Организация исследовательской работы обучающихся в условиях современной общеобразовательной школы
Оценка 4.8

Организация исследовательской работы обучающихся в условиях современной общеобразовательной школы

Оценка 4.8
Лекции
doc
история
СCУЗ, ВУЗ
08.06.2022
Организация исследовательской работы обучающихся в условиях современной общеобразовательной школы
Статья содержит практические рекомендации , как провести отбор обучающихся для исследовательской работы. а также пошаговая ее организация.
Бережная О.Н. Организация исследовательской работы.doc

Организация исследовательской работы обучающихся в условиях современной общеобразовательной школы.

         Исследовательская работа – это самый сложный вид учебной деятельности. Она направлена на развитие творческих способностей обучающихся, креативности их мышления, без чего исследование невозможно в принципе. Это означает, что главной целью является развитие  личности обучающегося, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель  научного исследования – приобретение обучающимся  функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний, являющимися новыми и значимыми для конкретного ученика.  Однако «изобретать велосипед» только для того, чтобы развить в ребенке все необходимые качества тоже не стоит. Эта задача стоит перед школьным учебным процессом в целом. Особенность же исследовательской работы состоит в том, что она должна носить научный характер, а значит, в результате должно быть открыто что-то новое, неизвестное ранее, или доказана одна из спорных точек зрения на проблему.

         Адаптивная или общеобразовательная школа – это определенная социально-педагогическая система, которая приспосабливается к особенностям личности каждого обучающегося, помогая ему адаптироваться к социуму в процессе образования и самообразования, развития и саморазвития. Спецификой такой школы является непростой социальный состав семей и обучающихся: дети из неполных, многодетных, малообеспеченных и неблагополучных семей, дети-сироты и  опекаемые дети, а также дети, имеющие ограничения по здоровью и т.д. Перед педагогами в такой школе стоит важнейшая задача – не только «включить» максимально каждого ребенка в учебный процесс, но и помочь адаптироваться в условиях современного мира, подготовить к вступлению во взрослую жизнь.

         При организации исследовательской работы с обучающимися в условиях адаптивной школы существует две значимые проблемы:

- неготовность самих учителей к индивидуально-исследовательской работе со школьниками;

- выявление одаренных обучающихся для исследовательской работы.

         Школа № 135 города Омска является общеобразовательной школой. В ней уже много лет действует научное общество учащихся «ПОИСК», в рамках которого ученики разного возраста занимаются научным исследованием по биологии, экологии, физике, истории и краеведению. Ежегодно ребята становятся лауреатами  муниципальных, региональных и всероссийских научно-практических конференций  школьников. Их работы опубликованы не только в сборниках конференций, но и на сайтах Интернета.

         Первый этап выявления одаренных детей – это наблюдение за их работой на уроках. Второй этап – диагностика. Цель: выявить интерес обучающихся к предмету в целом, наличие у них необходимых для исследователя качеств, а также подтверждение выводов первого этапа. Можно использовать как готовые методики диагностирования, так и сам учитель может составить небольшую анкету, которая дается детям после каждого творческого задания на уроках. Вопросы могут быть такими:

- Интересна ли тебе была данная работа?

- Если да, то чем, если нет, то почему?

- Хотелось бы расширить представление по данной теме? – это вопрос дает возможность выявить интерес к определенной теме и т.д.

         После наблюдения и диагностики определенным обучающимся дается возможность заняться предметом более серьезно и углубленно, а именно научным исследованием. Здесь очень важно доступно объяснить детям, что представляет собой научное исследование. Не все ученики встречают предложение учителя с радостью. Даже если интерес к предмету достаточно высок, и ребенок не раз демонстрировал творческий подход к выполнению заданий на уроках, большой объем исследовательской работы, ее характер и необходимость представлять публично полученные результаты, часто пугают ребят и заставляют отказаться от данного предложения. Причин подобного страха несколько:

- значительная сложность содержания учебных программ для обучающихся, необходимость большого количества времени на их освоение;

- отсутствие внутренней мотивации, особенно для детей из малообеспеченных и неблагополучных семей;

- неготовность к очень длительной и кропотливой работе;

- низкая самооценка, вызывающая неуверенность в успехе. Срабатывает установка «Я не смогу», «это слишком сложно», «У меня не получится» и т.д. В этой ситуации большая ответственность ложится именно на учителя. Его задача создать положительную внутреннюю мотивацию на примере высоких достижений других ребят, уровень которых был не выше на момент начала работы. Важно показать и значимость исследовательской работы для будущей жизни и профессии обучающегося. Кроме того, завораживает возможность самому открыть что-то новое,  неизведанное. Таким образом создаются важнейшие виды внутренней мотивации: мотивации по результату (ребенок ориентирован на результат деятельности); мотивация по процессу (заинтересованность самим процессом); мотивация на оценку (заинтересованность на получение хорошей оценки).

         Не менее важной является проблема, с какого возраста нужно начинать исследовательскую работу со школьниками. Некоторые педагоги считают, что чем раньше, тем лучше. Однако практика показывает, что  самый ранний возраст для исследования – 13-14 лет, т.е. 8-й класс. Это обусловлено тем, что дополнительная литература, которую приходится изучать школьнику при работе над проблемой, часто сложна для понимания ребенка более раннего возраста, и ребенок может потерять интерес не только к выбранной теме, но и к предмету в целом. В таком случае его отрицательные внутренние установки только усилятся, что приведет к избеганию внеурочного общения с учителем. В связи с этим начинать слишком рано научную работу с обучающимися нецелесообразно.

         Таким образом,  главной целью адаптивной школы является создание образовательной среды, способствующей самореализации каждого обучающегося, формированию у него способности вырабатывать и изменять собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни. Организация исследовательской работы полностью соответствует данной цели. Важно, чтобы сам учитель был заинтересован в данном виде деятельности, самосовершенствовался и не останавливался на достигнутом. Не зря говорится в поговорке: «Нужно гореть самому, чтобы зажечь других».

 

Литература:

1.     Антропова Л.В. Адаптивная школа.//http://www.portalus.ru

2.     Балл Г.А. Теория учебных задач. Психолого-педагогический аспект.- М.,1990.

3.     Доклад: Научно-исследовательская деятельность учащихся.//www.sokolovskaya.86mmc-megionsch2.edusite.ru

4.     Петкевич А.Н., учитель биологии. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся «МОУ СОШ № 135 г. Омска». //http://allabiolog1.ucoz.ru/publ/1-1-0-2

 

        


Организация исследовательской работы обучающихся в условиях современной общеобразовательной школы

Организация исследовательской работы обучающихся в условиях современной общеобразовательной школы

Школа № 135 города Омска является общеобразовательной школой

Школа № 135 города Омска является общеобразовательной школой

Важно показать и значимость исследовательской работы для будущей жизни и профессии обучающегося

Важно показать и значимость исследовательской работы для будущей жизни и профессии обучающегося
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2022