                                     З. Выполнить звукобуквенный разбор слова варенье.

А в письме какая буква?

                                                             Здесь поможет нам наука:                                                                      П. Чистописание:

Чтоб развеять все сомненья! варенье варит Если гласный под сомненьем,

                                                             Ставь его под ударенье.                                                                           1. Продолжить ряд родственных слов.

С. Кострица 2. Поставить ударение, подчеркнуть проверяемую гласную одной черточкой, проверочную — двумя.

                             ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ (3 урок)                                              Летом сварили варенье из вишен.

1. Подчеркнуть безударные гласные, требующие проверки.

                         1. Орфографическая разминка:                                                                                                  2. В слове вишен назвать все звуки.

Л..са вд..ли в..днее,

С..нее н..беса.

                                                             Заметшей и ч..рнее                                                                                         ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ (5 урок)

На пашне п..л..са.

                                                                                                  А. Блок                                                                      1. Орфографическая разминка:

Над з..млею солнце светит,

1.  Объяснить написание пропущенных букв.   На тр..ве играют дети,

2.  В каких словах звуков больше, чем букв?     Речка синяя, а вот

З. ВЫПолнить звукобуквенный разбор слова небеса.                                                                                        по ней плывет, Парохо.,

П. Чистописание:Вот д..ма — до неба прямо!

 Вот цв..ты, а это — мама, небо небеса                   Рядом с ней сестра моя...

1.               Назвать общую часть в словах.         Слово «мир» рисую

2.               Назвать слова, гласный в которых требует проверки. Под-   Д. Михайлова черкнуть его. Какое слово является проверочным? слова, объяснить их написание.

Вставить пропущенные буквы и

В небеса летит ракета. 2. На какие еще правила встретились слова? В каких словах безударный гласный можно проверить? подо- З. Объяснить смысл последней строки.

                  брать проверочное СЛоВО.                                                                                                                  4. Выполнить звукобуквенный разбор слова траве.

35

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ П. Чистописание:МЯГКИМ ЗНАКОМ (1 урок) тр..ва        травушка      тр.. вяной

Орфографическая разминка:

1.  Определить общую часть слов.

2. 


Поставить ударение, подчеркнуть проверяемую и провероч-   В..юга хлещет так и сяк,

ную гласные.               Б..ет в л..цо крупой сыпучей, З. Объяснить значение слов трава и травушка?              Очень жесткой и к..лючей, Несмотря на мя..киЙ знак. На траве бл..стела утренняя р..са.                 Я. Аким

            Поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные в корне.                             1. Вставить пропущенные буквы.

УПОТРЕБЛЕНИЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНОГО МЯГКОГО ЗНАКА

1. Орфографическая разминка:

Вьется пу.., вьется пу.., Бьется с петухом пету.., Рыжий с черным бьется.

Каждый не сдается.

А. Екимцев

1.              Вставить пропущенные орфограммы. Объяснить их написание.

2.              Что общего в ВЫДе.леННЫ,Х словах? Прочесть эти слова без ь. Какую роль выполняет буква ь в данных словах? З. Какая орфограмма в слове рыжий?

4. Назвать все звуки в слове бьется.

П. Чистописание:

                  бить            бьется             вьется

Подчеркнуть гласную, которая образует два звука.

Вьется в возДухе тополиныЙ пух.

1.  Поставить ударение, подчеркнуть гласные, которые требуют

проверки.

2.  Выполнить звукобуквенный разбор слова землею.

Дополнительный материал:

Перед е, ё, и, ю, я

Я в корнях стою, друзья.

Воробьи, семья, жилье — Перед я, ю, и, е, ё.

С. Кострица

36

2.   Назвать слова, в которых количество букв и звуков не совпадает-

3.   В каком месяце бывают сильные вьюги?

4.   Какие еще зимние месяцы знаете?

5.   ВЫпоЛНИтЬ звукобуквенный разбор слова вьюга.

        П. Чистописание:       

      Декабрь            февраль                   январь

Поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные, не проверяемые ударением.

В Декабре много снега на Дворе.

Февраль силен метел..ю, а март капел..ю. Январь — году начало, зиме — середина.

Выполнить звукобуквенный разбор слова Декабре.

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ МЯГКИМ ЗНАКОМ (2 урок)

Орфографическая разминка:

Муравьишки сели в ря..

На еловой ш..гпке, На Луну лететь х..тят Рыж..е мал..чишки.

Потому что ш..шка эта — Мурав..иная ракета!

Ю. Андрианов

Объяснить написание пропущенных орфограмм.

2. Определить, какую роль выполняет в словах мягкий знак.

З. Выполнить звукобуквенный разбор слова муравьишки.

37

 

ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЛОВАХ

. Орфографическая разминка:

Все, что ясным утром видно из окна — это наша Род..на — родная ст..р..на.

По Л. Некрасовой

Вставить пропущенные орфограммы.

2.  Как называется наша Родина?

3.  К слову Беларусь подобрать однокоренные слова.

4.  В слове белорусский назвать все звуки.

         П. Чистописание:       

       белорусский             белорусская             белорус             белоруска

1.              Поставить ударение, подчеркнуть в словах двойную согласную.

2.              Запомнить ОТЛИЧИе в написании. Мы изучаем белорусский язык.

Подчеркнуть слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

ПЕРЕНОС СЛОВ С ДВОЙНЫМИ СОГЛАСНЫМИ

1. Орфографическая разминка:

Хорошо с..сновым, свежим, снежным воздухом дышать!

С. Маршак

1.           Объяснить написание пропущенной орфограммы. Подобрать еще слова с такой же орфограммой.

2.           Выполнить звукобуквенный разбор слова хорошо.

        П. Чистописание:       

      хорошо             хороший                  хорошеть

Продолжить ряд родственных слов.

В субботу выдался хороший Денек.

Разделить слова для переноса.

39

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ. БОГАТСТВО СЛОВАРЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

1. Орфографическая разминка:

Есть очень тихие слова. Они звучат едва-едва. Ну, например, шалаш, камыш.

я я из

Слово портфель пришло

Первая часть слова — порт лист. Значит, портфель— ги, тетради, книги.

СЛОВА,

. Орфографическая

Здесь был

Росла Ребята, Принес

1.  Заменить выделенные

2.  Назвать слова, в которых

З. Назвать звуки в словах

4. Как называют нынешний

П. Чистописание:

         вчера                сегоДня

Поставить ударение,

Вчера и сегоДня шел

Назвать слово, в котором

. Орфографическая

Много

Ключ — Ключ

И обычный

            Какое слово повторяется?

2. На какие орфограммы

З. ВЫПОлНИТЬ

 

блестящий, кожи настоящей.

И. Пивоварова

в наш язык из французского языка. — означала нести, вторая — фель — это сумка, в которой носят листы бума-

БЛИЗКИЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ

разминка:

вчера еще пустырь. крапива здесь...

что за богатырь нам этот лес?

З. Александрова


слова другими, близкими по значению. количество букв и звуков не совпадает. вчера, сегоДня. день?

завтра

разделить слова для переноса.

густой снег.

все. согласные звуки твердые.

МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА

разминка:

разных есть ключей:

родник среди камней, скрипичный, завитой, ключ, дверной.

Д. Лукич

Что оно обозначает в каждом случае? встретились слова?

разбор слова ключ.

 

П. Чистописание:              зимушка        зимовать      зимний зима

1.  В каких словах ГЛаСНЫЙ является проверяемым, а в каких —

                проверочным?                                     в словах.

2.  Подчеркнуть общую часть

Под диктовку:

Зима укрыла пушистым снегом все поля и луга.

СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ

Орфографическая разминка:

Нужно для СЧ..СТЬЯ п..рою немного:

Шоферу — прямая д..рога.

Л етчпку — ясное небо.

Прохожему — больше улыбок. Уч..телю — меньше ошибок.

1.                 Вставить пропущенные с буквы, противоположным объяснить их значением. написание.Как

2.                 Найти в тексте слова они называются?

З. К словам прямая, ясное подобрать слова с противополож-

ны,м значением.

4. Назвать звуки в слове счастье.

                           11. Чистописание:       

                 счастье             счастливый           осчастливить

Дети сияли от счастья.

1. Объяснить смысл предложения.

11. Чистописание:                      ключевая ключик ключ

1.  Что может быть ключевой?

2.  Объяснить отличие в значении слов ключ, ключик.

Среди камней бьет холодный ключ. Ключ от класса был у Дежурного.

Подчеркнуть слово ключ. Сколько значений может иметь это слово?

                           Дополнительный материал:                                         косы

                                                                                               б)              Три

                             а) В море суши полоса                             Одна живет на речке,

называется коса.коса Другая — на за лугу,плечиком И у девушки овса. А третью я цвета спелого лежит роса, Рукой достать С. могу.П]лыеина На траве косит травушку коса.

Б. ГольДбере

ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

. Орфографическая разминка:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама Идет волшебница зима.


41

Пришла, рассыпалась; клоками


Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов...А. Пушкин

1.  Найти слова, которые обозначают действия севера.

2.  ДОПОЛНИТЫ север зима (что (что сДелал?)сделала?)

Объяснить значение этих выражений.

З. Привести свои примеры слов, употребляемых в переносном значении.

4. Определить тему стихотворения. Как можно его назвать?

42

2. Подобрать к слову счастье слово с противоположным значением.

СЛОВА, БЛИЗКИЕ И ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ

1. Орфографическая разминка:

Трудом созДается все ценное, все прекрасное, все необхоДи-

мое людям на земле!

1.               Объяснить смысл высказывания.синонимы. (Труд, работа, дело, за-

2.               К слову труд подобрать нятие, служба.)

43

З. Выполнить звукобуквенный разбор слова ценное.

4. Подобрать к слову прекрасное синонимы.

П. Чистописание: добро                     Добрый        Доброта

Добро — это все хорошее, зло — это все плохое. Подчеркнуть слова-антонимы.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (1 урок)

1. Орфографическая разминка:

Нитки есть, и есть

Х..р..шо, что есть на

лопата.

свете

Можно ш..ть, и можно

Камень, глина и песок.

рыть!

Х..р..шо, что есть на

Уважайте тру.., р..бята!

свете

Клещи, гвозди, молоток.

Приучайтесь тру.. любить. С. Маршак

1.  Объяснить написание пропущенных орфограмм.

2.  Найти слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. З. Поставить вопрос к выделенным словам.

11. Чистописание:

уважать уважительный уважение

Уважайте труд, ребята!

Поставить вопрос к словам труд, ребята. Почему звучат по-разному?

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (2 урок)

1. Орфографическая разминка:

Книга — учитель, книга — наставница.

Книга — близкий товарищ и друг. Ум, как ручей, вытекает и старится, Если ты выпустишь книгу из рук...

Книга — советчик, книга — и боец,разведчик,

Книга — активный борец

44

П. Чистописание:

Беларусь

Ната РоДина

ДополнителЬНЫЙ

Буква обычная

Выросла вдруг. Выросла выше Букв-подруг.

вопросы

Книга — нетленная память и вечность,

Спутник планеты Земля, наконец. (В. Бычков)

1.         Найти имена существительные, которые отвечают на вопросы кто? что?

2.         Чем и кем является книга для человека?

3.         Объяснить смысл двух последних строк.

11. Чистописание:

       книга                  книжный                 книжечка

1.   Подчеркнуть общую часть.

2.   Какие звуки чередуются?

 Книга в счастье укр..тает, а в б..Де — ут..тает.

Подчеркнуть имена существительные.

БОЛЬШАЯ БУКВА В СЛОВАХ

1. Орфографическая разминка:

Как благодарен я черному хлебу,

Чистой в..де из х..л..дн0й криницы,

Лесу з..леному, синему небу, Светлой р..чушке, что в поле струится, Рокоту залитых солнцем кварталов, Городу, где возмужал я с г..дами...

Краю. который з..вут — Беларусь!

П. Бровка

1.   Чему благодарен поэт? Как все это названо одним словом?

2.   Почему последнее слово написано с заглавной буквы?

белорус белорусский — Беларусь.

материал:

Большая буква

Смотрят с почтеньем На букву подруги, Но почему?

За какие заслуги?


43


Буква расти

Пишутся с нею,

Чтобы заметней

не сама захотела,

Им быть

Букве поручено

И виднее.

важное дело,

Чтобы звучали

Ставится в слово

Громко и гордо

Не зря и не просто

Имя улицы,

Буква такого

Города.

высокого роста.

Буква большая —

Ставится буква

Совсем не пустяк.

У строчки в начале,

В букве большой —

Чтобы начало

Уважения знак.

все замечали.

Имя, фамилия

Е. Измайлов


ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (1 урок)

1. Орфографическая разминка: Ландыш МИЛыЙ, ландыш нежныЙ.

Белый ландыш, ландыш — снежный.

Наш цветок!

В. Брюсов

1.             Найти имена существительные и поставить к ним вопросы.

2.             Зачитать остальные слова и поставить к ним ВОПРОСЫ. Что обозначают эти слова?

П. Чистописание:

                            МИЛЫЙ           лепесток

ланДыш

К словам поставить вопросы.

Родился ланДыш в майский День.

Над словами обозначить части речи.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (2 урок)

1. Орфографическая разминка:

 Пьют в..селые букашки

Сок п..хучий из ромашки. Л нарядный мотылеклюбит сок. (А. Масленников) Земляничный

46

От ВЫДелеННЫХ имен существительных поставить ними по смыслу.вопросы к именам прилагательным, которые связаны с

        П. Чистописание:        

пахнет    пахучий       запах В л..су пахнет Душистой липой и молодой сосной.

Подчеркнуть имена прилагательные.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (3 урок)

1. Орфографическая разминка:

Маленькое солнце на моей ладошке — белая ромашка на зеленой ножке! С белым ободочком желтые сердечки...

Сколько на лугу их, сколько их у речки!

З. АлексанДрова

1.   На какие правила встретились слова?

2.   Найти:

а) имена существительные; б) имена прилагательные.звукобуквенный разбор слова маленькое. З. Выполнить

           П. Чистописание:       

          маленький                  малыш                     малышок

1.  Назвать общую часть в словах.

2.  Поставить к словам вопросы.

Смелый маленький подснежник тянется к теплому солнитку.

Подчеркнуть имена существительные — одной волнистой линией, линией.а имена прилагательные, которые от них зависят,

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (4 урок)

1. Орфографическая разминка:

Глаза косые.

Уши большие.

От беды и тревоги Спасают ноги.

47


1.  Назвать слова на правописание:                       ГЛАГОЛ (1 урок) а) безударных гласных, проверяемых ударением;

       б) сочетаний жи-ши.                                                                                                              1. Орфографическая разминка:

2. Назвать:

Рыхлый сне..

Зайчик бегает

а) имена существительные;

темнеет в марте.

            по парте      

б) имена прилагательные.

Тают льдинки

И по карте

З. О ком идет речь в загадке?

на окне.

на стене.

4. Выполнить звукобуквенный разбор слова заяц.

 

С. Маршак

П. Чистописание:1. Вставить пропущенные орфограммы.

2.  Найти имена существительные и прилагательные.

       заяц                    заячий                     зайчонок                                                                       3. Поставить вопросы к выделенным словам.

4. В слове бегает назвать все звуки. У зайца косые глаза и большие уши.

Подчеркнуть имена существительные прямой линией, а зави- [1. Чистописание: симые от них имена прилагательные — волнистой.

                                                                                                                                                              бее            бегать             пробежать             пробежка            беговая

                             ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (5 урок)                                          дуются?1. Найти общую часть в словах. Какие согласные в ней чере-

     1. Орфографическая разминка:                                                                 2. З. Определить Поставить к части словам речи.вопросы.

       Улыбнулись Растрепали шелковые сонные бере..ки,косы.                                      Весело бегут по оврагам говорливые ручейки.

Ш..лестят з..леные с..ре..ки, Подчеркнуть существительные одной линией, глаголы — двумя, И горят серебряные росы. прилагательные — волнистой.

С. Есенин

1.  Вставить пропущенные орфограммы.

2.  Какая пора года описывается? Доказать.

З. Поставить вопросы от имен существительных к именам при-

лагательным.

4. Назвать слова, в которых звуков больше, чем букв, и наоборот.

                            П. Чистописание:        

                           улыбка                         улыбнулись                      улыбчивый

1.  Назвать общую часть в словах.

2.  Назвать имена существительные и прилагательные. Улыбнулись сонные березки.

48

ГЛАГОЛ (2 урок)

1. Орфографическая разминка:

Ветерок пот..нулся, порой н..чной глянул в лужу,

отдыхал в трубе         чистой тучкой п..чной.

вытер нос — Утром выгл..нул 11 довел ее до слез. наружу,

Э. Мошковская

1.            На какое правило пропущены орфограммы? Объяснить написание.

2.            На какие еще правила есть слова?

З. Найти глаголы, поставить к ним вопросы.

4. Выполнить звукобуквенный разбор слова слез.


их

1. Орфографическая разминка:

Ры..ка плавает в в.. де, Ры..ка спинку изогнула, ры..ке весело играть, крошку хлебную вз..ла, ры..ка, ры..ка — озорница, РЫ..Ка хвостиком м..хнула, мы х..тим тебя поймать. рЫ..Ка быстро уплыла.

М. Клокова

1.  Вставить пропущенные орфограммы.

2.  Назвать имена существительные, прилагательные и глаголы.

З. Назвать звуки в слове рыбка.

П. Чистописание:

        рыбка                                                                                                                                         1.

К слову рыбка подобрать однокоренные слова: имя прилагательное и глагол.

Рыбки весело плавали в мелкой речушке.

Обозначить над словами части речи.

4. Определить количество букв и звуков в слове звоном.

                                                  ГЛАГОЛ (4 урок)                                                                       ll. Чистописание:

        1. Орфографическая разминка:                                                                                        звон                    звонкий                    звонить

                                            Умчались школьные года,                                                              1. В каком слове количество букв и звуков не совпадает?

                                          И не ДогОнИшЬ их.                                                                            2. Назвать общую часть в словах.

                                             Но я встречаю иногда                                                                     З. Определить части речи.

                                            Товарищей своих.                                                                                 По стеклу звонко уДаряли капли дождя.

С. Михалков

Подчеркнуть предлоги.

51

1.  Назвать однокоренные слова.

2.  Составить предложение.

     1. Орфографическая разминка:                                                                                               На спортивной площадке Дети играют в мяч.

       Пропл..сали по сн..гам                             У заснеженной р..ки                                    Определить части речи.

       Снежные м..тели.                                       В снежном переулке

       Сн..гири сн..говикам                                 Звонко носятся сне..ки.

Песню просв..стели. Режут ле.. снегурки. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА (4 урок) С. Погорельский

1. Орфографическая разминка:

1. Вставить пропущенные орфограммы.

Назвать однокоренные слова, определить корень.


1.  Объяснить правописание пропущенных букв.

2.  К выделенным словам подобрать однокоренные слова. З. Выполнить звукобуквенный разбор слова вода.

      11. Чистописание:       

     вода                   воДичка                  водный                   водяной

1.   Выделить корень в словах.     

2.   Какие орфограммы есть в словах?

Л воды уж весной шумят.

Обозначить части речи.

ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА (6 урок)

1. Орфографическая разминка:

Скв..рец — отец,

Скв..рчиха — мать

И м..л..дые скворушки С..дели как-то в..черком И оч..щали перы..ки.

В. Орлов

1.  Назвать слова на правописание:

а) безударных гласных;

б) парных звонких и глухих согласных.

2.  Назвать однокоренные слова.

       П. Чистописание:        

скворец  скворчиха   скворушки Скворцы вселились в новый скворечник.

Определить части речи.

ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА (7 урок)

1. Орфографическая разминка:

Чтобы сосны, липы, ели не б..лели, з..л..нели, чтобы новые л..са поднимались в н..б..са,


56

 их под звон и гомон ПТИЧИЙ охр..няет друг — л..сничий.

В. Степанов

1.            Вставить пропущенные орфограммы.

2.            Найти однокоренные слова, определить корень, подобрать еще однокоренные слова.

З. В слове зеленели назвать все звуки. Подобрать к этому СЛОву однокоренные слова.

П. Чистописание:

зелень

1.           Образовать и записать глагол и имя прилагательное. (Зеленеть, зеленый.)

2.           Выделить корень.

Только ели зеленеют на опушке леса.

Разобрать по частям речи.

СЛОВА С ДВУМЯ КОРНЯМИ

1. Орфографическая разминка: Быть может, первый л..стопад Встр..чает этот клен.

В свой самый праздничный наряд Переоделся он.

В. Берестов

1.               Какие два слова «спрятаны» в слове листопаД? Сколько корней в этом слове?

2.               Назвать еще слова с двумя корнями, вторая часть у которых — пас). (Снегопад, водопад.)

З. Какие орфограммы надо проверить в словах листопаД, снееопаД?

4. Какой звук не произносится в слове празДничный? Запомнить написание этого слова.

       11. Чистописание:       

      листопаД                     снегопад                   воДопаД

Выделить корни в словах, подчеркнуть соединительную гласную о. На смену листопаДџ иДет снегопаД.

1.  Обозначить части речи.

2.  Назвать все звуки в слове снегопад.


57


ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА (1 урок)

1. Орфографическая разминка:

Но ц..ревна м..л..дая,

Т..хомолком расцв..тая, Между тем росла, росла, Поднялась и расцв..ла.

А. Пушкин

1.  Из какого произведения строки?

2.  Вставить пропущенные орфограммы, объяснить их написание.

З. К словам молодая, расцвела подобрать однокоренные слова.

     П. Чистописание:     

       молодость               молодой             молоДеНькиЙ            молод

1.            Какая из этих форм является начальной?

2.            Подчеркнуть проверяемую гласную одной чертой, проверочную — двумя.

Под диктовку:

В густом зеленом лесу растут молодые клены.

1.  Разобрать по частям речи.

2.  Подчеркнуть в корне гласные, требующие проверки.

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА (2 урок)

1. Орфографическая разминка: Румяной зарею покрылся восток.

В с..ле за р..кою потух ог..нек.

Р..сой окропились цв..ты на п..лях,

Стада пробудились на МЯ..КИХ лугах.

А. Пушкин

1.  Вставить пропущенные буквы.

2.  Найти слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

З. В слове рёкою назвать все звуки.

         П. Чистописание:       

        река                    речка                     речушка                     реченька

58

1.            Выделить корень, поставить ударение.

2.            Подчеркнуть проверяемую гласную одной чертой, проверочную — двумя.

Звонкие ручейки сбегают в тихую речушку.

Обозначить части речи.

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА (3 урок)

. Орфографическая разминка:

Сын п..сьмо п..сал отцу И поставил точку.

Дочка тоже к п..сьмецу Приписала строчку.

С. Маршак

На какие правила встретились слова?

2. Найти однокоренные слова и продолжить этот ряд своими примерами.

      письмо                      письмецо

1.           Поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные в корне. Подобрать проверочное слово.

2.           Записать четверостишие по памяти.

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА (4 урок)

. Орфографическая разминка:

Л..са вд..ли в..днее,

с..нее н..беса, заметней п ч..рнее на пашне п..л..са  и детские зв..нчее над лугом г..л..са.

А. Блок

Вставить пропущенные орфограммы. На какое правило эти слова?

2. В слове Детские назвать звуки.

59


ПРАВОПИСАНИЕ ПАРНЫХ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ

11. Чистописание:СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА (1 урок)

       Дети                   Детвора                   Детский                  Детишки

. Орфографическая разминка:

Выделить корень в словах.                                   Возле гря..ки — две лопа..ки, Детские аоДы самые чуДесные.                   Возле ка..кп — два ведра.

После утренней заря..ки

      Обозначить части речи.                                                                                                                                               Мы работали на гря..ке —

И поса..ки все в поря..ке, СЛОВА С БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ Е,                    Их теперь полить пора.

                                    ПРОВЕРЯЕМОЙ БУКВОЙ Ё                                                                                                                                                    Е. Благинина

1. На какие правила пропущены орфограммы? Подобрать про-

        Орфографическая разминка:                                                                                       верочные слова.

Глушит сорная трава 2. Как называют участок земли, на котором делают грядки. выращивают овощи? (Огород.) кустики гороха,

З. Назвать в слове огороД все звуки. и морковь видна едва.

                                          В общем, дело плохо.                                                                           ll. Чистописание:

Так не вырастет морковь!

                                          Так не будет толку!                                                                               оеороД              оеороДик               оеороДный

                                           Две сестры сегодня вновь                                                                  Письмо по памяти:

вышли на прополку. Огород огородили, А. Барто Чтобы зайцы не ходили.

Чтобы не клевали

          Назвать слова на правописание:        

То, что дети посадили.

    а) безударных ГЛ“ДсНЫх, проверяемых ударением;                                                                                                                                    Я. Аким

        б) сочетаний жи-ши;             согласных;                                                                           О ком говорится: «Чтобы не клевали»?

в) парных звонких и глухих

г) безударных ГЈЊСНЫХ, не проверяемых ударением.

2. В слове морковь назвать все звуки. ПРАВОПИСАНИЕ ПАРНЫХ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ З. Какой буквой проверяется в слове сестры буква е? Приве- СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА (2 урок) сти еще примеры.

. Орфографическая разминка:

П. Чистописание:                      Как у нашего к..та морковь                 морковный морковка     Шу..ка очень х..р..ша.

Как у котика усы

1.  Выделить корень в словах.     Уд..вительной кр..сы.

2.  Составить предложение с одним из слов. Гла..ки смелые, Хорошая морковь выросла на еряДке.          Зу..ки белые.

Выйдет котик в ог..род

1.  Разобрать предложение по частям речи. Всполош..тся весь н..род.

2.  Выполнить звукобуквенный разбор слова морковь.   (Русская потешка.)

61


60

 

 

1.  Объяснить написание пропущенных орфограмм.

2.  В слове глазки назвать все звуки.

             П. Чистописание:       

       глаз            глазки            ел аз ной          глазок

1.  Выделить корень в словах.

2.  Подчеркнуть проверяемую согласную.

З. Подчеркнуть согласные в корне в слабой позиции.

4. Подобрать проверочные слова.

Под диктовку:

У кошки зоркие глаза, острые зубки, чуткие ушки. Определить все орфограммы.

ПРАВОПИСАНИЕ ПАРНЫХ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА (3 урок)

1. Орфографическая разминка:

Теплый ветер дует тихо, ясен небосво..

Пчелы дружно на гречихе собирают ме.. .

На зеленые дорожки, где следы коле.., свесил синие сере. ли

великан-ове..

Г. Лас)онщиков

1. Подобрать проверочные слова. На какое правило пропуще-

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ

И ПАРНЫХ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА (1 урок)

1. Орфографическая разминка:

        С..бака по тра..ке б..жала,               С..бака подумала:

а ко..ка на ла..ке л..жала.                 «Тя..ко б..жать! Ко..ка подумала:                    Лучше на ла..ке

«Скучно л..жать! л..жать и л. окать...». Лучше по тра..ке С..бака л..жала на ла..ке,

       б..жать и б..жать».                                а ко..ка б..жала по тра..ке.

Т. Собакин

1.  Вставить пропущенные буквы.

2.  Разделить слова на группы— правописание:

а) безударных гласных, проверяемых ударением;

б) парных звонких и глухих согласных. З. В слове тяжко назвать звуки.

       11. Чистописание:       

    тяжко            тяжесть           тяжелый

Подчеркнуть проверяемую согласную одной чертой, проверочную — двумя.

Первые тяжелые капли дождя упали на землю.

Определить все орфограммы.

ны орфограммы?                                                                                                                                      ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ

2. Найти слова на правописание безударных гласных в корне, И ПАРНЫХ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ проверяемых ударением.                      В КОРНЕ СЛОВА (2 урок) З. В слове Дорожки назвать звуки.

      Дорога                          Дорожка                     Дорожный

Спокойной похо..кой идет по перрону с б..льгпим чемоданом б..льгпая В..рсна.

1. Выделить корень в словах.

А рядом с В..рСШОЙ, немножечко сбоку,

2. Поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную в корне.

ее пров..жает на по..з.. Сорока.

По Дорожке весело бежали Дети.

И все б это было совсем х..р..шо, когда бы их ГЮ..З.. д..вно не ушел.

Разобрать предложение по частям речи.

Р. Ткаченко

62

63

. Орфографическая разминка:

П. Чистописание:


1.           Посчитать количество орфограмм в словах с пропущенными буквами.

2.           Назвать слова на правописание:

а) безударных ГеласНЫХ в корне, проверяемых ударением;

б) парных ЗВОНКИх и глухих СогласНЫХ в корне;

в) гласных после шипящих;

г) безударных гласных, не проверяемых ударением. З. ВыпОЛНИТЬ звукобуквенный разбор слова поезД.

П. Чистописание:

     поезД                 езДить                     поезДка                   езда

1.  Определить части речи.

2.  Выделить корень в словах.

З. Подчеркнуть в корне слова парный согласный в слабой позиции. Поел) быстро мчался впереД.

Определить слова, в которых парный согласный требует проверки.

ПРИЗНАКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Орфографическая разминка: — Белка, где твой скла.. гр..бов?

— По карманам у дубов. — Где Д..мишко твой?

— В с..сне.

— А постель?

— Постель на мне.

Н. Авдеенко

Вставить пропущенные буквы.

2. В виде чего записан текст? З. Из чего состоит текст?

4.  Сколько в нем предложений?

5.  Все ли предложения одинаковые? Чем они отличаются?

6.  Прочитать текст в лицах.

7.  В слове белка назвать звуки. Дать им характеристику.

       П. Чистописание:       

белка       беличий       белочка        бельчонок У белки склаД грибов в дупле.

Прочитать предложение с вопросительной интонацией.

Звуки [и], [й] и буквы и, й .

Слог. Слогообразующая роль Гласных .

Перенос слов (1 урок) .

Перенос слов (2 урок) .

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме .

Обозначение на письме твердых и мягких согласных звуков с помощью гласных (1 урок) . 17

Обозначение на письме твердых и мягких согласных звуков с помОЩью гласных (2 урок) .18

Твердые и мягкие согласные звуки                                                                   19

Твердые и мягкие согласные звуки. Закрепление                                           20

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака (1 урок) 20 Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака (2 урок) 21

Двойная роль букв е, ё, ю, я (1 урок) 22 Двойная роль букв е, ё, ю, я (2 урок) . 23 Шипящие согласные [ж], [ч], [щ] . 23 Правописание сочетаний эти, ши, же, те . 24 Правописание сочетаний уси, ши, ча, ща, чу, 25

Правописание сочетаний жи, им, же, те, ща, чу,            26 Правописание сочетаний чк, чн (1 урок) . 26 Правописание сочетаний чк, чн (2 урок)                       27

Звонкие и глухие согласные звуки            27 Парные звонкие и глухие согласные . 28 Непарные звонкие и глухие согласные . 29

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова 29 Правописание парных зв0нких и глухих согласных в середине слова . зо Правописание парных звонких и глухих согласных в середине и на конце слова             . 31 Ударение. Ударные и безударные гласные (1 урок) . 31 Ударение. Ударные и безударные гласные (2 урок) . 32 Правописание безударных гласных (1 урок) . зэ Правописание безударных гласных (2 урок) 33 Правописание безударных гласных (З урок) . 34 Правописание безударных гласных (4 урок) . 35

Правописание безударных гласных (5 урок) .                                                 35

Употребление разделительного мягкого знака                                                36

Правописание слов с разделительным мягким знаком (1 урок)        37 Правописание слов с разделительным мягким знаком (2 урок) 37 Правописание слов с разделительным мягким знаком (З урок) . 38

Двойные согласные в словах .                  39 Перенос СЛОв с ДЕ0ЙНЫМИ согласными 39

Значение слов. Богатство словаря русского языка .                                        40

Слова, близкие по значению                      41 Многозначные слова

Прямое и переносное значение слова .

67

Список использованной литературы

1.                АлексанДров, А. М. Дидактический материал по грамматике, правописанию и развитию речи. 2 класс : пособие для учителя / А. М. Александров. М., 1970.

2.                Антипова, М. Б. Русский язык : учеб. для 1 кл. общеобразоват. тик. с рус. яз. обучения / М. Б. Антипова, А. В. Верниковская, Е. С. Грабчикова. 2-е изд. Мн., 2000.

З. Асташова, А. Н. Путь к тексту : практ. по рус. яз. для учителей начал. кл. / А. Н. Асташова. Мозырь, 2000.

4.                Вильтовская, Я. И. Русский ЯзЫК. 4 класс : учеб. для шк. с бел. яз. обучения / Я. И. Вильтовская, Л. В. Елисеева, А. Н. Наумович. Мн., 1995.

5.                Журжина, Ш. В. Дидактический материал по русскому ' языку. 2 класс : пособие для учащихся 4-летней начал. тик. / Ш. В. Журкина, Н. В. Костромина. 3-е изд. М., 1991.

б. Занимательный материал по русскому языку. 2—3 классы / сост.

М. П. Лукашук. 2-е изд., перераб. и доп. Мн., 1980.

7.               Максимук, Н. Н. Сборник диктантов по русскому языку. 2—4 классы / Н. Н. Максимук. М., 1999.

8.               Матвеева, А. Н. Сборник диктантов для начальных классов / А. Н. Матвеева, Р. В. Васильева, А. Л. Бугаева. М., 1987.

9.               Панов, Г. А. Занимательные задания по русскому языку (1—4 классы) : пособие для учителя / Г. А. Панов. М., 1964.

10.             Программа для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским языком обучения с 12-летним сроком обучения. классы. Мн., 2004.

l l . Ушаков, Н. Н. Занимательный материал к урокам русского языка в начальной школе : пособие для учителей / Н. Н. Ушаков. М., 1967.

Содержание

з Предисловие .

4

4

5

Язык и

Текст. Тема текста 7

Звуки речи. Буквы

8 9

Алфавит .

Гласные звуки. Определение гласных звуков в словах устной речи по

10 их акустико-артикуляционным признакам .

Согласные звуки. Определение согласных звуков в словах устной речи. по их акустико-артикуляционным признакам . 10 Различие гласных и согласных звуков (букв) Закрепление знаний о гласных и согласных

66


ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

. Орфографическая разминка:

— Что ж ты, еж, такой к..лючий(..)

— Это я на ВсЯКИЙ случай(..) Знаешь, кто мои соседи(..)

Волки, лисы и м..дведи.

Б. ЗахоДер

1. Какой это текст: стихотворный, прозаический, диалог, МОнОЛОГ?

2. Вставить пропущенные знаки препинания и орфограммы. З. Выполнить звукобуквенный разбор слова волки.

        11. Чистописание:       

       волк                    волчонок                 волчий

1.  Выделить корень в словах.

2.  Какой звук чередуется?

З. К слову волчий подобрать существительное.

4. Объяснить значение выражения волчий аппетит. Письмо по памяти: Волки рыщ..т, пищ.. ищ..т.

ПОНЯТИЕ О ТЕКСТЕ. ТЕМА ТЕКСТА

1. Орфографическая разминка:

       Стоит бере..ка з..лена,                               кр..сна, как летняя п..ра.

       как вешний день,                                    А это ива, ива, ива,

шумит она. как ночь ..сенняя А вот с..сна. Ее к..ра ПЛ..КСИВа.

Т. Белозеров

1.                  К словам с пропущенными орфограммами подобрать проверочные слова.

2.                  О чем говорится в тексте? Определить тему текста З. С чем сравниваются березка, сосна, ива?

4. Выполнить звукобуквенный разбор слова сосна.

       П. Чистописание:      

      сосна                    сосновый                       сосенка

Выделить корень. Подчеркнуть проверяемую гласную в корне.

Шумят у Дороги высокие сосны.

Разобрать по частям речи.

Слова, противоположные по значению .

Слова, близкие и противоположные по значению .

Имя существительное ( I урок) .

Имя существительное (2

Большая буква в словах . Имя прилагательное (1 урок) .

Имя прилагательное (2 урок)

Имя прилагательное (З урок) Имя прилагательное (4 урок)

Имя прилагательное (5 урок) .

Глагол (1 урок)                    49 Глагол (2 урок) .              49

Глагол (З урок) .                  50 Глагол (4 урок) .              50 Понятие о предлоге .      51 Правописание предлогов .                     52

Предлог. Закрепление .                                                                                       52

Однокоренные (родственные) слова. Корень слова (1 урок) .                       53

Однокоренные слова (2 урок) .                  54 Однокоренные слова (З урок) .            54 Однокоренные слова (4 урок)               55


Однокоренные слова (5 урок)                    55 Однокоренные слова (6 урок)              56 Однокоренные слова (7 урок) .             56

Слова с двумя корнями                                                                                      57

Правописание безударных гласных в корне. слова (1 урок)58 Правописание безударных гласных в корне слова (2 урок)58 Правописание безударных гласных в корне слова (З урок) .59 Правописание безударных гласных в корне слова (4 урок) .  59

Слова с безударной гласной е, проверяемой буквой ё .60

Правописание парных звонких тт глухих согласных в корне слова

(l урок) .  61

Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова

(2 урок) .  61

Правописание парных ЗвОНКиХ и глухих согласных в корне слова

(З урок) .  62 Правописание безударных гласных и парных звонких и глухих согласных Б корне слова (1 урок)  63 Правописание безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слова (2 урок) .          63 Признаки предложения64

Знаки препинания в конце предложения .                                                        65

Понятие о тексте. Тема текста                                                                           65

        Список использованной литературы                                                        66