Возможности формирования активной речи неговорящих детей.
Оценка 4.8

Возможности формирования активной речи неговорящих детей.

Оценка 4.8
docx
29.09.2021
Возможности формирования активной речи неговорящих детей.
Статья Сущевской О.Н. есть.docx

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Хакасия «Школа – интернат для детей с нарушениями слуха», г. Абакан

 

Учитель – дефектолог, Сущевская О. Н.

 

 

Возможности формирования активной речи неговорящих детей.

 

         Неотъемлемой частью любой человеческой  жизни является общение. Оно сопровождает нас постоянно и меняется в зависимости от разных факторов. Правильная, внятная, разборчивая и интересная речь является не только  одним из важнейших условий полноценной коммуникации, но и показателем психического и нравственного здоровья человека, важнейшим фактором развития нации.

         Любые отклонения в речевом развитии приводят к нарушению связи ребенка с социумом, с культурой как источником развития, поскольку речевое нарушение не существует само по себе. Оно всегда предполагает личность и психику конкретного ребенка со всеми присущими ему особенностями. Так или иначе, но теперь мало кто сомневается в том, что для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо проектирование особой образовательной среды развивающего типа, в которой происходит смена приоритета с дидактических компонентов на психологические.

         Поэтому развитие активной речи неговорящих детей необходимо строить на основе психолого-педагогического подхода, исходным положением которого является рассмотрение речи как деятельности со всеми составляющими её компонентами.

       Занятия с неговорящим ребёнком необходимо начинать с развития его высших психических функций: внимания, памяти и мышления. Для детей раннего возраста характерно неравномерное развитие отдельных психических функций, восприятия, зрительно-моторной координации, ориентировочно-познавательных реакций, эмоционального и звукового общения с окружающими. В силу недостаточности слухового восприятия и недоразвития моторики имеет место слабость деятельности слухового анализатора. Эти дети с трудом локализуют направление звуков или - хорошо реагируя на обычные звуки, не обращают внимания на речь. У группы неговорящих детей не сформировано первичное понимание речи - они не смотрят на обращающегося к ним взрослого, не прислушиваются к его голосу, не реагируют на своё имя, на смену интонации, голоса. У детей, не имеющих нарушения слухового восприятия, развитие импрессивной речи успешно идёт в том случае, если уровень их дифференцированных эмоций достаточно высок. В процессе общения с неговорящими детьми проявляются следующие особенности психической деятельности детей: низкий эмоциональный фон, высокая истощаемость, неустойчивость внимания, затруднено запоминание и воспроизведение, несформированность процессов мышления. Вся познавательная деятельность ребёнка раннего возраста связана с его практической деятельностью и с ориентировкой в окружающем предметном мире. Развитие мышления идёт двумя путями - от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и к логическому. Достижения этого периода не исчезают, не заменяются более поздними этапами развития мышления, а выполняют свою роль на протяжении всей последующей жизни человека. Поэтому несформированность процессов мышления, идущих как от наглядно­действенного мышления, так и от восприятия, может оказаться невосполнимой в более позднем возрасте. При проведении упражнений, направленных на развитие мышления ребёнка, необходимо соблюдать принцип постепенного перехода от сравнения по внешним признакам (цвет, размер) к сравнению по существенным признакам. Целью коррекционно-педагогической работы является последовательное развитие психических функций, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребёнка. При этом коррекционно-­педагогическая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учёт возможностей ребёнка и построение системы упражнений, находящихся в «зоне ближайшего развития».

    Необходимо обеспечить и полноценное моторное развитие малыша. Моторное развитие способствует формированию у детей раннего возраста разнообразных двигательных навыков. Чем лучше сформированы движения у ребёнка, тем лучше развивается речь. При выполнении движений широко используются звуковые и речевые стимулы. Многие упражнения на развитие общей моторики полезно проводить под музыку. Чёткая речевая инструкция и сопровождение движений стихами развивает целенаправленность действий, создаёт положительный эмоциональный фон, улучшает понимание речи, обогащает словарь - движения становятся точными, координированными. Развивая движения ребёнка, надо следить за правильностью и точностью их выполнения. Только при этом условии в мозгу ребёнка будут формироваться правильные кинетические ощущения и представления. Правильная оценка недостаточности в сфере моторной деятельности необходима для выявления закономерностей аномального развития детей с общим недоразвитием речи и построения системы коррекционных воздействий. Наблюдения за тем, как ребёнок застёгивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, держит ложку, карандаш - позволяют увидеть недостаточную координацию пальцев рук. Отчётливо обнаруживаются резко выраженная замедленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов и другие особенности.

    Одним из основных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста является стимуляция двигательного развития и коррекция его нарушений (речедвигательных расстройств, нарушений функциональных возможностей кистей и пальцев рук и общей моторики). Для реализации этого направления используют серию упражнений, обеспечивающих формирование зрительно-моторной координации, развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, а также стимуляцию общей двигательной активности, коррекцию нарушений общей моторики. Одновременно у ребенка формируется умение точно и ловко выполнять те или иные движения.

    В тесной взаимосвязи с развитием движений осуществляется сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание предусматривает развитие способности воспринимать окружающий мир с помощью пяти органов чувств и предусматривает занятия с развивающими игрушками. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Развитие понимания речи у ребёнка с сенсорными нарушениями в значительной степени зависят от взрослого, от того объёма информации о предметах и их свойствах, которые получает ребёнок. У детей с задержкой психофизического развития имеет место отставание в развитии: речи, мышления, памяти, представления, восприятия. Процессы восприятия у них замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Рассогласованность в работе зрительной и моторной систем нарушает формирование активного устойчивого внимания. Внимание малышей привлекает всё яркое, необычное, поэтому в процессе обучения используются игрушки и игровые приёмы, пробуждающие активность детского мышления. В результате систематической работы по сенсорному воспитанию, неговорящие дети учатся выделять и учитывать цвет, форму, величину; при выполнении практических действий, группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине; при выборе из четырёх разновидностей, соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине; активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец).

     Работа по развитию активной речи неговорящих детей не должна ограничиваться лишь рамками занятий и игр. Также необходимо использовать наблюдения, экскурсии, режимные процессы  для активизации речевых навыков. Важно для такого ребенка, чтобы с ним постоянно общались «быть вместе со всеми».

    Конечно, не все занятия проходят так, как нам бы этого хотелось… Не всегда успеваем сделать все, что планировали. В каждом занятии обязательно присутствует элемент импровизации, причиной для которой может быть ряд событий: плохое самочувствие ребенка, плохое настроение, и другие жизненные вещи, когда необходим телесный, тактильный контакт с неговорящим  ребенком.

    И, тем не менее, при комплексном подходе достигается положительная динамика в развитии произносительной стороны речи у неговорящих детей.

Литература:

 Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М, 1985.

Жукова НС. и др. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М: Просвещение, 1973. 220  с.

 Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте - М: Медгиз, 1962. - 268  с.

 Игры в логопедической работе с детьми //  Ред.- сост. В. И. Селиверстов. - М, 1977.


 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вся познавательная деятельность ребёнка раннего возраста связана с его практической деятельностью и с ориентировкой в окружающем предметном мире

Вся познавательная деятельность ребёнка раннего возраста связана с его практической деятельностью и с ориентировкой в окружающем предметном мире

Отчётливо обнаруживаются резко выраженная замедленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов и другие особенности

Отчётливо обнаруживаются резко выраженная замедленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов и другие особенности

Важно для такого ребенка, чтобы с ним постоянно общались «быть вместе со всеми»

Важно для такого ребенка, чтобы с ним постоянно общались «быть вместе со всеми»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.09.2021