Организация и методика исследования состояния языкового анализа и синтеза у младших школьников

  • docx
  • 10.04.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Организация и методика исследования состояния языкового анализа и синтеза.docx

Организация и методика исследования состояния языкового анализа и синтеза у младших школьников

На основе методики Р.И. Лалаевой по обследованию анализа и синтеза разработан план обследования, состоящий из пяти блоков:

1 блок – обследование навыка деления предложений на слова;

2 блок  – обследование слогового анализа;

3 блок –обследование слогового синтеза;

4 блок –обследование фонематического анализа;

5 блок –обследование фонематического синтеза.

Обследование проводилось индивидуально с каждым дошкольником.

1. Обследование навыка деления предложений на слова

Определение количества слов в предложении.

Примеры предложений:

а) Девочка танцует.

б) Мама готовит.

в) Солнце светит ярко.

г) Мальчик очень громко смеется.

Инструкция: сейчас я тебе буду произносить предложения, а ты ответь, сколько слов услышишь.

Обработка результатов

Высокий уровень (4 балла) – правильно названо количество всех слов в предложениях.

Уровень выше среднего (3 балла) – допущена ошибка в одном предложении.

Средний уровень (2 балла) – допущены ошибки в двух предложениях.

Уровень ниже среднего (1 балл) – правильно названо количество слов в одном предложении.

Низкий уровень (0 баллов) – не смог назвать количество слов ни в одном предложении.

2. Обследование слогового анализа

Определение количества слогов в слове.

2.1. Определение количества слогов в слове, произнесенном логопедом.

Речевой материал: кот, шуба, капуста.

Инструкция: сейчас я произнесу слово, а ты посчитай и скажи, сколько в нем слогов.

2.2. Отбор картинок, в названиях которых 1 слог, 2 слова и 3 слога (картинки не называются).

Картинный материал: дом, зонт, собака, муха, карандаш.

Инструкция: перед тобой лежат картинки, покажи мне картинку, в названии которой спрятался один слог; два слога; три слога.

Обработка результатов

Высокий уровень (4 балла) – правильное выполнение всех заданий.

Уровень выше среднего (3 балла) – 75-99% правильно выполненных заданий.

Средний уровень (2 балла) – 50-74% правильно выполненных заданий.

Уровень ниже среднего (1 балл) – 25-49% правильно выполненных заданий.

Низкий уровень (0 баллов) – 0-24% правильно выполненных заданий.

3. Обследование слогового синтеза

Задача дошкольника произнести слитно слово, произнесенное логопедом по слогам.

Речевой материал: крыш-ка, иг-ра, ди-ван, со-ва.

Инструкция: сейчас я произнесу слово по слогам, а ты скажи, какое слово получится.

Обработка результатов

Высокий уровень (4 балла) – правильно воспроизвел все четыре слова.

Уровень выше среднего (3 балла) – правильно воспроизвел три слова.

Средний уровень (2 балла) – правильно воспроизвел два слова.

Уровень ниже среднего (1 балл) – правильно воспроизвел одно слово.

Низкий уровень (0 баллов) – не воспроизвел ни одного слова.

4. Обследование фонематического анализа

Исследуется состояние простых и сложных форм фонематического анализа.

4.1 Выделение звука из слова.

Задание: определить есть ли звук [м] в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом?

Инструкция: скажи мне, есть ли звук [м] в слове мышка? дерево? рама? рак? дом?

4.2. Выделение первого звука в слове.

Задание: определить первый звук в словах: удочка, мухомор, соловей, шкаф, кран.

Инструкция: скажи, какой первый звук в слове удочка? мухомор? соловей? шкаф? кран?

4.3. Выделение последнего звука в слове.

Задание: определить последний звук в словах: мак, аист, кровать, радуга, банан.

Инструкция: скажи, какой последний звук в слове мак? аист? кровать? радуга? банан?

4.4. Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.

Задание: определить, где слышится звук [л] в словах: дятел, лампа, белка, молоток, лук.

Инструкция: скажи, где спрятался звук [л] в слове дятел? лампа? белка? молоток? лук?

4.5. Определение количества звуков в словах (количественный анализ).

Задание: определить количество звуков в словах: дым, каша, лук, зонт, мяч.

Инструкция: скажи, сколько звуков в слове дым? каша? лук? зонт? мяч?

Обработка результатов

Высокий уровень (4 балла) – правильное выполнение всех пяти заданий.

Уровень выше среднего (3 балла) – 75-99% правильно выполненных заданий.

Средний уровень (2 балла) – 50-74% правильно выполненных заданий.

Уровень ниже среднего (1 балл) – 25-49% правильно выполненных заданий.

Низкий уровень (0 баллов) – 0-24% правильно выполненных заданий.

5. Обследование фонематического синтеза

Задание: произнести слитно слово, произнесенное логопедом с паузами после каждого звука.

Речевой материал: [д][о][м]; [к][о][т]; [з][в][у][к]; [с][л][о][н].

Инструкция: сейчас я назову по порядку звуки, а ты составь слово и назови его.

Обработка результатов

Высокий уровень (4 балла) – правильно воспроизвел все четыре слова.

Уровень выше среднего (3 балла) – правильно воспроизвел три слова.

Средний уровень (2 балла) – правильно воспроизвел два слова.

Уровень ниже среднего (1 балл) – правильно воспроизвел одно слово.

Низкий уровень (0 баллов) – не воспроизвел ни одного слова.