Исследовательская деятельность состоит из следующих этапах:
Этап 1: мотивация на исследовательскую деятельность
Положительный настрой для выполнения заданий можно создать путём неформальной обстановки на занятии: переставить парты непривычным образом; поделить детей на группы; превратить обычный стандартный урок в увлекательную игру, но не забывая об обучающей цели занятия.
1. Мотивация учебной деятельности с помощью беседы.
2. Мотивация учебной деятельности путем создания проблемной ситуации.
3. Мотивация учебной деятельности с использованием приёма «Мозговой штурм».
4. Мотивация учебной деятельности с помощью приёма «Незаконченное предложение».
5. Мотивация учебной деятельности путем изготовления самодельных наглядных пособий.
6. Мотивация учебной деятельности путем использования творческих задач. Ученикам можно предложить составить кроссворд, сканворд, загадки, ребус.
7. Мотивация учебной деятельности путем создания ситуации успеха.
Этап 2: Выдвижение гипотезы
Умение выдвигать гипотезы, строить предположения - это самое главное в исследовательском обучении. Здесь работает гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества решительность и смелость. Гипотезы рождаются в результате логических рассуждений, а также интуитивного мышления. Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. Затем гипотезы проверяются в ходе исследования. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления.
чтобы научится ставить гипотезы, надо научиться задавать вопросы. В процессе исследования, вопрос играет ключевую роль. Познание начинается с вопроса. Задавать вопросы, ребята учатся проводя анкетирование, интервьюирование, ставя вопросы друг другу по теме урока.
Этап 3: Исследовательский
Методы географических исследований – способы получения географической информации.
Основными методами географических исследований являются: 1) Картографический метод. Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое. 2) Исторический метод. Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества. 3) Статистический метод. Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д. 4) Экономико-математический. Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообеспеченности, ВВП на душу населения и т.д. 5) Метод географического районирования. Выделение физико-географических (природных) и экономических районов — один из методов исследования географической науки. 6) Сравнительно-географический. Всё подлежит сравнению: больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий. 7) Метод полевых исследований и наблюдений. Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами — самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений — все это тот фактический материал, который и является предметом изучения. 8) Метод дистанционных наблюдений. Современная аэро- и космическая съёмка — большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества. 9) Метод географического моделирования. Создание географических моделей — важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус. 10) Географический прогноз. Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы.
Этап 4: Рефлексия
под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Рефлексия является обязательным условием саморазвития
Как происходит обучение навыкам исследовательской деятельности, я расскажу на примере изучения раздела «Гидросфера» в 6 классе.
В разделе «Гидросфера» изучение темы «Внутренние воды» идёт на исследовании вод посёлка.
Объектом исследования является внутренние вода посёлка Пятилетка.
Предмет исследования ребята выбирают по желанию, это - река Десёнка, болото, подземные воды.
Выдвигается Гипотеза: Поселок богат внутренними водами.
Цель исследования: определить количество и качество внутренних вод посёлка
Задачи: 1. Изучить реки поселка;
2. Узнать особенности болот нашего леса;
3. Проверить качество воды подземных вод.
Методологическая база: 1) картографический метод;
2) метод полевых исследований;
3) лабораторные исследования;
4) обработка данных;
5) анализ.
Работая с картами, ребята определяют источники внутренних вод, характеристики рек (длина, направление течения, исток, устье, характер течения).
Изучая дополнительную литературу, узнают виды болот, сравнивают с болотами нашего леса, для этого обращаются за информацией к специалистам лесничества.
Определяют качество воды, проводя полевые и лабораторные исследования.
Полученная информация обрабатывается: ребята строят графики, диаграммы, заполняют таблицы. Отчитываются, о проделанной работе. Результатом работы является презентация.
Проведение таких исследований повышает интерес к предмету, сплачивает детский коллектив, развивает творческие способности и навыки исследовательской деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.