Организация и проведение занятий физической культурой с учащимися , отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе».
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Организация и проведение занятий физической культурой с учащимися , отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе».

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
pptx
13.01.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

гуляев.pptx

«Организация и проведение занятий физической культурой с учащимися , отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе».

Министерство образования и молодежной политики Республики Коми
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Сыктывкарский гуманитарно – педагогический колледж им. И.А.Куратова

Сыктывкар, 2019 г.

Выполнил: студент 442 группы физкультурного отделения
Гуляев Тимофей

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение .
2. Задачи работы с обучающимися СМГ.
3. Организация занятий по физической культуре.
4. Особенности проведения занятий по физической культуре в СМГ.
5. Построение урока с обучающимися СМГ.
6. Оценивание и аттестация . Зачетные требования.

ВВЕДЕНИЕ

В современном учебном процессе (школа, средние учебные заведения , ВУЗы и др.) постоянно увеличивается нагрузка на организм обучающихся, здоровье ухудшается с каждым годом от младших классов к юношескому возрасту, растет количество детей, относящихся по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ) .
Физическая активность – одно из необходимых условий жизни , имеющее не только биологическое , но и социальное значение .Особенно актуален сегодня вопрос о занятии физической культурой обучающимися с ослабленным здоровьем и начальными формами его нарушения . Законом Р.Ф. «Об образовании» от 29.12. 2012 г . № 272-Ф3 а также нормативными и правовыми актами :
- Методическим письмом Министерства Просвещения РСФСР от 31.10.1987г. «О направлении методических рекомендаций Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе»;
- Письмом Министерства Образования Российской Федерации от 31.10 2003 «Об оценивании и аттестации учащихся , отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;

ВВЕДЕНИЕ

Приказом Министерства Образования Р.Ф. , Минист. Здравоохранения Р.Ф. , Госкомспорта Р.Ф. и Российской Академией образования от 16.06.2002 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации организация учебного процесса в СМГ и его особенности. Преподаватель физического воспитания должен ориентироваться в классификации различных отклонений в состоянии здоровья занимающихся , уметь определить физическую нагрузку с учетом показаний и противопоказаний , знать сроки допуска учащихся к занятиям. При определении медицинской группы для обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья необходимо предусматривать доступность физических нагрузок , а также создание оптимальных условий для выздоровления и предупреждения обострения заболеваний.

 ЗАДАЧИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСИ СМГ

Работа в СМГ направлена на выполнение конкретных задач:
- выработать активное отношение учащихся к преодолению своей физической ослабленности и отклонений в состоянии здоровья , улучшению физического развития , закаливанию организма;
- расширить диапазон функциональных возможностей основных физиологических систем организма , дать учащимся знания о путях преодоления отставания в развитии и оздоровительных средствах;
- повышение защитных сил организма и его сопротивляемости ;
- сформировать устойчивую систему привычек к систематическим занятиям оздоровительной и развивающей физич. культурой , здоровому образу жизни , прочным гигиеническим навыкам .
- вызвать интерес к физкультурно-оздоровительному и спортивному движению в условиях общеобразовательного учреждения ;
- оберегать организм от перегрузок , соблюдать рациональную организацию режима труда и отдыха , рационального питания , пребывания на воздухе;
- воспитание морально- волевых качеств, интереса к овладению двигательными навыками , самостоятельным занятиям физической культурой для успешного овладения профессией.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕВ ГРУППАХ СМГ

В соответствии с «Положением о врачебном контроле над лицами, занимающимися физической культурой и спортом» учащиеся, которые обучаются по государственным программам физического воспитания , проходят медицинское обследование по установленной форме не реже одного раза в течении учебного года у врачей, обслуживающих учебное заведение.
На основании полученных данных в состоянии здоровья и физического развития учащиеся распределяются на три медицинские группы : основную , подготовительную и специальную .
К основной относятся обучающиеся без отклонений в состоянии здоровья при хорошем физическом развитии. К подготовительной относятся лица с недостаточным физическим развитием и слабо физически подготовленные .
Занятия в этой группе проводятся в соответствии с учебной программой , но с более постепенным освоением комплекса двигательных умений и навыков. При улучшении состояния здоровья и физического развития представители этой группы после медицинского осмотра переводятся в основную медицинскую группу.
К специальной медицинской группе (СМГ) относятся лица, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера , которые являются противопоказанием к занятиям по учебной программе физического воспитания. Занятия проводятся по специальным учебным программам .
При комплектовании СМГ преподаватель физической культуры , кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии обучающихся , должен знать уровень их физической подготовленности , который определяется при помощи двигательных тестов . В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения , которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся . Учебные занятия с лицами, отнесенными к СМГ , планируются отдельно от основного расписания .
Это позволяет избежать многих методических ошибок, щадить психику занимающихся , использовать дифференцированные нагрузки, контролировать состояние и адаптацию к нагрузке .

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФК. В СМГ

Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 40 -45 мин. Учебные группы должны быть постоянными на весь период обучения и закрепиться за преподавателем , который обязан не только проводить непосредственно занятия средствами физического воспитания , но и вести систематические наблюдения за всеми изменениями и отклонениями в состоянии здоровья и успеваемости учащихся . Только при взаимном контакте преподавателя по физическому воспитанию и врача можно по – серьезному оказать помощь в улучшении здоровья учащихся .
Самоконтроль – одна из форм наблюдения за состоянием здоровья. Необходимо обучить простейшим методам самонаблюдения за результатами занятий. Ведение дневника самоконтроля вырабатывает у занимающихся сознательное отношение к занятиям, а также оказывает большую помощь врачу и преподавателю в определении физической нагрузки. Нередко причиной повышенной нервной возбудимости , плохого настроения , раздражительности , апатии, снижения аппетита , появления быстрой усталости является чрезмерная физическая нагрузка на занятиях . Анализ дневника самоконтроля поможет установить причину и своевременно выявить расстройство отдельных органов и систем . При выставлении текущей оценки обучающемуся СМГ необходимо соблюдать особый такт , быть максимально внимательным , использовать отметку таким образом , чтобы она способствовала его развитию и стимулировала на дальнейшие занятия физкультурой . Итоговая отметка по физической культуре выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно – оздоровительную деятельность , а также с учетом динамики физической подготовленности.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФК. В СМГ

Для обеспечения разносторонней физической подготовки и закрепления приобретаемых навыков во время уроков большое значение приобретают самостоятельные занятия во внеурочное время по заданию преподавателя и врача.
Преподаватель физвоспитания должен хорошо знать характеристику каждого занимающегося в группе и так строить свои знания , чтобы учащиеся спецмедгруппы не испытывали неудобств от присутствия . Каждое занятие должно быть продуманным от начала до конца . Не рекомендуются громкие команды во время проведения занятий . Не следует считать каждое упражнение, надо указывать только темп, ритм, дыхание. При плохом исполнении упражнения учащимися не нужно на этом акцентировать внимание всей группы, направлять необходимо тактично, исключаются отклики и реплики. Отношение преподавателя должно быть ровным, доброжелательным, спокойным. Такт , и еще раз такт, особенно при разъяснении недостатков в выполнении упражнений. В процессе контроля и самоконтроля за состоянием здоровья следует избегать заострения внимания на мнимых ощущениях, избегать «прислушивания» к реакции пульса и к дыханию . Надо у занимающихся выработать веру в их возможности и в применяемые средства физвоспитания содействующие нормальному функционированию их организма.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФК. В СМГ

Соблюдая такт по отношению к занимающимся не должно быть послаблений за счет «неполноценности».
Следует иметь ввиду , что начинающие занятия в спецгруппах , как правило, на первых занятиях ведут себя очень стесненно и не только не согласовывают свои действия с товарищами , но даже дышать начинают как- то по особому .
Поэтому , именно с дыхательных упражнений , с обучения дышать правильно и должен начинать свои уроки преподаватель . При всех дыхательных и общеразвивающих упражнениях дышать следует через нос ( за исключением специальных со звуковым выдохом ) . Через нос надо делать и вдох и выдох . И обычные команды отсчета в спец- группах следует заменять командами «вдох-выдох» и делать это следует до тех пор, пока преподаватель не убедиться в правильной постановке дыхания, вошедшей в привычку.
При выполнении динамических дыхательных упражнений и общеразвивающих упражнений необходимо помнить , что вдоху способствует разгибание туловища , разгибание ранее ранее согнутых ног, разведение рук в стороны , поднятие вверх и за голову , а выдоху – сгибание туловища , опускание головы , сгибание ног, опускание рук, приседание. При выполнении прыжков , при метании , бросках набивного мяча и других ациклических движений, а выдох – в момент наибольшего усилия. Для снижения нагрузки и нормализации дыхания после физ. упражнений целесообразнее использовать упражнения в статическом дыхании с одновременном расслаблении мышц в любом исходном положении.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФК. В СМГ

Обучение учащихся правильному дыханию – очень важная и трудная задача. Большинство ослабленных учащихся медленно усваивают навыки правильного дыхания , особенно в сочетании в с движениями. Поэтому преподаватель физкультуры должен быть тактичен, терпелив, но и настойчив в решении этого вопроса. Учащиеся значительно быстрее осваивают и закрепляют навыки правильного дыхания , если получают задания по «дыхательной гимнастике» на дом.
Не менее важной задачей физического воспитания учащихся является воспитание правильной осанки , т.к. правильная осанка имеет не только эстетическое , но и большое физиологическое значение. Она способствует деятельности всего организма , обеспечивает нормальную работу внутренних органов , особенно легких и сердца, ведет к экономии в затратах энергии при физических нагрузках, в быту, труде и спорте, что повышает работоспособность. Даже небольшое плоскостопие понижает функцию всего опорно – двигательного аппарата и общий тонус учащихся , что ухудшает их физическое развитие и снижает работоспособность .
Основным средством формирования правильной осанки , коррекции ее нарушений и профилактики являются физические упражнения . В урок физической культуры необходимо включать не менее 10 -12 упражнений для мышц плечевого пояса , спины и живота , способствующих образованию «мышечного корсета», удерживающего тело в правильном положении. Упражнения на воспитание осанки проводят в различных исходных положениях : стоя , сидя , стоя на коленях и на четвереньках , лежа на спине и на животе , в висе на гимнастической стенке.

ПОСТРОЕНИЕ УРОКА С УЧАЩИМИСЯ СМГ

Схема урока с учащимися спец.медгрупп не отличается от общепринятой и состоит из 3 частей: вводно- подготовительной , основной и заключительной. Однако содержание и продолжительность каждой части урока отличаются от обычного урока физкультуры следующими особенностями:
- вводно-подготовительная часть урока начинается с опроса самочувствия учащихся , измерения ЧСС. Эта часть длится до 20 мин. и состоит главным образом из общеразвивающих упражнений (15-18 упр.), которые проводятся в медленном и среднем темпе, охватывают основные группы мышц. Каждое упражнение повторяется 4-5 раз. Нагрузка постепенно повышается.
В подготовительной части рекомендуется использовать упражнения, необходимые для подготовки всех органов и систем к выполнению основной части урока. Не рекомендуется использовать большое количество новых упражнений и интенсивных нагрузок.

ОЦЕНИВАНИЕ И АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ СМГ

Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний, а также с учетом динамики физической подготовленности . Основной акцент должен быть сделан на стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся , которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены учащемуся , выставляется положительная оценка.
Общую выносливость обучающегося можно оценить при беге (ходьбе ) в течении шести минут . Тестируемый выполняет упражнение в удобном для него темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно . Тест можно выполнить на беговой дорожке стадиона или в спортивном зале .Оценку скоростно-силовых можно проводить при прыжке в длину с места .Результатом является максимальная длина прыжка .При помощи сгибания и разгибания рук в упоре лежа можно оценить силу мышц рук и плечевого пояса.
Броски и ловля теннисного мяча двумя руками с отскоком от стенки (расстояние 1-1.5 м) в течении 30 секунд можно оценить координацию движений , ловкость , быстроту двигательной реакции. Эти качества можно оценить также , выполняя прыжки через скакалку на двух ногах .
Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся , который не продемонстрировал существенных сдвигов в развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя.

ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Обучающиеся СМГ выполняют зачетные требования и зачетные упражнения , устанавливаемые преподавателями физкультуры с учетом показаний, противопоказаний и функциональных возможностей занимающихся. В конце каждого семестра учащиеся должны сдавать зачет по физической культуре , включая теоретические и практические разделы , определенные программой .
Зачетные требования для первого года обучения включают следующие знания и умения:
1. Что такое «здоровый образ жизни».
2. Гигиена и закаливание организма .
3. Принципы построения утренней и производственной гимнастики.
4. Выполнение контрольных упражнений (тестов) , по которым оценивается физическая и специальная подготовленность студента.
Во втором полугодии для получения зачета необходимо:
1. Уметь составить и провести с группой комплекс утренней гигиенической гимнастики , разминку при занятиях гимнастикой , легкой атлетикой .
2. Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания. Основы ЛФК.
3. Овладеть элементами техники в беге на 100 метров, в прыжке в длину или в высоту.
4. Уметь передвигаться на лыжах. Пройти на лыжах без учета времени: юноши – 3км, девушки – 2км.
5. Проплыть без учета времени :юноши – 50 м, девушки – 25 м.

ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

При выставлении отметки (оценки ) обучающемуся СМГ необходимо соблюдать особый такт , быть внимательным , не унижать достоинства ученика (студента) , использовать отметку таким образом , чтобы она способствовала его развитию , стимулировала его на дальнейшее занятия ФЗК . Преподаватель индивидуально распределяет зачетные нормативы для учащихся второго и третьего годов обучения . Если некоторые учащиеся за два года обучения оказались не подготовленными для сдачи нормативов третьего года обучения , то они сдают нормативы второго года обучения. Во всех случаях при объявлении учащимися зачетных нормативов учитывается индивидуальное состояние здоровья учащегося.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Министерства образования РФ , Министерства здравоохранения РФ, ГОСКОМ РФ по физической культуре и спорту, РАО от 16.07.2002 г.№ 2715/227/116/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ.
2. Рекомендации Министерства образования РФ от 31. 10. 2003г. № 13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся , отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».
3. Залетаев И.П. Организация и проведение занятий с учащимися специальной медицинской группы. ( Физическая культура в школе 2005 г. №5.)
4. Попов С.Н. Лечебная физическая культура , М., Издательский центр «Академия». 2006.
5. Потапчук А.А. Осанка и физическое развитие детей. СПб., Издательство «Речь» , 2001 .
6. Гогунов Е.Н. , Марьянов Б.И. Психология физического воспитания ,М., Издательский центр «Академия», 2000г.
7. Анохин И.А. Индивидуальный подход в физкультурно – оздоровительной работе , Ульяновск , УИП КПРО, 2006.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

скачать по прямой ссылке