Организация контроля и оценки учебных достижений умственно отсталыми детьми
Земцова В.Я.
Учитель высшей категории
2021 год
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи:
-закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
-ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
-обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП общего образования, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;
-предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательной организации;
-позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью в овладении АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся.
При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях.
Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования детей с умственной отсталостью, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов их образования.
При разработке системы оценки достижений обучающихся в освоении содержания АООП необходимо ориентироваться на представленный в Стандарте перечень планируемых результатов.
Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью имеет определяющее значение для оценки качества образования.
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Всестороння и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Состав экспертной группы определяется образовательной организацией и включает педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, врача психоневролога, невропатолога, педиатра), которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах:
0 баллов – нет продвижения;
1 балл – минимальное продвижение;
2 балла – среднее продвижение;
3 балла – значительное продвижение.
Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум.
На основе требований, сформулированных в Стандартах, нами разработана программа оценки личностных результатов с учётом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, которая утверждается локальными актами организации.
Программа оценки личностных результатов включает:
1. Полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жзненной) компетенции учащихся
2. Перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата
3. Система бальной оценки результатов;
4. Документ, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (Дневник наблюдений)
5. Материалы для проведения процедуры оценки личностных результатов (например, картотека с сюжетно-ролевыми играми);
6. Локальные акты Организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.
Рассмотрим оценивание личностных результатов на критерии Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
К этому критерию нами разработаны параметры оценивания, который оценивается по 3 индикаторам. Количество Параметров и индикаторов может быть разным.
На основе требований, сформулированных в разделе «2.2.2. Требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью», образовательная организация при разработке АООП разрабатывает собственную программу оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, которая утверждается локальными актами организации.
Программа оценки включает:
1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся. Перечень этих результатов может быть самостоятельно расширен образовательной организацией;
2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата;
3) систему бальной оценки результатов;
4) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (например, Карта индивидуальных достижений ученика) и результаты всего класса (например, Журнал итоговых достижений учащихся __ класса);
5) материалы для проведения процедуры оценки личностных и результатов.
6) локальные акты образовательной организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.
параметр |
индикатор |
5 класс |
|||
I полуг. |
II полуг. |
||||
Оценка педагога |
Оценка родителей |
Оценка педагога |
Оценка родителей |
||
знает правила коммуникации с взрослыми и сверстниками, выбирает адекватную дистанцию; |
Употребляет в речи отдельные формы речевого этикета (приветствие, прощание. Благодарность и т.д. в общении со взрослыми и сверстниками; |
2 |
3 |
|
|
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Отметка - это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений обучающихся в цифрах или баллах.
Оценка учебных достижений - это процесс, по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объём, системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения ученика в учебной деятельности.
Текущий контроль успеваемости —это систематическая проверка знаний учащихся, проводимая учителем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой. Включает в себя стартовое и текущее (формирующее и рубежное) оценивание. Рубежное оценивание проводится после логически завершенной части учебного материала (по изученному модулю или разделу), его предметом является операционный состав предметных способов действия, знаний и ключевых компетентностей по определенной теме.
Промежуточная аттестация учащихся —процедура, проводимая с целью оценки качества усвоения содержания части или всего объёма учебных дисциплин после завершения их изучения за учебный период –триместр, полугодие, учебный год.
Итоговая аттестация учащихся -процедура, проводимая с целью определения степени освоения обучающимися государственного образовательного стандарта общего образования за учебный период (на уровень образования).
Мониторинг осуществляется три раза в год:
· стартовый - сентябрь;
· промежуточный – декабрь;
· итоговый – май.
Критериями мониторинга служат тематические разделы предметных областей.
Для оценки уровня усвоения учебной программы по предметам нами используются планируемые результаты освоения обучающимися учебной программы.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие/несоответствие науке и практике, прочность усвоения (полнота и надежность). Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию прочности могут оцениваться как удовлетворительные; хорошие и очень хорошие (отличные).
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
-по способу предъявления (устные, письменные, практические);
-по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий; «хорошо» ― от 51% до 65% заданий, «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Полученный индивидуальный профиль обучающегося позволит выявить его пробелы в знаниях. Сводный профиль позволит выявить проблемные области знания всего класса и осуществить корректировку программного материала, как на текущий, так и на следующий учебный год.
Таким образом, корректировка программного материала по предметной области «математика» может выглядит следующим образом:
Классному руководителю: на текущий учебный год – в рамках дополнительных занятий, согласно утвержденному графику, учитель предлагает обучающемуся упражнения и дидактические игры по сенсорному развитию и развитию арифметических действий для того, чтобы достичь способности у обучающегося самостоятельно применять действие на практике
Педагогу-психологу и учителю-дефектологу: для достижения достаточного уровня знаний по разделу «сенсорные представления» и «арифметические действия» включить в программу коррекционные занятия.
Таким образом, результаты оценки личностных достижений и уровня учебных достижений на основе индивидуального и дифференцированного подходов позволяют ориентироваться на динамику целостного развития ребёнка в процессе организации учебной деятельности.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/109185-vystuplenie-na-ped-sovete-sistema-ocenki-dost
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.