Организация групповой работы на уроках истории

  • doc
  • 11.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Групповая работа на уроках истории.doc

«Организация групповой работы на уроках истории и обществознания»

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….       

    

1.  Активизация познавательной деятельности учащихся……….

 

2. Методические рекомендации по организации  групповой

деятельности………………………………………………....... 


3. Использование групповой формы работы организации   для активизации познавательной деятельности учащихся  на уроках истории и обществознания……………………………………………….......  


Заключение……………………………………………………………............


Список литературы………………………………………………………….


Приложение №1 ………………………………………………..................... 


Приложение №2 ……………………………………………….................... 

 

 

 

 

 

 


 

 

        Введение

         Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остаётся одной из актуальных задач педагогики, особенно в период введения ФГОС второго поколения. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.  Обилие цифр и дат, огромный понятийный аппарат, череда исторических деятелей, мест сражений, памятников архитектуры, а главное — непонимание учащимися необходимости запоминания столь обширного материала и его хронологической закономерности провоцирует снижение интереса к истории, ослабление внутренней мотивации обучающихся, невостребованности их личностного потенциала. Повышение уровня предметных (исторических) знаний невозможно осуществить без активного интереса со стороны обучающихся. Одним из путей повышения интереса к предмету история является использование активных форм обучения, позволяющих погрузить учащихся в активное организованное обучение, в котором они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми, а не только с преподавателем.

         Цель данной работы - показать организацию групповой работы на уроках истории и обществознания  в 9 – 11 классах, способствующую активизации познавательной деятельности учащихся,  эффективность её использования на уроках истории и обществознания на основе собственного опыта и  имеющихся методических материалов.

       Актуальность темы очевидна, так как данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение с разным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения, побуждает их к рефлексивной деятельности.

1.      Активизация познавательной деятельности учащихся.  

      Стремительное развитие телекоммуникационных технологий, глобальная информатизация, формирование информационной среды обитания и жизнедеятельности человека создают принципиально новые условия для сферы образования.  К их числу относятся:

  массовый характер образования и его непрерывность как новое качество;  значимость его как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм; 

ориентация на активное освоение способов познавательной деятельности; адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности;

  ориентация обучения на личность учащегося,  обеспечение  возможностей его самораскрытия.

       Выпускник современной школы,  который  живёт в ХХ1  веке,  должен уметь самостоятельно приобретать новые знания, работать с информацией, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,  грамотно используя современные технологии, иначе он не сможет рассчитывать на успех в современном информационном обществе. И это задача технологий обучения, используемых в образовании. 

         Среди     разнообразных  направлений  новых педагогических технологий  наиболее подходящими для решения поставленных задач являются, в частности, обучение в сотрудничестве,  метод проектов,  индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению,  групповой метод,  проблемное обучение и др.

      Важно отметить, что эти технологии: 

легко вписываются в учебный процесс в условиях классно - урочной системы и позволяют при интеграции в реальный учебно – воспитательный процесс достигать поставленных любой программой,  стандартом образования целей.

обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала  всеми учениками, но        и интеллектуальное,  нравственное развитие детей, их самостоятельность,  доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу,  коммуникабельность.  Желание помочь другим.

      Современный уровень образования характеризуется тем, что  в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной,  познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутриклассные групповые. Выделяется несколько уровней коллективно –учебно – познавательной деятельности:

1.Фронтальная (одновременная)  работа в классе,  направленная на достижение общей цели.

2.Работа в статичных парах.

3.Групповая работа, основанная на принципах дифференциации.

4. Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).

5.Фронтально – коллективная деятельность при активном участии всех школьников.

    При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели,  целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

2.      Методические рекомендации по организации групповой  деятельности.

          ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКЕ — форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога. Групповая работа на уроке стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.  

 Можно выделить технологическую цепочку разработки формы групповой деятельности учащихся:

  1. Определить цели и задачи урока:
    • какие знания учащиеся должны усвоить;
    • какими умениями (интеллектуальными, практическими) они должны овладеть;
    • какими компетенциями должны овладеть;
    • какие качества будут проявлять;
    • какие чувства будут выражать;
    • как будет осуществляться рефлексивная деятельность учащихся, на какие важные моменты их общения и совместной деятельности следует обратить внимание при анализе и оценке, самоанализе и самооценке.
  2. Отобрать учебный материал, определить критерии оценки результатов работы учащихся.
  3. Определить задания для групп учащихся в соответствии с целями урока.
  4. Продумать методы создания групп.
  5. Выбрать помощников (руководителей групп).
  6. Определить этапы работы групп.
  7. Продумать методы вовлечения учащихся в анализ и оценку, самоанализ и самооценку деятельности и её результатов.
  8. Продумать, каким будет результат работы каждой группы (теоретическая часть, творческие задания, практическая часть и т.д.).
  9. Продумать систему оценки группы и каждого члена группы.
  10. Подготовить специальные карточки для стимулирования индивидуальной работы каждого ученика, а также с целью развития аналитических умений по следующему образцу:

Карточка оценки, самооценки и взаимооценки учащегося

Список учащихся

Взаимооценка работы в группе

Самооценка

Оценка итоговая

 

 

 

 

Групповая работа на уроке может быть успешной при условии поэтапной подготовки к ней учащихся.

Первый этап включает в себя организацию индивидуальной работы учащихся, например, с учебным текстом, историческими источниками, иллюстрациями, индивидуальными заданиями, дополнительной литературой.

Второй этап – работа в парах постоянного состава (может рассматриваться  и как начальный этап групповой работы). Работа в парах выбирается также при малом опыте учащихся в коллективной деятельности. Можно использовать эту форму при изучении, например, нового материала, который носит теоретический характер и может быть разделен на варианты.

Третий этап – собственно групповая работа – начинается с первоначального формирования групп. Причем здесь можно использовать несколько вариантов, например: группы могут создаваться по желанию учащихся или самим учителем, могут формироваться как постоянные объединения, так и временные, только на один урок (одну тему).

         Исходя из практики организации групповой работы и собственного опыта, учителю рациональнее организовывать рабочие группы самому с учетом успеваемости и индивидуальных особенностей каждого ученика с тем, чтобы в группе были учащиеся с разными учебными возможностями.

Рекомендации по созданию групп.

  1. Определение размера группы (от 2 до 7 человек) в зависимости от целей деятельности, уровня обученности и обучаемости, наличия учебных материалов, специфике задания.
  2. Состав групп и распределение учащихся по группам зависит от целей познавательной деятельности. Причем более эффективной бывает работа в постоянных группах. Даже слабые учащиеся находят общий язык внутри групп и приобретают умения межличностного общения, если учитель помогает им в работе.
  3. Выбор руководителя (лидера) группы осуществляют сами учащиеся, как правило, это хорошо успевающие ученики, пользующиеся авторитетом среди одноклассников.
  4. Распределение заданий (подготовленного материала) учителем для каждой группы и инструктаж.
  5. Необходима специальная подготовка аудитории к работе с группами. Столы и стулья расставлены так, чтобы учащиеся могли видеть друг друга и спокойно общаться. Учитель должен иметь доступ к каждой группе. Группы не должны мешать друг другу при обсуждении материала.

Технология организации коллективной деятельности в группах на уроке.

  1. Учитель рассаживает учащихся по группам за заранее подготовленные для групп столы.
  2. Учитель дает четкий инструктаж учащимся, связанный с темой урока, её целями и планируемым результатом.
  3. С началом работы учащихся в группах учитель обходит группы, уточняя с каждой задания и инструкции, проверяет, понятно  ли задание учащимися. По ходу занятия, ведет наблюдение за работой каждой группы и работой отдельных учащихся.
  4. Необходимо выдерживать график работы групп.
  5. Выступление групп и их отчет о проделанной работе.
  6. Проводится анализ работы в каждой группе самими учащимися:
    • Что удалось сделать?
    • Почему?
    • Что не удалось сделать?
    • Почему?
    • Как усовершенствовать работу группы в следующий раз?

Заполняют карточку взаимооценки и самооценки.

  1. Работа учителя с лидерами групп (индивидуальная оценка каждого ученика в группе).
  2. Результаты работы групп анализируются учителем, который оценивает деятельность всего класса, анализирует характер взаимодействия учащихся , отмечает успехи и просчеты урока.

     Коллективная деятельность может быть организована не только на уроке, это могут быть творческие задания, рассчитанные на длительный период – неделю, месяц, четверть.

    С овладением учащимися умениями коллективной деятельности работа в группах может усложняться. Можно лишь ставить проблему, а источники, материалы, практические задания и т.п. учащиеся будут искать сами.

    Конечно, не на каждом уроке, возможно, использовать приемы, формы, методы групповой работы. В основном на уроках изучения нового материала имеющего довольно большой теоретический объем, уроках повторения и обобщения.

3. Использование групповой формы работы для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания.  

            На своих уроках я использую межгрупповую работу. Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач.  Микрогруппы создаются из 4-6 человек, так как они обладают наивысшей степенью работоспособности. Группы, как правило, формирую разнородные по уровню обученности. В таких группах обучение подстегивает слабых учащихся до уровня средних и стимулирует работу сильных. Обучающиеся с высокими учебными возможностями успевают оказывать помощь своим товарищам, совместно анализируют материал и в результате все достигают успехов. Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. За время использования в работе групповой формы организации учебных занятий наблюдается стабильно высокая качественная успеваемость.
     Разновидности групповых занятий.

   Групповой опрос. Своеобразной разновидностью группового занятия является групповой опрос, который проводится для повторения и закрепления изученной темы или раздела программы. В ходе повторения темы целесообразно актуализировать и уточнять знания дат, фактов, понятий, причинно-следственных связей, персоналий. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. Консультанты — это хорошо успевающие и интересующиеся предметом обучающиеся, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении. Ответы учащегося комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет преподаватель. Опрос проводится во всех группах одновременно. Беседа происходит в полголоса, чтобы не мешать друг другу. Консультант делает отметки в листе учёта. Групповой опрос позволяет выявить пробелы в знаниях по данной теме или разделу, оценить всех участников. Происходит переосмысление и систематизация материала обучающимися.

      Групповой семинар на основе заданий с «мозговым штурмом». Большими возможностями для развития познавательной активности учащихся обладают семинарские занятия. Их эффективность заметно повышается благодаря использованию групповой работы. Для активизации мыслительной деятельности учащихся, возбуждения интереса к уже известному материалу большое значение имеет элемент нового: тщательно продуманный подбор новых по формулировке и обобщающих по смыслу вопросов, приведение новых фактов, использование новых наглядных средств обучения и т.д. Суть данной формы имитационного урока состоит в особой приближённости к настоящему жизненному мышлению, к открытым «чистым» формам мыслительных состояний.

    Нетрадиционные уроки. К групповым формам организации учебных занятий следует отнести и нетрадиционные уроки, в которых имеет место разделение группы на микрогруппы.

     Урок – путешествие. Такие уроки целесообразно проводить в начале изучения больших тем. Объём материала очень большой. Работа в группах существенно облегчит учителю задачу.

 1. Группа делится на микрогруппы по 6 человек каждой для заочного путешествия на «машине времени».

2. Внутри группы распределяются роли (картограф, историк, экономист, демограф, социолог, политолог) и задания. (Каждый из членов группы получает персональное задание, которое должно работать на общий результат). Каждому из участников задание представляется письменно. Это экономит время, позволяет преподавателю работать с группами, с каждым обучающимся в отдельности. Учащиеся заносят в тетрадь необходимую для себя информацию. Затем устно сообщают о результатах поиска. «Специалисты» других групп дополняют, опровергают. В ходе работы возможно и другое продолжение.  

        При изучении темы: «Вторая мировая и Великая Отечественная война» (11 класс) я предлагаю ученикам решить следующие проблемы, которые станут темами таких уроков:

1        урок

        Проблема:  причины и виновники войны. (Ставится в начале урока)  Далее идет обсуждение в группах, и дети дают ответ, или высказывают свое мнение по данной проблеме. Они должны придти к выводу, что причиной второй мировой войны явилось противостояние двух тоталитарных держав– СССР и Германии. Учитель задает вопрос:  возможна ли была вторая мировая война, если бы в СССР сложился демократический режим? Идут выступления по следующим темам:

Первая группа: Мюнхенский сговор.

Вторая группа: Политика умиротворения Чемберлена.

Третья группа: Позиция США.

Четвертая группа: Позиция СССР.

    После выступления группы, к выступающим задаются вопросы либо уточнения участников других групп, на которые отвечают участники выступающей группы. В конце урока учитель обобщает материал урока сам, либо вместе с учащимися.

     Следующие  уроки разрабатываются по той же схеме.  Я предлагаю лишь вариант постановки проблемы урока и темы выступления детей.

2 урок.

Проблема: На какие периоды делится Великая Отечественная война и почему. Каков характер войны.

1группа: Внезапность нападения гитлеровской Германии на СССР. Первые сражения Советской армии.

2 группа: Битва за Москву

3 группа: Сталинградская битва.

4 группа: Курская битва.

     Вопрос в конце урока: Как вы думаете, каковы причины коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны

 

Применение групповой формы работы при изучении темы: «Феодальная раздробленность Руси» в 10 классе.

        Класс разбивается на две группы. Группы работают с текстами учебника и хрестоматии, работают с картой.  Первая группа готовит обобщительную таблицу "Политические предпосылки раздробленности", вторая - схему "Вечевой строй Новгородской республики". По окончании обе группы представляют свои работы классу.

     Ещё одним вариантом изучения этой темы может быть следующее.

    Класс делится на 4 группы по количеству изучаемых княжеств. В начале урока путём мозгового штурма составляется план, по которому будет дана характеристика княжества.  Затем каждая группа получает задание подготовить характеристику своего княжества (например, Новгородская земля, Владимиро – Суздальское княжество). По окончании работы ученики разбиваются на пары и обмениваются полученными знаниями по своей теме. В результате получается, что каждый участник группы излагает свою тему три раза, при этом получает информацию о трёх других княжествах.

      Чтобы избежать накладок в самой организации урока каждая группа наделяется определёнными опознавательными знаками (жетоны разных цветов)

       Применение групповой формы работы при изучении темы: «Становление биполярного мира. Холодная война» в 9 – ом классе

      После проверки домашнего задания учащимся предлагается документ:

 Из речи У. Черчилля 5 марта 1946 г. в городе Фултоне (США):  От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике «железная завеса» спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София — все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы... За исключением Британского Содружества наций и США, где коммунизм находится в зачаточном состоянии, компартии, или пятые колонны, представляют собой возрастающую угрозу и опасность для христианской цивилизации... Наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил...

        Если население Содружества наций, говорящих на английском языке, добавить к США и учесть, что будет означать подобное сотрудничество на море, в воздухе, в области науки и промышленности, то не будет существовать никакого шаткого и опасного соотношения сил.

       Вопрос: Какие процессы в Европе и мире отражает этот документ?

Вводим понятия «биполярный мир», противостояние, «холодная война».

Постановка проблемного вопроса: «Могла ли «холодная война перерасти в III мировую войну?

        На доске  обозначаем понятие «холодная война», ставим вниз стрелки и просим учащихся, пользуясь текстом учебника выбрать основные направления, характеризующие это понятие.

         Появляются записи под стрелками: политическое и идеологическое противоборство, экономическая конфронтация, военно – политические блоки, гонка вооружений.

           Далее проводим работу в группах. 

          Учащиеся выполняют задания по выявлению существенных черт, характеризующих основные направления «холодной войны», выписывают основные даты и называют основные персоналии, составляя набор опорных знаний по указанным направлениям.

Первая группа (работающая по вопросу политического и идеологического противоборства) кроме указанных видов работы ещё проводит анализ документа и выполняет задания:

1. Прочитайте документ и запишите ответы на вопросы.

Послание президента США Трумэна Конгрессу от 12 марта 1947 г. («Доктрина Трумэна»)

        Серьезность международного положения в настоящее время делает необходимым мое выступление перед объединенным заседанием Конгресса. Речь идет о внешней политике и национальной безопасности США.

       ...Если Греция должна стать самостоятельной, уважающей себя страной, ей необходимо оказать помощь. И эту помощь ей обязаны оказать Соединенные Штаты. Некоторые виды финансовой и экономической помощи уже были предоставлены Греции нами, но они недостаточны. Нет другой страны, к которой Греция могла бы обратиться, нет другой страны, которая и могла бы обеспечить нужную поддержку греческому правительству...

Если мы не придем на помощь Греции и Турции в этот роковой час, последствия будут далеко идущими как на Востоке, так и на Западе. Мы должны предпринять немедленные и решительные действия.

       А. Почему США, находясь за тысячи километров от Греции и Турции, включили их в сферу обеспечения своих «национальных интересов»?

       Б. Место какой страны, традиционно имевшей влияние и интересы в этом регионе, заняли США?

Вторая группа по учебнику выявляет направленность «Плана Маршалла» (экономическая конфронтация, выписывают даты и суммы оказываемой странам Запада помощи,  указывает страны, вошедшие в СЭВ.

Третья группа выписывает страны, входившие в НАТО и Организацию Варшавского договора и даты их образования.

Четвёртая группа составляет таблицу «Вызов – ответ» по гонке вооружений (по тексту учебника), а также работает с документом «Директива Совета национальной безопасности США от 1950 года (рассекречена в 1975 г.) о необходимости всеобъемлющего наращивания военной мощи США и их союзников» (Рабочая тетрадь к учебнику «Новейшая история», стр. 45.), определяя суть политики «сдерживания».

         Итог работы каждой группы записываем в тетрадь, получаем опорный конспект данной темы.

         Остается на карте показать места региональных войн, вызванных расколом мира.

         А теперь, беседуя с учащимися, записываем последствия «холодной войны»:

  1. Раскол мира на две противоположные системы.
  2. Усиление милитаризма.
  3. Гонка вооружений достигла невиданного уровня.
  4. Формирование военно – промышленного комплекса СССР и США.

Первичное закрепление проводим по заданию – таблице

Событие

Дата

Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки

 

Речь Черчилля в Фултоне

 

Образование североатлантического блока (НАТО )

 

План Маршалла

 

Образование Организации Варшавского договора

 

« Доктрина Трумэна»

 

Корейская война

 

Первое испытание атомной бомбы в СССР

 

     

 Использование  групповой формы работы при обобщении темы: "СССР в период «оттепели" в  11-м классе

Группы работают по следующим заданиям:

1 группа: Проанализируйте приведенные статистические данные и ответьте на вопросы:

Рост посевных площадей под кукурузу в 1955 – 1962 гг.: 1955 г – 18 млн га;

1962 г – 37 млн га

- Чем вы можете объяснить приоритетное развитие кукурузы в эти годы?
- Какие последствия для развития сельского хозяйства имела «кукурузная эпопея»?
2 группа. М Роом сказал о Хрущеве следующие слова: «…Забудется и Манеж, и кукуруза…а люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди. И зла к нему никто не будет иметь…»

      Выскажите по этому вопросу свою точку зрения.

3 группа. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
После смерти Сталина в 1953 году перед страной встала проблема выбора перспектив дальнейшего развития. Значительная часть сталинского руководства выступала за сохранение тоталитарного режима уже без Сталина.
Какие направления развития были осуществлены? (назвать 3 направления в различных сферах общества)

Какие причины определили осуществление этих направлений? (2 причины)
4 группа.  Анализ исторический версий и оценок.
Приведены две точки зрения на выступление Хрущёва на 20 съезде КПСС:

  1. Доклад Хрущёва с разоблачением культа личности Сталина был предательским шагом по отношению к истории страны, к человеку, который имел много заслуг перед народом.
  2. Доклад Хрущёва имел большое значение для жизни страны, оказал огромное влияние на общественное сознание, привёл к некоторым демократическим преобразованиям в СССР.

        Укажите, какая точка зрения вам предпочтительна. Приведите 3 факта, положения, которые служат аргументами, подтверждающую избранную вами точку зрения.

        Примером применения групповой формы работы при проведении нестандартных уроков может служить урок по обществознанию в 11 классе по теме:«Глобальные проблемы человечества»

 Урок  пресс-конференция.

Класс делится на две группы:

1) эксперты по глобальным проблемам человечества,

2) журналисты.

  Группы получают опережающее задание – используя текст учебника, материалы печати, ознакомиться с сущностью глобальных проблем человечества.

   Каждый из «экспертов»  выбирает  одну из проблем и изучает ее более углубленно, готовясь к выступлению на перс – конференции и ответам на вопросы « журналистов».

  « Журналисты» готовят вопросы  « экспертам.

   Дискуссия – ответы  «экспертов» на вопросы  «журналистов».

   По итогам урока   « журналисты» пишут небольшую статью – отчет о

пресс-конференции.

      Заключение  

Что положительного дает групповая форма работы учащихся?

      Во-первых, на таких занятиях возникает атмосфера соревновательности, что повышает заинтересованность учащихся в результатах своей работы.

      Во-вторых, коллективная деятельность стимулирует сначала развитие умений анализа и оценки,  взаимоанализа и взаимооценки, а затем – самоанализа и самооценки.

     В-третьих, меняется роль учителя, который не дает готовых истин, а организует деятельность учащихся так, что ученики самостоятельно находят решение поставленных проблем.

      В-четвертых, в групповой работе используется исследовательский или поисковый метод, который развивает творческий подход учащихся и использованию уже полученных знаний.

     В-пятых, использовать групповую форму работы можно достаточно широко и с разными вариантами на уроках обобщения и повторения, изучения нового материала, на семинарах, конференциях, диспутах, при проведении ролевых учебных игр.

      В-шестых, в условиях групповой работы возникает благоприятный эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащихся в собственных силах, удовлетворяется потребность в общении, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес.

     Эта форма деятельности учащихся опирается на их самостоятельную работу, которую в методике обучения истории и обществознания рассматривают и как форму организации обучения, и как вид учебной деятельности учащихся.

     Таким образом, рационально организованная групповая  деятельность учащихся не только позволяет решать познавательные задачи, способствует повышению эффективности обучения истории и обществознания, но помогает становлению личности, сплочению и развитию коллектива.

     Учащиеся обязательно должны быть вовлечены в процесс анализа своих умений, сотрудничества друг с другом, быть готовыми помогать и принимать помощь.

      Это очень важно для социализации личности, развития ключевых и базовых компетенций,   формирования гуманистического мировоззрения.

      Практика показывает, что успешное изучение истории  невозможно без развития познавательного интереса учащихся, а это, в свою очередь, требует привлечения ярких фактов и, главное, привлечения активных форм проведения уроков. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого».  Используя групповую форму работы на уроках истории, я добиваюсь, активизации познавательной деятельности, способствующей развитию интереса к предмету, самостоятельности мышления и самореализации личности обучающегося, что, в конечном счете, повышает качество его знаний. 

 

Список литературы:

1. Алексашкина Л.Н. Деятельностный  подход в изучении истории в школе. Ж. «Преподавание истории и  обществознания в школе» № 9, 2005

2. Аствацатуров  Г.О. Модульно-редуктивное обучение на уроках истории и обществознания [Текст]: / Г.О. Аствацатуров, канд. ист. наук. — Волгоград: Учитель, 2009. – 127 с. 

3.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М, 2000.

4.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М, 2000.

5. Иванов В.С., Иванова Р.К. Организация групповой работы учащихся на уроках истории и обществознания.    Ж. «Преподавание истории и обществознания  в школе». №10, 2008

6.Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст]: / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2003. – 176 с.

7.  Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. Москва, 2003г.

8. Манданова Е.С. Развитие познавательных интересов учащихся при изучении исторических источников. Ж. «Преподавание истории и  обществознания в школе» № 10, 2006

9. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения [Текст]: учеб. пособие / Т. С Панина, Л. Н. Вавилова. — М.: Академия, 2006. — 176 с. – (Серия «Высшее профессиональное образование»).

10. Пидкасистый П.И.Педагогика. [Текст]: учеб. пособие / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 608 с.

11. Ратанова Т.А. Способы активизации познавательной деятельности школьников. М. Русь, 2004.

12. Саплина Е.В. Как сделать эффективным урок истории. Ж. «Преподавание истории и  обществознания в школе» № 7, 2002

13. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – М.: Владос, 2000

14. Стрелова О.Ю. Современный урок истории. «Преподавание истории и  обществознания в школе» № 1, 2009

15. Шоган В.В.Методика преподавания истории в школе. Уроки истории нового поколения. [Текст]: — Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 128 с.
16.http: //testolog.narod/ru/Competence.html – «Что такое ключевые компетентности». – Интернет-статья, автор Хуторской А.В.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      Приложение 1

 

Инструктаж учащимся перед началом работы в группах

 

1. Учитель называет тему или проблему изучения, исследования.

 

2. Называет цель работы в группе.

 

3. Объясняет, какую работу выполнить.

 

4. Сообщает график работы в группе (время подготовки, время обсуждения и защиты ответов, коллективного анализа и оценки).

 

5. Рекомендует, как оформить результат коллективной деятельности.

 

6. Объясняет, по каким критериям этот результат будет оцениваться.

 

7. Называет критерии оценки работы каждого члена группы.

 

8. Если необходимо, распределяет роли в группе или специальные задания.

 

9. Учитель (или его помощники) раздают задания и материалы для работы, список рекомендованной литературы.

 

10. Учитель раздает «карточки взаимооценки и самооценки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              Приложение 2

 

Памятка лидеру группы

 

1. Старайся создать дружескую атмосферу в группе.

 

2. Ознакомь всех членов группы с содержанием задания.

 

3. Распредели задания между членами группы в соответствии с их особенностями, возможностями, интересами.

 

4. Помоги товарищам в выполнении задания.

 

5. В случае возникновения затруднений при выполнении задания обратись за помощью к учителю.

 

6. В работе группы руководствуйся правилом сотрудничества: право каждого высказывать свое мнение и обязанность уважать мнение другого.

 

7. Оцени деятельность каждого члена группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Скачано с www.znanio.ru