На основе методики Р.И. Лалаевой по обследованию анализа и синтеза разработан план обследования, состоящий из пяти блоков:
1 блок – обследование навыка деления предложений на слова;
2 блок – обследование слогового анализа;
3 блок –обследование слогового синтеза;
4 блок –обследование фонематического анализа;
5 блок –обследование фонематического синтеза.
Обследование проводилось индивидуально с каждым дошкольником.
1. Обследование навыка деления предложений на слова
Определение количества слов в предложении.
Примеры предложений:
а) Девочка танцует.
б) Мама готовит.
в) Солнце светит ярко.
г) Мальчик очень громко смеется.
Инструкция: сейчас я тебе буду произносить предложения, а ты ответь, сколько слов услышишь.
Обработка результатов
Высокий уровень (4 балла) – правильно названо количество всех слов в предложениях.
Уровень выше среднего (3 балла) – допущена ошибка в одном предложении.
Средний уровень (2 балла) – допущены ошибки в двух предложениях.
Уровень ниже среднего (1 балл) – правильно названо количество слов в одном предложении.
Низкий уровень (0 баллов) – не смог назвать количество слов ни в одном предложении.
2. Обследование слогового анализа
Определение количества слогов в слове.
2.1. Определение количества слогов в слове, произнесенном логопедом.
Речевой материал: кот, шуба, капуста.
Инструкция: сейчас я произнесу слово, а ты посчитай и скажи, сколько в нем слогов.
2.2. Отбор картинок, в названиях которых 1 слог, 2 слова и 3 слога (картинки не называются).
Картинный материал: дом, зонт, собака, муха, карандаш.
Инструкция: перед тобой лежат картинки, покажи мне картинку, в названии которой спрятался один слог; два слога; три слога.
Обработка результатов
Высокий уровень (4 балла) – правильное выполнение всех заданий.
Уровень выше среднего (3 балла) – 75-99% правильно выполненных заданий.
Средний уровень (2 балла) – 50-74% правильно выполненных заданий.
Уровень ниже среднего (1 балл) – 25-49% правильно выполненных заданий.
Низкий уровень (0 баллов) – 0-24% правильно выполненных заданий.
3. Обследование слогового синтеза
Задача дошкольника произнести слитно слово, произнесенное логопедом по слогам.
Речевой материал: крыш-ка, иг-ра, ди-ван, со-ва.
Инструкция: сейчас я произнесу слово по слогам, а ты скажи, какое слово получится.
Обработка результатов
Высокий уровень (4 балла) – правильно воспроизвел все четыре слова.
Уровень выше среднего (3 балла) – правильно воспроизвел три слова.
Средний уровень (2 балла) – правильно воспроизвел два слова.
Уровень ниже среднего (1 балл) – правильно воспроизвел одно слово.
Низкий уровень (0 баллов) – не воспроизвел ни одного слова.
4. Обследование фонематического анализа
Исследуется состояние простых и сложных форм фонематического анализа.
4.1 Выделение звука из слова.
Задание: определить есть ли звук [м] в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом?
Инструкция: скажи мне, есть ли звук [м] в слове мышка? дерево? рама? рак? дом?
4.2. Выделение первого звука в слове.
Задание: определить первый звук в словах: удочка, мухомор, соловей, шкаф, кран.
Инструкция: скажи, какой первый звук в слове удочка? мухомор? соловей? шкаф? кран?
4.3. Выделение последнего звука в слове.
Задание: определить последний звук в словах: мак, аист, кровать, радуга, банан.
Инструкция: скажи, какой последний звук в слове мак? аист? кровать? радуга? банан?
4.4. Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.
Задание: определить, где слышится звук [л] в словах: дятел, лампа, белка, молоток, лук.
Инструкция: скажи, где спрятался звук [л] в слове дятел? лампа? белка? молоток? лук?
4.5. Определение количества звуков в словах (количественный анализ).
Задание: определить количество звуков в словах: дым, каша, лук, зонт, мяч.
Инструкция: скажи, сколько звуков в слове дым? каша? лук? зонт? мяч?
Обработка результатов
Высокий уровень (4 балла) – правильное выполнение всех пяти заданий.
Уровень выше среднего (3 балла) – 75-99% правильно выполненных заданий.
Средний уровень (2 балла) – 50-74% правильно выполненных заданий.
Уровень ниже среднего (1 балл) – 25-49% правильно выполненных заданий.
Низкий уровень (0 баллов) – 0-24% правильно выполненных заданий.
5. Обследование фонематического синтеза
Задание: произнести слитно слово, произнесенное логопедом с паузами после каждого звука.
Речевой материал: [д][о][м]; [к][о][т]; [з][в][у][к]; [с][л][о][н].
Инструкция: сейчас я назову по порядку звуки, а ты составь слово и назови его.
Обработка результатов
Высокий уровень (4 балла) – правильно воспроизвел все четыре слова.
Уровень выше среднего (3 балла) – правильно воспроизвел три слова.
Средний уровень (2 балла) – правильно воспроизвел два слова.
Уровень ниже среднего (1 балл) – правильно воспроизвел одно слово.
Низкий уровень (0 баллов) – не воспроизвел ни одного слова.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.