Рабочая программа по окружающему миру
Оценка 4.8

Рабочая программа по окружающему миру

Оценка 4.8
docx
24.10.2020
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Свенская средняя общеобразовательная школа №1» с учѐтом Примерной программы начального общего образования по окружающему миру и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир 1 – 4 классы» методического комплекта «Школа России». (Сборник рабочих программ «Школа Росиии»1-4 классы Москва «Просвещение» 2011 г, С.В.Анащенкова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова).
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.docx

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Свенская средняя общеобразовательная школа №1» с учѐтом Примерной программы начального общего образования по окружающему миру  и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир 1 – 4 классы» методического комплекта «Школа России». (Сборник рабочих программ «Школа Росиии»1-4 классы  Москва «Просвещение» 2011 г,  С.В.Анащенкова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова).

 

Рабочая  программа  ориентирована  на  учебники:

1. А.А.Плешаков:  "Окружающий мир"Учебник: 1 класс: В 2 ч, Просвещение, 2018г.

2. А.А.Плешаков:  "Окружающий мир"Учебник: 2 класс: В 2 ч, Просвещение, 2019г.

3. А.А.Плешаков:  "Окружающий мир"Учебник: 3 класс: В 2 ч, Просвещение, 2018г.

4. А.А.Плешаков:  "Окружающий мир"Учебник: 4 класс: В 2 ч, Просвещение, 2018г.

 

Согласно учебному плану на изучение окружающего мира отводится:

в 1 классе 66 часов (33 недели по 2 часа в неделю).

во 2 классе 68 часов (34 недели по 2 часа в неделю).

3 классе 68 часов (34 недели по 2 часа в неделю).

4 классе 68 часов (34 недели по 2 часа в неделю).

 

В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием занятий

В 1 классе  - 66 часов (тестов  -  3, проектов - 4 )

Название раздела

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Задавайте вопросы!

1

1

2

«Что и кто?»

20

19

3

Как, откуда и куда?

12

12

4

Где и когда?

11

11

5

Почему и зачем?

22

21

 

ИТОГО

66

64

 

Во 2 классе  - 68 часов (проектов - 4 , практических работ – 2, проверочных работ – 1, контрольных работ -  4,)

Название раздела

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Раздел «Где мы живём?»

4

3

2

Раздел «Природа»

20

20

3

Раздел «Жизнь города и села»

10

10

4

Раздел «Здоровье и безопасность»

9

9

5

Раздел «Общение»

7

7

6

Раздел «Путешествия»

18

18

 

ИТОГО

68

67

 

В 3 классе- 65 часов (1 экскурсия, 13 практических работ, 3 проекта)

 

 

Название раздела

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1.

Как устроен мир

6

6

2.

Эта удивительная природа

18

18

3.

Мы и наше здоровье

10

10

4.

Наша безопасность

7

7

5.

Чему учит экономика

12

12

6.

Путешествие по городам и странам

15

15

 

ИТОГО

68

68

 

В 4 классе- 67 часов (2 теста, 2 экскурсии)

 

 

Название раздела

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1.

Земля и человечество.

9

9

2.

Природа России.

10

10

3.

Родной край- часть большой страны.

15

15

4.

Страницы всемирной истории.

5

5

5.

Страницы истории Отечества.

20

20

6.

Современная Россия

9

8

 

ИТОГО

68

67

 

Срок реализации рабочей программы  4 года.

 

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите­ли обучающихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда­емые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Цели:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Задачи:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»

 

Личностные

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории икультуре других народов;

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Метапредметные

Регулятивные

Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

выделять из темы урока известные знания и умения;

планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);

планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);

сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;

фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.

Обучающийся получит возможность научиться:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

проговаривать последовательность действий на уроке.

учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

учиться работать по предложенному учителем плану.

учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные

Обучающийся научится:

понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;

понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;

анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;

располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».

Обучающийся получит возможность научиться:

произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;

систематизировать собранную в результате расширенного поиска информацию и представлять её в предложенной форме.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

включаться в диалог с учителем и сверстниками;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

договариваться и приходить к общему решению;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

учитывать разные мнения;

на основе прочитанного принимать несложные практические решения.

 

Предметные результаты:

усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений, характерных для природной и социальной действительности

сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культуры, религии

владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшего школьника) необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин

понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

 осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

 

Человек и природа

Ученик научится:

·узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

·описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их  существенные признаки;

·сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

·проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

·использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

·использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

·использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

·обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

·определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

·понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Ученик получит возможность научиться:

·использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон

и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

·моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

·осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

·пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

·выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

·планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 

Человек и общество

Ученик научится:

·узнавать государственную символику Российской Федерации и Брянской области; описывать достопримечательности столицы и Брянска ; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, Брянскую область;

·различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

·используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

·оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

·использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Ученик  получит возможность научиться:

·осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

·ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

·наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах гимназии, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

·проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

·определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса.

 

1 класс (64 ч.)

Введение (1 ч)

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Что и кто? (19 ч)

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.

Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника.  Что такое зоопарк?

Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.

Как, откуда и куда? (12 ч)

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.

Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.

Где и когда? (11 ч)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Почему и зачем? (21 ч)

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.

Космические станции.

Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.

Практическая работа: Простейшие правила гигиены.

Заключение (1 ч)

Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.

 

2 класс (67 ч)

Где мы живем (3 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы на­зываем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, живот­ные – все это окружающая нас природа. Разнообразные ве­щи, машины, дома – это то, что сделано и построено рука­ми людей. Наше отношение к окружающему.

Экскурсия: Что нас окружает?

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как лю­ди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, че­ловека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные расте­ния. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические  связи  между растениями  и  животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, ра­зорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана рас­тений и животных своего края. Правила поведения в при­роде.

Красная книга России: знакомство с отдельными расте­ниями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, дос­тупные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. До­машний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяй­ство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные предс­тавления об отдельных производственных процессах, напри­мер от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотре­нию учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажир­ский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писа­теля, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Эколо­гические связи в зимнем лесу.

Экскурсии:Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Здоровье и безопасность (9ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важней­шее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наибо­лее распространенные заболевания, их предупреждение и ле­чение; поликлиника, больница и другие учреждения здраво­охранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обраще­нии с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Про­тивопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило эколо­гической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие на­секомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по­кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отно­шения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от­дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в обществен­ных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизон­та, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, ов­раги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явле­ния. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие дос­топримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучает­ся по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.

Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

 

3 класс  (68 ч )

Как устроен мир (6 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (меж­ду неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

еловек – часть природы, разумное существо. Внутрен­ний мир человека. Восприятие, память, мышление, вообра­жение – ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Эко­логия – наука о связях между живыми существами и окру­жающей их средой. Роль экологии в сохранении природно­го дома человечества. Воздействие людей на природу (отри­цательное и положительное). Меры по охране природы.

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для жи­вых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источни­ки загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Эконо­мия воды в быту. Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании поч­вы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых. Разрушение почвы в результате непроду­манной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Ды­хание и питание растений. Размножение и развитие расте­ний. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир.

Растения из Красной книги России. Охрана растений. Животные, их разнообразие. Группы животных (насеко­мые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, зверии др.) Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные жи­вотные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пира­мида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпоч­ных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. Представление о круговороте жизни и его звеньях (орга­низмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при неболь­ших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осан­ка. Значение физического труда и физкультуры для разви­тия скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витами­ны. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организ­ме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жиз­ни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Без­опасность при езде на велосипеде, автомобиле, в обществен­ном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении без­опасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, инфор­мационно-указательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: бал­кон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на ули­це, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Пра­вила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Как защититься от загряз­ненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как за­щититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физи­ческий и умственный труд. Зависимость успеха труда от об­разования и здоровья людей. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономи­ке. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подзем­ных богатств. Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электро­энергетика, металлургия, машиностроение, легкая промыш­ленность, пищевая промышленность и др.Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность их сущность и значе­ние. Построение безопасной экономики – одна из важней­ших задач общества в XXI веке.

Путешествие по городам и странам (15 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримеча­тельности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их многообразие, располо­жение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися па­мятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).Бережное отношение к культурному наследию человече­ства – долг всего общества и каждого человека.

4 класс (67 ч)

Земля и человечество (9 ч)

 Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небес­ные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — пла­нета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Зем­ли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

  Мир глазами географа. Что изучает география. Изобра­жение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

  Мир глазами историка. Что изучает история. Историчес­кие источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

  Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Междуна­родное сотрудничество в области охраны окружающей сре­ды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного не­ба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и геогра­фической карте; знакомство с историческими картами.

            Природа России (10 ч)

   Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в фор­ме путешествия по физической карте России).

   Природные зоны нашей страны: зона арктических пус­тынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности при­роды каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособлен­ность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, свя­занные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходи­мость бережного отношения к природе в местах отдыха насе­ления. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

    Представление об экологическом равновесии и необходи­мости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

   Практические работы: поиск и показ на физической кар­те изучаемых географических объектов; поиск и показ изу­чаемых объектов на карте природных зон России; рассмат­ривание гербарных экземпляров растений различных при­родных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край — часть большой страны (15 ч)

  Наш край на карте Родины. Карта родного края.

  Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение по­верхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Во­доемы края, их значение в природе и жизни человека. Из­менение водоемов в результате деятельности человека. Ох­рана водоемов нашего края.

    Полезные ископаемые нашего края, их основные свой­ства, практическое значение, места и способы добычи. Охра­на недр в нашем крае.

   Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзо­листые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

    Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных со­обществ. Экологические связи в сообществах. Охрана при­родных сообществ.

     Особенности сельского хозяйства края, связанные с при­родными условиями. Растениеводство в нашем крае, его от­расли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветовод­ство). Сорта культурных растений. Представление о биоло­гической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

      Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицевод­ство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

   Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными прес­ного водоема, их распознавание в природных условиях с по­мощью атласа-определителя.

   Практические работы: знакомство с картой края; рассмат­ривание образцов полезных ископаемых своего края, определе­ние их свойств; рассматривание гербарных экземпляров расте­ний различных сообществ, их распознавание с помощью атла­са-определителя; знакомство с культурными растениями края.

 

Страницы всемирной истории (5 ч)

   Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, за­мок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения на­уки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие геогра­фические открытия. Новейшее время. Представление о ско­рости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осо­знание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества (20 ч)

   Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные усло­вия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

   Века Древней Руси. Территория и население Древней Ру­си. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна горо­дов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Нов­город. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нра­вы Древней Руси.

  Наше Отечество в XIIIXV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Ру­си. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московс­кие князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

   Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIIIXV вв.

    Наше Отечество в XVIXVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение но­вой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Зем­лепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVIXVII в

  Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и кресть­яне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

  Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освобо­дитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

   Россия в XX в. Участие России в Первой мировой вой­не. Николай Второй последний император России. Рево­люции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

     Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

     Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура  1'ш сии в XX в.

     Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

    Экскурсия: знакомство с историческими достопримеча­тельностями родного края (города, села).

     Практическая работа: найти и показать изучаемые объ­екты на исторических картах.

Правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) (9 ч)

Знакомство учащихся с улицами села. Дорога в общеобразовательное учреждение и домой. Опасности. Подстерегающие на улицах и дорогах. Светофор и его сигналы. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Виды дорог: с односторонним и двусторонним движением, загородная дорога. Перекрёсток  и правила его перехода. Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги. Правила перехода железной дороги. Правила езды на велосипеде. Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте.

Современная Россия (8ч)

  Мы — граждане России. Конституция России — наш ос­новной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

   Государственное устройство России: Президент, Феде­ральное собрание, Правительство.

   Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

  Многонациональный состав населения России.

   Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Евро­пейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исто­рические места, знаменитые люди, памятники культуры в ре­гионах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Календарно-тематическое планирование.

1 класс (66 ч)

 

 

Тема

Кол-во часов

 Дата

Примечания

план

факт

Задавайте вопросы!(1ч)

1.

Задавайте вопросы! Знакомство с учебником и учебными пособиями.

1

 

 

 

"Что и кто? (19ч)

2.

Что такое Родина?

1

 

 

 

3.

Что мы знаем о народах России?

1

 

 

 

4.

Что мы знаем о Москве?

1

 

 

 

5.

Проект «Моя малая Родина».

1

 

 

 

6.

Что у нас над головой?

1

 

 

 

7.

Что у нас под ногами?

1

 

 

 

8.

Что общего у разных растений?

1

 

 

 

9.

 

Что растёт на подоконнике?

1

 

 

 

10.

 

Что растёт на клумбе?

1

 

 

 

11.

Что это за листья? Что такое хвоинки?

 

1

 

 

 

 

12.

 

Кто такие насекомые?

1

 

 

 

13.

 

Кто такие рыбы?

 

1

 

 

 

14.

 

Кто такие птицы?

 

1

 

 

 

15,

Кто такие звери?

 

1

 

 

 

16.

Что окружает нас дома?

 

1

 

 

 

17.

Что умеет компьютер?

 

1

 

 

 

18.

Что вокруг нас может быть опасным?    

1

 

 

 

19.

На что похожа наша планета?

 

1

 

 

 

20.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»  Презентация проекта «Моя малая Родина»

 

1

 

 

Тест

Как, откуда и куда? (12ч)

21.

Как живёт семья? Проект «Моя семья».

1

 

 

Проект

22.

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

 

1

 

 

 

23.

Откуда в наш дом приходит электричество?

1

 

 

 

24.

Как путешествует письмо?

 

1

 

 

 

25.

Куда текут реки?

1

 

 

 

26.

Откуда берутся снег и лёд?

1

 

 

 

 

27.

Как живут растения?

1

 

 

 

28.

Как живут животные?

1

 

 

 

29.

Как зимой помочь птицам?

1

 

 

 

30.

Откуда берётся и куда девается мусор?

1

 

 

 

31.

Откуда в снежках грязь?

 

1

 

 

 

32.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья».

1

 

 

Тест

                                                              Где и когда?(11 ч)

33.

Когда учиться интересно?

 

1

 

 

 

34.

Проект «Мой класс и моя школа».

1

 

 

Проект

35.

Когда придёт суббота?

1

 

 

 

36.

Когда наступит лето?

 

1

 

 

 

37.

Где живут белые медведи?

 

1

 

 

 

38.

Где живут слоны?

 

1

 

 

 

39.

Где зимуют птицы?

 

1

 

 

 

40.

Когда появилась одежда?    

1

 

 

 

41.

Когда изобрели велосипед?

 

1

 

 

 

42.

Когда мы станем взрослыми?

 

1

 

 

 

43.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

1

 

 

Тест

Почему и зачем? (21 ч)

44.

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

 

1

 

 

 

45.

Почему Луна бывает разной?

1

 

 

 

46.

Почему идёт дождь и дует ветер?

 

1

 

 

 

47.

Почему звенит звонок?

 

1

 

 

 

48.

Почему радуга разноцветная?

 

1

 

 

 

49.

Почему мы любим кошек и собак?

 

1

 

 

 

50

Проект «Мои домашние питомцы»

1

 

 

Проект

51.

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

 

1

 

 

 

52

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

 

1

 

 

 

53

Зачем мы спим ночью?

1

 

 

 

54.

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

 

 

 

55.

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

 

1

 

 

 

56

Зачем нам телефон и телевизор?

 

1

 

 

 

57

Зачем нужны автомобили?

 

1

 

 

 

58.

Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли?

 

1

 

 

 

59.

Зачем строят самолёты?

 

1

 

 

 

60.

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

 

1

 

 

 

61.

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

 

1

 

 

 

62.

Зачем люди осваивают космос? 

1

 

 

 

63.

Почему мы часто слышим слово «экология»?

 

1

 

 

 

64.

Итоговый комплексный контроль

1

 

 

КК

 

 

 


Календарно-тематическое планирование

2 класс (67ч)

 

п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечания

План

Факт

Раздел «Где мы живём?» (3 ч)

1

Родная страна.

1

01.09

 

 

2

Город и село. Проект № 1

«Родной город (село)»

1

04.09

 

 

3

Природа и рукотворный мир.

1

08.09

 

 

Раздел «Природа» (20 ч)

               4.          

Неживая и живая природа.

1

11.09

 

 

               5.          

Явления природы

Практическая работа №1по теме: «Измерение температуры воздуха и тела человека"

1

15.09

 

 

               6.          

Что такое погода

1

18.09

 

 

               7.          

В гости к осени экскурсия.

1

22.09

 

 

               8.          

В гости к осени (урок)

1

25.09

 

 

               9.          

Звёздное небо Практическая работа №2. "Моделирование созвездий"

1

29.09

 

 

             10.        

Заглянем в кладовые земли.

1

02.10

 

 

             11.        

Про воздух. Опыт №1."Определение свойств воздуха"

1

06.10

 

 

             12.        

Про воду Опыт №2."Определение свойств воды"

1

09.10

 

 

             13.        

Какие бывают растения. Практическая работа №3 "Классификация растений по группам"

1

13.10

 

 

             14.        

Какие бывают животные.

1

16.10

 

 

             15.        

Невидимые нити

1

20.10

 

 

             16.        

Дикорастущие и культурные растения  Происхождение названий месяцев

1

23.10

 

 

             17.        

Дикие и домашние животные.

1

27.10

 

 

             18.        

Комнатные растения. Практическая работа №4 "Определение комнатных растений"

1

30.10

 

 

             19.        

Животные живого уголка.

1

10.11

 

 

             20.        

Про кошек и собак Практическая работа №5"Определение пород кошек и собак"

1

13.11

 

 

             21.        

Проверим себя и оценим свои достижения. Контрольная работа по разделу «Природа»

1

17.11

 

 

 

             22.        

Красная книга.

1

20.11

 

 

             23.        

Будь природе другом.

 Проект № 2 «Красная книга, или Возьмём под защиту»

1

24.11

 

 

Раздел «Жизнь города и села» (10 ч)

 

             24.        

Что такое экономика.

1

27.11

 

 

 

             25.        

Из чего что сделано

1

01.12

 

 

             26.        

Как построить дом.

1

04.12

 

 

             27.        

Какой бывает транспорт.

1

08.12

 

 

             28.        

Культура и образование

1

11.12

 

 

             29.        

Все профессии важны.

Проект № 3 «Профессии»

1

15.12

 

 

             30.        

В гости к зиме экскурсия №3.

1

18.12

 

 

             31.        

В гости к зиме (урок)

1

22.12

 

 

             32.        

Контрольная работа за первое полугодие

1

25.12

 

 

             33.        

Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии»

1

29.12

 

 

Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч)

             34.        

Строение тела человека.

1

12.01

 

 

             35.        

Если хочешь быть здоров

1

15.01

 

 

             36.        

Берегись автомобиля! Практическая работа № 6 "Моделирование сигналов светофора"

1

19.01

 

 

             37.        

Школа пешехода.

1

22.01

 

 

             38.        

Домашние опасности

1

26.01

 

 

             39.        

Пожар.

1

29.01

 

 

             40.        

На воде и в лесу.

1

02.02

 

 

             41.        

Опасные незнакомцы.

1

05.02

 

 

             42.        

Контрольная работа по разделу «Здоровье и безопасность»

1

09.02

 

 

Раздел «Общение» ( 7 ч)

 

             43.        

Наша дружная семья.

1

12.02

 

 

             44.        

Проект № 4 «Родословная»

1

16.02

 

 

             45.        

В школе.

1

19.02

 

 

             46.        

 В школе и в классе.

1

26.02

 

 

             47.        

Правила вежливости.

1

02.03

 

 

             48.        

Ты и твои друзья. Практическая работа №7 "Правила поведения за столом"

1

05.03

 

 

 

             49.        

Мы – зрители и пассажиры.

1

09.03

 

 

Раздел «Путешествия» (18 ч)

        50.       50.

Посмотри вокруг.

1

12.03

 

 

       51.       51-52.

Ориентирование на местности. Практическая работа №8. "Нахождение линии горизонта"

1

16.03

 

 

       52.        

Ориентирование на местности

Практическая работа №8. "Нахождение линии горизонта"

1

19.03

 

 

       53.       53.

Формы земной поверхности Экскурсия №4.

1

06.04

 

 

       54.       54

Водные богатства.

1

09.04

 

 

             55.        

В гости к весне экскурсия №5 .

1

13.04

 

 

 

             56.        

В гости к весне (урок).

1

16.04

 

 

             57.        

Россия на карте.

1

20.04

 

 

             58.        

Проект № 5 «Города России».

1

23.04

 

 

             59.        

Путешествие по Москве. Практическая работа №9 "Составление плана рассказа о достопримечательностях поселка"

1

27.04

 

 

 

             60.        

Московский Кремль.

1

30.04

 

 

             61.        

Город на Неве.

1

04.05

 

 

 

             62.        

Путешествие по планете.

1

07.05

 

 

             63.        

Итоговая тестовая работа

1

11.05

 

 

             64.        

Страны мира.    Проект № 6

«Страны мира»

1

14.05

 

 

             65.        

Впереди лето (урок).

1

18.05

 

 

             66.        

Итоговый комплексный контроль

1

21.05

 

 

             67.        

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

1

25.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

  3 класс (68 часов)

№ п\п

Тема

К-во часов

Дата

Примечания

 план

факт

Как устроен мир (6 ч)

1

Природа. Значение природы для людей

1

01.09

 

 

 

2

 

Человек.

Наши проекты: «Богатства, отданные людям»

1

03.09

 

 

 

3

Общество

1

08.09

 

 

4

Что такое экология

1

10.09

 

 

5

 

Природа в опасности. Ох­рана природы.

Экскурсия.

1

15.09

 

 

6

Входная контрольная работа

1

17.09

 

 

Эта удивительная природа (18 ч)

7

Тела, вещества, частицы.

Практическая работа №1

«Тела, вещества, частицы»

1

22.09

 

 

8

Разнообразие веществ.

Практическая работа №2 «Разнообразие веществ».

1

24.09

 

 

9

Воздух и его охрана.

1

29.09

 

 

 

10

Вода и свойства воды. Практическая работа №3

 «Вода и её свойства».

1

01.10

 

 

11

Превращения и  круговорот  воды

1

06.10

 

 

 

12

Берегите воду

1

08.10

 

 

 

13

Что такое почва. Практическая работа №4  «Свойства почвы»

1

13.10

 

 

14

Разнообразие растений.

Практическая рабо­та № 5 «Рассматри­вание живых и гербарных растений»

1

15.10

 

 

15

Солнце, растения и мы с вами. Практическая рабо­та №6 « Определение органов растений, сравнение органов различных растений»

1

20.10

 

 

 

16

 

 

Размножение и развитие растений.

Практическая рабо­та № 7 «Рассматри­вание плодов и семян растений. Опреде­ление признаков их приспособленно­сти к распростране­нию ветром, живот­ными»

1

22.10

 

 

 

17

Охрана растений.

1

27.10

 

 

 

18

Разнообразие животных.

1

29.10

 

 

 

19

Кто что ест.

Проект «Разнообразие природы родного края»

Практическая рабо­та №8 «Моделиро­вание цепей питания»

1

10.11

 

 

 

20

Размножение и развитие животных.

Практическая работа № 9 «Моделирование этапов развития бабоч­ки и (или) лягушки»

1

12.11

 

 

 

21

Охрана животных.

1

17.11

 

 

22

В царстве грибов.

1

19.11

 

 

23

 

Великий круговорот жизни.

1

24.11

 

 

24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Эта удивительная природа"

1

26.11

 

 

Мы и наше здоровье (10 ч)

25

Организм человека

1

01.12

 

 

 

26

Органы чувств

1

03.12

 

 

27

Надежная защита организма Практическая рабо­та № 10 «Первая помощь при небольших повреждениях кожи»

 

08.12

 

 

28

Опора тела и движение

1

10.12

 

 

29

Наше питание. Проект «Школа кулинаров»

1

15.12

 

 

30

Дыхание и кровообращение Практическая работа №11 «Подсчет ударов пульса»

1

17.12

 

 

31

Умей предупреждать болезни

Практическая работа № 12 «Моделирование строения организма человека»

1

22.12

 

 

32

Здоровый образ жизни.

1

24.12

 

 

 

33

Контрольная работа за первое полугодие

1

29.12

 

 

 

34

Презентация проектов «Богатства, отданные людям». «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

1

31.12

 

 

Наша безопасность (7 ч)

35

Огонь, вода и газ

1

12.01

 

 

 

36

Чтобы путь был счастливым

1

14.01

 

 

 

37

Дорожные знаки

1

19.01

 

 

 

38

Проект «Кто нас защищает»

1

21.01

 

 

 

39

Опасные места

1

26.01

 

 

 

40

Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.

1

28.01

 

 

 

41

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Наша безопасность»

 

1

02.02

 

 

Чему учит экономика (12 ч)

42

Для чего нужна экономика

1

04.02

 

 

43

Природные богатства и труд людей -основа экономики.

1

09.02

 

 

44

 

Полезные ископаемые. Практическая работа №13

«Свойства полезных ископаемых»

1

11.02

 

 

45

Растениеводство

1

16.02

 

 

46

Животноводство

1

18.02

 

 

 

47

Какая бывает промышленность. Проект «Экономика родного края»

1

25.02

 

 

 

48

Что такое деньги.

1

02.03

 

 

 

49

Государственный бюджет

1

04.03

 

 

 

50

Семейный бюджет.

1

09.03

 

 

 

51

Экономика и экология.

1

11.03

 

 

52

Природа и наша безопасность

1

16.03

 

 

53

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чему учит экономика»

1

18.03

 

 

Путешествие по городам и странам (15 ч)

54

Золотое кольцо России

1

06.04

 

 

 

55

Золотое кольцо России. Проект «Музей путешествий»

1

08.04

 

 

 

56

Наши ближайшие соседи

1

13.04

 

 

 

57

На севере Европы

1

15.04

 

 

 

58

Что такое Бенилюкс

1

20.04

 

 

 

59

В центре Европы

1

22.04

 

 

 

60

 По Франции и Великобритании (Франция)

1

27.04

 

 

 

61

 По Франции и Великобритании (Великобритания)

1

29.04

 

 

 

62

На юге Европы.

1

04.05

 

 

 

63

По знаменитым местам мира

1

06.05

 

 

 

64

 По знаменитым местам мира

1

11.05

 

 

 

65

 Итоговая тестовая работа

1

13.05

 

 

 

66

Итоговый комплексный контроль

1

18.05

 

 

 

67

68

Презентация проектов « Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»

2

20.05

25.05

 

 

 

 


Календарно-тематическое планирование

4 класс (67 часов)

 

№ п/п

 

 

Тема урока

 

К-во часов

Дата

 

Примечание

план

факт

Земля и человечество (9ч)

1

Мир глазами астронома.

1

03.09

 

 

2

Планеты Солнечной системы.

1

04.09

 

 

3

Звездное небо – Великая книга Природы.

1

10.09

 

 

4

Мир глазами географа

1

11.09

 

 

5

Мир глазами историка.

1

17.09

 

 

6

Когда и где?

1

18.09

 

 

7

Мир глазами эколога.

1

24.09

 

 

8

Сокровища Земли под охраной человечества.

1

25.09

 

 

9

Входная контрольная работа

1

 

 

 

Природа России  (10 ч)

10

Равнины и горы России

1

01.10

 

 

11

Моря, озера и реки России

1

02.10

 

 

12

Природные зоны России

1

08.10

 

 

13

Зона арктических пустынь.

1

09.10

 

 

14

Тундра.

1

15.10

 

 

15

Леса России.

1

16.10

 

 

16

Лес и человек.

1

22.10

 

 

17

Зона степей.

1

23.10

 

 

18

Пустыни.

1

29.10

 

 

19

У Черного моря. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России».

1

30.10

 

 

Родной край – часть большой страны (15ч)

20

Наш край

1

12.11

 

 

21

Поверхность нашего края.

1

13.11

 

 

22

Поверхность нашего края. (Экскурсия)

1

19.11

 

 

23

Водные богатства нашего края

1

20.11

 

 

24

Наши подземные богатства.

1

26.11

 

 

25

Земля-кормилица.

1

27.11

 

 

26

Жизнь леса

1

03.12

 

 

27

Жизнь луга.

1

04.12

 

 

28

Экскурсия в лес и на луг

1

10.12

 

 

29

Жизнь в пресных  водоемах.

1

11.12

 

 

30

Растениеводство в нашем крае.

1

17.12

 

 

31

Животноводство в нашем крае.

1

18.12

 

 

32

Контрольная работа  по теме «Родной край»

1

24.12

 

 

33

Презентация проектов (по выбору)

 

1

25.12

 

 

34

Экскурсия в лес

1

31.12

 

 

Страницы всемирной истории (5 ч)

35

Начало истории человечества.

 

1

14.01

 

 

36

Мир древности: далекий и близкий

 

1

15.01

 

 

37

Средние века: время рыцарей и замков.

1

21.01

 

 

38

Новое время: встреча Европы и Америки

1

22.01

 

 

39

Новейшее время: история продолжается сегодня

1

28.01

 

 

Страницы истории отечества (20 ч)

40

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян

1

29.01

 

 

41

Во времена Древней Руси.

1

04.02

 

 

42

Страна городов

1

05.02

 

 

43

Из книжкиной сокровищницы Древней Руси.

1

11.02

 

 

44

Трудные времена на Русской земле.

 

1

12.02

 

 

45

Русь расправляет крылья.

1

18.02

 

 

46

Куликовская битва.

1

19.0225.02

 

 

47

Иван III

1

26.02

 

 

48

Мастера печатных дел

1

04.03

 

 

49

Патриоты России.

1

05.03

 

 

50

Петр Великий.

1

11.03

 

 

51

Михаил Васильевич Ломоносов

1

12.03

 

 

52

Екатерина Великая

1

18.03

 

 

53

Отечественная война 1812 года.

1

19.03

 

 

54

Страницы истории XIX века

1

08.04

 

 

55

Россия вступает в XX век.

1

09.04

 

 

56

Страницы истории 20–30-х годов.

1

15.04

 

 

57

Великая война и Великая Победа.

1

16.04

 

 

58

Страна, открывшая путь в космос.

1

22.04

 

 

59

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Страницы истории отечества»

1

23.04

 

 

 

Современная Россия(8 ч)

60

Основной закон России и права человека

1

29.04

 

 

61

Мы- граждане России.

1

30.04

 

 

62

Славные символы России.

1

06.05

 

 

63

Такие разные праздники

1

07.05

 

 

64

Путешествие по России.

1

13.05

 

 

65

Путешествие по России.

1

14.05

 

 

66

Итоговая тестовая работа

1

20.05

 

 

67

Наши проекты.

Итоговый комплексный контроль.

1

21.05

 

 

 

 


УМК и литература

Книгопечатная продукция

Учебники.

Учебник А.А.Плешаков. «Окружающий мир. 1 класс. Части 1 и 2».- М.: «Просвещение»,2015.

Учебник А.А.Плешаков. «Окружающий мир. 2 класс. Части 1 и 2».- М.: «Просвещение»,2016.

Учебник А.А.Плешаков. «Окружающий мир. 3 класс. Части 1 и 2».- М.: «Просвещение»,2014.

Учебник А.А.Плешаков. «Окружающий мир. 4 класс. Части 1 и 2».- М.: «Просвещение»,2011.

Рабочие тетради.

Тетрадь на печатной основе Окружающий мир. 1 класс. Части 1 и 2»А.А.Плешаков. «.- М.: «Просвещение», 2016.

Тетрадь на печатной основе Окружающий мир. 2 класс. Части 1 и 2»А.А.Плешаков. «.- М.: «Просвещение», 2016.

Тетрадь на печатной основе Окружающий мир. 3 класс. Части 1 и 2»А.А.Плешаков. «.- М.: «Просвещение», 2016.

Тетрадь на печатной основе Окружающий мир. 4 класс. Части 1 и 2»А.А.Плешаков. «.- М.: «Просвещение», 2016.

Методические пособия

«Поурочные разработки по курсу окружающий мир. 1 класс». Т.Н Максимова. М.: Вако – 2013 А.А.Плешаков.

«Поурочные разработки по курсу окружающий мир. 2 класс». Т.Н Максимова. М.: Вако – 2013 А.А.Плешаков.

«Поурочные разработки по курсу окружающий мир. 3 класс». Т.Н Максимова. М.: Вако – 2012 А.А.Плешаков.

«Поурочные разработки по курсу окружающий мир. 4 класс». Т.Н Максимова. М.: Вако – 2011 А.А.Плешаков.

 

Печатные пособия

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1. / [М.Ю. Демидова, С.В.Иванов,О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б Логиновой. – М. Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 151 с.: ил.

. «Атлас – Определитель. От земли до неба. Пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений». А.А.Плешаков М.: Просвещение - 2012

Зелёные страницы. Книга для обучающихся начальных класов». М.: Просвещение – 2011

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Окружающий мир»

Учебник А.А.Плешаков. «Окружающий мир. 1 класс. Части 1 и 2».- М.: «Просвещение»,2011.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактические материалы.

Таблицы «по окружающему миру для 1 класса».

 

Информационно – коммуникационные средства.

Министерство образования Иркутской области / http://38edu.ru/

Школа России / http://school-russia.prosv.ru/

Начальная школа/http://n-shkola.ru/arch/156.html

Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: http://katalog.iot.ru/

Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/

Электронное приложение к учебнику

http://www.proshkolu.ru/user/sapelkina/folder/19819/

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Свенская…

Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Свенская…

Эта удивительная природа 18 18 3

Эта удивительная природа 18 18 3

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»

Обучающийся получит возможность научиться: произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Обучающийся получит возможность научиться: произвольно строить речевое высказывание в устной форме

России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; сформированность уважительного отношения к

России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; сформированность уважительного отношения к

Человек и общество Ученик научится : ·узнавать государственную символику

Человек и общество Ученик научится : ·узнавать государственную символику

Содержание курса. 1 класс (64 ч

Содержание курса. 1 класс (64 ч

Где и когда? (11 ч) Представление о времени

Где и когда? (11 ч) Представление о времени

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки

Практическая работа: Отработка правил перехода улицы

Практическая работа: Отработка правил перехода улицы

Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпоч­ных грибов)

Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпоч­ных грибов)

Махал в Индии, пирамиды в Египте и др

Махал в Индии, пирамиды в Египте и др

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицевод­ ство, рыбоводство, пчеловодство и др

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицевод­ ство, рыбоводство, пчеловодство и др

Правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) (9 ч)

Правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) (9 ч)

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

Откуда в наш дом приходит электричество? 1 24

Откуда в наш дом приходит электричество? 1 24

Почему звенит звонок? 1 48

Почему звенит звонок? 1 48

Календарно-тематическое планирование 2 класс (67ч) № п\п

Календарно-тематическое планирование 2 класс (67ч) № п\п

В гости к зиме экскурсия №3

В гости к зиме экскурсия №3

Путешествие по Москве. Практическая работа №9 "Составление плана рассказа о достопримечательностях поселка" 1 27

Путешествие по Москве. Практическая работа №9 "Составление плана рассказа о достопримечательностях поселка" 1 27

Календарно-тематическое планирование 3 класс (68 часов) № п\п

Календарно-тематическое планирование 3 класс (68 часов) № п\п

В царстве грибов. 1 19

В царстве грибов. 1 19

Семейный бюджет . 1 09

Семейный бюджет . 1 09

Календарно-тематическое планирование 4 класс (67 часов) № п/п

Календарно-тематическое планирование 4 класс (67 часов) № п/п

Новейшее время: история продолжается сегодня 1 28

Новейшее время: история продолжается сегодня 1 28

УМК и литература Книгопечатная продукция

УМК и литература Книгопечатная продукция

Дидактические материалы . Таблицы «по окружающему миру для 1 класса»

Дидактические материалы . Таблицы «по окружающему миру для 1 класса»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2020