Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Мой край»
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Срок реализации программы 2020-2021 учебный год.
Составитель: Кириллова Любовь Васильевна
г. Рыбинск
Пояснительная записка.
цель программы:
-создание условий для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем микромире (микрорайоне, городе, области)
Основные задачи:
образовательные: дать учащимся знания по истории микрорайона, города, области, страны;
развивающие: совершенствовать умения и навыки работы с картой, дополнительной литературой, развивать кругозор, память, внимание, культуру речи, практические туристские навыки;
воспитательные: приобщать учащихся и их родителей к истории родного края, вызывать у них интерес к событиям, людям, явлениям своей малой родины, показывать полезность их поисковой деятельности.
Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю. Всего 34 часа.
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты
В результате освоения программы курса формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
Предметные результаты: умение применять освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт в жизненных ситуациях.
Содержание программы.
Введение.
Введение в краеведение
Я - член моей семьи.
Дом, в котором я живу. (Повторение адреса проживания. Моя улица.)
Родственные связи. Поколение. Родословное древо.
Любимый уголок родного города нашей семьи. Исторические сведения, местоположение, растительность парка на Волжской набережной;
Я и мой микрорайон.
Моя улица. (Экскурсия по улице, связанной с историей микрорайона. Из истории моей улицы.)
Социальные объекты микрорайона. (Детская поликлиника. Офис врача общей практики.)
Предприятия микрорайона.
Улицы микрорайона. (Названия улиц , связанные с именами героев комсомольцев).
Я - житель города Рыбинска.
Рыбинск – город Ярославской области.
История города. Даты - 1777год.
Достопримечательности города. (Государственный историко - художественный музей-заповедник.) Посещение музея –заповедника.
Памятник Бурлаку. Памятник Ф.Ф.Ушакову. Улицы города. (Исторические: Стоялая). Природа города. (Река Черёмуха. Городской парк.) Знаменитые земляки. (Ф.Ф.Ушаков, П.И.Батов, Ф.М.Харитонов.)
Юные исследователи родного края
Формулирование темы и составление плана работы над темой исследования.
Поиск материалов для ведения исследования. Изучение литературы и интернет-источников.
Экскурсия в музей, парк, библиотеку. Посещение исторических и памятных мест.
Представление результатов исследовательской работы. Составление краткого доклада
по теме исследования.
Школа юного оратора. Информационное насыщение речи. Эмоциональная содержательность публичного выступления. Умение отвечать на вопросы.
Выступление с докладом по теме исследования на занятии.
Я - житель Ярославской области.
Я житель Ярославской области. Наши соседи.
Ярославль - главный город нашей области.
Водоёмы области: реки.
Города области. (Рыбинск - второй по величине город области.
Водоёмы области. (Рыбинское водохранилище. Флора. Рыбинское водохранилище. Фауна. Дарвинский заповедник)
История ярославского края. Нашествие монголо-татар.
Знаменитые земляки. (Александр Невский.)
Моя Родина - Россия.
Я - гражданин России. Географическое положение России.
Символика государства. (Герб.)
Города России. (Обзор. Санкт - Петербург. Рыбинск городок - Петербурга уголок.)
Праздники моей Родины. (9 Мая - День Победы.)
Итоговое занятие.
Подведение итогов.
Тематический план
Тема |
Всего часов |
Введение |
1 |
Я - член моей семьи |
4 |
Я и мой микрорайон |
4 |
Я – житель города Рыбинска |
7 |
Юные исследователи родного края |
5 |
Я – житель Ярославской области |
7 |
Моя Родина – Россия |
5 |
Итоговое занятие |
1 |
Итого |
34 |
Поурочное планирование.
|
||||
№ |
Тема занятия |
Форма проведения |
Кол.ч. |
|
|
|
|
||
1 |
Введение в краеведение |
|
1 |
|
2 |
Дом, в котором я живу. (Повторение адреса проживания. Моя улица.) |
Беседа, фотовыставка.
|
1 |
|
3 |
Мои родители. (Мамина и папина школа (чему я научился в семье) |
Анкетирование. беседа |
1 |
|
4 |
Родственные связи. Поколение. Родословное древо. |
Изучение литературы, практическая работа. |
1 |
|
5 |
Любимый уголок родного города нашей семьи. Исторические сведения, местоположение, растительность парка на Волжской набережной; |
Прогулка |
1 |
|
6 |
Моя улица. (Экскурсия по улице, связанной с историей микрорайона. Из истории моей улицы.) |
Экскурсия |
1 |
|
7 |
Социальные объекты микрорайона. (Детская поликлиника. Офис врача общей практики.) |
Экскурсия |
1 |
|
8 |
Предприятия микрорайона. |
Экскурсия |
1 |
|
9 |
Улицы микрорайона. (Названия улиц , связанные с именами героев комсомольцев). |
Экскурсия |
1 |
|
10 |
Рыбинск – город Ярославской области |
Работа с картой, глобусом, контурной картой. Изучение литературы. |
1 |
|
11 |
История города. Даты - 1777год.
|
Изучение литературы |
1 |
|
12 |
Достопримечательности города. (Государственный историко - художественный музей-заповедник.) Посещение музея –заповедника |
Обзор. Экскурсия |
1 |
|
13 |
Памятник Бурлаку. Памятник Ф.Ф.Ушакову. |
Экскурсия. |
1 |
|
14 |
Улицы города. (Исторические: Стоялая). |
Экскурсия. |
1 |
|
15 |
Природа города. (Река Черёмуха. Городской парк.) |
Экскурсия. |
1 |
|
16 |
Знаменитые земляки. (Ф.Ф.Ушаков, П.И.Батов, Ф.М.Харитонов.) |
Экскурсия. Изучение литературы |
1 |
|
17 |
Формулирование темы и составление плана работы над темой исследования.
|
Беседа. Исследовательская работа |
1 |
|
18 |
Поиск материалов для ведения исследования. Изучение литературы и интернет-источников.
|
Изучение литературы. Исследовательская работа |
1 |
|
19 |
Экскурсия в музей, парк, библиотеку. Посещение исторических и памятных мест.
|
Сбор информации |
1 |
|
20 |
Представление результатов исследовательской работы. Составление краткого доклада по теме исследования.
|
Практическая работа. |
1 |
|
21 |
Выступление с докладом по теме исследования на занятии.
|
Выступление презентация |
1 |
|
22 |
Я житель Ярославской области. Наши соседи.
|
Работа с картой, глобусом, контурной картой. |
1 |
|
23 |
Ярославль - главный город нашей области.
|
Работа с картой, глобусом, контурной картой. |
1 |
|
24 |
Водоёмы области: реки (Волга).
|
Работа с картой, глобусом, контурной картой. |
1 |
|
25 |
Города области. (Рыбинск - второй по величине город области.
|
Работа с картой, глобусом, контурной картой. |
1 |
|
26 |
Водоёмы области. (Рыбинское водохранилище. Флора. Рыбинское водохранилище. Фауна. |
Работа с картой, глобусом, контурной картой. |
1 |
|
27 |
История ярославского края. Нашествие монголо-татар.
|
Изучение литературы, Просмотр видеофильмов |
1 |
|
28 |
Знаменитые земляки. (Александр Невский.) |
Беседа, изучение литературы). |
1 |
|
29 |
Я - гражданин России. Географическое положение России.
|
Работа с картой, с контурной картой. |
1 |
|
30 |
Символика государства. (Герб.)
|
Беседа. |
1 |
|
31 |
Города России. (Обзор. Санкт - Петербург. Рыбинск городок - Петербурга уголок.)
|
Заочные экскурсии, изучение литературы. |
1 |
|
32 |
Города России. (Обзор. Санкт - Петербург. Рыбинск городок - Петербурга уголок.) |
Заочные экскурсии, изучение литературы. |
1 |
|
33 |
Праздники моей Родины. (9 Мая - День Победы.) |
Просмотр видеофильмов |
1 |
|
34 |
Итоговое занятие |
Викторина, анкетирование. |
1 |
|
К концу обучения обучающийся должен
знать:
домашний адрес, адрес школы; значение своего имени, фамилию, имя, отчество своих родителей, бабушек и дедушек, их место работы;; название страны, столицы нашего государства, областного центра, своего города и микрорайона, некоторых улиц микрорайона, название городов Ярославской области, которым статус города присвоен по указу императрицы Екатерины II; местонахождение поликлиники для детей и взрослых, отличие поликлиники от больницы; для чего нужны зелёные насаждения, отличие дикорастущих и декоративных растений, 5названий дикорастущих растений, 5 названий декоративных растений, 5названий лекарственных растений, 5 названий комнатных растений; отличие естественного водоёма от искусственного; правила дорожного движения, знак «Пешеходный переход», правила поведения во время прогулки, правила поведения в общественном транспорте;
уметь:
принять активное участие в беседе, написать небольшое сочинение на заданную тему, нарисовать рисунок на предложенную тему, описать герб России, отметить на контурной карте Ярославской области города Ярославль, Рыбинск, Пошехонье, реку Волгу; правильно вести себя во время прогулок и в общественном транспорте.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.