«Организация безотметочного обучения»
Предмет: окружающий мир
Обоснования выбора темы
Безотметочное обучение по прежнему актуальная идея; более того, актуальность сегодня значительного возросла. Помимо прочных предметочных знаний, одним из требований современного общества становиться формирования человека активного, инициативного, умеющего действовать в постоянно изменяющихся обстоятельствах.
Сегодня особую значимость приобретает умение самостоятельно оценивать ситуацию, не ориентируясь на оценку, данную извне.
Чем младше школьник, тем больше он нуждается в оценке каждого своего учебного усилия. Поэтому оценка должна быть наиболее содержательной, объективной и дифференцированной.
Цель деятельности
Систематизировать инструментарий для безотметочного периода обучения и форм фиксации.
Особая роль в оценивании учебной деятельности начинающих учеников отводиться самооценке. Самооценка, как один из компонентов деятельности, связана с процедурой оценивания. При самооценке ученик сам дает содержательную и развернутую характеристику своих результатов по заданным критериям, анализирует свои достоинства и недостатки, а также ищет пути устранения.
Важность самооценки заключается не только в том, что она позволяет ребенку увидеть сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что на основе осмысления этих результатов, он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.
При этом каждому виду деятельности, к каждому этапу урока необходимо подбирать наиболее подходящие способы оценивания.
Система оценивания должна базироваться на следующих принципах:
1. Важность. Для оценивания необходимо выбрать лишь самые важные ожидаемые результаты.
2. Адекватность. Необходимо выбрать точный инструмент оценивания, т.е. задания, которые показали бы нам, что ученик овладел необходимыми ЗУН-ами.
3. Объективность. Необходимы конкретные критерии оценивания.
4. Интегрированность. Оценивание должно быть включено в сам процесс обучения.
5. Открытость. Ученики должны знать заранее, что и как будет оцениваться.
6. Простота. Процесс и формы оценки должны быть просты и доступны в применении и пользовании. Вводить критерии надо постепенно, по мере освоения самого инструмента оценки.
Практическая часть.
Система действий учителя по организации безотметочного обучения в первом классе на уроках окружающего мира (система инструментов и форм фиксации)
- использование « Волшебных линеечек»
-знаковая символика («Карточка сомнений».«Светофор»)
-оценочная лесенка
-словесная оценка
№ |
Система действий учителя |
Ссылка на приложение |
1. |
Оценка конкретного задания |
Приложение 1 |
2. |
Оценка устного задания |
Приложение 2 |
3. |
Оценка качества усвоения по теме |
Приложение 3 |
Приложение 1
Суть задания |
Инструмент |
Критерий |
Слова учителя |
|
Выбор и обозначение объектов живой и не живой природы. (Рассмотри рисунок и закрась кружки синим цветом то, что относиться к неживой природе, а зеленым - к живой .) |
Знаковая символика («карточка сомнений», «светофор»
|
Полнота (правильность) |
Те дети, которые уверены, что выделили все карточки нужным цветом, на полях поставят + (или О-зеленый). Те, которые сомневаются, у кого какие – либо кружочки остались не закрашены, ставят ?(О- оранж.); Те, кто не узнает на рисунке, что относится к живой или неживой природе, кто не закрасил кружочки, ставит себе - ( или О – красн.) |
|
Наклеивание картинок из приложения. ( В пустые рамки наклей, картинки, относящиеся к живой и неживой природе- с зел. кр.; к неживой с синимкруж.) |
«Волшебные линеечки» |
Аккуратность (расположение) |
На самом верху линеечки «аккуратность» (расположение) поставят себе крестик те дети, кто считает, что вырезал достаточно ровно по линиям и наклеил картинку так, что клея не видно, а края картинки приклеены.У кого клей виден на работе и края не приклеены, тот ставит крестик внизу линеечки. (= кто считает, что расположил картинку в центре рамочки - ставит крестик вверху; кто вышел за рамочки–ставят крестик внизу.) |
|
Выбор и обозначения лишнего рисунок в каждом ряду. (Найди лишний рис. в каждом ряду и обведи его) |
«Волшебные линеечки» |
Знание |
Прежде чем приступить к заданию, с помощью линеечки оцените, насколько вы различаете объекты живой и неживой природы. Кто совершенно уверен, что справиться с заданием ставит крестик вверху; кто убежден, что не определит ни одного объекта живой и неживой природы ставит крестик внизу. |
|
Рисования объектов живой и неживой природы в рамочках на выбор школьника (нарисуй, что тебе нравиться в живой и неживой природе) |
Оценочная лесенка |
Красота (правильность) |
Попробуй сам оценить свою работу, и поставь себя на 4 – ую ступеньку, если ты смог нарисовать объект живой и неживой природы; на 3 –ю ступеньку – если ты выполнил задание, но с небольшими недочетами; на 2 –ую ступеньку – если ты смог нарисовать только один объект живой или неживой природы. На 1– ую ступеньку – если ты не смог нарисовать ни один объект.
|
|
Приложение 2 |
||||
Самостоятельное определение объектов живой и неживой природы из окружающего мира. (Самостоятельно назвать любые предметы живой и неживой природы из окружающего нас мира.) |
Словесная оценка |
Правильность (знание) |
Ты будешь молодец, если назовешь не менее 5 - ти объектов живой природы и не менее 5 - ти объектов неживой природы. |
|
Карта индивидуальных достижений .
Карта индивидуальных достижений учащегося заполняется при изучении тем (разделов, блоков, модулей) по предмету «окружающий мир».
№ |
ф.и. ученика |
содержание учебного материала (тема, раздел, модуль) |
уровеньусвоения (качественная оценка) |
|
|
|
- усвоил; - усвоил частично (> 50 %); - усвоил частично (< 50 %); - не усвоил |
Для показания достижений ученика, для их оценки, уровня развития используются накопительные папки. “Папка достижений ученика”, которая представляет собой подборок лучших работ ученика, творческих работ, отражающих его интересы, увлечения, прогресс, сообщения, свои собственные стихи, составленные кроссворды на определённую тему и т.д.
“Папка достижений ученика” предоставляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и способствует участию детей в оценке своей собственной работы.
Приложение 3
Форма фиксации результатов:
Успехи фиксируются условными обозначениями:
+ - материал усвоен в полном объеме
? - материал усвоен частично
- материал не усвоен
|
Темы Ф.И. учащегося |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11… |
1. |
Иванов С. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
? |
+ |
- |
? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Темы по предмету «окружающий мир» 1 класс:
1. Определить объекты живой и неживой природы.
2. Умение определить временной порядок в жизни человека (девочка – девушка – женщина - старушка).
3. Общение с миром через обоняние, осязание, зрение, слух, вкус.
4. Умение определять старинные и современные предметы для обучения.
5. Умение отличать комнатные растения от растений на улице.
6. Аквариумные рыбки.
7. Обитатели живого уголка.
8. Классификация животных: насекомые, птицы, рыбы, звери.
9. Семья – дерево.
10. Семья – часть народа.
11. Природа в доме: домашние животные и комнатные растения.
12. Откуда в наш дом приходит вода, газ, электричество.
13. Красивые камни (малахит, бирюза, янтарь…)
14. Комнатные растения.
15. Сад и огород.
16. Овощи и фрукты.
17. Хлеб и каша, чай и кофе.
18. Дикорастущие и культурные растения.
19. Собака в нашем доме.
20. Кошка в нашем доме.
21. Дикие и домашние животные.
22. Режим дня.
Методические рекомендации.
Самооценка ребенка предшествует оценке учителя, а итоговая оценка определяется в результате беседы взаимодействующих сторон. В качестве одного из способов дифференцированного оценивания используются оценочные шкалы. С первых дней пребывания учащихся в школе начинается обучение оцениванию своих работ с помощью ''линеечек''.
«Волшебная линеечка» - это отрезок, разделенный на высокий, средний и нижний уровни, который может быть расположен горизонтально или вертикально.
Крайняя правая точка или верхняя точка– это высший уровень, который достигается, если задание выполнено максимально приближенно к образцу (эталону). Средний уровень – середина линеечки, отмечается учителем или самим учеником в том случае, если школьнику не совсем удалось выполнить работу по образцу. Низкий уровень свидетельствует о том, что задание выполнено неправильно, далеко от стандарта, от образца.
Любому оцениванию с помощью «линеечки» должна предшествовать следующая работа:
1. выбор критерия, по которому оценивается данная работа (в 1 классе задавать только один критерий)
2. самостоятельная работа
3. сравнение (анализ) выполненной работы с образцом (эталоном)
4. оценивание.
Для оценивания ученик рисует на полях тетради, напротив выполненной работы, и ставит на ней крестик на том уровне, которого, по его мнению, он достиг. Сразу же после самооценивания учитель проводит беседу, в ходе которой ребенок обосновывает свой выбор на линеечке, объясняет: что ему удалось выполнить, что не удалось, над чем еще необходимо поработать. При проверке тетрадей учитель ставит свой крестик красного цвета в то место, где, по его мнению, он должен находиться. Если оценки ученика и учителя совпали, учитель обводит крестик ученика кружком.
Оценки не совпали: Оценки совпали:
Получая тетрадь, ученик смотрит, где находится крестик учителя, есть расхождения в оценке, завысил или занизил он свою оценку, адекватно или неадекватно оценил себя. Несовпадение оценок – повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки.
С помощью ''линеечек'' можно предельно лаконично оценить все, что подлежит оцениванию в терминах ''больше – меньше''.
В системе безотметочного обучения для самооценки используется трехцветный индикатор-красный (знаю, умею), зеленый (умею, но сомневаюсь), синий (не умею) - цвета, традиционно используемые в психолого-педагогической диагностике.
Также, уже с первых уроков, ученикам предлагается лесенка из 10 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа - первый опыт ребенка по самооценке, которая впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке. Чаще всего дети ставят себя на верхние ступеньки.
Я все знаю, все умею
Я ничего не знаю, не умею.
В 1 классе ребенок способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем, сопоставить свою оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия. На данном этапе важна индивидуальная работа учителя с ребенком по коррекции формирования умений.
Один из вариантов безотметочного обучения – это уровневый подход к формированию и оценке результатов обучения.
1 уровень – фактологический(примитивный)
На этом уровне:
· Ребёнок узнаёт и называет объекты или явления (предметы или процессы);
· Выделяет объекты из ряда однородных и разнородных;
· Даётопределениепопамяти.
В основе данного уровня лежит один единственный процесс – запоминание. Эти знания непрочные, недолговечные. Но это фундамент, база, этот уровень необходим, т.к. следующий уровень будет базироваться на фактологическом.
Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:
ü Ктоэто?
ü Чтоэто?
ü Какназывается … (поопределению)?
ü Выдели, выпиши. Дайопределение.
ü
2 уровень – описательный
На этом уровне:
· Ребёнок начинает анализировать, выделять части объекта;
· Сравнивает объекты или явления по их частям, находят сходства и отличия;
· Устанавливает аналогии, т.е. сходства по частям.
Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:
ü Изчегосостоит?
ü Какпроисходит?
ü Опиши. Сравни.
ü Начтопохоже?
ü Приведисвоипримеры.
3 уровень – доказательный (формируется на базе двух предыдущих)
Наэтомуровне:
· Ребёнок выделяет существенные и несущественные признаки;
· Устанавливаетпричинно-следственныесвязи;
· Прогнозирует изменение процесса при изменении условий;
· Пытается дать своё определение, т.е. назвать существенные признаки объекта.
Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:
ü Почему?
ü Выделиглавное.
ü Отчегозависит?
ü Чтопроизойдёт, если …?
ü Докажи.
ü Дайсвоёопределение.
4 уровень– творческий
Для его формирования необходимо создать соответствующие условия, освободить ребёнка от рамок правильности. Формирование творческого уровня происходит в начальной школе.
На этом уровне:
· ребёнок изображает процесс или объект так, как он понимает, не по образцу, а по своему собственному мнению, главное, чтобы было правильно.
Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:
ü Изобрази, кактыпонимаешь?
ü Объясни, кактыпонимаешь?
Существуют универсальные вопросы, которые позволяют получить три варианта правильных ответов, выявить три первых уровня.
ü Ктотакиеживотные?
|
Механизм перехода от данной системы к принятой пятибалльной можно проследить в следующей таблице.
«3» |
Ф (фактологический) |
«4» |
О (описательный) |
«5» |
Д (доказательный) |
«5/5» |
Т (творческий) |
Вместо оценок можно поставить буквы.
Предполагаемые результаты.
При
умелой организации безотметочного обучения в начальной школе в классе создается
атмосфера психологического комфорта не только для ученика, но и для его
родителей и учителя.
Общими доходами при построении безотметочного обучения является соблюдение педагогических
условий:
- средства оценивания должны отражать индивидуальные продвижения;
- оцениванию не должны подлежать личностные качества (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия);
- недопустимо сравнение учащихся друг с другом, их ранжирование;
- самооценка должна предшествовать оценке учителя.
Выводы.
Модернизация начальной школы выступает ключевым звеном процессов реформирования, поскольку именно она задает вектор творческого саморазвития на весь дальнейший жизненный путь личности.
На современном этапе развития системы начального образования безотметочное обучение становится одним из ведущих средств решения стратегических задач школы первой ступени.
Оценочные шкалы должны быть все время разные, чтобы система оценок не была привязана только к пяти - десяти - сто балльной шкале, а обладала гибкостью, была в состоянии тонко реагировать на прогресс (или регресс) в успеваемости ученика. "Цену" каждого задания, то есть максимальный балл, который можно получить за безупречное выполнение задания, учитель обсуждает вместе с детьми.
Оценка учителя - это, прежде всего, средство выращивания здоровой самооценки ребенка, поэтому ученики должны:
- с помощью учителя искать однозначные, предельно четкие критерии оценки,
-участвовать в разработке оценочных шкал вместе с учителем.
Самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя, лишь тогда оценочные отношения перестанут быть односторонними.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.