Организация досуга обучающихся и воспитанников приюта «Ласка». Взаимодействие с приютом.
Оценка 5

Организация досуга обучающихся и воспитанников приюта «Ласка». Взаимодействие с приютом.

Оценка 5
Семинары
docx
воспитательная работа
Взрослым
11.10.2021
Организация досуга обучающихся и воспитанников приюта «Ласка».  Взаимодействие с приютом.
Выступление на августовской конференции педагогических работников Агрызского муниципального района РТ, секция заместителей директоров по воспитательной работе
выступление август 2019.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Красноборская средняя общеобразовательная школа

 Арызского муниципального района Республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

Организация досуга обучающихся и воспитанников приюта «Ласка».

Взаимодействие с приютом.

 

Заместитель директора по воспитательной работе

Лукина Елена Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

Август, 2019 г.

 

 

 

 

«Дети – это наше настоящее, будущим они могут стать,

 лишь если мы поможем им сегодня.

Завтра будет поздно»

А. Лиханов

 

ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.

Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность.

Внеурочная воспитательная деятельность (в отличие от учебно-познавательной) предоставляет возможность ребенку не только свободы выбора действия, но и создаёт условия для упражнения и тренировки определённых эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.

Проблема отсутствия интересов, наличие большого объёма ничем не занятого свободного времени и выхода невостребованной энергии учащихся - проблема школы, так как это приводит к тому, что дети не вырастают полноправными членами общества.

Правильно организованный досуг учащихся это возможность профилактики девиантного поведения подростков. С этой целью необходимо включать их в проведение трудовых акций, в работу спортивных секций, привлекать к посильному участию при организации различных внеклассных мероприятий.

Современные формы организации досуга учащихся, необычные по замыслу, организации, методике проведения, вызывают живой интерес у детей, поскольку они не сковывают воспитательный процесс, оживляют атмосферу, активизируя учащихся, приближая к успешной социализации и способствуя формированию гармонично развитой личности. Поэтому нам необходимо практиковать современные формы организации досуга детей. При этом основной задачей педагогов является выбор только тех форм организации досуга, которые принесут максимальную пользу на конкретном этапе воспитательного процесса и для конкретного учащегося.

Досуговая деятельность является одним из важнейших средств воспитания. Организация содержательного досуга с целью формирования у подрастающих поколений эстетического вкуса и стремления к самосовершенствованию – одна из ведущих задач учреждений образования.

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми  фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.

Любой досуг способен выполнять четыре главные функции:

- отдых,

- развлечение,

- общение,

- саморазвитие.

Очевидно, что останавливаться только на какой-то одной из них явно недостаточно.

Между тем, школьники ориентированы преимущественно на развлекательные способы проведения свободного времени, что оборачивается снижением общего уровня культуры детей и подростков, усвоением примитивных способов общения, ростом асоциальных проявлений.

Вот почему так важно научить детей делать свой досуг содержательным, «работающим» на совершенствование личности.

Можно вывести следующие основные характеристики досуга:

- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

- досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

- досуг формирует и развивает личность;

-досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

- досуг стимулирует творческую инициативу;

- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;

-досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;

- досуг способствует самовоспитанию личности;

Досуг развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.

1. Принцип «красной линии». В работе с детьми всегда должна быть некая «ватерлиния», за которую переходить опасно. «Красная линия» – это грань риска, грань меры, грань разумного и допустимого во всем:
    – в отношениях содружества учителя и детей, в приятельски-товарищеских контактах и связях, которые создает сфера досуга. За «красной линией» – панибратство, лжедружба, заигрывание. Во всем необходима определенного рода дистанция. Переход линии ведет к неуправляемости, неуважению, нарушению этики субординационных отношений взрослых и детей.
    – в информации, которую получают учащиеся, прежде всего в вопросах социальной жизни людей, в вопросах истории, этики, эстетики и др.
    – в организации деятельности, особенно связанной с риском для жизни, здоровья, психики. В детском досуге много «зон риска». Спорт, туризм, техника, даже игра небезобидны. «Красная линия» контролирует выбираемый «предел»: санитарно-гигиеническую сторону досуга, безопасность игр и игрушек, игровых аксессуаров.

2. Принцип «могучей кучки». Досуг в целом – дело коллективное. Даже радость удачи обычно делится на всех. Как известно, радость в досуговой деятельности дети получают от удачно проведенного мероприятия. В «могучей кучке» всегда присутствует чувство взаимовыручки, взаимопомощи, взаимодоверия. Здесь все делается и созидается вместе.

3. Принцип «горы». В работе, в сотрудничестве с детьми, как в горах, нельзя терять высоты. В досуге всегда заложен резерв удач. Поскольку досуг по сравнению с учением потребляется детьми добровольно и огромными «порциями», особенно важна его культура, его высота. Люди в горах обычно все время идут вверх. Принцип «горы» в досуговой деятельности также требует неторопливых, но постоянных шагов к высоте.

4. Принцип «фельдмаршала Кутузова». Он может вызвать улыбку. Но иногда, чтобы иметь успех и естественное развитие событий, надо терпеливо подождать, не форсировать эти события, ничего не предпринимать. Досуг – это дело личное и добровольное. И законы внутреннего развития событий в досуге непредсказуемы. Необходимо, чтобы жизнь детей в досуговой деятельности шла своим чередом, без подгонки. А это означает, что можно и нужно не вмешиваться в процесс досуговой деятельности, необходимо только лучше и продуктивнее понять и помочь.

5. Принцип «антиканонов». У детей обычно энергия не стабилизирована, разбросана, несвоевременна, часто базируется на низком уровне духовности, общей и досуговой культуры. Принцип «антиканонов» ориентирован на то, чтобы дети учились выходить за стереотипы, переступать ограничительные флажки казарменной педагогики. Данный принцип досуговой педагогики выводит на пробуждение социального, психологического, творческого воображения ребят. Принцип «антиканонов» способствует развитию у детей фантазии, выдумки.

6. Принцип «камня, брошенного в воду». Любой ребенок должен реализоваться. Личная реализация общих ценностей – регулятор социального поведения. Значит, каждого надо «бросить», как камень в воду, в дело, в творчество, чтобы пошли круги результативности, появились творческие следы.
    7. Принцип опоры на положительные эмоции ребенка. Существует старая мудрость: ищи в ребенке хорошее, его всегда больше. Чтобы увидеть дурное, большого ума не требуется. Увидеть доброе начало и опереться на него – вот принцип общей и досуговой педагогики. Положительное и прекрасное рождают добро. Именно в сфере досуга так необходима опора на любые положительные ростки и обязательно на положительные эмоции ребенка. Такая опора окрыляет ребенка, ребенок кажется себе еще лучше, если его кто-то замечает и оценивает его рост.

Методы досуговой педагогики

Методы досуговой педагогики представляют пути и способы осуществления этого процесса в сфере свободного времени.

    1. Методы игры и игрового тренинга. Игра – это самостоятельный и законный для детей и подростков вид деятельности. Игры показывают уровень развития организаторских способностей детей и подростков, выявляют их физические способности: ловкость, силу, выносливость и др. В игре можно легко выявить симпатии и антипатии учащихся, кого они выбирают, предпочитают из сверстников («Третий лишний», «Ручеек», «Колечко» и др.). Игра выявляет знания и интеллектуальные силы ребенка (викторины «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», конкурсы, интеллектуально-познавательные игры и др.).

2. Методы театрализации. Метод театрализации реализуется через костюмирование, особый словарь общения, досуговые аксессуары, обряды, ритуалы. Театрализация знакомит учащихся с разнообразными сюжетами жизни. Неформальное общение ребят может быть в виде вечеринки, «капустника», «театральной гостиной», русских посиделок «праздничного вечера» и др.

3. Методы состязательности. Состязание – это внутренняя пружина раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску и открытию. Учащихся необходимо учить состязаться.

4. Методы равноправного духовного контакта. Они основаны на совместной деятельности детей и взрослых «на равных» во всем. Учителя и учащиеся – равноправные члены школьных клубов, объединений, творческих коллективов. В организации совместной досуговой деятельности детей и взрослых, основанной на равноправном духовном контакте.

5. Методы воспитывающих ситуаций. Воспитывающая ситуация – это специально созданные учителем для детей и подростков условия. Ситуации не должны быть надуманными. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Учитель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной.

6. Методы импровизации. Импровизация – это действие, не осознанное и не подготовленное заранее, действие, которое совершается экспромтом. В импровизации заложен механизм имитационного поведения. Методы импровизации противостоят школьным методам репетиционности, порождают азарт ребенка, развивают творчество.

Таким образом, выбор того или иного метода досуговой педагогики зависит от цели, задач и содержания досуговой деятельности, от возрастных особенностей воспитанников, от форм организации досуговой деятельности.

В чем же специфика досуговой деятельности? Обычно этим понятием обозначают организацию и реализацию различного рода коллективных творческих дел - фестивалей, конкурсов, соревнований, тематических дней и недель, вечеров, экскурсий и т.п.

Классификацию мероприятий построена в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых, по мнению автора, должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей.

I этап — дети от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации - всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями), чтение вслух, рисование, коллекционирование, драматизация, праздники.

II этап — дети 11-13 лет, им чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга - организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются:

• игры на местности,

• игры на восприятие друг друга,

• спортивные игры, туризм,

• праздники, конкурсы.

III этап — дети 14-17 лет. В этом возрасте у подростков формируется чувство идентичности, осознания собственной индивидуальности, стремления выразить себя; происходит определение жизненных целей личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытно товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать, различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом запросов и интересов.

Это могут быть:

• вечера современной музыки, авторской песни,

• диско-шоу,

• спортивные игры,

• дискуссии,

• тренинги;

• всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.).

Таким образом, планируя любое дело, предлагая детям те ил иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности.

Всего на 01.06.2019 года в школе обучалось 110 детей. Вместе с детьми из сельских семей у нас обучаются воспитанники приюта для детей и подростков «Ласка». В 2018-2019 учебном году поступили в школу 18 учащихся, выбыло – 17 учащихся. Это говорит о том, что коллективу учителей необходимо быстро ориентироваться в ситуации, находить подход к новым ученикам, быть постоянно готовыми к поступлению новых детей. Вместе с тем, мы несем ответственность за каждую выставленную оценку, за организацию занятости детей во внеурочное время, за те знания, которые даем детям за тот короткий срок, который они обучаются в нашей школе.

С момента поступления в школу ребенок берется педагогами под особый контроль, начинается кропотливая работа по адаптации ребенка в новом коллективе, по выяснению состояния успеваемости, уровня знаний, уровня физического и психического состояния ученика, его интересов. Для этого педагоги нашей школы работают в тесном сотрудничестве с педагогическими коллективами других школ района и республики, со специалистами приюта, отделения помощи семье и детям, органов социальной защиты, комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав, подразделения по делам несовершеннолетних, администрацией района.

Исходя из опыта нескольких лет, коллективом Красноборской школы разработан следующий алгоритм работы:

 Первый шаг – сбор информации. Администрации школ, из которых поступает ребенок, предоставляют ведомость оценок за прошедший учебный период, характеристику на ребенка. Классный руководитель посещает консилиум в приюте и выясняет, какие трудности были у ребенка в школе, в семье. Выясняется какие темы были пройдены последними, для выявления пробелов в знаниях и их причин, какие кружки посещал ребенок, чем интересуется и чем хотел бы заниматься. Это самый важный этап. От объективности собранной информации зависит дальнейшее обучение ребенка, его успеваемость, время адаптации к новым условиям обучения.

Второй шаг – учителя-предметники и классный руководитель  составляют индивидуальные планы работы с вновь поступившим учеником. В план включаются индивидуальные занятия, консультации, использование дифференцированных домашних заданий, карточек устного опроса и т.д.  Наряду с успеваемостью мы заботимся об организации внеурочной деятельности воспитанников. Все обучающиеся 1-8 классов охвачены занятиями внеурочной деятельности. Каждый педагог ведет две внеурочки, как предметник и как классный руководитель. (Таблица. Приложение 1))

Воспитанники приюта посещают школьные кружки, принимают участия в мероприятиях, акциях, субботниках, митингах и т.д.

Среди учащихся 8 класса 3 воспитанника приюта приняли активное участие в республиканской акции «Посади дерево», которая посвящена памяти погибших во время ВОВ.

Учащиеся 7-9 классов оказывают шефскую помощь ветеранам войны и труда. Не один год учащиеся 9 класса и воспитанники приюта «Ласка» оказывают посильную помощь пожилым людям, детям войны.

Воспитанники СПДП «Ласка» встречаются со своими сверстниками, участниками проекта «Самостоятельные дети» (8 класс) и членами отряда профилактики правонарушений «Бесстрашные  барсы»  из  числа учащихся  9, 10 классов  за круглым столом, чтобы обсудить одну из глобальных проблем современности – распространение курения и увлечения различными интернет группами среди подростков.

Учащиеся школы, в том числе и воспитанники приюта, принимают участие в мероприятиях, проводимых в детском саду «Теремок».

Проведен новогодний праздник для учащихся младшего звена, полностью подготовленный учащимися 4 класса, среди которых 3 воспитанника приюта, проведены мероприятия «Вечер встречи с выпускниками», «Девицы – красавицы», концерт в доме культуры, посвященный 9 мая «Пусть поколения знают».

Стало традицией проводить осенний кросс, посвященный памяти учителя физической культуры Драчева Евгения Павловича и лыжные гонки, посвященные памяти учителя физкультуры Бочкарева Валерия Ильича. Активными участниками и победителями являются воспитанники приюта.

        Учащиеся школы активно посещают сельскую библиотеку, готовят и  принимают участие в мероприятиях, проводимых в ней, очень любят участвовать на концертах, проводимых в сельском доме культуры, в субботниках, экологических акциях школьного лесничества, проводимых в тесной связи с Красноборским участковым лесничеством. Не однократно сотрудники лесничество проводили встречи с выпускниками 9 класса с целью профориентации, рассказывали о Лубянском техникуме, об условиях поступления и обучения в нем.

         И в 2019-2020 учебном году одной из основных задач является  активное привлечение  воспитанников приюта к спортивным мероприятиям,  мероприятиям по празднованию 75-летия Победы, к участию научно-практических конференциях, на различных конкурса по предметам. Также надеемся на тесное сотрудничество с организациями села, такими как реабилитационный центр «Надежда», отделение МЧС, участковое лесничество, дом культуры, участковая больница, которые играют большую роль в социализации и воспитании детей, ведь главной задачей школы остается не только обучение детей, но подготовка их к жизни в обществе, жизни среди людей.

         Третий шаг – совместная работа со специалистами приюта «Ласка». Ведь с момента поступления учащегося в приют, его сотрудники  прикладывают все усилия, чтобы дети смогли полноценно жить и получать образование. Педагоги работают в тесном контакте с социальным педагогом, воспитателями, психологами. Ежедневно учителя-предметники контролируют выполнение всех заданий воспитанниками приюта, классные руководители – посещение внеурочных занятий, а воспитатели в свою очередь ежедневно беседуют с педагогами, интересуются делами воспитанников.

Четвертый шаг - совместная работа со специалистами отделения помощи семье и детям, органов социальной защиты, комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав, подразделения по делам несовершеннолетних, администрацией района, установление контакта с родителями учащихся. Хотя родители очень неохотно идут на контакт, не интересуются делами своих детей.

Данный алгоритм работы позволяет добиваться неплохих результатов. Наблюдается рост качества знаний в среднем на 3,8%. Учащиеся, оставленные на повторный год обучения в своих школах, успешно осваивают программу соответствующего класса,  и успешно переходят в следующий, повышая при этом качество знаний на 17%. Все выпускники - воспитанники приюта, успешно продолжают обучение в училищах и техникумах. Это говорит о том, что в школе заложен прочный фундамент для дальнейшей жизни и успешного будущего подростков.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

Распорядок дня

1 – 4 классы   

8.00-12.00 – уроки

14.00 – 15.00 – внеурочные занятия, кружки

Или 15.00 – 17.00 - мероприятия                           

 

5-8 классы

8.00 – 14.45 – уроки

16.00 – 17.00 – внеурочные занятия, кружки

16.00 – 18.00 – мероприятия

 

9 - 11 классы

8.00 – 14.45 – уроки

16.00 – 18.00 – индивидуальные занятия, кружки, мероприятия, работа актива и Совета старшеклассников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

1 класс

 

Решай-ка

Школьные кружки

Английский язык

Классный час

 

2 класс

 

Маскарад

Любознайка

Классный час

 

3 класс

 

Всезнайка

Азбука краеведения

 

Классный час

4 класс

Занимательная математика

Умники и умницы

Безопасная дорога детства

Классный час

 

5 класс

ОДНКНР

Вокруг света за 80 дней

Юный историк

Классный час

 

6 класс

Занимательная математика

Увлекательное чтение

Этика и эстетика народов англоязычных стран

Классный час

Уроки ЗОХ

7 класс

Увлекательная математика каждому

В мире животных

Спортивные игры

Классный час

Уроки нравственности

8 класс

Курс профориентации

Занимательное литературное чтение на татарском языке

Занимательный русский язык

Классный час

Говорим и пишем по английски

Приложение 1


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дети – это наше настоящее, будущим они могут стать, лишь если мы поможем им сегодня

Дети – это наше настоящее, будущим они могут стать, лишь если мы поможем им сегодня

При этом основной задачей педагогов является выбор только тех форм организации досуга, которые принесут максимальную пользу на конкретном этапе воспитательного процесса и для конкретного учащегося

При этом основной задачей педагогов является выбор только тех форм организации досуга, которые принесут максимальную пользу на конкретном этапе воспитательного процесса и для конкретного учащегося

Можно вывести следующие основные характеристики досуга : - досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности; - досуг предполагает не регламентированную, а…

Можно вывести следующие основные характеристики досуга : - досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности; - досуг предполагает не регламентированную, а…

Принцип «могучей кучки» . Досуг в целом – дело коллективное

Принцип «могучей кучки» . Досуг в целом – дело коллективное

Принцип «камня, брошенного в воду»

Принцип «камня, брошенного в воду»

Методы состязательности. Состязание – это внутренняя пружина раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску и открытию

Методы состязательности. Состязание – это внутренняя пружина раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску и открытию

I этап — дети от 6 до 10 лет

I этап — дети от 6 до 10 лет

Это могут быть: • вечера современной музыки, авторской песни, • диско-шоу, • спортивные игры, • дискуссии, • тренинги; • всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции;…

Это могут быть: • вечера современной музыки, авторской песни, • диско-шоу, • спортивные игры, • дискуссии, • тренинги; • всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции;…

Выясняется какие темы были пройдены последними, для выявления пробелов в знаниях и их причин, какие кружки посещал ребенок, чем интересуется и чем хотел бы заниматься

Выясняется какие темы были пройдены последними, для выявления пробелов в знаниях и их причин, какие кружки посещал ребенок, чем интересуется и чем хотел бы заниматься

Лубянском техникуме, об условиях поступления и обучения в нем

Лубянском техникуме, об условиях поступления и обучения в нем

Приложение 2 Распорядок дня 1 – 4 классы 8

Приложение 2 Распорядок дня 1 – 4 классы 8

Решай-ка Школьные кружки

Решай-ка Школьные кружки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2021