Орфографические разминки и минутки чистописания для 2 класса.
Для проведения орфографических разминок и минуток чистописания используются слова, предложения и четверостишия из литературных текстов и произведений устного народного творчества, словарные слова, знакомство с которыми будет способствовать подготовке учащихся к изучению новой темы или повторению изученного материала. Эффективному запоминанию словарных слов, их значений и употребления в речи помогут подобранные к ним группы однокоренных слов.
Речь. Устная и письменная речь
1. Орфографическая разминка.
Всё, чему научит школа,
В жизни пригодится.
Это знаем мы и будем
Хорошо учиться.
А. Барто
- О чём этот текст?
- Из чего состоит текст?
- Сколько в нём предложений?
2. Минутка чистописания: ш шш шк еш
школа школьник школьный
- Чем похожи слова?
- Найдите общую часть слов.
- Как называются эти слова?
Ребята спешат в школу.
- Сколько слов в предложении?
- Спишите предложение, поставьте в словах ударение.
Дополнительный материал.
Школьнику.
Старику опорой будь.
Малышей не дай в обиду,
Уступай больному путь
И скамейку инвалиду.
С. Маршак
Монолог и диалог
1. Орфографическая разминка.
- Мышонок, от чего у тебя нос грязный?
- Землю копал.
- А зачем?
- Норку делал?
- Для чего норку делал?
- От тебя, Лиса, спрятаться?
В. Бианки
1. Определите количество предложений в тексте. Все ли они одинаковые?
2. Прочитайте предложения, в которых содержится:
а) вопрос,
б) ответ.
3. Кто ведёт разговор?
4. Прочитайте стихотворение по ролям.
2. Минутка чистописания: л ллл ли ле ел
лиса лисёнок лисята лисий
У лисы в норе подросли лисята.
1. Поставьте в словах ударение.
2. Подчеркните безударные гласные.
3. Прочитайте предложение с вопросительной интонацией и ответьте на вопрос.
Звуки речи. Буквы
1. Орфографическая разминка.
Спокойной походкой идёт по перрону
с большим чемоданом большая Ворона
А рядом с Вороной, немножечко сбоку,
Её провожает на поезд Сорока.
И всё б это было совсем хорошо,
Когда бы их поезд давно не ушёл.
Р. Ткаченко
- Определите тему текста.
- Назовите главных героев.
- Почему слова Ворона и Сорока написаны с заглавной буквы?
- Найдите односложные слова.
- Назовите слова, которые начинаются со звуков [в], [с].
- Какими буквами обозначаются эти звуки на письме?
- Какие ещё звуки обозначат буквы в и с?
2. Минутка чистописания. в ввв во вр
ворона время воронята вороний
- Назовите все звуки в слове ворона.
- Поставьте в словах ударение, подчеркните безударные гласные.
На родной сторонушке рад родной воронушке.
- Объясните смысл пословицы.
- Слова и предложение поделите на слоги.
Дополнительный материал.
а) В каких случаях так говорят?
Белая ворона - ………. (о том кто резко отличается от других, не похож на
окружающих).
Ворон считать (ловить) - ……….. (ротозейничать, зевать)
б) Народные приметы.
Вороны садятся на деревья головами в разные стороны – к безветренной погоде.
Голос у вороны звучит громко, птица подвижна и проворна – к ясной поде.
Голос звучит глухо, лениво, сидят на деревьях, нахохлившись, застыв, словно
чучело, и опустив крылья, - к ненастью.
Алфавит
1. Орфографическая разминка: Буквы разуму верны,
И за это им даны
Высочайшие права
Образовывать слова.
Я. Козловский
- Объясните смысл прочитанного.
- Расскажите, как буквы образуют слова.
- Назовите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.
- Назовите буквы в алфавитном порядке. Для чего надо знать алфавит?
2. Минутка чистописания б ббб бебеб бу бы
Буква бежать быстрый
- Назовите слово, которое обозначает:
а) действие предмета;
б) признак предмета;
в) предмет.
К слову буква подберите родственные слова.
Мы знаем гласные и согласные буквы.
- Назовите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.
- Слова из предложения назовите в алфавитном порядке
Дополнительный материал.
а) Стал буквы в чёткий строй.
Строй как строй.
Да не простой.
Он зовётся алфавит,
Всюду путь ему открыт.
Я. Козловский
б) Тридцать три родных сестрицы,
писаных красавицы,
на одной живут странице
а повсюду славятся
Б. Заходер
Закреплении знаний о гласных и согласных звуках (буквах)
1. Орфографическая разминка
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам!
А. Кузнецова
- Назовите родственные слова и выделите в них общую часть.
- Назовите слова, в которых все согласные звуки твёрдые, мягкие.
- Найдите слова, в которых все гласные обозначают твёрдость предыдущего
согласного звука.
- Назовите звуки в слове скучно. Объясните различие в произношении и напиании
этого слова
2. Минутка чистописания
д ддд др ди де
друг дружный друзья
- Чем похожи слова?
- Какое слово лишнее и по какому признаку? (Слово друг – односложное)
- Подчеркните буквы, означающие согласные звуки.
- Назовите все звуки в слове дружный.
Друг познаётся в беде.
- Объясните смысл пословицы.
- Определите количество слогов в словах.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.