Организационно правовые меры государства по защите детей от жестокого обращения

  • Педсоветы
  • doc
  • 16.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более актуальной. Масштабы распространения насильственных отношений к несовершеннолетним диктуют необходимость принятия радикальных мер. Несовершеннолетние во всем мире страдают от многих форм насилия и контроля по причине собственного бессилия и неравноправия.
Иконка файла материала Организационно-поравовые меры государства по защите детей от жестокого обращения.doc
«Организационно правовые меры государства Доклад  по защите детей  от жестокого обращения» Н.В. Плескачевская Социальный педагогДоклад: «Организационно правовые меры государства по защите детей от жестокого обращения» (Слайд 1). «Ребенок должен быть защищен от всех форм  небрежного отношения, жестокости и эксплуатации» Принцип 9 Декларации прав ребенка (20 ноября  1959 г.) (Слайд 2) В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более актуальной. Масштабы распространения насильственных отношений   к   несовершеннолетним   диктуют   необходимость   принятия радикальных мер. Несовершеннолетние во всем мире страдают от многих форм насилия   и   контроля   по   причине   собственного   бессилия   и   неравноправия. Насилие   не   является     исключительным   явлением   для   Казахстана;   в   каждой стране,   различных   культурах,   классах,   в   сфере   просвещения   существуют различные,   только   этой   стране   присущие   виды   насилия   и   это   не   зависит   от уровня доходов и этнического происхождения. Следует обратить внимание на то, что большинство случаев жестокого обращения с детьми в семье остается вне поля зрения государственных органов, ввиду высокой латентности такого вида нарушений прав детей и слабого контроля органов государственной власти за соблюдением прав детей при проживании в семьях.  (Слайд 3)  Среди   причин   возникновения   жестокого   обращения   с   детьми можно выделить следующие:  безработица или низкая материальная обеспеченность;  алкоголизм одного или обоих родителей;  одиночество или распавшийся брак;  слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность;  озлобленность родителей или разочарованность в жизни;  физическое или психическое переутомление;  незрелость родителей;  эгоизм родителей, их стремление к развлечениям;  отсутствие привязанности к ребенку;  чрезмерная требовательность;  рождение другого ребенка;  большое количество детей;  нежеланный ребенок (как повод и принуждение к заключению брака);  преждевременно   родившийся   в   браке   ребенок,   дающий   повод   для размолвок и разрыва;внебрачный ребенок как объект вымещения зла на его родителя;  ребенок с физическими и психическими недостатками, от которого хотят избавиться;  (слайд 4)  Жестокое   обращение   с   детьми   и     подростками,  как   правило, происходит   в   следующих   группах   семей:   алкоголики   и   наркоманы; малообеспеченные семьи, в которых один из родителей или оба безработные. Потенциальными жертвами жестокого обращения в семье являются нежеланные, болезненные, с хроническими заболеваниями дети. Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда является: серьёзный ущерб для здоровья, развития и социализации ребёнка, нередко – угроза для жизни. Казахстанские   социологи   установили,   что   каждый   пятый   ребенок   в Казахстане подвергается насилию в семье. По данным государственных служб Казахстана, в республике более 300 детей страдают от насилия. Эти несчастья постигаю их на улице и в собственных семьях (слайд5)  Специалисты,   проводившие   исследования,   отмечают,   что физическое   насилие   над   детьми   часто   воспринимается   как   само   собой разумеющееся   явление   и   не   вызывает   осуждения   общественности.   Страшнее самого   насилия   его   последствия!   40%   детей,   которые   были   жертвами   и свидетелями бытового насилия, не могут избежать его и в зрелом возрасте – они либо опять становятся его жертвами, либо сами его совершают, т.к. живя   в такой обстановке, считают насилие в семье не преступлением, а приемлемым способом решения семейных конфликтов.  (слайд 6)  Большую роль в распространении жестокости к детям играет неосведомленность   родителей   или   лиц   их   заменяющих,   о   том,   какие   меры воздействия недопустимы по отношению к ребенку, непонимание того, что не каждое   воспитательное   воздействие   идет   ребенку   на   пользу.   Немаловажное значение имеет и низкая правовая культура населения, недостаточные знания законодательных норм, охраняющих права ребенка и гарантирующих наказание виновных, в том числе нарушение основных прав человека и ребенка. Защита   детей   и  несовершеннолетних   от   насилия,  жестокого   обращения имеет   важное   значение   для   всех   аспектов   их   выживания,   роста   и   развития. (слайд 7) Никакое насилие в отношении детей и несовершеннолетних  не имеет оправдания; любое  насилие поддается предупреждению. Сегодня наблюдается распространенность насилия в отношении детей в открытом   социуме,   рост   преступлений   в   семейно­бытовой   сфере.   Все   эти обстоятельства   говорят   о   том,   что   несовершеннолетние   являются   наиболее уязвимой   категорией   населения.   Поэтому   проблема   жестокости   и   насилия   в отношении   детей   признана   во   всем   мире   приоритетной,   что   закреплено   в Международной Конвенции ООН по правам ребенка.     (Слайд 8)  Эффективность   защиты   от   насилия   зависит   от   комплекса различных   мероприятий.   Работа   по   предотвращению   насилия   в   семье осуществляется  специализированными службами. Например, кризисные центры, убежища   стационарного   и   дневного   пребывания,   телефоны   доверия,   детские приюты,   центры   социальной   реабилитации   для   несовершеннолетних,   центрыпсихолого­педагогической   помощи   населению,   социальной   помощи   семье   и детям, комплексное социальное обслуживание населения. (слайд   9)  Статья   1   Конвенции   о   правах   ребенка   говорит   о   том,   что «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18­летнего возраста». Сейчас, когда большую огласку получают сведения о масштабах и последствиях   всех   форм   насилия   в   отношении   детей,   каждому   ребенку необходимо   обеспечить   эффективные   предупредительные   и   организационно­ правовые меры по их заботе и защите, на которые они имеют право. Согласно Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Казахстаном в 1994   году,   государства   –   участники   принимают   все   необходимые   меры   для обеспечения   защиты   ребенка   от   всех   форм   дискриминации,   физического   и психологического   насилия.   А   также   принимают   необходимые   меры   по обеспечении защиты несовершеннолетних от сексуального злоупотребления, со стороны родителей.  (слайд   10)  Законодательство   Республики   Казахстан   запрещает осуществление насилия в отношении детей. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 17  Конституции Республики Казахстан  никто не должен подвергаться пыткам,   насилию,   другому   жестокому   или   унижающему   человеческое достоинство обращению или наказанию. (слайд   11)  В   действующем   законодательстве   Казахстана   принцип приоритета   защиты   интересов   Прав   ребенка   закреплен   в   Конституции   РК   и Законах РК «О браке (супружестве) и семье», «О правах ребенка». (слайд 12)  В соответствии с п.2 ст 10 Закона РК   «О правах ребенка» государство  обеспечивает личную неприкосновенность ребенка, осуществляет его защиту от   физического и психического насилия, жестокого, грубого или унижающего   человеческое   достоинство   обращения,   действий   сексуального характера   и   иных   видов   деятельности,   ущемляющих   закрепленные Конституцией РК права и свободы человека.  (слайд   13)  Кодекс   Республики   Казахстан   об   административных правонарушениях:   Глава   12   «Правонарушения,   посягающие   на   права несовершеннолетних», статьи 111­117. Лица, совершившие насилие в отношении ребенка, несут ответственность в зависимости от тяжести совершенного преступления. (слайд   14)  Принятыми   в   последнее   время   законодательными   актами увеличены   пределы   уголовного     наказания     за   преступления,   совершенные   в отношении несовершеннолетних. К ним относятся следующие статьи УК РК: «Изнасилование»   (120);   «Насильственные   действия   сексуального   характера» (121); «Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16­летнего возраста» (122); «Развращение малолетних» (124);   Уголовное   законодательство   предусматривает   наказание   за   физическое насилие,   включая   побои   и   истязания,   преступления   против   половой неприкосновенности   личности,   оскорбление,   совершенное   в   отношении   всех граждан, включая детей. (слайд 15) В УК РК  предусмотрена специальная глава «Преступления   против   семьи   и   несовершеннолетних».   В   эту   главу   включена новая для нашего законодательства норма ­  ст 138 «Невыполнение родителямиобязанностей   по   воспитанию   несовершеннолетних,   соединенное   с   жестоким обращение   с  ними,    ненадлежащее   исполнение   обязанностей   по   обеспечении. Безопасности жизни и здоровья детей.  Таким   образом,   казахстанское   уголовное   законодательство   предус­ матривает ответственность практически за все виды физического и сексуального насилия над детьми. Из возможных форм психического насилия наказывается только угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, доведение до самоубийства. (слайды 16) Сегодня Министерством внутренних дел внесены поправки  в Закон   РК   «О   профилактике   правонарушений   среди   несовершеннолетних   и предупреждении детской безнадзорности беспризорности».   Введены правовые ограничения для несовершеннолетних на посещение ночных клубов, дискотек, казино и залов игровых автоматов, компьютерных клубов ст. 336­3.  Таки образом законодательство закрепляет право ребенка на защиту своих прав и законных интересов.   Жестокое   обращение   с   детьми   может   проявляться   не   только   в осуществлении   родителями   физического   или   психического   насилия   над   ним либо   в   покушении   на   их   половую   неприкосновенность,   но   и   в   применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей. (слайд   17)  Специалистами     Департамента   по   защите   прав   детей   было проведено   исследование       вопроса     соблюдения   прав   детей     на   физическую неприкосновенность.  Данные, полученные   в ходе опроса 1274  детей в возрасте от 11 до 17 лет,   показали, что в повседневной жизни респондентам достаточно часто   приходится   сталкиваться   с   фактами       физического   насилия   в   виде рукоприкладства,   агрессии со стороны взрослых, сверстников, с различными формами   психологического   давления   как   на   улице,   так     в   семье   и   школе. Значительная часть детей относит к формам жесткого обращения сексуальное и экономическое   насилие   –   принуждение   к   попрошайничеству,   использование детского труда. Эти факты свидетельствуют о том, что  проявление агрессии и насилия   по   отношению   к   детям   стало   явлением,  часто   их   сопровождающим. (слайд   18)  Уязвимость   детей   к   насилию   объясняется   их   физической, психической   и   социальной   незрелостью,   а   также   зависимым,   подчиненным положением по отношению к взрослым, будь то родители, опекуны (слайд 19)Жестокое обращение с детьми – это проблема воспроизводства жестокости в обществе. Она не привносится извне, она произрастает изнутри. Давайте   решим:   пройдем   мимо,   или   сделаем   все,   что   в   наших   силах,   что соответствует нашей совести. Перед нами, социальными педагогами и психологами стоит важная задача: оказывать детям и их родителям педагогическую и психологическую помощь, заниматься профилактикой и предупреждением жестокого обращения с детьми. В нашей школе­гимназии накоплен практический опыт работы по этой проблеме, который мы сегодня представим Вашему внимании.  (слайд 20) Спасибо за внимание.