Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Свенская средняя общеобразовательная школа №1» с учѐтом Примерной программы начального общего образования по окружающему миру и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир 1 – 4 классы» методического комплекта «Школа России». (Сборник рабочих программ «Школа Росиии»1-4 классы Москва «Просвещение» 2011 г, С.В.Анащенкова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова).
Рабочая программа ориентирована на учебники:
1. А.А.Плешаков: "Окружающий мир"Учебник: 1 класс: В 2 ч, Просвещение, 2018г.
2. А.А.Плешаков: "Окружающий мир"Учебник: 2 класс: В 2 ч, Просвещение, 2019г.
3. А.А.Плешаков: "Окружающий мир"Учебник: 3 класс: В 2 ч, Просвещение, 2018г.
4. А.А.Плешаков: "Окружающий мир"Учебник: 4 класс: В 2 ч, Просвещение, 2018г.
Согласно учебному плану на изучение окружающего мира отводится:
в 1 классе 66 часов (33 недели по 2 часа в неделю).
во 2 классе 68 часов (34 недели по 2 часа в неделю).
3 классе 68 часов (34 недели по 2 часа в неделю).
4 классе 68 часов (34 недели по 2 часа в неделю).
В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием занятий
В 1 классе - 66 часов (тестов - 3, проектов - 4 )
№ |
Название раздела |
Количество часов |
|
Авторская программа |
Рабочая программа |
||
1 |
Задавайте вопросы! |
1 |
1 |
2 |
«Что и кто?» |
20 |
19 |
3 |
Как, откуда и куда? |
12 |
12 |
4 |
Где и когда? |
11 |
11 |
5 |
Почему и зачем? |
22 |
21 |
|
ИТОГО |
66 |
64 |
Во 2 классе - 68 часов (проектов - 4 , практических работ – 2, проверочных работ – 1, контрольных работ - 4,)
№ |
Название раздела |
Количество часов |
|
Авторская программа |
Рабочая программа |
||
1 |
Раздел «Где мы живём?» |
4 |
3 |
2 |
Раздел «Природа» |
20 |
20 |
3 |
Раздел «Жизнь города и села» |
10 |
10 |
4 |
Раздел «Здоровье и безопасность» |
9 |
9 |
5 |
Раздел «Общение» |
7 |
7 |
6 |
Раздел «Путешествия» |
18 |
18 |
|
ИТОГО |
68 |
67 |
В 3 классе- 65 часов (1 экскурсия, 13 практических работ, 3 проекта)
|
Название раздела |
Количество часов |
|
Авторская программа |
Рабочая программа |
||
1. |
Как устроен мир |
6 |
6 |
2. |
Эта удивительная природа |
18 |
18 |
3. |
Мы и наше здоровье |
10 |
10 |
4. |
Наша безопасность |
7 |
7 |
5. |
Чему учит экономика |
12 |
12 |
6. |
Путешествие по городам и странам |
15 |
15 |
|
ИТОГО |
68 |
68 |
В 4 классе- 67 часов (2 теста, 2 экскурсии)
|
Название раздела |
Количество часов |
|
Авторская программа |
Рабочая программа |
||
1. |
Земля и человечество. |
9 |
9 |
2. |
Природа России. |
10 |
10 |
3. |
Родной край- часть большой страны. |
15 |
15 |
4. |
Страницы всемирной истории. |
5 |
5 |
5. |
Страницы истории Отечества. |
20 |
20 |
6. |
Современная Россия |
9 |
8 |
|
ИТОГО |
68 |
67 |
Срок реализации рабочей программы 4 года.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители обучающихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Цели:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»
Личностные
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории икультуре других народов;
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
проговаривать последовательность действий на уроке.
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
учиться работать по предложенному учителем плану.
учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Обучающийся получит возможность научиться:
произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
систематизировать собранную в результате расширенного поиска информацию и представлять её в предложенной форме.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
учитывать разные мнения;
на основе прочитанного принимать несложные практические решения.
Предметные результаты:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений, характерных для природной и социальной действительности
сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культуры, религии
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшего школьника) необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Человек и природа
Ученик научится:
·узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
·описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
·сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
·проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
·использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
·использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
·использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
·обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
·определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
·понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Ученик получит возможность научиться:
·использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон
и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
·моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
·осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
·пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
·выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
·планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Ученик научится:
·узнавать государственную символику Российской Федерации и Брянской области; описывать достопримечательности столицы и Брянска ; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, Брянскую область;
·различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
·используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
·оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
·использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Ученик получит возможность научиться:
·осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
·ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
·наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах гимназии, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
·проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
·определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание курса.
1 класс (64 ч.)
Введение (1 ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что и кто? (19 ч)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.
Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (12 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.
Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? (11 ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (21 ч)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.
Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Практическая работа: Простейшие правила гигиены.
Заключение (1 ч)
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.
2 класс (67 ч)
Где мы живем (3 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии:Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
3 класс (68 ч )
Как устроен мир (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
еловек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир.
Растения из Красной книги России. Охрана растений. Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, зверии др.) Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Путешествие по городам и странам (15 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
4 класс (67 ч)
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край — часть большой страны (15 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.
Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII в
Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура 1'ш сии в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) (9 ч)
Знакомство учащихся с улицами села. Дорога в общеобразовательное учреждение и домой. Опасности. Подстерегающие на улицах и дорогах. Светофор и его сигналы. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Виды дорог: с односторонним и двусторонним движением, загородная дорога. Перекрёсток и правила его перехода. Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги. Правила перехода железной дороги. Правила езды на велосипеде. Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте.
Современная Россия (8ч)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
4. Календарно-тематическое планирование.
1 класс (66 ч)
№
|
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
Примечания |
|
план |
факт |
||||
Задавайте вопросы!(1ч) |
|||||
1. |
Задавайте вопросы! Знакомство с учебником и учебными пособиями. |
1 |
|
|
|
"Что и кто? (19ч) |
|||||
2. |
Что такое Родина? |
1 |
|
|
|
3. |
Что мы знаем о народах России? |
1 |
|
|
|
4. |
Что мы знаем о Москве? |
1 |
|
|
|
5. |
Проект «Моя малая Родина». |
1 |
|
|
|
6. |
Что у нас над головой? |
1 |
|
|
|
7. |
Что у нас под ногами? |
1 |
|
|
|
8. |
Что общего у разных растений? |
1 |
|
|
|
9.
|
Что растёт на подоконнике? |
1 |
|
|
|
10.
|
Что растёт на клумбе? |
1 |
|
|
|
11. |
Что это за листья? Что такое хвоинки?
|
1
|
|
|
|
12.
|
Кто такие насекомые? |
1 |
|
|
|
13.
|
Кто такие рыбы?
|
1 |
|
|
|
14.
|
Кто такие птицы?
|
1 |
|
|
|
15, |
Кто такие звери?
|
1 |
|
|
|
16. |
Что окружает нас дома?
|
1 |
|
|
|
17. |
Что умеет компьютер?
|
1 |
|
|
|
18. |
Что вокруг нас может быть опасным? |
1 |
|
|
|
19. |
На что похожа наша планета?
|
1 |
|
|
|
20. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина»
|
1 |
|
|
Тест |
Как, откуда и куда? (12ч) |
|||||
21. |
Как живёт семья? Проект «Моя семья». |
1 |
|
|
Проект |
22. |
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
|
1 |
|
|
|
23. |
Откуда в наш дом приходит электричество? |
1 |
|
|
|
24. |
Как путешествует письмо?
|
1 |
|
|
|
25. |
Куда текут реки? |
1 |
|
|
|
26. |
Откуда берутся снег и лёд? |
1 |
|
|
|
|
|||||
27. |
Как живут растения? |
1 |
|
|
|
28. |
Как живут животные? |
1 |
|
|
|
29. |
Как зимой помочь птицам? |
1 |
|
|
|
30. |
Откуда берётся и куда девается мусор? |
1 |
|
|
|
31. |
Откуда в снежках грязь?
|
1 |
|
|
|
32. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья». |
1 |
|
|
Тест |
Где и когда?(11 ч) |
|||||
33. |
Когда учиться интересно?
|
1 |
|
|
|
34. |
Проект «Мой класс и моя школа». |
1 |
|
|
Проект |
35. |
Когда придёт суббота? |
1 |
|
|
|
36. |
Когда наступит лето?
|
1 |
|
|
|
37. |
Где живут белые медведи?
|
1 |
|
|
|
38. |
Где живут слоны?
|
1 |
|
|
|
39. |
Где зимуют птицы?
|
1 |
|
|
|
40. |
Когда появилась одежда? |
1 |
|
|
|
41. |
Когда изобрели велосипед?
|
1 |
|
|
|
42. |
Когда мы станем взрослыми?
|
1 |
|
|
|
43. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» |
1 |
|
|
Тест |
Почему и зачем? (21 ч) |
|||||
44. |
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
|
1 |
|
|
|
45. |
Почему Луна бывает разной? |
1 |
|
|
|
46. |
Почему идёт дождь и дует ветер?
|
1 |
|
|
|
47. |
Почему звенит звонок?
|
1 |
|
|
|
48. |
Почему радуга разноцветная?
|
1 |
|
|
|
49. |
Почему мы любим кошек и собак?
|
1 |
|
|
|
50 |
Проект «Мои домашние питомцы» |
1 |
|
|
Проект |
51. |
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
|
1 |
|
|
|
52 |
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
|
1 |
|
|
|
53 |
Зачем мы спим ночью? |
1 |
|
|
|
54. |
Почему нужно есть много овощей и фруктов? |
1 |
|
|
|
55. |
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
|
1 |
|
|
|
56 |
Зачем нам телефон и телевизор?
|
1 |
|
|
|
57 |
Зачем нужны автомобили?
|
1 |
|
|
|
58. |
Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли?
|
1 |
|
|
|
59. |
Зачем строят самолёты?
|
1 |
|
|
|
60. |
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
|
1 |
|
|
|
61. |
Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?
|
1 |
|
|
|
62. |
Зачем люди осваивают космос? |
1 |
|
|
|
63. |
Почему мы часто слышим слово «экология»?
|
1 |
|
|
|
64. |
Итоговый комплексный контроль |
1 |
|
|
КК |
Календарно-тематическое планирование
2 класс (67ч)
№ п\п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Примечания |
|||||
План |
Факт |
||||||||
Раздел «Где мы живём?» (3 ч) |
|||||||||
1 |
Родная страна. |
1 |
01.09 |
|
|
||||
2 |
Город и село. Проект № 1 «Родной город (село)» |
1 |
04.09 |
|
|
||||
3 |
Природа и рукотворный мир. |
1 |
08.09 |
|
|
||||
Раздел «Природа» (20 ч) |
|||||||||
4. |
Неживая и живая природа. |
1 |
11.09 |
|
|
||||
5. |
Явления природы Практическая работа №1по теме: «Измерение температуры воздуха и тела человека" |
1 |
15.09 |
|
|
||||
6. |
Что такое погода |
1 |
18.09 |
|
|
||||
7. |
В гости к осени экскурсия. |
1 |
22.09 |
|
|
||||
8. |
В гости к осени (урок) |
1 |
25.09 |
|
|
||||
9. |
Звёздное небо Практическая работа №2. "Моделирование созвездий" |
1 |
29.09 |
|
|
||||
10. |
Заглянем в кладовые земли. |
1 |
02.10 |
|
|
||||
11. |
Про воздух. Опыт №1."Определение свойств воздуха" |
1 |
06.10 |
|
|
||||
12. |
Про воду Опыт №2."Определение свойств воды" |
1 |
09.10 |
|
|
||||
13. |
Какие бывают растения. Практическая работа №3 "Классификация растений по группам" |
1 |
13.10 |
|
|
||||
14. |
Какие бывают животные. |
1 |
16.10 |
|
|
||||
15. |
Невидимые нити |
1 |
20.10 |
|
|
||||
16. |
Дикорастущие и культурные растения Происхождение названий месяцев |
1 |
23.10 |
|
|
||||
17. |
Дикие и домашние животные. |
1 |
27.10 |
|
|
||||
18. |
Комнатные растения. Практическая работа №4 "Определение комнатных растений" |
1 |
30.10 |
|
|
||||
19. |
Животные живого уголка. |
1 |
10.11 |
|
|
||||
20. |
Про кошек и собак Практическая работа №5"Определение пород кошек и собак" |
1 |
13.11 |
|
|
||||
21. |
Проверим себя и оценим свои достижения. Контрольная работа по разделу «Природа» |
1 |
17.11 |
|
|
||||
22. |
Красная книга. |
1 |
20.11 |
|
|
||||
23. |
Будь природе другом. Проект № 2 «Красная книга, или Возьмём под защиту» |
1 |
24.11 |
|
|
||||
Раздел «Жизнь города и села» (10 ч) |
|
||||||||
24. |
Что такое экономика. |
1 |
27.11 |
|
|
||||
25. |
Из чего что сделано |
1 |
01.12 |
|
|
||||
26. |
Как построить дом. |
1 |
04.12 |
|
|
||||
27. |
Какой бывает транспорт. |
1 |
08.12 |
|
|
||||
28. |
Культура и образование |
1 |
11.12 |
|
|
||||
29. |
Все профессии важны. Проект № 3 «Профессии» |
1 |
15.12 |
|
|
||||
30. |
В гости к зиме экскурсия №3. |
1 |
18.12 |
|
|
||||
31. |
В гости к зиме (урок) |
1 |
22.12 |
|
|
||||
32. |
Контрольная работа за первое полугодие |
1 |
25.12 |
|
|
||||
33. |
Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии» |
1 |
29.12 |
|
|
||||
Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч) |
|||||||||
34. |
Строение тела человека. |
1 |
12.01 |
|
|
||||
35. |
Если хочешь быть здоров |
1 |
15.01 |
|
|
||||
36. |
Берегись автомобиля! Практическая работа № 6 "Моделирование сигналов светофора" |
1 |
19.01 |
|
|
||||
37. |
Школа пешехода. |
1 |
22.01 |
|
|
||||
38. |
Домашние опасности |
1 |
26.01 |
|
|
||||
39. |
Пожар. |
1 |
29.01 |
|
|
||||
40. |
На воде и в лесу. |
1 |
02.02 |
|
|
||||
41. |
Опасные незнакомцы. |
1 |
05.02 |
|
|
||||
42. |
Контрольная работа по разделу «Здоровье и безопасность» |
1 |
09.02 |
|
|
||||
Раздел «Общение» ( 7 ч) |
|
||||||||
43. |
Наша дружная семья. |
1 |
12.02 |
|
|
||||
44. |
Проект № 4 «Родословная» |
1 |
16.02 |
|
|
||||
45. |
В школе. |
1 |
19.02 |
|
|
||||
46. |
В школе и в классе. |
1 |
26.02 |
|
|
||||
47. |
Правила вежливости. |
1 |
02.03 |
|
|
||||
48. |
Ты и твои друзья. Практическая работа №7 "Правила поведения за столом" |
1 |
05.03 |
|
|
||||
49. |
Мы – зрители и пассажиры. |
1 |
09.03 |
|
|
||||
Раздел «Путешествия» (18 ч) |
|||||||||
50. 50. |
Посмотри вокруг. |
1 |
12.03 |
|
|
||||
51. 51-52. |
Ориентирование на местности. Практическая работа №8. "Нахождение линии горизонта" |
1 |
16.03 |
|
|
||||
52. |
Ориентирование на местности Практическая работа №8. "Нахождение линии горизонта" |
1 |
19.03 |
|
|
||||
53. 53. |
Формы земной поверхности Экскурсия №4. |
1 |
06.04 |
|
|
||||
54. 54 |
Водные богатства. |
1 |
09.04 |
|
|
||||
55. |
В гости к весне экскурсия №5 . |
1 |
13.04 |
|
|
||||
56. |
В гости к весне (урок). |
1 |
16.04 |
|
|
||||
57. |
Россия на карте. |
1 |
20.04 |
|
|
||||
58. |
Проект № 5 «Города России». |
1 |
23.04 |
|
|
||||
59. |
Путешествие по Москве. Практическая работа №9 "Составление плана рассказа о достопримечательностях поселка" |
1 |
27.04 |
|
|
||||
60. |
Московский Кремль. |
1 |
30.04 |
|
|
||||
61. |
Город на Неве. |
1 |
04.05 |
|
|
||||
62. |
Путешествие по планете. |
1 |
07.05 |
|
|
||||
63. |
Итоговая тестовая работа |
1 |
11.05 |
|
|
||||
64. |
Страны мира. Проект № 6 «Страны мира» |
1 |
14.05 |
|
|
||||
65. |
Впереди лето (урок). |
1 |
18.05 |
|
|
||||
66. |
Итоговый комплексный контроль |
1 |
21.05 |
|
|
||||
67. |
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» |
1 |
25.05 |
|
|
||||
Календарно-тематическое планирование
3 класс (68 часов)
№ п\п |
Тема |
К-во часов |
Дата |
Примечания |
||
план |
факт |
|||||
Как устроен мир (6 ч) |
||||||
1 |
Природа. Значение природы для людей |
1 |
01.09 |
|
|
|
2
|
Человек. Наши проекты: «Богатства, отданные людям» |
1 |
03.09 |
|
|
|
3 |
Общество |
1 |
08.09 |
|
|
|
4 |
Что такое экология |
1 |
10.09 |
|
|
|
5
|
Природа в опасности. Охрана природы. Экскурсия. |
1 |
15.09 |
|
|
|
6 |
Входная контрольная работа |
1 |
17.09 |
|
|
|
Эта удивительная природа (18 ч) |
||||||
7 |
Тела, вещества, частицы. Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы» |
1 |
22.09 |
|
|
|
8 |
Разнообразие веществ. Практическая работа №2 «Разнообразие веществ». |
1 |
24.09 |
|
|
|
9 |
Воздух и его охрана. |
1 |
29.09 |
|
|
|
10 |
Вода и свойства воды. Практическая работа №3 «Вода и её свойства». |
1 |
01.10 |
|
|
|
11 |
Превращения и круговорот воды |
1 |
06.10 |
|
|
|
12 |
Берегите воду |
1 |
08.10 |
|
|
|
13 |
Что такое почва. Практическая работа №4 «Свойства почвы» |
1 |
13.10 |
|
|
|
14 |
Разнообразие растений. Практическая работа № 5 «Рассматривание живых и гербарных растений» |
1 |
15.10 |
|
|
|
15 |
Солнце, растения и мы с вами. Практическая работа №6 « Определение органов растений, сравнение органов различных растений» |
1 |
20.10 |
|
|
|
16
|
Размножение и развитие растений. Практическая работа № 7 «Рассматривание плодов и семян растений. Определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными» |
1 |
22.10 |
|
|
|
17 |
Охрана растений. |
1 |
27.10 |
|
|
|
18 |
Разнообразие животных. |
1 |
29.10 |
|
|
|
19 |
Кто что ест. Проект «Разнообразие природы родного края» Практическая работа №8 «Моделирование цепей питания» |
1 |
10.11 |
|
|
|
20 |
Размножение и развитие животных. Практическая работа № 9 «Моделирование этапов развития бабочки и (или) лягушки» |
1 |
12.11 |
|
|
|
21 |
Охрана животных. |
1 |
17.11 |
|
|
|
22 |
В царстве грибов. |
1 |
19.11 |
|
|
|
23
|
Великий круговорот жизни. |
1 |
24.11 |
|
|
|
24 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Эта удивительная природа" |
1 |
26.11 |
|
|
|
Мы и наше здоровье (10 ч) |
||||||
25 |
Организм человека |
1 |
01.12 |
|
|
|
26 |
Органы чувств |
1 |
03.12 |
|
|
|
27 |
Надежная защита организма Практическая работа № 10 «Первая помощь при небольших повреждениях кожи» |
|
08.12 |
|
|
|
28 |
Опора тела и движение |
1 |
10.12 |
|
|
|
29 |
Наше питание. Проект «Школа кулинаров» |
1 |
15.12 |
|
|
|
30 |
Дыхание и кровообращение Практическая работа №11 «Подсчет ударов пульса» |
1 |
17.12 |
|
|
|
31 |
Умей предупреждать болезни Практическая работа № 12 «Моделирование строения организма человека» |
1 |
22.12 |
|
|
|
32 |
Здоровый образ жизни. |
1 |
24.12 |
|
|
|
33 |
Контрольная работа за первое полугодие |
1 |
29.12 |
|
|
|
34 |
Презентация проектов «Богатства, отданные людям». «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» |
1 |
31.12 |
|
|
|
Наша безопасность (7 ч) |
||||||
35 |
Огонь, вода и газ |
1 |
12.01 |
|
|
|
36 |
Чтобы путь был счастливым |
1 |
14.01 |
|
|
|
37 |
Дорожные знаки |
1 |
19.01 |
|
|
|
38 |
Проект «Кто нас защищает» |
1 |
21.01 |
|
|
|
39 |
Опасные места |
1 |
26.01 |
|
|
|
40 |
Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность. |
1 |
28.01 |
|
|
|
41 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Наша безопасность»
|
1 |
02.02 |
|
|
|
Чему учит экономика (12 ч) |
||||||
42 |
Для чего нужна экономика |
1 |
04.02 |
|
|
|
43 |
Природные богатства и труд людей -основа экономики. |
1 |
09.02 |
|
|
|
44
|
Полезные ископаемые. Практическая работа №13 «Свойства полезных ископаемых» |
1 |
11.02 |
|
|
|
45 |
Растениеводство |
1 |
16.02 |
|
|
|
46 |
Животноводство |
1 |
18.02 |
|
|
|
47 |
Какая бывает промышленность. Проект «Экономика родного края» |
1 |
25.02 |
|
|
|
48 |
Что такое деньги. |
1 |
02.03 |
|
|
|
49 |
Государственный бюджет |
1 |
04.03 |
|
|
|
50 |
Семейный бюджет. |
1 |
09.03 |
|
|
|
51 |
Экономика и экология. |
1 |
11.03 |
|
|
|
52 |
Природа и наша безопасность |
1 |
16.03 |
|
|
|
53 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чему учит экономика» |
1 |
18.03 |
|
|
|
Путешествие по городам и странам (15 ч) |
||||||
54 |
Золотое кольцо России |
1 |
06.04 |
|
|
|
55 |
Золотое кольцо России. Проект «Музей путешествий» |
1 |
08.04 |
|
|
|
56 |
Наши ближайшие соседи |
1 |
13.04 |
|
|
|
57 |
На севере Европы |
1 |
15.04 |
|
|
|
58 |
Что такое Бенилюкс |
1 |
20.04 |
|
|
|
59 |
В центре Европы |
1 |
22.04 |
|
|
|
60 |
По Франции и Великобритании (Франция) |
1 |
27.04 |
|
|
|
61 |
По Франции и Великобритании (Великобритания) |
1 |
29.04 |
|
|
|
62 |
На юге Европы. |
1 |
04.05 |
|
|
|
63 |
По знаменитым местам мира |
1 |
06.05 |
|
|
|
64 |
По знаменитым местам мира |
1 |
11.05 |
|
|
|
65 |
Итоговая тестовая работа |
1 |
13.05 |
|
|
|
66 |
Итоговый комплексный контроль |
1 |
18.05 |
|
|
|
67 68 |
Презентация проектов « Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» |
2 |
20.05 25.05 |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
4 класс (67 часов)
№ п/п |
Тема урока |
К-во часов |
Дата |
Примечание |
||
план |
факт |
|||||
Земля и человечество (9ч) |
||||||
1 |
Мир глазами астронома. |
1 |
03.09 |
|
|
|
2 |
Планеты Солнечной системы. |
1 |
04.09 |
|
|
|
3 |
Звездное небо – Великая книга Природы. |
1 |
10.09 |
|
|
|
4 |
Мир глазами географа |
1 |
11.09 |
|
|
|
5 |
Мир глазами историка. |
1 |
17.09 |
|
|
|
6 |
Когда и где? |
1 |
18.09 |
|
|
|
7 |
Мир глазами эколога. |
1 |
24.09 |
|
|
|
8 |
Сокровища Земли под охраной человечества. |
1 |
25.09 |
|
|
|
9 |
Входная контрольная работа |
1 |
|
|
|
|
Природа России (10 ч) |
||||||
10 |
Равнины и горы России |
1 |
01.10 |
|
|
|
11 |
Моря, озера и реки России |
1 |
02.10 |
|
|
|
12 |
Природные зоны России |
1 |
08.10 |
|
|
|
13 |
Зона арктических пустынь. |
1 |
09.10 |
|
|
|
14 |
Тундра. |
1 |
15.10 |
|
|
|
15 |
Леса России. |
1 |
16.10 |
|
|
|
16 |
Лес и человек. |
1 |
22.10 |
|
|
|
17 |
Зона степей. |
1 |
23.10 |
|
|
|
18 |
Пустыни. |
1 |
29.10 |
|
|
|
19 |
У Черного моря. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России». |
1 |
30.10 |
|
|
|
Родной край – часть большой страны (15ч) |
||||||
20 |
Наш край |
1 |
12.11 |
|
|
|
21 |
Поверхность нашего края. |
1 |
13.11 |
|
|
|
22 |
Поверхность нашего края. (Экскурсия) |
1 |
19.11 |
|
|
|
23 |
Водные богатства нашего края |
1 |
20.11 |
|
|
|
24 |
Наши подземные богатства. |
1 |
26.11 |
|
|
|
25 |
Земля-кормилица. |
1 |
27.11 |
|
|
|
26 |
Жизнь леса |
1 |
03.12 |
|
|
|
27 |
Жизнь луга. |
1 |
04.12 |
|
|
|
28 |
Экскурсия в лес и на луг |
1 |
10.12 |
|
|
|
29 |
Жизнь в пресных водоемах. |
1 |
11.12 |
|
|
|
30 |
Растениеводство в нашем крае. |
1 |
17.12 |
|
|
|
31 |
Животноводство в нашем крае. |
1 |
18.12 |
|
|
|
32 |
Контрольная работа по теме «Родной край» |
1 |
24.12 |
|
|
|
33 |
Презентация проектов (по выбору)
|
1 |
25.12 |
|
|
|
34 |
Экскурсия в лес |
1 |
31.12 |
|
|
|
Страницы всемирной истории (5 ч) |
||||||
35 |
Начало истории человечества.
|
1 |
14.01 |
|
|
|
36 |
Мир древности: далекий и близкий
|
1 |
15.01 |
|
|
|
37 |
Средние века: время рыцарей и замков. |
1 |
21.01 |
|
|
|
38 |
Новое время: встреча Европы и Америки |
1 |
22.01 |
|
|
|
39 |
Новейшее время: история продолжается сегодня |
1 |
28.01 |
|
|
|
Страницы истории отечества (20 ч) |
||||||
40 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян |
1 |
29.01 |
|
|
|
41 |
Во времена Древней Руси. |
1 |
04.02 |
|
|
|
42 |
Страна городов |
1 |
05.02 |
|
|
|
43 |
Из книжкиной сокровищницы Древней Руси. |
1 |
11.02 |
|
|
|
44 |
Трудные времена на Русской земле.
|
1 |
12.02 |
|
|
|
45 |
Русь расправляет крылья. |
1 |
18.02 |
|
|
|
46 |
Куликовская битва. |
1 |
19.0225.02 |
|
|
|
47 |
Иван III |
1 |
26.02 |
|
|
|
48 |
Мастера печатных дел |
1 |
04.03 |
|
|
|
49 |
Патриоты России. |
1 |
05.03 |
|
|
|
50 |
Петр Великий. |
1 |
11.03 |
|
|
|
51 |
Михаил Васильевич Ломоносов |
1 |
12.03 |
|
|
|
52 |
Екатерина Великая |
1 |
18.03 |
|
|
|
53 |
Отечественная война 1812 года. |
1 |
19.03 |
|
|
|
54 |
Страницы истории XIX века |
1 |
08.04 |
|
|
|
55 |
Россия вступает в XX век. |
1 |
09.04 |
|
|
|
56 |
Страницы истории 20–30-х годов. |
1 |
15.04 |
|
|
|
57 |
Великая война и Великая Победа. |
1 |
16.04 |
|
|
|
58 |
Страна, открывшая путь в космос. |
1 |
22.04 |
|
|
|
59 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Страницы истории отечества» |
1 |
23.04 |
|
|
|
Современная Россия(8 ч) |
||||||
60 |
Основной закон России и права человека |
1 |
29.04 |
|
|
|
61 |
Мы- граждане России. |
1 |
30.04 |
|
|
|
62 |
Славные символы России. |
1 |
06.05 |
|
|
|
63 |
Такие разные праздники |
1 |
07.05 |
|
|
|
64 |
Путешествие по России. |
1 |
13.05 |
|
|
|
65 |
Путешествие по России. |
1 |
14.05 |
|
|
|
66 |
Итоговая тестовая работа |
1 |
20.05 |
|
|
|
67 |
Наши проекты. Итоговый комплексный контроль. |
1 |
21.05 |
|
|
|
УМК и литература
Книгопечатная продукция
Учебники.
Учебник А.А.Плешаков. «Окружающий мир. 1 класс. Части 1 и 2».- М.: «Просвещение»,2015.
Учебник А.А.Плешаков. «Окружающий мир. 2 класс. Части 1 и 2».- М.: «Просвещение»,2016.
Учебник А.А.Плешаков. «Окружающий мир. 3 класс. Части 1 и 2».- М.: «Просвещение»,2014.
Учебник А.А.Плешаков. «Окружающий мир. 4 класс. Части 1 и 2».- М.: «Просвещение»,2011.
Рабочие тетради.
Тетрадь на печатной основе Окружающий мир. 1 класс. Части 1 и 2»А.А.Плешаков. «.- М.: «Просвещение», 2016.
Тетрадь на печатной основе Окружающий мир. 2 класс. Части 1 и 2»А.А.Плешаков. «.- М.: «Просвещение», 2016.
Тетрадь на печатной основе Окружающий мир. 3 класс. Части 1 и 2»А.А.Плешаков. «.- М.: «Просвещение», 2016.
Тетрадь на печатной основе Окружающий мир. 4 класс. Части 1 и 2»А.А.Плешаков. «.- М.: «Просвещение», 2016.
Методические пособия
«Поурочные разработки по курсу окружающий мир. 1 класс». Т.Н Максимова. М.: Вако – 2013 А.А.Плешаков.
«Поурочные разработки по курсу окружающий мир. 2 класс». Т.Н Максимова. М.: Вако – 2013 А.А.Плешаков.
«Поурочные разработки по курсу окружающий мир. 3 класс». Т.Н Максимова. М.: Вако – 2012 А.А.Плешаков.
«Поурочные разработки по курсу окружающий мир. 4 класс». Т.Н Максимова. М.: Вако – 2011 А.А.Плешаков.
Печатные пособия
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1. / [М.Ю. Демидова, С.В.Иванов,О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б Логиновой. – М. Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 151 с.: ил.
. «Атлас – Определитель. От земли до неба. Пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений». А.А.Плешаков М.: Просвещение - 2012
Зелёные страницы. Книга для обучающихся начальных класов». М.: Просвещение – 2011
Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Окружающий мир»
Учебник А.А.Плешаков. «Окружающий мир. 1 класс. Части 1 и 2».- М.: «Просвещение»,2011.
Дидактические материалы.
Таблицы «по окружающему миру для 1 класса».
Информационно – коммуникационные средства.
Министерство образования Иркутской области / http://38edu.ru/
Школа России / http://school-russia.prosv.ru/
Начальная школа/http://n-shkola.ru/arch/156.html
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: http://katalog.iot.ru/
Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
Электронное приложение к учебнику
http://www.proshkolu.ru/user/sapelkina/folder/19819/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.