Организация и планирование транспортного хозяйства
По назначению транспорт классифицируется на внешний, межцеховой, внутрицеховой и внутрискладской. По виду транспорт делят на железнодорожный, водный и автомобильный, а внутризаводской - на безрельсовый и рельсовый; по способу действия - на прерывный (автомобили, электрокары, автотягачи, электровозы и др.) и непрерывный (конвейеры, трубопроводы и т.д.). При организации транспортного хозяйства должны быть решены следующие вопросы: определены грузооборот и грузовые потоки и осуществлены организация перевозок грузов, выбор типа транспорта и расчет потребности транспортных средств, организация погрузочно-разгрузочных работ. Грузооборотом называется количество грузов, поступающих на предприятие, а также перевезенных за пределы и в пределах самого предприятия за определенный период времени. Различают внешний и внутренний грузообороты. Грузопотоком называется количество груза, перемещаемого по одному направлению, от одного пункта к другому за какой-либо период времени (сутки, месяц, квартал, год). График грузопотоков составляется на основании шахматной ведомости. Работа внутризаводского транспорта характеризуется системой количественных показателей, которые характеризуют объем погрузочно-разгрузочных работ, определяемый грузооборотом, числом тонно-операций и количеством нормо-часов для выполнения запланированных объемов работ. Число тонно-операций находят умножением количества тонн перевезенных грузов на число погрузочно-разгрузочных и транспортных операций. К качественным показателям относятся техническая и эксплуатационная скорость транспортных средств; коэффициент грузоподъемности, определяемый отношением массы перевезенного груза к паспортной грузоподъемности машины, умноженной на число совершенный ездок; коэффициент использования пробега, являющийся отношением длины пути, проделанного машиной с грузом, к общей длине пути; коэффициент использования рабочего времени машины, определяемый отношением времени ездки машины за смену к продолжительности смены.
Основными задачами транспортного хозяйства являются: обеспечение ритмичного производства путем рационального продвижения предметов труда, снижение себестоимости транспортных операций и внедрение новой техники в транспортное хозяйство.
Факторы, которые определяют выбор транспортных средств:
объем и характер груза;
габариты, масса перемещаемого груза;
расстояние перемещения;
частота рейса;
направление перемещения.
Технические характеристики транспортных средств:
скорость;
грузоподъемность.
В состав транспортного хозяйства входят: транспортный отдел, гаражи, ремонтные мастерские, специальные цехи (цехи автомобильного транспорта, железнодорожного, воздушного и т.п.).
Основными показателями, характеризующими деятельность транспортного хозяйства, являются:
грузооборот, под которым понимается количество грузов, перевозимых на предприятии за определенный промежуток времени;
грузопоток - это количество груза, перемещаемого из одного пункта в другой за определенный промежуток времени.
При
расчете грузооборота все перевозимые грузы разбиваются на 3 группы:
а) сыпучие;
б) наливные;
в) штучные.
Суммарное количество перемещаемого груза является основой для определения потребности в транспортных средствах. В общем виде потребность в транспортном средстве можно определить:
n=,
где: n - количество одинаковых транспортных средств;
Q - масса груза, подлежащая перевозки в сутки (в тоннах);
t - длительность одного рейса (в часах);
q - грузоподъемность транспортных средств (в тоннах);
Т - рабочее время транспортных средств в течение суток (в часах);
К -
коэффициент полезного использования грузоподъемности;
К -
коэффициент использования транспортных средств во времени.
При выборе транспортных средств необходимо учитывать ряд требований:
а) транспортные средства должны соответствовать характеру перевозимого груза;
б) транспортные средства должны отвечать требованиям производственного процесса;
в) транспортные средства должны повышать производительность, способствовать снижению затрат на перевозку и обеспечивать возможность замены в случае необходимости.
Работа транспортных средств на предприятии организуется по заявкам, сделанным на следующий день с выпиской путевого листа.
В сводку технико-экономических показателей включаются:
среднесуточный пробег;
коэффициент готовности парка;
коэффициент использования транспортных средств по времени и грузоподъемности;
коэффициент использования пробега, т.е. отношение пробега транспортного средства с грузом к общему пробегу, в км;
себестоимость транспортировки на внутренних и внешних маршрутах;
численность работников в транспортном хозяйстве, заработная плата,
система материального поощрения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.