Организация и содержание игры на уроках в начальной школе.
Оценка 4.9

Организация и содержание игры на уроках в начальной школе.

Оценка 4.9
Занимательные материалы +2
doc
математика +2
1 кл—4 кл
18.03.2020
Организация и содержание игры на уроках в начальной школе.
Организация и содержание игры на уроках в начальной школе.
Организация и содержание игры СТАТЬЯ.doc

Организация и содержание игры

на уроках в начальной школе.

Л.Н.МИЗГИРЕВА, учитель высшей категории, ГБОУ СОШ № 601 г. Санкт – Петербург.

 

В жизни каждого ребёнка игра занимает большое место. Через игру дети познают окружающий мир, получают знания о различных предметах и явлениях, овладевают речью в общении с другими людьми. С поступлением в школу доминирующей становится  учебная деятельность, но дети по–прежнему с большим интересом относятся  к различным играм и головоломкам. Их привлекает сам  процесс  игры. В игре дети чаще проявляют свою активность, находчивость, сообразительность. В игре порой они добиваются  самых высоких для себя результатов.

        Игры на уроках математики и русского языка  способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, развивают интерес к предмету. Недаром говорится:» Шутка – минутка, а заряжает на час».

        Игра, как эффективное средство закрепления и проверки знаний учащихся, занимает прочное место на уроках и внеклассных занятиях по русскому языку. Одним из известных видов  грамматической игры является кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития  творческих способностей ребёнка, тренировки памяти.

       КРОССВОРД - английское слово - игра- задача, состоящая из заполнения словами пересекающихся рядов клеток. Кроссворды можно использовать и в работе с учащимися начальных классов. Как правило, такие  игры невелики и состоят из нескольких слов (от четырёх до десяти). Способов зашифровки слов много, однако, наибольший интерес  у младших школьников вызывают игры, зашифрованные не  обычно, а с помощью загадок, требующих от ребёнка сообразительности, поэтической выдумки.

        Работа с кроссвордами  возможна на всех этапах урока, но особенно эффективна она при закреплении материала, в частности важнейших орфограмм начального курса русского языка.

Как показывает практика, вводить игру можно с 1 класса, так как  опыт работы с кроссвордами у большинства детей  есть по журналу «Весёлые картинки».

         Предлагаю некоторые, наиболее  приемлемые варианты  игр для первоклассников:

1.»Кто быстрее нарядит ёлочку»: вывешиваются две ёлочки. На доске записаны столбики примеров (любое количество). К доске вызываются два ученика. У каждого из них  такое же количество картонных игрушек, сколько примеров. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, ученик вешает игрушку на свою ёлочку. Последняя игрушка – звезда. Кто первым повесит звезду, тот получает приз – маленькую звёздочку.

2. «Угости белку»: на плакате изображена белка, сидящая на ёлке. На ёлке в мешочке висят «орешки» - карточки с  примерами. К доске выходят два ученика и по команде учителя решают примеры. Кто больше решил примеров и не сделал ошибок, тот выиграл. Он имеет право угостить белочку «орешком».

3. «Твёрдо и мягко»: На карточках буквы Ъ и Ь знаки. Учитель медленно читает слова: ЛИСЬЯ, ПОДЪЁМ, ВЬЮГА, СЪЕДОБНЫЙ, ЛИСТЬЯ, РАЗЪЯРЁННЫЙ, ВОРОБЬИ, СЪЁМКА и др., а ученик берёт карточку с нужной буквой (Ъ или Ь знаки) и показывает её. Если он выбрал правильную букву, то перевернув карточку, читает:» МОЛОДЕЦ! ПРАВИЛЬНО!»

4. «Сбор грибов»: на столе лежат несколько карточек с изображением съедобных и несъедобных грибов. Карточки пронумерованы и перевёрнуты. Слова с безударной гласной обозначают съедобные грибы. К доске выходят два ученика. Учитель называет слова: ДОМА, СТОЛЫ, СТАРЫЙ, ВОДА, НОСКИ, СТРАНЫ, ГОДОВОЙ, ВРАЧИ, ТАНЦЫ, ЖАРЕНЫЙ, СКВОРЕЦ. Карточки с номерами  1,2,4, 5, 7, 8, 11 – обозначают съедобные грибы. Их ученик должен положить в корзинку. Тот, кто больше соберёт «грибов – слов», тот и выиграл.

         Подобные игры можно проводить  при изучении любых тем, меняя только задания, записанные на карточках.
          Игры на уроках – ценное средство воспитания умственной активности детей. Она вызывает интерес к процессу познания, лучше помогает усвоить любой учебный материал.

          По характеру познавательной деятельности игры можно  разделить на группы:

 1.Игры, требующие от детей  исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. Например, составляют узор по образцу и др. задание.

 2.Игры, в ходе которых выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относятся большое количество игр, направленных на формирование вычислительных навыков.

 3. Игры, в которых запрограммированы контролирующая деятельность учащихся.

 4. Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность.

 5. Игры, включающие элементы  поисковой деятельности.

              Но проведение игр требует от учителя большого мастерства. Перед игрой он должен  доступно изложить её сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске…

              В игре должен в той или иной мере участвовать каждый ученик класса. Если у доски работает небольшое количество детей, то все остальные должны выполнять роли судей, контролёров и т.д.

              Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от её места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа. Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должно быть запрограммированы  практические действия с группами предметов или рисунками. На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов. В этом случае следует ограничить использование средств  наглядности, а усилить внимание к громкому проговариванию правила, свойства, вычислительного приёма.

              В системе уроков важно по теме подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую, поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью следует использовать такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки, разрезные цифры и т. д…Сигнальные карточки служат  средством активизации детей в игре. В большинстве игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения. В конце урока учитель подводит итоги соревнования. При подведении итогов следует обращать внимание на дружную работу участников команд, что будет способствовать формированию чувства коллективизма. Учитель должен относиться с большим тактом к детям, допустившим ошибки, сказать ребёнку, что он ещё не стал капитаном в игре. Но если будет стараться,  то непременно станет им. Таким образом, с помощью игры, мы решаем различные образовательные  задачи. В заключении хочу привести  китайскую пословицу:     «СКАЖИ  МНЕ, И Я ЗАБУДУ.

                                                 ПОКАЖИ МНЕ, И Я ЗАПОМНЮ.

                                                 ВОВЛЕКИ МЕНЯ, И Я НАУЧУСЬ»

 

 

   

 

            


Организация и содержание игры на уроках в начальной школе

Организация и содержание игры на уроках в начальной школе

Кто больше решил примеров и не сделал ошибок, тот выиграл

Кто больше решил примеров и не сделал ошибок, тот выиграл

В системе уроков важно по теме подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую, поисковую

В системе уроков важно по теме подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую, поисковую
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2020