Государственное
бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Хакасия «Школа – интернат для детей с нарушениями слуха», г. Абакан
Учитель – дефектолог, Сущевская О. Н.
Возможности формирования активной речи неговорящих детей.
Неотъемлемой частью любой человеческой жизни является общение. Оно сопровождает нас постоянно и меняется в зависимости от разных факторов. Правильная, внятная, разборчивая и интересная речь является не только одним из важнейших условий полноценной коммуникации, но и показателем психического и нравственного здоровья человека, важнейшим фактором развития нации.
Любые отклонения в речевом развитии приводят к нарушению связи ребенка с социумом, с культурой как источником развития, поскольку речевое нарушение не существует само по себе. Оно всегда предполагает личность и психику конкретного ребенка со всеми присущими ему особенностями. Так или иначе, но теперь мало кто сомневается в том, что для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо проектирование особой образовательной среды развивающего типа, в которой происходит смена приоритета с дидактических компонентов на психологические.
Поэтому развитие активной речи неговорящих детей необходимо строить на основе психолого-педагогического подхода, исходным положением которого является рассмотрение речи как деятельности со всеми составляющими её компонентами.
Занятия с неговорящим ребёнком необходимо начинать с развития его высших психических функций: внимания, памяти и мышления. Для детей раннего возраста характерно неравномерное развитие отдельных психических функций, восприятия, зрительно-моторной координации, ориентировочно-познавательных реакций, эмоционального и звукового общения с окружающими. В силу недостаточности слухового восприятия и недоразвития моторики имеет место слабость деятельности слухового анализатора. Эти дети с трудом локализуют направление звуков или - хорошо реагируя на обычные звуки, не обращают внимания на речь. У группы неговорящих детей не сформировано первичное понимание речи - они не смотрят на обращающегося к ним взрослого, не прислушиваются к его голосу, не реагируют на своё имя, на смену интонации, голоса. У детей, не имеющих нарушения слухового восприятия, развитие импрессивной речи успешно идёт в том случае, если уровень их дифференцированных эмоций достаточно высок. В процессе общения с неговорящими детьми проявляются следующие особенности психической деятельности детей: низкий эмоциональный фон, высокая истощаемость, неустойчивость внимания, затруднено запоминание и воспроизведение, несформированность процессов мышления. Вся познавательная деятельность ребёнка раннего возраста связана с его практической деятельностью и с ориентировкой в окружающем предметном мире. Развитие мышления идёт двумя путями - от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и к логическому. Достижения этого периода не исчезают, не заменяются более поздними этапами развития мышления, а выполняют свою роль на протяжении всей последующей жизни человека. Поэтому несформированность процессов мышления, идущих как от нагляднодейственного мышления, так и от восприятия, может оказаться невосполнимой в более позднем возрасте. При проведении упражнений, направленных на развитие мышления ребёнка, необходимо соблюдать принцип постепенного перехода от сравнения по внешним признакам (цвет, размер) к сравнению по существенным признакам. Целью коррекционно-педагогической работы является последовательное развитие психических функций, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребёнка. При этом коррекционно-педагогическая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учёт возможностей ребёнка и построение системы упражнений, находящихся в «зоне ближайшего развития».
Необходимо обеспечить и полноценное моторное развитие малыша. Моторное развитие способствует формированию у детей раннего возраста разнообразных двигательных навыков. Чем лучше сформированы движения у ребёнка, тем лучше развивается речь. При выполнении движений широко используются звуковые и речевые стимулы. Многие упражнения на развитие общей моторики полезно проводить под музыку. Чёткая речевая инструкция и сопровождение движений стихами развивает целенаправленность действий, создаёт положительный эмоциональный фон, улучшает понимание речи, обогащает словарь - движения становятся точными, координированными. Развивая движения ребёнка, надо следить за правильностью и точностью их выполнения. Только при этом условии в мозгу ребёнка будут формироваться правильные кинетические ощущения и представления. Правильная оценка недостаточности в сфере моторной деятельности необходима для выявления закономерностей аномального развития детей с общим недоразвитием речи и построения системы коррекционных воздействий. Наблюдения за тем, как ребёнок застёгивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, держит ложку, карандаш - позволяют увидеть недостаточную координацию пальцев рук. Отчётливо обнаруживаются резко выраженная замедленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов и другие особенности.
Одним из основных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста является стимуляция двигательного развития и коррекция его нарушений (речедвигательных расстройств, нарушений функциональных возможностей кистей и пальцев рук и общей моторики). Для реализации этого направления используют серию упражнений, обеспечивающих формирование зрительно-моторной координации, развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, а также стимуляцию общей двигательной активности, коррекцию нарушений общей моторики. Одновременно у ребенка формируется умение точно и ловко выполнять те или иные движения.
В тесной взаимосвязи с развитием движений осуществляется сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание предусматривает развитие способности воспринимать окружающий мир с помощью пяти органов чувств и предусматривает занятия с развивающими игрушками. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Развитие понимания речи у ребёнка с сенсорными нарушениями в значительной степени зависят от взрослого, от того объёма информации о предметах и их свойствах, которые получает ребёнок. У детей с задержкой психофизического развития имеет место отставание в развитии: речи, мышления, памяти, представления, восприятия. Процессы восприятия у них замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Рассогласованность в работе зрительной и моторной систем нарушает формирование активного устойчивого внимания. Внимание малышей привлекает всё яркое, необычное, поэтому в процессе обучения используются игрушки и игровые приёмы, пробуждающие активность детского мышления. В результате систематической работы по сенсорному воспитанию, неговорящие дети учатся выделять и учитывать цвет, форму, величину; при выполнении практических действий, группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине; при выборе из четырёх разновидностей, соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине; активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец).
Работа по развитию активной речи неговорящих детей не должна ограничиваться лишь рамками занятий и игр. Также необходимо использовать наблюдения, экскурсии, режимные процессы для активизации речевых навыков. Важно для такого ребенка, чтобы с ним постоянно общались «быть вместе со всеми».
Конечно, не все занятия проходят так, как нам бы этого хотелось… Не всегда успеваем сделать все, что планировали. В каждом занятии обязательно присутствует элемент импровизации, причиной для которой может быть ряд событий: плохое самочувствие ребенка, плохое настроение, и другие жизненные вещи, когда необходим телесный, тактильный контакт с неговорящим ребенком.
И, тем не менее, при комплексном подходе достигается положительная динамика в развитии произносительной стороны речи у неговорящих детей.
Литература:
Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М, 1985.
Жукова НС. и др. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М: Просвещение, 1973. 220 с.
Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте - М: Медгиз, 1962. - 268 с.
Игры в логопедической работе с детьми // Ред.- сост. В. И. Селиверстов. - М, 1977.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.