Отдел образования Добрушского райисполкома
Районный учебно-методический кабинет
«Организация научно-исследовательской деятельности учащихся»
(в помощь заместителю директора по итогам проведения районного методического совета
в декабре 2011 г.)
Добруш
2011
43. Иванова, А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. / А.И.Иванова. – Москва: ТЦ Сфера, 2004.
44. Никашина, Г.Н. Весь мир в игре / Г.Н.Никашина.- Мозырь: Белый Ветер, 2005.
45. Николаева, С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой / С.Н.Николаева. – Москва, 2003.
46. Рыжова, Н.А. Волшебница вода / Н.А.Рыжова. – Москва, 2007.
47. Рыжова, Н.А. Песок, глина, камни. / Н.А.Рыжова // Дошкольное воспитание. – 2003. - №№7,8,10.
1. Вступление.
2. Выявление степени подготовленности педагогов по теме «Исследовательская деятельность учащихся (анкета).
3. Исследовательские умения учащихся, средства их формирования и развития.
4. Тематика исследовательских работ учащихся по учебным предметам.
5. Примерное положение о научном
обществе учащихся.
6. Примерный план публичного
выступления на конференции.
7. Литература.
1. ВСТУПЛЕНИЕ
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся
Наиболее глубокий след
оставляет то, что тебе
удалось открыть самому
Д.Пойа
Организация активной познавательной исследовательской деятельности учащихся с учетом их интересов – основа работы каждого педагогического коллектива.
Учителя могут решать через организацию исследовательской деятельности учащихся широкий круг задач:
- образовательных, одна из которых – создание условий, способствующих освоению учащимися способов познания мира;
- воспитательных: создание условий для коллективной творческой деятельности личности, формирование культуры выполнения самостоятельной работы;
- развивающих: возможность развития способностей и интересов учащихся, помощь в самореализации и в профессиональном самоопределении.
В любой форме исследования обязательным структурным компонентом должна быть мотивация, целью которой является создание условий для возникновения у школьника вопроса или проблемы. Стихийное исследовательское поведение ребенка необходимо включить в специально организованные исследования, которые позволят овладеть приемами и методами, заимствованными из науки и научного мышления, в процессе познания окружающей среды.
Обучение детей с повышенными интеллектуальными и творческими способностями должно опираться на возможность их самостоятельного обучения. Наиболее продуктивный путь развития – это применение методики преподавания, которая предполагает активные методы обучения, в основе которых лежит эвристический метод.
Использование эвристического метода в обучении требует от учителя больше усилий, временных затрат на подготовку к уроку, знаний и умений. Чтобы с успехом пользоваться эвристическим методом, надо, кроме предмета, знать еще и детей, их способности, уметь руководить самостоятельной деятельностью школьников. Ребенка нельзя научить, он может только сам научиться и постичь истину в результате собственной деятельности, силами, посредство упорной работы с самим собой.
31. Цобкало Ж.А. Организация исследовательской работы старшеклассников как фактор развития их самообразовательных и инновационных способностей. / Химия: праблемы выкладання №10, 2011.
32. Е.С.Сасковец. Организация исследовательской деятельности учащихся / Химия: праблемы выкладання, №8, 2010 г.
33. А.С.Чумаков. Исследовательская работа учащихся. Проблемы и перспективы / Беларускі гістарычны часопіс, №5, 2008.
34. С.П.Корнев. О творческой и исследовательской деятельности в обучении истории / Гісторыя: праблемы выкладання, №3, 2005.
35. Творческие исследовательские задания и вопросы по географии Беларуси / Геаграфія: праблемы выкладання, №5, 2011.
36. Т.Н.Лубинская. Формирование исследовательских умений старшеклассников / Біялогія: праблемы выкданання, №4, 2010 г.
37. С.Клесов. Формирование исследовательской культуры учащихся в системе урочной и внешкольной работы по географии / Геаграфія: праблемы выкладданя, №3,2009.
38. Е.А.Кунцевич. Использование технологии исследования в процессе преподавания географии. / Геаграфія: праблемы выкладданя, №3,2009.
39. Петрикевич, А.А. Метод проектов в образовании дошкольников / А.А.Петрикевич, Мн., 2007.
23. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения / А.В.Хуторской. - М.: ВЛАДОС, 2000.
24. Мастер-класс «Организация исследовательской деятельности учащихся» А.Э.Плетнев, С.В.Гусев, А.Г.Сугакевич. / Физика: проблемы преподавания №5, 2011, стр. 12.
25. А.В.Зубцова «Исследовательская работа «Выскочка» / Физика: проблемы преподавания №3, 2011, стр. 36.
26. К.Д.Сечко «Как найти тему для исследовательской работы», №1, 2011 / Физика: проблемы преподавания №1, 2011, стр. 39.
27. Исследовательская компетенция учителя как необходимое условие в решении проблемы активизации познавательной деятельности учащихся С.В.Дзюбенко / Физика: проблемы преподавания №5, 2011, стр. 33.
28. Пирютко О.Н., Бощук И.В. Учебное исследование по геометрии / Математика: проблемы преподавания №6, 2009, стр.
29. Исследовательская деятельность учащихся в предметной области "Информатика", фестиваль педагогических идей «Открытый урок», http://festival.1september.ru/articles/210043/.
30. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии-2 / Н.И. Запрудский. – Мн.: Сэр-Вит, 2010 Подласый, И.П. Продуктивная педагогика / И.П. Подласый. – М.: 2003
Самостоятельная работа эффективна, если она выступает как элемент технологии, проводится планомерно и систематически.
Исследовательская деятельность включает следующие этапы:
v выбор темы, формулирование проблемы;
v определение задач исследования;
v изучение «истории вопроса», сбор материала;
v экспериментальная проверка гипотез;
v оформление результатов исследования.
Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы. Педагог должен ориентироваться на интеллектуальную инициативу ребенка: стремление найти оригинальный путь решения.
При выборе темы очень важен ее междисциплинарный характер, который позволит раскрыть нестандартное видение учащимся проблемы.
Успех деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Под руководством учителя составляется план совместных действий выполнения учебного исследования:
- определяются временные рамки;
- объем работы;
- этапы ее выполнения.
Педагогическое руководство учебным исследованием осуществляется на всех этапах выполнения.
Одной из форм завершения научной работы является конференция, а для дошкольников младших классов – конкурс. Конференция способствует системному изложению представленных результатов и их апробации.
Форма проведения конференции дает возможность учащимся выражать различные точки зрения, выслушивать друг друга, вести дискуссии на высоком культурном уровне: использовать в качестве аргументов факты, стройную систему логических доказательств при условии уважения к собеседнику и его аргументам, к аудитории. Поэтому очень важно, чтобы конференция была не формальным чтением докладов, а заинтересованной дискуссией.
Принципы организации исследовательской деятельности учащихся:
v подходить к этой работе творчески;
v не сдерживать инициативы детей;
v поощрять их самостоятельность;
v не делать за ребенка то, что он может сделать сам;
v оценивая, помнить о том, как важна ситуация успеха.
2. АНКЕТА
по выявлению степени подготовленности педагогов по теме «Исследовательская деятельность учащихся»
Уважаемые коллеги!
Пожалуйста, постарайтесь искреннее ответить на вопросы данной анкеты.
1. Учреждение образования, в котором Вы работаете:________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Ваш стаж работы учителем___________________________________________________
3. Занимались ли Вы когда-нибудь исследовательской деятельностью с учащимися?__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
4. Являлись ли Вы членом жюри конкурсов научно-исследовательских работ учащихся, конференций, турниров (если да, то укажите каких)?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Нужна ли исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательном процессе и почему?____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Организация исследовательской деятельности учащихся для меня________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Я интересуюсь (не интересуюсь) организацией исследовательской деятельности учащихся, потому что__________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. При организации исследовательской деятельности с учащимися я испытываю трудности при__________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Принимали ли Ваши ученики участие в конкурсах научно-исследовательских работ, конференциях, турнирах, интернет-проектах (если да, то укажите в каких)?______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Альтшуллер, Г.С. Алгоритм изобретения / Г.С.Альтшуллер. – М.: Московский рабочий, 1973.
14. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии – 2 / Н.И.Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2010.
15. Запрудский, Н.И. Экспериментальные исследования учащихся: актуальность, проблемы и поиск решений / Н.И.Запрудский. // Фізіка: праблемы выкладання. 2005. – №2. – С. 25-28.
16. Осипенко, Л.Е. Можно ли воспитывать юных исследователей в «глубинке»? / Л.Е. Осипенко // Фізіка: праблемы выкладання. 2005. – №1. – С. 31-35.
17. Осипенко, Л.Е. Научное творчество в учебном процессе / Л.Е. Осипенко // Адукацыя і выхаванне. 2006. – №2. – С. 5-9.
18. Осипенко, Л.Е. Формирование представлений школьников об эксперименте как методе научного познания на уроках физики / Л.Е. Осипенко, Т.С. Пролиско // Фізіка: праблемы выкладання. 2006. – №2. – С. 40-45.
19. Селевко, Г.К. Технологии развивающего образования / Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.
20. Сечко, К.Д.Организация исследовательской работы учащихся / К.Д.Сечко // Фізіка: праблемы выкладання. – 2008. - №6. – С. 48-56.
21. Саламатов, Ю.П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества: кН. для учителя / Ю.П.Саламатов. – М.: Просвещение, 1990.
22. Слободянюк, А.И., Исследовательская деятельность учащихся по физике / А.И. Слободянюк, Л.Е.Осипенко, Т.С. Пролиско. – Минск: Красико/Принт, 2008. -144 с.
4. Елисеева, С. С. Исследовательская деятельность младшего школьника: поиск, проблемы, перспективы/ С. С. Елисеева// Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2011. - № 3. – с. 13-16;
5. Ковальчук, Т. А. Исследовательский подход в обучении предмету “Человек и мир”/ Т. А. Ковальчук// Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2009. - № 4. – с. 9-12;
6. Ковальчук, Т. А. Проектная деятельность в обучении и воспитании младших школьников/ Т. А. Ковальчук// Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2010. - № 2. – с. 23-29;
7. Кононович, Е. О. Тернистый и радостный путь познания/ Е. О. Кононович// Пачатковая школа. – 2010. - № 8. – с. 59-60;
8. Ладутько, Л. К. Неугасимая пытливость. Метод проектов при подготовке детей к шеоле/ Л. К. Ладутько// Пачатковая школа. – 2010. - № 8. – с. 52-55;
9. Пастернак, Т. А. Реализация проектно- исследовательской деятельности в группе продлённого дня/ Т. А. Пастернак// Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2010. - № 2. – с. 49-51;
10. Радевич, Е. В. Гипотезы и открытия маленьких “почемучек”. Как помочь школьнику стать исследователем/ Е. В. Радевич// Пачатковая школа. – 2010. - № 8. – с. 44-48;
11. Цуранова, Ж. Н., Цветочникова, Т. П. Использование методов проектов при организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования/ Ж. Н. Цуранова, Т. П. Цветочникова// Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2010. - № 2. – с. 30-48;
12. Юхновская, В. Н. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе/ В. Н. Юхновская// Пачатковая школа. – 2009. - № 3. – с. 27-28.
3. Исследовательские умения учащихся, средства их формирования и развития
Этапы исследования |
Виды и показатели исследовательских умений |
Средства формирования и развития |
1 |
2 |
3 |
Проблематизация и «инкубационный» период |
Умение усматривать проблему: - анализировать факты, явления, - обнаруживать неполноту имеющихся знаний, - видеть несоответствия в имеющихся данных, - видеть противоречия в деятельности, подходах, фактах, - ставить вопросы по существу проблемы, Видеть противоречия и формулировать проблему |
Методы эвристического обучения: эмпатии, смыслового и образного видения, эвристических воспросов, наблюдения, сравнения, ошибок. Экскурсии. Задания на: - рассмотрение объекта с разных точек зрения, - поиск значений и признаков предмета, - поиск противоречий, - выделение проблем, - развитие умения задавать вопросы и др. |
Определение темы, целей и задач исследования |
Умение сформулировать тему, цели и задачи исследования: · выбирать тему в контексте проблемы, · определять объект исследования, · определять, что будет в данном объекте исследоваться, · решать, какая зависимость в исследовании будет устанавливаться, · определять, какие задачи нужно решить, чтобы цель была достигнута
|
Методы эвристики: целеполагания, мозговой атаки, анализа, конструирования понятий, открытых вопросов.
Задания на: - формулировку темы, - определение цели и задач. |
Выработка гипотезы (гипотез). Разработка модели явления |
Умение выдвигать гипотезу: · размышлять, · выводить предположения из общих принципов, теорий, · рассматривать аналогии, · выводить предположения на основе известных фактов, явлений, собственных наблюдений |
Технология критического мышления. Методы эвристики: «да-нетки», прогнозирования, выдвижения гипотез, «если бы», моделирования, конструирования теорий. Открытые задания и вопросы. |
Разработка методики проведения исследования, создание экспериментальной установки |
Умение планировать исследование: · выдвигать возможные варианты решения проблемы, · выбирать оптимальные варианты, · анализировать имеющиеся ресурсы, · анализировать риски, · выяснять условия, в которых может проводиться эксперимент, · сотрудничать, · отстаивать свою точку зрения по поводу предложенного пути решения проблемы, · слушать и слышать оппонентов, · принимать решение по поводу метода решения проблемы и проверки гипотезы, · планировать последовательность действий при проведении опытов, · отбирать необходимые приборы и материалы, · собирать экспериментальную установку, · готовить анкеты и опросники |
Технология педагогических мастерских. Технология кооперативного обучения. Методы планирования, анализа сравнения, конструирования правил.
Школьный лабораторный эксперимент. Образцы и примеры выполненных учащимися исследований.
Задания на: - развитие творческого воображения; - придумывание опытов |
Дискуссия по теме доклада |
|
11. Ответы на вопросы |
- «Спасибо (благодарю) за вопрос. а) мой ответ… б) у меня, к сожалению, нет ответа, т.к. рассмотрение данного вопроса мной не проводилось) - «Спасибо, Ваш вопрос понятен (интересен)…» - «Простите, я не понял (-а) вопроса. Повторите его пожалуйста!» - «Правильно ли я понимаю, что задан вопрос: «_______»? - «Ответ на данный вопрос требует достаточно подробного объяснения, если на это будет представлено время, то я готов (-ва) ответить» |
12. Благодарность за интерес и вопросы по теме исследования |
«Благодарю за интерес и вопросы по теме проведенного мной исследования. Всего доброго» |
ЛИТЕРАТУРА
1. Вадневская, И. А. Исследовательская деятельность как средство развития младших школьников/ И. А. Вадневская//Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2011. - № 1. – с. 6-8.
2. Вороник, Ж. А. Организация исследовательской деятельности младших школьников/ Ж. А. Вороник// Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2011. - № 6. – с. 62-63.
3. Гин, С. И. Проект или исследование/ С. И. Гин// Пачатковая школа. – 2010. - № 8. – с. 49-51.
7. Кратко о новых результатах в ходе проведенного исследования |
«В ходе проведения исследования получены следующие новые теоретические и (или) практические результаты: 1. Получены новые знания следующего характера: ________, 2. Выдвинуты новые гипотезы и идеи: __________, 3. Созданы новые творения в виде: _________, 4. Определены новые проблемы (задачи): _________»
|
8. Выводы по результатам проведенного исследования |
«На основании проведенного исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы: 1.__________________ 2.__________________ 3.________________...»
|
9. Кратко о дальнейших шагах по теме проведенного исследования |
«Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях: 1.__________________ 2.__________________ 3.________________...»
|
10. Благодарность за внимание к выступлению |
«Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению»
|
Сбор и систематизация полученной информации |
Умение работать с информацией: · обеспечивать необходимые условия работы, · проводить наблюдения и измерения, · осуществлять поиск информации в печатных изданиях, Интернете, путем социологических опросов, · фиксировать результаты поиска информации и опытов, · вести индивидуальный архив, · работать в сетях (локальных и глобальной, · пользоваться браузерами, находить и сохранять информацию из Интернета, знание этикета работы в сети Интернет, · работать с литературой, · планировать и осуществлять проверку гипотезу, · обращаться с приборами, вести журнал лабораторных наблюдений, · сопоставлять и описывать результаты опытов, выполненных в разных условиях, · измерять и сводить результаты измерений в таблицы, строить графики |
Лабораторные работы по физике, химии и др. Методы анализа, сравнения, обобщения и систематизации, агглютинации.
Задания на: - выделение главной идеи в тексте, - придумывание опытов, - развитие умений наблюдать, - ведение лабораторных журналов, - классификацию, - систематизацию и классификацию, - поиск информации в Интернете. |
Анализ и обобщение полученных данных и материалов |
Умение работать с информацией: · осуществлять математическую обработку результатов, · анализировать данные, полученные из наблюдений, опросов и опытов, · оценивать достоверность и погрешности полученных ре- |
Лабораторные работы:
Задания на: - описание характеристик и процессов, - сравнение, - обобщение, - классификацию, |
|
зультатов, · интерпретировать полученные результаты, делать выводы, · давать определения понятиям, · соотносить полученные выводы с гипотезой, · анализировать результаты исследования, · оценивать значение результатов, · вычислять с применением правил приближенных вычислений и калькулятора, оценивать достоверность полученных результатов, · систематизировать полученные данные, интерпретировать результаты исследования |
- структурирование текстов, - категоризацию, - формулировку умозаключений и выводов, - построение графиков, - схематизацию, - расчет погрешностей измерений |
Подготовка отчета |
Умение оформлять результаты исследования: · готовить компьютерные презентации, · пользоваться текстовым и графическим редакторами для оформления результатов эксперимента, · готовить собственные отчеты и статьи, · выводить текст и рисунки на печать, · владеть элементами компьютерной графики (векторной и растровой) |
Уроки информатики.
Выполнение и оформление проектов
Выполнение домашних заданий с помощью компьютера.
Изучение образцов отчетов
|
6. Примерный план публичного выступления
План выступления
|
|
Пункты |
Варианты
|
1. Приветствие |
«Добрый день!», «Уважаемый Председатель (Ведущий) конференции! Уважаемые члены комиссии и присутствующие!»
|
2. Представление (фамилия, имя класс, образовательной учреждение, город) |
«Меня зовут_____________ Я учащийся (-щаяся)___класса, гимназии (школы, лицея,…) №1 ( ) города
|
3. Цель выступления |
«Цель моего выступления дать новую информацию по теме проведенного мной исследования в области______»
|
4. Название темы исследования |
«Название темы: |
5. Актуальность исследования (обоснование выбора темы исследования) |
«Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами: во-первых,_____________, во-вторых,_____________, в третьих,____________...»
|
6. Кратко о поставленной цели исследования и способах ее достижения |
«Цель моего исследования_________ Основные задачи исследования и способы их решения: 1.__________________ 2.__________________ 3.________________...»
|
Определяет основные направления деятельности учащихся: участие в предметных олимпиадах, конкурсах, турнирах, в научно-практических конференциях.
2.3. Изучает запросы учащихся по проведению экспериментальной, исследовательской деятельности и оказывает помощь в подборе научного руководителя.
2.4. Проводит школьную научно-практическую конференцию.
Представляет лучшие работы учащихся для участия в районных конкурсах.
Оказывает помощь в оформлении работ и своевременном их представлении для участия в районных конкурсах.
3. Организация деятельности
НОУ возглавляет руководитель, назначенный директором школы.
Руководитель НОУ формирует совет общества, в состав которого могут входить заместители директора по УР, руководители МО, учителя, учащиеся
4. Права и обязанности членов НОУ
1. Членами НОУ могут быть учащиеся школы, изъявившие желание работать в объединении и проявившие склонность к научному творчеству.
2. Члены НОУ обязаны:
- активно работать в предметных секциях;
- участвовать в конференциях, самостоятельно углублять знания по избранной области науки, участвовать в их пропаганде среди учащихся.
3. Члены НОУ имеют право:
- работать в одной-двух предметных секциях,
- получать характеристику своей творческой работы в объединении
5. Документация
1. Руководитель НОУ ведет следующую документацию:
- план работы НОУ;
- протоколы заседаний НОУ,
- сохраняет творческие работы учащихся;
- анализ работы за предыдущий год.
2. Документация при замене руководителя НОУ передается вновь назначенному руководителю или заместителю директора по учебной работе.
Презентация и защита результатов исследования |
Умение публично защищать исследовательскую работу: · логично и последовательно излагать информацию, · подчеркивать смысловые акценты, · наглядно иллюстрировать свое выступление, · слушать и слышать оппонентов, · улавливать суть поставленных вопросов, · лаконично и аргументированно отвечать оппонентам
|
Технологии дебатов, критического мышления, проектного обучения. Методы: - эвристических вопросов, - смыслового, образного и символического видения, - публичных выступлений. Открытые задания и вопросы. |
Обсуждение хода и полученных результатов работы |
Рефлексивные умения: · восстановить свою исследовательскую деятельность, · критически ее оценивать: выявлять в ней удачные и неудачные действия, · определять пути, средства совершенствования своей деятельности |
Методы рефлексии, анализа, самооценки, сравнения.
Задания на самоанализ и на самооценку |
4. Тематика исследовательских работ учащихся по учебным предметам (анализ тем прошлых лет)
1. НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ:
Ø Эмпирические исследования – предполагают проведение собственных наблюдений и экспериментов:
- Поведение вороны
- Все о яблоке
- Почему ездят автомобили
- Какими бывают куклы
- Вязание крючком
- Игра в футбол
- Муравьи – санитары леса
- Огонь. Друг или враг
- Развитие и рост котёнка
- Имя твоё известно. Подвиг твой бессмертен
- История страны в истории семьи
Ø Фантастические исследования – ориентированы на разработку несуществующих объектов и явлений:
- Домашний робот
- Город будущего
- Какой будет школа через 100 лет
- Космическая электростанция
Ø Теоретические исследования - ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.
- В чем польза витаминов
- Влияние витамина «А» на здоровье волнистого попугая
- Медведь – дикое животное
- Как празднуют Новый год в разных странах
- Растения, занесенные в Красную книгу
- Омела белая – растение полупаразит
- Тайна моего имени
- Собаки
- Профессии моей семьи
- Города-герои Великой Отечественной войны
- Реки нашего города.
5. Примерное положение
о научном обществе учащихся
1. Общие положения.
Научное общество учащихся (НОУ) - добровольное творческое формирование учащихся школы, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, техники, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской и опытнической деятельности под руководством ученых, педагогов.
В своей деятельности НОУ руководствуется Уставом школы и настоящим Положением, а также инструктивными документами вышестоящих органов образования.
НОУ работает по плану, разработанному на основе годового плана школы, методического совета и планов работы вышестоящих органов образования.
НОУ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с научными структурами высших учебных заведений, областного ИРО.
2. Основные задачи, содержание и формы работы
2.1. Основные задачи НОУ.
- обеспечение интенсивного интеллектуального и личностного развития учащихся;
- формирование у учащихся потребностей к саморазвитию и самообучению;
- пробуждение у учащихся активных исследовательских интересов, способствующих их творческой самореализации,
- обучение простейшим методам и приемам научных исследований, привитие навыков самостоятельной работы с научно-популярной и специальной литературой;
- вовлечение учащихся в опытно-экспериментальную деятельность.
2.2. В соответствии с основными задачами НОУ
Совместно с администрацией анализирует состояние научной, исследовательской, экспериментальной работы учащихся и оказывает помощь в её организации;
10. ФИЗИКА:
- Сила Ампера.
- Сила Лоренца.
- Закон Био-Савара.
- Поле Соленоида.
- Взаимодействие магнитного поля с веществом.
- Типы магнетиков: диамагнетики, парамагнетики, ферромагнетики.
- Электронно лучевая трубка.
- Циклотрон.
- Магнитное поле Земли, магнитные бури, северные сияния.
- Уравнения Максвелла.
- Энергия электрического тока.
- Давление магнитного поля.
- Негармонические колебания.
- Агрегатное состояние вещества.
- Маятник.
- Вращение или колебание?
- Маятниковые часы.
- Трансформатор.
11. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК:
- Анализ синонимов школьного обихода.
- Фразеологические единицы с зоонимами с точки зрения теории номинации.
- Имплицитное содержание высказывания (на примере «Алисы в Стране Чудес» Л.Кэррол).
- Сонеты Шекспира.
- Первый опыт стилистического анализа (по произведению
Ф. Бернет «Маленький лорд Фаунлерой).
- Цвет в языке.
- Индейцы Северной Америки.
- История развития науки языкознания от филологии классической древности (Индия , Греция) до языкознания Эпохи Просвещения.
- Александрийская грамматика.
- История и культура Англии.
2.БЕЛОРУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА:
- Спосабы ўтварэння эмацыянальнай лексікі ў беларускім фальклоры (газеце, часопісе і г.д. )
- Дзеясловы з суфіксамі –ірава / -ырава, -ава / -ява ў сучаснай беларускай мове (на прыкладзе.......)
- Асаблівасці перакладу вершаў з замежных моў на беларускую.
- Моўна-стылістычныя асаблівасці тэкстаў песень беларускамоўных гуртоў.
- Камп’ютэрны жаргон у мове сучаснай беларускай моладзі.
- Моўная норма і адхіленне ад яе (ў сродках масавай інфармацыі, газетах і інш.).
- Страты і знаходкі тапаніміі маёй мясцовасці.
- Запазычанні з заходнееўрапейскіх моў у беларускай мове канца ХХ – пачатку ХХІ стагоддзяў.
- Рэкламны тэкст і яго ўплыў на слухача.
- Новыя словы ў лексіцы беларускай мовы (на матэрыяле газет, часопісаў і інш.).
- Жаргонная лексіка ў мове сучаснай моладзі.
- Невярбальная мова зносін і яе суадносіны з традыцыйнымі моўнымі сродкамі.
- Тэкст сучаснай папулярнай лірычнай (эстраднай, рок, поп і інш.) песні ў камунікатыўным і стылістычных аспектах.
- Сацыяльны дыскурс масавай камунікацыі (на матэрыяле ток-шоу).
- Сучасны беларускі дэтэктыў: арганізацыя тэксту.
- Моўныя сродкі і іх рэалізацыя ў беларускамоўных ефармальных іжасабовых зносінах (на матэрыяле Інтэрнэт-дзённікаў).
- Моўныя паводзіны ўдзельнікаў рэаліці-шоу: камунікатыўны аспект.
- Сінтаксіс дыялагаічнага маўлення.
- Сродкі міжфразавай сувязі ў паэтычным тэксце.
- Дзіцячыя забаўлянкі і калыханкі як тэкст.
- Маральна-дыдактычная накіраванасць і камізм беларускіх інтэрмедый.
- Асаблівасці стылю міцкевічаўскіх балад (рамансаў, санетаў, паэм). Творы на выбар вучня- Міфалагемы і сімвалы ў паэтычных творах Максіма Багдановіча.
- Фантастычнае і прыгодніцкае ў аповесці Лабірынты” Вацлава Ластоўскага.
- Традыцыі К.Крапівы ў сучаснай драматургіі.
- Лірычная мініяцюра ў творчасці Я. Брыля, яе эстэтычная адметнасць.
- Інтэртэкстуальнасць
твораў пра сучаснасць (на матэрыяле твораў
І. Шамякіна)
- Вобраз маці ў творчасці Р. Барадуліна як духоўны цэнтр нацыянальнага свету.
- Метрыка-рытмічная арганізацыя сучаснай паэзіі (на прыкладзе 2-3 аўтараў).
- Адлюстраванне чарнобыльскай трагедыі ў творах сучаснай беларускай літаратуры.
- Пераемнасць традыцый у паэзіі, прозе, драматургіі (на прыкладзе 2-3 аўтараў)
- Ідэйна-мастацкая канцэпцыя зборніка “Прайсці праз зону”.
- Чытач і глядач: суадносіны драматургічнага тэксту і пастаноўкі на сцэне тэатрам.
- Канцэпт “смех” у беларускай літаратуры.
- Архетыпы ў творах пісьменнікаў.
- Беларуская літаратурная прытча.
- Загалоўкі ў творчасці пісьменніка.
- Патрыятычныя ідэі ў творчасці маладых беларускіх паэтаў.
- Евангельскія матывы ў прозе У. Караткевіча.
- Тэма кахання ў творчасці пісьменніка.
- Міфатворчасць сучасных беларускіх паэтаў
- Актывізацыя ідэйна-творчых пошукаў, пашырэнне выяўленчых магчымасцей беларускай прозы 80—90-х гг.
- Стан сучаснай беларускай драматургіі, яе жанрава-стылёвыя асаблівасці развіцця.
- Матывы лірыкі Я.Купалы ў творчасці сучасных кампазітараў і спевакоў.
- Математика в живых числах.
- Простые и составные числа.
8. ИНФОРМАТИКА:
- Средства массовой информации в Интернет.
- Особенности работы поисковой системы и поисковой машины.
- Видеообработка Школьный перекресток.
- Построение и администрирование школьной компьютерной сети.
- Использование ИТ на уроках физики.
- Построение школьной системы для представления и хранения теории для решения олимпиадных задач.
- Проблемы автоматизации перевода математической литературы с английского языка на русский.
- Вписанные и описанные окружности. Компьютерная реализация.
- Знакомство с полярной системой координат.
- Использование локальной сети в работе классного руководителя.
9. ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД:
- Технология ухода за одеждой и обувью.
- Изготовление изделий на сверлильных станках.
- Белорусская рубашка – интересный исторический феномен.
- Основы приготовления пищи: сервировка стола, приготовление салатов, оформление блюд, приготовление изделий из теста.
- Основы проектирования, изготовления изделий из текстильных материалов и ухода за ними: назначение изделия, виды используемой ткани, швов и отделки, соблюдаемый стиль, фартук, столовое белье, комплект для кухни, коллекция одежды и т.д.
- Основы домоводства: декорирование окна, изготовление подарков, оформление подарков, составление цветочных композиций.
- Изучение резьбы по дереву.
- Стиль в одежде.
- Легенды о нашем крае.
- История родной школы.
- Наши земляки – участники войны.
- Наши земляки – участники войны.
- История населения нашего края.
- Деревья без церкви, что дом без иконы.
- Учительские династии.
- Роль семьи в обществе.
- Египетские пирамиды.
- Олимпийские игры в Древней Греции.
- Моя родословная.
- История Носовичского сельского совета.
- Жертвы политических репрессий района.
- Календари.
- История моей семьи в истории.
- Образ женщины в советском политическом плакате: идеология и реальность.
7. МАТЕМАТИКА:
- История развития математики Беларуси.
- Великие открытия в математике ХХ века.
- Эти удивительные числа.
- Пифагор и магия чисел.
- Применение свойства суммы углов пятиконечной звезды.
- Решение задач на совместную работу с помощью графов.
- - Вероятность вокруг нас.
- Золотое сечение в природе и искусстве.
- Исследование методов решения алгебраических уравнений степени π.
- Нестандартные методы решения уравнений и неравенств, содержащих модуль.
- Использование свойств четности (нечетности) функций при решении текстовых заданий.
- Методы решения экстремальных задач.
- Способы решений уравнений, содержащий модуль.
- Признак делимости на натуральное число.
- Доказательство неравенств.
- Графические методы решения уравнений, неравенств и систем.
- Влияние освещенности улиц на состояние деревьев и кустарников.
3.РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА:
- Употребление клише в научных текстах.
- Явление авторской неологизации и его использование как художественного средства в творчестве А.Вознесенского и Б.Ахмадуллиной.
- Влияние глобализации на процесс заимствования английских слов в русском языке.
- Поздравление как жанр речи.
- Мусорный язык рекламы.
- Жаргонизмы в речи школьников начальных классов.
- Функции и поэтика экфрасиса Мадонны в стихотворениях поэтов 19-20 века.
- Поэтическая графика.
- Эпитет как лексико-стилистический прием.
- Тайна моего имени.
- Роль и место иноязычных слов в современном русском языке.
- Язык – важнейший, а иногда и единственный свидетель былой жизни народа (Б. Котляревский).
- Все народы меняются словами (В. Белинский).
- Звуки спорят: кто важнее?
- Устаревшие слова как живые свидетели истории.
- Особенности употребления старославянизмов в художественных текстах.
- В чем сложность сложных слов?
- Использование слов с суффиксами субъективной оценки как изобразительный прием (на примере любого произведения).
- Использование различных словообразовательных средств в изобразительных целях.
- Знаки препинания… Зачем они?
- Индивидуальные особенности пунктуации писателя (поэта).
- Употребление бессоюзных сложных предложений в … (произведения по выбору).
«…Словарь – это книга книг. Она включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него» (А.Франс).
- Русский речевой этикет и этикет изучаемого языка.
- Средства речевого воздействия в речи современных политиков.
- Функции пейзажа в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
- Екатерина II в русской литературе (приемы создания образа).
- Жанр путешествия в литературе Европы 18-19 веков.
- Цветовая гамма в произведениях М.Ю.Лермонтова.
- Образ Луны в произведениях И.Бунина.
- Образ цветов в творчестве А.С.Пушкина.
- Образ Солнца в лирике К.Бальмонта.
- Поколение 60-х годов 19 века в жизни и литературе.
4. БИОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ:
- Вляиние курения на развитие мыслительной способности человека.
- Изменение остроты зрения учеников в процессе обучения в школе.
- Оценка состояния здоровья учащихся учреждения.
- Секреты долголетия моего рода.
- Барометры на суше, в воде и в воздухе.
- Тишина – источник творчества и вдохновения.
- Влияние шума на организм человека.
- Животные- индикаторы загрязнения окружающей среды.
- Растения – индикаторы загрязнения окружающей среды.
- Методы очистки водоемов от различных загрязнений и практические результаты.
- Памятники природы и культуры родного края.
- Экологически безопасный дом: особенности и условия его создания.
- Мода и экологический комфорт одежды.
- Национальные традиции Беларуси во взаимоотношении людей с природой.
- Влияние музыки на рост и развитие дрожжевого грибка (экспериментальное обоснование эффекта Моцарта)
- Влияние музыки на рост и развитие растений.
- Влияние обработки семян растворами химических веществ на рост и развитие.
- Влияние различных факторов на декоративность комнатных растений (фиалки узамбарской.)
- Влияние света на прорастание семян различных культур.
- Изучение влияния ядов растений на простейшие организмы.
- Изучение влияния фаз Луны на прорастание семян.
- Использование цветочно-декоративных растений в озеленении школьного двора.
- Изучение возобновления леса на примере рощи.
- Оценка эффективности народных средств (растений) в борьбе с насекомыми-вредителями.
- Изучение влияния климатических факторов на активность насекомых-опылителей.
- Изучение состава пищи земляных муравьев.
- Изучение зависимости земляных муравьев от времени суток и состояния погоды.
- Изучение распространенности муравейников на территории зоны отдыха (любой)
- Наблюдения за численностью и изучение методов борьбы с колорадским жуком.
5. ГЕОГРАФИЯ:
- Развитие экологического туризма в Республике Беларусь.
- Влияние свалки бытовых и промышленных отходов города на состояние природной среды.
- Изучение запыленности воздуха различных микрорайонов города.
- Изучение групп химических веществ, содержащихся в квартире.
- Изучение шумовой обстановки в окружающей среде.
- Моя квартира как экологическая среда.
- Изучение состояния деревьев и кустарников в окрестностях гимназии.
- Оценка автотранспортной нагрузки на окружающую среду в районе
6. ИСТОРИЯ:
- Кто одержал победу во второй мировой войне?
- Вклад наших земляков в победу над фашизмом.
- Музеи истории родного края.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.