Организация дистанционного обучения детей младшего школьного возраста с учётом их возрастных особенностей
Оценка 4.6

Организация дистанционного обучения детей младшего школьного возраста с учётом их возрастных особенностей

Оценка 4.6
docx
18.05.2020
Организация дистанционного обучения детей младшего школьного возраста с учётом их возрастных особенностей
Дистанционное обучение. Методические рекомендации.docx

Организация дистанционного обучения детей

младшего школьного возраста

с учётом их возрастных особенностей

 

методические рекомендации

 

Содержание

 

1.                 Психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

2.                 Особенности дистанционного образования детей младшего школьного возраста.

3.                 Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в условиях дистанционного обучения.

4.                 Рекомендации учителям начальных классов при дистанционном обучении.

5.                 Рекомендации для родителей младших школьников при дистанционном обучении.

 

Психологические и возрастные особенности детей

 младшего школьного возраста

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. Ребёнок приобретает новую социальную роль – роль школьника, которая непосредственно связана с учебной деятельностью. Ведущей деятельностью данного периода является учебная деятельность.

Учебная деятельность побуждается различными мотивами: у ребёнка наблюдается познавательная активность, появляется стремление к саморазвитию. Успехи в учебе способствуют формированию его адекватной самооценки, в то время как, неудачи приводят к формированию комплексов неполноценности или развитию синдрома хронической неуспеваемости[1].

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует развитие психических процессов познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Наиболее характерная черта восприятия этих учащихся – его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов.

Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Произвольное внимание младшего школьника требует так называемой близкой мотивации, при которой младший школьник может заставить себя сосредоточенно работать (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.).

Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

При дистанционном обучении младших школьников необходимо учитывать требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях: СанПиН 2.4.2.2821-10 (с изм. на 22 мая 2019 года). Продолжительность непрерывного использования в образовательной деятельности технических средств обучения устанавливается согласно таблице 1[2].

 

Таблица 1. Продолжительность непрерывного применения

технических средств обучения на уроках

 

Непрерывная длительность (мин), не более

Классы

Просмотр статистических изображений на учебных досках и экранах отражённого свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических  изображений на учебных досках и экранах отражённого свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатуре

Прослушивание

аудиозаписи

Прослушивание

аудиозаписи в наушниках

1-2

10

 

15

15

20

10

3-4

15

 

20

15

20

15

Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором составляет: для учащихся 1-2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3-4 классов - не более 25 минут.

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце занятия - физические упражнения для профилактики общего утомления.

 

Особенности дистанционного образования

 детей младшего школьного возраста

Целью использования дистанционного обучения является предоставление обучающимся возможности освоения программ общего образования непосредственно по месту жительства или его временного пребывания (нахождения).  

Основными элементами системы дистанционного обучения являются: образовательные онлайн-платформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; skype – общение; e-mail; электронные носители мультимедийных приложений к учебникам; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ.

Учителя начальных классов, осуществляющие обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, вправе применять имеющиеся электронные средства обучения или создавать собственные. Разработанные курсы должны соответствовать содержанию ФГОС НОО.

Особенности дистанционного образования детей младшего школьного возраста:

•        приоритетность самостоятельной работы ученика;

•        индивидуальный подход к обучению;

•        мотивация как базовое условие обучения;

•        связь обучения с жизненными проблемами ученика;

•        интенсификация процесса обучения (у каждого свой темп);

•        одновременная мобилизация различных способов восприятия (слухового, зрительного, осязательного);

•        структурные изменения учебной деятельности (появление новых видов и форм).

 

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников

в условиях дистанционного обучения

Психолого-педагогическое сопровождение в процессе дистанционного обучения – это процесс, направленный на оказание психолого-педагогической помощи субъектам процесса дистанционного обучения (учителю и  ученику) в конструировании и реализации процесса обучения. В таком сопровождении очень нуждаются младшие школьники, т.к. возрастные особенности их ещё не позволяют полностью осваивать образовательную программу в дистанционном режиме.

Поэтому важно педагогу-психологу дать рекомендации учителям начальных классов, как работать с учениками при отсутствии непосредственного контакта.

Содержание психолого-педагогического сопровождения процесса дистанционного обучения предполагает несколько направлений работы педагога-психолога:

•        аналитико-диагностическое (изучение индивидуальных особенностей личности учащихся начальных классов, выявление познавательных интересов, определение индивидуального стиля познавательной деятельности и т. д.);

•        просветительское (мероприятия, направленные на повышение общей психологической грамотности участников дистанционного обучения);

•        консультативное (направленное на  взаимодействие педагога-психолога с различными группами участников дистанционного процесса обучения);

•        методическое (взаимодействие педагога-психолога с учителем начальных классов, направленное на конструирование психологической компоненты обучения. Речь идет об определённых психологических механизмах, обеспечивающих высокий уровень мотивации и индивидуально–дифференцированный подход к обучению).

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников при дистанционном обучении позволит обеспечить психологический комфорт всем участникам этого процесса.

 

Рекомендации учителям начальных классов

 при дистанционном обучении

·                   Разработайте  новые форматы уроков. Попробуйте сделать "урок-задачу". Эта "задача" не обязательно должна решается за одно занятие, может включать получение или отработку тех знаний, которые предусмотрены программой обучения, предполагать исследование и систематизацию информации со стороны детей.

·                   Составьте план дистанционного онлайн-общения, который опишет базовые правила коммуникации.

·                   Можно использовать чат в мессенджере или группу в социальных сетях по дистанционному обучению, куда будут подключены разные педагоги и родители, где можно в формате диалога быстро проконсультироваться.

·                   Объясните родителям, что

- первое время необходимо наблюдать за работой ребёнка на компьютере, процессом обучения в целом и целевым использованием оборудования и Интернета;

- контролировать время работы ребёнка на компьютере, стараться снижать зрительную нагрузку ребёнка при работе с компьютером. Перерывы необходимо устраивать через каждые полчаса;

- после дистанционного обучения не нужно торопиться садиться за уроки, необходимы два-три часа отдыха (а в первом классе лучше 1,5 часа поспать для восстановления сил);

- не нужно заставлять делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерывы, лучше, если они будут подвижными.

 

Рекомендации для родителей младших школьников при дистанционном обучении

Обучение ребёнка в дистанционной форме требует от родителей учёта некоторых правил и создания особого учебного пространства. Вам необходимо продумать, где лучше всего расположить рабочее место ученика, что оно должно удовлетворять некоторым важным требованиям:

·                   Рабочий стол с оборудованием должен находиться недалеко от естественного освещения. Лучше, если это будет отдельный стол с прямой столешницей.

·                   Для освещения лучше применять обычные светильники (люминисцентные желательно не использовать). Свет должен падать на клавиатуру сверху.

·                   Во время чатов с учителем должен быть выключен телевизор в комнате, обеспечена тишина и рабочая обстановка.

·                   Старайтесь первое время наблюдать за работой ребёнка на компьютере, процессом обучения в целом и целевым использованием оборудования и Интернета. Обязательно контролируйте время работы ребёнка на компьютере. Перерывы необходимо устраивать через каждые полчаса. Старайтесь снижать зрительную нагрузку ребёнка при работе с компьютером.

·                   Составьте вместе с ребенком план-распорядок дня в период карантина.

·                   Не подгоняйте, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности.

·                   Не торопите. Умение рассчитать время – Ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.

·                   После дистанционного обучения не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе лучше 1,5 часа поспать для восстановления сил).

·                   Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерывы, лучше, если они будут подвижными.

·                   Не сравнивайте успехи сына, дочери с успехами их друзей, детей Ваших знакомых. Сравнивайте ребёнка только с ним самим.


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 243-244. — URL https://moluch.ru/archive/73/12457/ (дата обращения: 20.03.2020).

[2] СанПиН 2.4.2.2821-10 (с изм. на 22 мая 2019 года)

Организация дистанционного обучения детей младшего школьного возраста с учётом их возрастных особенностей методические рекомендации

Организация дистанционного обучения детей младшего школьного возраста с учётом их возрастных особенностей методические рекомендации

Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения

Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения

РФ. Учителя начальных классов, осуществляющие обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, вправе применять имеющиеся электронные средства обучения или создавать собственные

РФ. Учителя начальных классов, осуществляющие обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, вправе применять имеющиеся электронные средства обучения или создавать собственные

Речь идет об определённых психологических механизмах, обеспечивающих высокий уровень мотивации и индивидуально–дифференцированный подход к обучению)

Речь идет об определённых психологических механизмах, обеспечивающих высокий уровень мотивации и индивидуально–дифференцированный подход к обучению)

Для освещения лучше применять обычные светильники (люминисцентные желательно не использовать)

Для освещения лучше применять обычные светильники (люминисцентные желательно не использовать)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2020