Исследовательская деятельность формирует компетенции:
ценностно-смысловую;
учебно-познавательную;
социокультурную;
коммуникативную;
информационная;
культуроведческую.
Учебное исследование учит:
проблематизации;
целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
самоанализу и рефлексии;
представлению результатов своей деятельности и хода работы;
презентации результатов работы в различных формах;
поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Использование метода исследования на уроке | Использование метода исследования во внеурочной деятельности |
Обучение основным исследовательским методам, | Продолжение обучения основным исследовательским методам, долговременность. |
Овладение исследовательскими навыками, мотивация к учёбе, развитие познавательной самостоятельности, схожие этапы работы над исследованием, развитие ключевых компетенций. |
Основные этапы учебного исследования
Выбор темы исследования.
Выбор цели исследования.
Определение задач по достижению цели.
Выявление противоречия и постановка проблемы, требующей решения.
Определение методов исследования.
Сбор собственного материала.
Анализ и обобщение собранного материала.
Собственные выводы.
Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов содержащихся в разных книгах, фильмах и других источниках.
Экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов.
Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях.
Выбор темы исследования
Тема исследования
интеграция различных отраслей наук;
интеграция различных видов деятельности;
предметно-объектный характер исследования;
практическая значимость результатов работы;
чёткие рамки рассмотрения темы;
устранение слишком длинных названий.
Цель и задачи
Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
Виды задач
Теоретическая задача:
описать (выявить) теоретические основы ...;
провести научный анализ состояния теории и практики ...;
проанализировать (изучить) психолого-педагогическую, психолингвистическую, методическую и др. литературу по ... .
Опытно-экспериментальная задача:
выявить и охарактеризовать сущностные характеристики ...
определить уровень развития ...;
определить степень сформированности ... .
Практическая задача:
показать пути и способы практического применения ...;
разработать и апробировать комплекс мероприятий ...;
экспериментально проверить эффективность предложенной ...;
наметить возможные пути ... .
Для решения проблемы по теме твоего исследования потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений.
? ? ?...
Слово «гипотеза» – происходит от древнегреческого hypothesis – это рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Обычно гипотезы начинаются словами:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.