Организация и содержание работы с детьми дошкольного возраста после операции кохлеарной имплантации.
Оценка 4.6

Организация и содержание работы с детьми дошкольного возраста после операции кохлеарной имплантации.

Оценка 4.6
docx
29.09.2021
Организация и содержание работы с детьми дошкольного возраста после операции кохлеарной имплантации.
СтатьяСущевская О. Н.(есть).docx

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Хакасия

«Школа – интернат для детей с нарушениями слуха», г. Абакан

 

Организация и содержание

работы с детьми дошкольного возраста после операции кохлеарной имплантации.

 

Составитель Сущевская О. Н., учитель - дефектолог

 

О методике реабилитационной работы с детьми  после кохлеарной имплантации. Для  того  чтобы ребенок после  кохлеарной  имплантации  мог  научиться понимать речь и говорить, необходимо поставить следующие задачи. В его  памяти  должно  накопиться  достаточно  слуховых  образов различных звуков, слов. Этот слуховой багаж не появится «сам по себе», только оттого, что подключили речевой процессор, и звуки окружающего мира стали доступны восприятию. Звуки обрушились на  ребенка,  и  он  находится  в  хаосе  звучаний,  не  различая  их. Необходима ежечасная,  постоянная  работа  по  формированию  способности разобраться в этом звуковом хаосе. Ребенка надо учить овладевать системой родного языка. Это значит – учить понимать значения слов, фраз, словосочетаний разных видов. И опять  нужна  для  этого  специальная  работа.  Учитель – дефектолог или сурдопедагог  будут помогать  родителям  развивать  понимание  родного  языка, но  не совсем так, как это делается с неслышащими детьми, а используя специальные методики. Ребенка надо учить произносить разные звуки, фонемы. И тут работа может  проводиться  при  совместном  участии  учителя – дефектолога, воспитателя, родителей.  Однако  обычная    методика  не  подойдет, нужно  использовать  индивидуальную  систему  приемов  с  учетом развивающегося  слухового  восприятия  ребенка  и  развития  его произносительных возможностей. Учить общению с помощью речи на каждом этапе слухоречевого развития имплантированного ребенка – еще одна важная задача.

Выделяются  4  периода  слухоречевой  реабилитации  после  кохлеарной имплантации.

1 период – начальный период развития слухового и слухоречевого восприятия с

помощью КИ. Длиться может от 3 до 12 недель. Развивается начальный интерес к звукам, активизируется голосовая активность, формируется произнесение звуков, слов по подражанию.

2  период – основной.  Он  длится  6 –18  месяцев.  Формируется  способность анализировать окружающие звуки и речь как звуковые сигналы. Ребенок слышит различия между звуками, узнает и запоминает разные звучания и слова. Уровень развития слухового восприятия близок к развитию такового у малыша в возрасте одного – полутора лет. Благодаря этому слух начинает работать на развитие понимания  речи  окружающих  и  собственной  речи.  К  работе  сурдопедагога добавляется работа учителя - дефектолога, учителя – логопеда, все направления скоординированы между собой. Ребенок начинает понимать часто используемые слова и предложении, начинает говорить отдельные слова и даже предложения из двух – трех слов. В это время у всех  детей  наблюдаются  проблемы  слухоречевой  памяти - ребенок  плохо запоминает слова. За этот период надо сформировать умение различать и узнавать все  звуки  речи.  Это  необходимо  для  спонтанного  развития  восприятия  речи ребенком с КИ в дальнейшем. Важно развивать и слуховой контроль собственной речи,  и умение  координировать слуховое восприятие с артикуляцией – ребенок должен повторить новое слово, даже если он его не понимает.

3 период  - языковой. Его длительность – более 5 лет. Главным в этот период  является  развитие  у  ребенка  системы  родного  языка.  Он  все  время  должен слышать  родную  речь,  пользоваться ею,  получать  специальные  занятия  по родному языку. Программа может быть использована для слабослышащих детей или  для  детей  с  нарушениями  речи.  Особое  внимание  уделяется  развитию слухового  восприятия  грамматической  стороны  речи.  Ребенок  учится воспринимать речь в шуме, речь разных людей, речь, не обращенную к нему.

4 период  – период развития связной речи и понимания сложных текстов. Это период  значительно  более  высокого  уровня  овладения  языком.  Этот  период аналогичен таковому у нормально слышащих детей старше семи лет. Его могут достичь только часть ранооглохших детей с КИ. Это дети с КИ, вживленным в раннем возрасте. А также могут достичь этого уровня и дети, имплантированные позднее,  но  прошедшие  раннюю  активную  абилитацию  со  слуховыми аппаратами. Как же воспринимают дети с КИ звуки?

1.  Звуки  и  речь,  передаваемые  КИ  в  слуховую  систему,  отличаются  от  тех, которые  передаются  нормально  работающей  улиткой,  поэтому  даже позднооглохшие  взрослые  сначала  не  узнают  знакомые  слова  и  звуки.  Но  в речевых сигналах, передаваемых КИ, содержится вся информация, необходимая для  восприятия речи. Требуется время и специальные занятия, чтобы научить ребенка воспринимать звучания.

2. Дети с КИ даже и после обучения слышат не так четко, как нормально слышащие. Им нужно больше времени для обработки звучащей речи. Слушание требует внимания, напряжения, мешает шум.

3.  Даже  если  пороги  слуха  достигают  25 –40  дБ,  т.е.  как  при  1  степени тугоухости,  затруднено  восприятие  окончаний,  приставок,  предлогов,  тихих согласных – п, т, к, ф, ц, х, в при общении с ребенком тихим голосом и на расстоянии.

4. Долго приходится формировать слуховое внимание ребенка к окружающим звукам, голосами т.п.

5. Ребенок с КИ плохо локализует звук в пространстве, так как носит КИ на одном ухе. Особенно трудно, если звуки короткие. Затруднено определение места невидимого источника звука, если он спереди или сзади.

6.  Дети  хуже  воспринимают  речь,  если  говорящий  сзади  или  со  стороны, противоположной импланту. Особенно – в первый год.

7.  Если  у  ребенка  не  был  развит  остаточный  слух,  он  медленно  учится обнаруживать и различать звуки.

8. Ребенок плохо воспринимает речь, если она не обращена к нему (при общении нескольких людей) и если не привлечено его внимание.

9.Несмотря на то, что слуховое восприятие в КИ может соответствовать 1ой степени  тугоухости,  ребенок  очень  плохо  поначалу  понимает  речь  и  плохо говорит. Уровень речевого развития может быть относительно долгое время как у глухого ребенка. Все это результат несформированности слуховых центров мозга,  которые  до  имплантации  не  получали  информации  и  не  развивались. Проблемы слуховой памяти и внимания обычно сохраняются в течение двух – трех лет. Чем в более позднем возрасте имплантирован ребенок, тем сильнее это может быть выражено. Если же у ребенка есть расстройства нервной системы  (общее  нарушение  внимания,  задержка  психического  развития)  и  поражение слуховых центров мозга, то эти нарушения сохраняются дольше.

10. Окружающие шумы и реверберация (отражение звуков от стен) очень мешают ребенку узнавать и запоминать речь и звуки окружающей среды. С самого начала важно дать родителям достаточный объем рекомендаций, которым они должны следовать при общении и занятиях с имплантированным ребенком. В содержание этих рекомендаций необходимо включить следующее. На начальном этапе требуется следовать определенным правилам при общении с ребенком. Вот они.

1.Разговаривайте с ребенком как можно больше. Комментируйте то, что  его  интересует  в  данный  момент  и  то,  на  что  вы  хотите обратить внимание малыша.

2.Говорите  с ребенком  как  с  нормально  слышащим,  НО  НЕМНОГО МЕДЛЕННЕЕ И...

3.ГОВОРИТЕ  КОРОТКИМИ  ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ  И  ФРАЗАМИ, отдельные слова повторяйте.

4.Говорите  естественно,  ни  в  коем  случае  не  говорите  громче обычного, не кричите.

5.Намного чаще, чем с нормально слышащими детьми  повторяйте то, что вы сказали.

6.Старайтесь, чтобы ваше лицо, особенно глаза, выражали эмоции. Чаще улыбайтесь.

7.Разнообразьте  интонации,  вводите  в  речь  специально интонированные междометия («Ого!», «Ах!», «Ну и ну!», «Да?!» и   т.п.), говорите выразительно, то понижая, то повышая голос.

8.Сократите фоновый шум до минимума, играйте в тихой комнате.

9.Проводите время с ребенком весело!

Сначала учите ребенка понимать «на слух»:

-разговаривает кто-нибудь или нет,

-является ли звук, который малыш слышит речью или нет,

-говорит мужчина или женщина,

-говорит ли кто-то из близких родных или «чужой».

Не забудьте:

КОГДА  ВЫ  ГОВОРИТЕ,  ВАШЕ  ЛИЦО  ДОЛЖНО  ЧАЩЕ  ВСЕГО НАХОДИТЬСЯ В МЕТРЕ ОТ УХА РЕБЕНКА, А ВАША ГОЛОВА НА ОДНОМ УРОВНЕ С ГОЛОВОЙ РЕБЕНКА.

Маленького ребенка при общении можно держать на коленях, на руках, сажать на детский стульчик. Можно общаться и на полу. Иногда держать малыша  прямо, чтобы  он  был  к  вам  спиной.  Помимо  специальных  игровых  упражнений, комментариев, хорошо петь малышу песни, рассказывать детские стишки. ПЕСЕНКИ МОГУТ БЫТЬ ПЕРВЫМИ ОБРАЗЦАМИ ЗВУЧАНИЙ, НА КОТОРЫЕ МАЛЫШ НАЧНЕТ РЕАГИРОВАТЬ. Используйте в общении с ребенком, так называемую РЕЧЬ РОДИТЕЛЯ. Что это такое? РЕЧЬ РОДИТЕЛЯ  имеет более медленный темп, чем обычно. Особенно придется поработать над темпом речи тем, кто привык разговаривать очень быстро,   скороговоркой.   Постарайтесь   потренироваться специально. Представьте себе, например, что вам надо вести на телевидении  детскую передачу. Содержит короткие фразы. Имеет паузы между фразами. Богато интонирована. Имеет  несколько  более  высокий  тон,  чем  при  разговоре  со взрослым. Повторяет и делает ударение на важных словах. Имеет разнообразный словарный запас. Включает в себя много голосовых сигналов и ритмов. Когда вы играете, говорите и поете, старайтесь выбрать для ребенка наилучшее положение для слушания, а именно:

 -в пределах одного метра от уха ребенка, которое лучше слышит,

-сначала лицом к лицу. Но иногда надо изменять это положение, чтобы малыш учился слушать без зрительной опоры.

-вы оба как можно чаще должны находиться на одном уровне с ребенком.

ПОМНИТЕ: СНАЧАЛА ДОЛЖНА СЛЕДОВАТЬ РЕЧЬ, А ПОТОМ ДЕЙСТВИЕ.

Развлекайте ребенка импровизированной пантомимой, сопровождаемой речью.

Делайте  большие  четкие  движения  во  время  пения.  Пойте  с  движениями, например:  «Мишка  косолапый  по  лесу  идет»,  «Маленькие  ножки  идут  по дорожке», придумывайте сами простенькие песенки, переделывайте, упрощая, «Жили у бабуси два веселых гуся» и другие. Хорошо использовать пальчиковые игрушечные персонажи, куклы «би-ба-бо».

Вот примеры некоторых первых игровых занятий с малышом.

1. САМОЛЕТ ЛЕТИТ.

Медленно двигайте самолет, показывая, как тот летит. Говорите при этом. «Вот самолет. Он летит. «Вввв__». Смотри, как: «Вввв__». Летит вверх, вверх! «Вввв__».

Летит вниз. Вниз летит. «Вввв__». Удерживайте внимание ребенка, проделывая недолго забавные движения с игрушкой. Потом дайте игрушку малышу. Говорите об игрушке, пока он с ней играет. Например: «Вот твой самолет. Самолет. У него есть крылья. Вот крыло, вот еще крыло. Самолет летает: «Ввв_».

2. СЛУШАЕМ, КТО ПРИШЕЛ.

Заранее договоритесь с родными, чтобы они несколько раз позвонили в дверь, когда придут к вам. (Или несколько раз постучали). Ожидая прихода с минуту на минуту, ходите с ребенком по дому, подходите к двери, прислушивайтесь на его глазах. «Там нет никого. Скоро бабушка придет она позвонит. Слушай! (раздается звонок). Звонок! Слушай! Опять звонок. Кто там? Это бабушка! Бабушка пришла!».

Упражнения по развитию слухового восприятия (адаптированные для занятий с детьми без речи младшего дошкольного возраста –на основе заданий из пособия «Занимаемся с Ушариком»). Обнаружение и различение неречевых и речевых звуков Выработка условно рефлекторной двигательной реакции на звук (с использованием материалов альбома «Занимаемся с Ушариком», 1 этап, а также игрушек и самостоятельно изготовленных пособий)

Упражнение N 1. Слушай, нажимай. Взрослый перед сидящим за столом малышом стучит по барабану. Побуждает ребенка после этого нажать на кнопку игрушки или надеть кольцо на стержень пирамидки.(аналогичные упражнения проводятся со звучанием гармошки, дудки, свистка).

Упражнение 2. Лягушка прыгает. Перед сидящим за столом ребенком –игрушечная лягушка. Рядом несколько вырезанных из бумаги листьев. Взрослый производит какое-нибудь действие, извлекающее  звук  и  учит  ребенка переместить  лягушку  на  один из  листьев. Обучение сопровождается примерно такими словами: «Слушай. (Раздается звук). Ква-ква прыгает: Оп!» И так далее.

Упражнение 3. «Яблоко упало». Взрослый учит малыша после каждого услышанного звука снимать с вырезанной из картона яблоньки яблочко (оно было вставлено в прорезь в кроне дерева) и «уронить» его. При  этом  произносятся  слова:  «Слушай!  (Производится  звук)  Бух!  Упало яблоко!». Можно провести игру по-другому. Игрушечные пластмассовые яблочки ребенок бросает по очереди в корзиночку после каждого условного звучания.

Упражнение 4. Дождь. У  ребенка  синий  фломастер  и  лист  бумаги,  лежащий  на  столе.  На  листе нарисована тучка в небе, трава. Взрослый произносит «Кап», и после каждого произнесения малыш рисует  каплю - черточку. Речевой материал: «Слушай: «Кап»  и нарисуешь так» (показывает). (Это упражнение проводится после того, как выработана реакция на звучание голоса). Сначала взрослый произносит «кап» слухо-зрительно, потом –только на слух. Расстояние постепенно увеличивается).

Упражнение 5.  Змейки. Перед ребенком на листе несколько пластилиновых кружков. Рядом с листом вырезанные из бумаги или вылепленные из пластилина разноцветные змейки. После каждого произнесенного взрослым «Шшш»  малыш берет одну из змеек и прикрепляет ее к пластилиновой основе (кладет на нее).

Упражнение 6 . Цыплята вылупились. Перед  ребенком  четыре  или  пять  пластмассовых  яичек  из-под  «Киндер-сюрприза».  В  каждом  из  них  находится  маленький  игрушечный  цыпленок. Взрослый произносит: «Ц-ц-ц», ребенок в ответ на услышанное раскрывает одно из яиц. Речевой материал: «Слушай. «Ц-ц-ц». Открой. Что там? Цыпленок!». Если найти нужные игрушки трудно, можно видоизменить игру. На лист бумаги наклеиваются несколько изображений разных цыплят. Каждое из них прикрывается вырезанной фигуркой яйца. Можно прикрепить кончик «яйца» к бумаге. После каждого звука «Ццц» ребенок убирает яйцо и видит изображение цыпленка. (Желательно проверить перед выполнением упражнения, как ребенок реагирует на массированный шепот – «тшшш», «чшшш», выработать на массированный шепот реакцию (см. предыдущее упражнение «змейка»).

Упражнение 7. Конфеты. Перед ребенком на столе две – три «конфеты»,  завернутые в конфетные обертки кусочки пластилина. Рядом – сидят две - три куколки, перед каждой тарелочка. Взрослый предлагает покормить кукол после сигнала. Он произносит «Ч-ч-ч_», и ребенок кладет одну конфету перед куклой. То же с остальными конфетами. Знакомство со звуками окружающего мира (формируем спонтанное развитие слушания, т.е. способность учиться слушать и, значит, позже и понимать речь не только на занятиях).

А. Прогулка с картинками. Перед  прогулкой  возьмите  с  собой  картинки  с  изображениями  машины, велосипеда, собаки, птички, детей, взрослых. Во время гуляния обращайте внимание малыша на звуки, комментируйте их и показывайте  соответствующую  картинку.  Например:  «Слышишь?  Это  собака лает» или «Машина проехала. Вот еще машина едет, слушай». И показываете соответствующие картинки.

Б. Звучащие игрушки. Возьмите две звучащие игрушки. Например, зайку - пищалку и дудку. Нарисуйте каждую игрушку на отдельном листе и положите эти картинки перед малышом. Поиграйте на дудке, спросите: «Что звучало?», предлагая при этом дать вам одну из картинок. Если ребенок протянул вам картинку с дудкой, похвалите его: «да, это дудка звучала. Послушай еще раз». Затем  звучит  игрушка-пищалка.  Ребенок  после  прослушивания  берет соответствующую картинку, дает вам. После  нескольких  подобных  «тренировок»  попробуйте  предъявить  звучания только на слух, то есть так, чтобы малыш не видел звучащих предметов. Перед ним  на  столе  картинки,  а  звуки  доносятся  из-за  ширмы,  которую  можно соорудить из стула с повешенным на спинку платком. Звучит, например, дудка. Малыш слушает и показывает на соответствующую картинку. Потом можно увеличивать количество звучащих предметов, добавляя все новые и убирая знакомые.

В. Слышу – не слышу. Дайте ребенку лист бумаги, фломастер. Включите фен так, чтобы он видел его во время  работы  и  побудите  рисовать  штрихи  фломастером  выключите  фен  и покажите  ребенку,  что  при  отсутствии  звука  рисование  надо  прекратить. Повторите упражнение, убедитесь, что малыш понял ваше задание.  После этого переходите к выполнению упражнения на слух. Включайте и выключайте фен за спиной малыша, побуждая его прислушиваться и рисовать только тогда, когда раздается гудение фена. Аналогичные упражнения можно проводить со звучанием вентилятора, шумом льющейся воды из крана и т.п.

Г. Различаем звуки.

Учите  различать  по  принципу,  предложенному  в  упражнении  «звучащие игрушки»  такие  звуки  как  перелистывание  страниц  в  книге   и  застегивание  молнии, звяканье ключей, гудки в телефонной трубке, похлопывание ладоней и т.п. Различение  характеристик звуков (количество, длительность, громкость, высота, локализация).

Упражнение 1. Один и много барабанов.

Упражнение 2. Зайка прыгает – прыг!

Упражнение 3. Мишка кушает – ам!

Упражнение 4. Повтори ПА, ПАПАПА.

Упражнение 5. Круг – квадрат.

Упражнение 6. Нос,   рука – голова.

Упражнение 7. Делаем бусы.


 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

К работе сурдопедагога добавляется работа учителя - дефектолога, учителя – логопеда, все направления скоординированы между собой

К работе сурдопедагога добавляется работа учителя - дефектолога, учителя – логопеда, все направления скоординированы между собой

Ребенок с КИ плохо локализует звук в пространстве, так как носит

Ребенок с КИ плохо локализует звук в пространстве, так как носит

Разнообразьте интонации, вводите в речь специально интонированные междометия («Ого!», «Ах!», «Ну и ну!», «Да?!» и т

Разнообразьте интонации, вводите в речь специально интонированные междометия («Ого!», «Ах!», «Ну и ну!», «Да?!» и т

Жили у бабуси два веселых гуся» и другие

Жили у бабуси два веселых гуся» и другие

При этом произносятся слова: «Слушай! (Производится звук)

При этом произносятся слова: «Слушай! (Производится звук)

Например: «Слышишь? Это собака лает» или «Машина проехала

Например: «Слышишь? Это собака лает» или «Машина проехала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.09.2021