Рабочая программа по внеурочной деятельности Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой край»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 24.10.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная программа поможет дать учащимся знания по истории микрорайона, города, области, страны
Иконка файла материала Рабочая программа Мой край.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности

                                      «Мой край»

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ  НАПРАВЛЕНИЕ

 

Срок реализации программы 2020-2021 учебный год.

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Кириллова Любовь Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Рыбинск

 

Пояснительная записка.

цель программы:

-создание условий для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем микромире (микрорайоне, городе, области)

Основные задачи:

образовательные: дать учащимся знания по истории микрорайона, города, области, страны;

развивающие: совершенствовать умения и навыки работы с картой, дополнительной литературой, развивать кругозор, память, внимание, культуру речи, практические туристские навыки;

воспитательные: приобщать учащихся и их родителей к истории родного края, вызывать у них интерес к событиям, людям, явлениям своей малой родины, показывать полезность их поисковой деятельности. 

 

Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю. Всего  34 часа.

 

Планируемые личностные, метапредметные и предметные  результаты

В результате освоения программы курса   формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:          

 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;                 

    формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов;                                                                                       

     формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;                                  

 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;             

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;                           

  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;                                                                                                                                               

 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.                                                    

 Метапредметные результаты:                                                                                           

   овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;                                                                                            

 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;                  

 формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;                                                   

  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;                             

  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 

   использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;       использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

 готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;                                                                              

Предметные результаты: умение применять  освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт в жизненных ситуациях.

 

 

Содержание программы.

Введение.

Введение в краеведение

Я - член моей семьи.

Дом, в котором я живу. (Повторение адреса проживания. Моя улица.)

Родственные связи. Поколение. Родословное древо.

 Любимый уголок родного города нашей семьи. Исторические сведения, местоположение, растительность парка на Волжской набережной;

Я и мой микрорайон.

Моя улица. (Экскурсия по улице, связанной с историей микрорайона. Из истории моей улицы.)

Социальные объекты микрорайона. (Детская поликлиника. Офис врача общей практики.)

Предприятия микрорайона.

Улицы микрорайона. (Названия улиц , связанные с именами героев комсомольцев).

Я - житель города Рыбинска.

Рыбинск – город Ярославской области.

История города. Даты - 1777год.

Достопримечательности города. (Государственный историко - художественный музей-заповедник.) Посещение музея –заповедника.

Памятник Бурлаку. Памятник Ф.Ф.Ушакову. Улицы города. (Исторические: Стоялая). Природа города. (Река Черёмуха. Городской парк.) Знаменитые земляки. (Ф.Ф.Ушаков, П.И.Батов, Ф.М.Харитонов.)

Юные исследователи родного края

Формулирование темы и составление плана работы над темой исследования.

Поиск материалов для ведения исследования. Изучение литературы и интернет-источников.

Экскурсия в музей, парк, библиотеку. Посещение исторических и памятных мест.

Представление результатов исследовательской работы. Составление краткого доклада

по теме исследования.

Школа юного оратора. Информационное насыщение речи. Эмоциональная содержательность публичного выступления. Умение отвечать на вопросы.

Выступление с докладом по теме исследования на занятии.

 

Я - житель Ярославской области.

Я житель Ярославской области. Наши соседи.

Ярославль - главный город нашей области.

Водоёмы области: реки.

Города области. (Рыбинск - второй по величине город области.

Водоёмы области. (Рыбинское водохранилище. Флора. Рыбинское водохранилище. Фауна. Дарвинский заповедник)

История ярославского края. Нашествие монголо-татар.

Знаменитые земляки. (Александр Невский.)

Моя Родина - Россия.

Я - гражданин России. Географическое положение России.

Символика государства. (Герб.)

Города России. (Обзор. Санкт - Петербург. Рыбинск городок - Петербурга уголок.)

Праздники моей Родины. (9 Мая - День Победы.)

Итоговое занятие.

Подведение итогов.

 

 

 

 

 

Тематический план

Тема

Всего часов

Введение

1

Я - член моей семьи

4

Я и мой микрорайон

4

Я – житель города Рыбинска

7

Юные исследователи родного края

5

Я – житель Ярославской области

7

Моя Родина – Россия

5

Итоговое занятие

1

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Поурочное планирование.

 

Тема занятия

Форма проведения

Кол.ч.

 

 

 

 

1

             Введение в краеведение    

 

1

 

2

Дом, в котором я живу. (Повторение адреса проживания. Моя улица.)

Беседа, фотовыставка.

 

1

 

3

Мои родители. (Мамина и папина школа (чему я научился в семье)

Анкетирование.

беседа

1

 

4

Родственные связи. Поколение. Родословное древо.

Изучение литературы, практическая работа.

1

 

5

Любимый уголок родного города нашей семьи. Исторические сведения, местоположение, растительность парка на Волжской набережной;

Прогулка

1

 

6

Моя улица. (Экскурсия по улице, связанной с историей микрорайона. Из истории моей улицы.)

Экскурсия

1

 

7

Социальные объекты микрорайона. (Детская поликлиника. Офис врача общей практики.)

Экскурсия

1

 

8

Предприятия микрорайона.

Экскурсия

1

 

9

Улицы микрорайона. (Названия улиц , связанные с именами героев комсомольцев).

Экскурсия

1

 

10

Рыбинск – город Ярославской области

Работа с картой, глобусом, контурной картой.

Изучение литературы.

1

 

11

История города. Даты - 1777год.

 

Изучение литературы

1

 

12

Достопримечательности города. (Государственный историко - художественный музей-заповедник.) Посещение музея –заповедника

Обзор.

Экскурсия

1

 

13

Памятник Бурлаку. Памятник Ф.Ф.Ушакову.

Экскурсия.

1

 

14

Улицы города. (Исторические: Стоялая).

Экскурсия.

1

 

15

Природа города. (Река Черёмуха. Городской парк.)

Экскурсия.

1

 

16

Знаменитые земляки. (Ф.Ф.Ушаков, П.И.Батов, Ф.М.Харитонов.)

Экскурсия. Изучение литературы

1

 

17

Формулирование темы и составление плана работы над темой исследования.

 

Беседа. Исследовательская работа

1

 

18

Поиск материалов для ведения исследования. Изучение литературы и интернет-источников.

 

Изучение литературы.

Исследовательская работа

1

 

19

Экскурсия в музей, парк, библиотеку. Посещение исторических и памятных мест.

 

Сбор информации

1

 

20

Представление результатов исследовательской работы. Составление краткого доклада

по теме исследования.

 

Практическая работа.

1

 

21

Выступление с докладом по теме исследования на занятии.

 

Выступление  презентация

1

 

22

Я житель Ярославской области. Наши соседи.

 

Работа с картой, глобусом, контурной картой.

1

 

23

Ярославль - главный город нашей области.

 

Работа с картой, глобусом, контурной картой.

1

 

24

Водоёмы области: реки (Волга).

 

Работа с картой, глобусом, контурной картой.

1

 

25

Города области. (Рыбинск - второй по величине город области.

 

Работа с картой, глобусом, контурной картой.

1

 

26

Водоёмы области. (Рыбинское водохранилище. Флора. Рыбинское водохранилище. Фауна.

Работа с картой, глобусом, контурной картой.

1

 

27

История ярославского края. Нашествие монголо-татар.

 

Изучение литературы, Просмотр видеофильмов

1

 

28

Знаменитые земляки. (Александр Невский.)

Беседа, изучение литературы).

1

 

29

Я - гражданин России. Географическое положение России.

 

Работа с картой, с контурной картой.

1

 

30

Символика государства. (Герб.)

 

Беседа.

1

 

31

Города России. (Обзор. Санкт - Петербург. Рыбинск городок - Петербурга уголок.)

 

Заочные экскурсии, изучение литературы.

1

 

32

Города России. (Обзор. Санкт - Петербург. Рыбинск городок - Петербурга уголок.)

Заочные экскурсии, изучение литературы.

1

 

33

Праздники моей Родины. (9 Мая - День Победы.)

Просмотр видеофильмов

1

 

34

Итоговое занятие

Викторина, анкетирование.

1

 

 

К концу обучения обучающийся должен

знать:

домашний адрес, адрес школы; значение своего имени, фамилию, имя, отчество своих родителей, бабушек и дедушек, их место работы;; название страны, столицы нашего государства, областного центра, своего города и микрорайона, некоторых улиц микрорайона, название городов Ярославской области, которым статус города присвоен по указу императрицы Екатерины II; местонахождение поликлиники для детей и взрослых, отличие поликлиники от больницы; для чего нужны зелёные насаждения, отличие дикорастущих и декоративных растений, 5названий дикорастущих растений, 5 названий декоративных растений, 5названий лекарственных растений, 5 названий комнатных растений; отличие естественного водоёма от искусственного; правила дорожного движения, знак «Пешеходный переход», правила поведения во время прогулки, правила поведения в общественном транспорте;

  уметь:

принять активное участие в беседе, написать небольшое сочинение на заданную тему, нарисовать рисунок на предложенную тему, описать герб России, отметить на контурной карте Ярославской области города Ярославль, Рыбинск, Пошехонье, реку Волгу; правильно вести себя во время прогулок и в общественном транспорте.