Организация и этапы проведения исследования
Содержание проводимого научного исследования может быть разделено на несколько этапов: подготовительный, основной и заключительный. Подготовительный этап исследования включает в себя определение его темы и проблемы, а также сбор информации по соответствующей теме и проблеме, имеющейся в научных публикациях. В него также входит формулировка гипотезы, выбор испытуемых, подбор или разработка психодиагностических (исследовательских) методик. Основной этап исследования включает изучение и анализ полученной из научной литературы информации, определение того, что, кем и когда было сделано в плане научного изучения избранной проблемы, проведение самого исследования, анализ и обобщение полученных в нем результатов. Данный этап исследования самый важный и трудоемкий, и поэтому он занимает большую часть времени, отводимого на проведение научного исследования. Заключительный этап исследования включает подведение его итогов, формулировку выводов, вытекающих из него, и написание заключения (возможно также и практических рекомендаций, базирующихся на результатах проведенного исследования, если оно имеет прикладной характер). Перед началом исследования необходимо составить его план и программу. План предстоящего исследования представляет собой документ, в которой детально прописываются все этапы данного исследования и точно указывается, что должно быть сделано на каждом из его этапов, а также называются ожидаемые (предполагаемые) результаты каждого этапа исследования и всего исследования в целом. Программа исследования представляет собой документ более расширенного варианта, чем его план, с точным указанием сроков реализации того или иного этапа исследования и форм, в которых должны быть представлены полученные на данном этапе исследования результаты. Иногда, если в исследовании участвуют несколько человек, и если в ходе проводимого исследования на каждом его этапе данное исследование необходимо контролировать и оценивать, в программе указывают лица, ответственные за проведение того или иного этапа исследования, и за получение необходимых результатов, включая соответствующие формы отчета. При необходимости в процессе проведения исследования может осуществляться контроль его выполнения на каждом из этапов. Он представляет собой совокупность заранее продуманных и прописанных способов контроля ходя исследования и разные формы отчетности исполнителей соответствующего исследования, устные или письменные, а также предоставление убедительных доказательств того, что запланированное исследование было проведено в полной мере и в обозначенные в программе сроки, что в нем были получены именно те результаты, на которые организаторы данного исследования рассчитывали. Если, к примеру, речь идет о контроле выполнения студентом выпускной квалификационной работы, то его может осуществлять преподаватель, который является научным руководителем данной работы, или подразделение вуза, которое отвечает за это. Как правило, формы контроля проводимого исследования заранее обговариваются его исполнителем и руководителем, а сам контроль подкрепляется документально, с соответствующими подписями под отчетами как исполнителя, так и руководителя исследования.
Формы отчетов о проведении исследования и представления его результатов могут быть различными, например, следующими:
1. Устный доклад исполнителя (в данном случае студента) преподавателю – научному руководителю соответствующего исследования, о проделанной работе.
2. Подготовка письменного отчета о проведенном исследовании или каком-либо из его этапов.
3. Заполнение студентом каких-либо установленных соответствующим подразделением вуза документов отчетного характера за подписью как самого студента, так и его научного руководителя.
4. Выступление с докладом о проведенном исследований на научнопрактической конференции или каком-либо ином профессиональном собрании специалистов.
5. Написание научной публикации (тезисов, статей) по результатам проведенного исследования.
Допускается также сочетание друг с другом разных, описанных выше форм отчетности о проведенном научном исследовании. Первые три из представленных выше форм отчетности характерны для большинства вузов, студентов - выпускников и являются обязательными, а последние две используются в тех случаях, когда студент углубленно занимается научной работой, намерен ее продолжать дальше, например, обучаясь в магистратуре или в аспирантуре. Если студент является самостоятельным и ответственным человеком, то преподаватель, отвевающий за курсовую или выпускную квалификационную работу, может доверить ему самому выполнение поэтапного контроля проводимого исследования (самоконтроль), и ограничиться только постановкой задачи исследования и его заключительной оценкой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.