Организация исследовательской деятельности учащихся в Республике Беларусь

  • Исследовательские работы
  • Памятки
  • Презентации учебные
  • Семинары
  • ppt
  • 22.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Организация исследовательской деятельности учащихся в Республике Беларусь
Иконка файла материала Организация исследовательской деятельности учащихся.ppt

Организация исследовательской деятельности учащихся

Блажен, кто вырваться на свет
Надеется из лжи окружной.
В том, что известно, пользы нет,
Одно неведомое нужно.
И. Гёте

Исследовательская деятельность


ЦЕЛЬ МЕТОДЫ,
СРЕДСТВА РЕЗУЛЬТАТ РЕФЛЕКСИЯ

Личностно ориентирована.
Характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу.
Позволяет учиться на собственном опыте.
Приносит удовлетворение учащимся, видящим продукт своего труда.

Исследовательская деятельность формирует компетенции:

ценностно-смысловую;
учебно-познавательную;
социокультурную;
коммуникативную;
информационная;
культуроведческую.

Учебное исследование учит:

проблематизации;
целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
самоанализу и рефлексии;
представлению результатов своей деятельности и хода работы;
презентации результатов работы в различных формах;
поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Использование метода исследования на уроке

Использование метода исследования во внеурочной деятельности

Обучение основным исследовательским методам,
ряд учебных исследовательских заданий, кратковременность.
Виды уроков: проблемные уроки, семинары, практические занятия, проекты.

Продолжение обучения основным исследовательским методам, долговременность.

Овладение исследовательскими навыками, мотивация к учёбе, развитие познавательной самостоятельности, схожие этапы работы над исследованием, развитие ключевых компетенций.

Способы реализации исследований

Использование методов обучения, формирующих исследовательские умения.
Применение исследовательских заданий на уроке.
Сочетание репродуктивных, исследовательских и творческих видов работ на уроке.

Основные этапы учебного исследования

Выбор темы исследования.
Выбор цели исследования.
Определение задач по достижению цели.
Выявление противоречия и постановка проблемы, требующей решения.
Определение методов исследования.
Сбор собственного материала.
Анализ и обобщение собранного материала.
Собственные выводы.

Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов содержащихся в разных книгах, фильмах и других источниках.

Экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов.

Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях.

Выбор темы исследования

Тема исследования

интеграция различных отраслей наук;
интеграция различных видов деятельности;
предметно-объектный характер исследования;
практическая значимость результатов работы;
чёткие рамки рассмотрения темы;
устранение слишком длинных названий.

Объект и предмет исследования

Объект –

Предмет –

отдельные стороны объекта.

та или иная сторона действительности.

Цель и задачи

Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.

Виды задач

Теоретическая задача:
описать (выявить) теоретические основы ...;
провести научный анализ состояния теории и практики ...;
проанализировать (изучить) психолого-педагогическую, психолингвистическую, методическую и др. литературу по ... .
Опытно-экспериментальная задача:
выявить и охарактеризовать сущностные характеристики ...
определить уровень развития ...;
определить степень сформированности ... .
Практическая задача:
показать пути и способы практического применения ...;
разработать и апробировать комплекс мероприятий ...;
экспериментально проверить эффективность предложенной ...;
наметить возможные пути ... .

Для решения проблемы по теме твоего исследования потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений.

? ? ?...

Слово «гипотеза» – происходит от древнегреческого hypothesis – это рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Обычно гипотезы начинаются словами:

Методы исследования

анализ

наблюдение

измерение

сравнение

эксперимент

опыт

опрос

интервью

обобщение

описание

исключение

анкетирование

ЦЕЛЬ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ВЫВОД

ЗАДАЧИ

МЕТОДЫ