Организация контроля в дошкольной организации
Контроль - одна из функций управленческой деятельности руководителя детского сада.
Говоря о дошкольном образовании, можно с уверенностью сказать, что контроль осуществлялся всегда, однако появляется необходимость постоянного переосмысления управленческой деятельности, ценностей и целей в новом контексте обновления образования. В контексте современных требований обновления содержания образования, было бы недостаточно говорить о контроле как способе изучения и предупреждения. По своему назначению контроль многофункционален: он позволяет проверять исполнение обязанностей, изучать положение дел, состояние учебно-воспитательного процесса в группах, предупредить возможные отклонения от поставленных задач. Однако поиск новых подходов к повышению качества организации и управления дошкольной организацией позволяет нам обратить внимание на контроль как системную оценку, которая устанавливает эффективность образовательного процесса в отношении каждого ребенка.
Чтобы педагогический контроль стал не просто средством предупреждения возможных отклонений, необходимо использовать педагогический анализ результатов контрольной деятельности.
По существу, все, что окружает педагога и может влиять на успех его действий, подлежит педагогическому анализу: организация и функционирование созданной педагогической системы или процесса, педагогическая ситуация, педагогическая проблема, особенности коллектива, особенности воспитанника, результаты обучения и их причины и т.д. Сложность проведения педагогического анализа объясняется тем, что его объектом является педагог, труд которого сам по себе — творчество. Поэтому дать твердые указания нельзя, а надо исследовать, анализировать. Здесь уместно обратить внимание на корректность, тактичность в проведении педанализа руководителем, хорошее знание психологии и педагогики, методик.
Педагогический анализ дает возможность подходить к организации контроля системно и оценить качество образовательной деятельности дошкольной организации.
Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, когда функции планирования, организации, контроля, регулирования не получают в своем развитии логического обоснования и завершения.
Эффективность управленческой и педагогической деятельности во многом определяется тем, как руководитель, педагог владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проводимый анализ в деятельности директора приводит на этапе выработки цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой к необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в педагогическом процессе создает трудности в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса.
Рассмотрим возможности реализации педагогического анализа при контроле за развитием навыков самообслуживания.
Самообслуживание - это начальный этап трудового воспитания дошкольника, Через самообслуживание ребенок впервые устанавливает взаимоотношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Обучение навыкам самообслуживания способствует решению следующих задач: расширению представлений и знаний детей об окружающих вещах, развитию сенсорного восприятия, речи, мелкой моторики и зрительно-моторной координации, а также развитию умения выполнять различные действия по подражанию и словесной инструкции взрослого, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Для развития навыков самообслуживания необходимы педагогические условия - совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач.
Поэтому организуя контроль формирования навыков самообслуживания, мы изучали не столько сами навыки сколько условия, создаваемые педагогами для их формирования.
Приступая к контролю, мы составили примерный план, который включал в себя:
1) Изучение нормативно-методической документации по
формированию навыков самообслуживания
2) Определение целей и задач контроля
3) Определение содержания контроля
4) Определение показателей
5) Педагогический анализ
6) Составление рекомендаций по формированию навыков
самообслуживания
1) Изучение нормативно-правовой документации показало, что в Типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения, в методических рекомендациях по организации мониторинга отсутствует раздел «Формирование навыков самообслуживания». На сайте РЦДД есть «Программа, развивающая социальные навыки и навыки самообучения для раннего развития детей, разработанная в соответствии с поручением Главы государства к народу Казахстана "Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции».
В этой программе в разделе «Самостоятельная двигательная активность» В Ожидаемых результатах содержатся навыки самообслуживания:
- выполняет физические упражнения в соответствии с показом или словесными указаниями взрослого, использует гимнастические атрибуты;
- снимает одежду, обувь при небольшой помощи взрослого;
- складывает аккуратно в определенном порядке снятую одежду, правильно надевает одежду и обувь;
- замечает неопрятность в одежде, с помощью взрослых приводит себя в порядок;
- владеет первоначальными навыками личной гигиены;
- проявляет положительные эмоции при проведении закаливающих процедур и соблюдает их.
2) Определяя цели и задачи контрольной деятельности, мы выработали некоторый концептуальный взгляд на существующую проблему. Мы исходили из понимания, что наличие навыка самообслуживания не является показателем высокого качества образования, так же как и его отсутствие нельзя объяснить низким качеством образования. Каждый ребенок развивается по своей собственной траектории, и если сегодня у него отсутствует какой-либо навык, то завтра он может появиться. А главным критерием качества должны стать условия, формирующие самостоятельность, инициативу и рефлексивность. Современный мир настолько стремителен и непредсказуем, что за последние 10 лет исчезла необходимость завязывать шнурки, банты, застегивать пуговицы, намыливать руки мылом, вытирать их полотенцем. Какие ещё навыки исчезнут в ближайшие 10 лет, которым мы обучаем, но которые не будут востребованы? По данным некоторых исследований 65% детей будут работать в специальностях, которых сегодня не существует. В современном понимании образования как условия и средства целостного становления человека, обретения себя, своей человеческой сущности, неповторимой индивидуальной духовности получают новое звучание цели и задачи образования: не только и не столько передать определнную сумму знаний умений и навыков, сколько содействовать становлении человека как субъекта культурно-исторического процесса собственной жизни. В качестве ценностной основы дошкольного образования мы приняли «содействие становлению и развитию успешной компетентной личности», а в качестве показателей успешного развития ребенка:
- Инициатива - Самостоятельность - Рефлексивность.
При планировании целей контроля навыков самообслуживания мы понимали, что с раннего детства ребенок включен в мир социальных отношений. Он вступает во взаимодействие сначала с близкими взрослыми, затем круг его общения расширяется. Умение и готовность взаимодействовать с разными людьми в различных ситуациях, уметь поддерживать контакты, это есть социальная компетентность.
Цель контроля при формировании навыков самообслуживания была сформулирована следующим образом:
Цель: Оценивание условий поддерживающих инициативу и самостоятельность детей при формировании навыков самообслуживания
Условия нашли отражение в сформулированных задачах
1. Оценить возможности предметной среды для проявления детской самостоятельности
2. Определить уровень профессиональной компетентности педагога по применению приемов и методов, поддерживающих детскую инициативу
Понимая, что оценка должны быть максимально эффективной мы воспользовались широко используемым в мировой практике инструментом оценки среды дошкольного образования шкалы ECERS-R (Экерс). Этот инструмент был разработан в 1980 году в университете Северной Каролины (США).
ECERS представляют собой шкалы наблюдений, позволяющие оценивать образовательную среду отдельной группы детского сада в логике среда как «третий педагог». Под «образовательной средой» создатели ECERS понимают организацию пространства, времени и взаимодействие. Таким образом, показатели ECERS охватывают весь спектр условий, в которых оказывается ребенок в детском саду. Основная задача – понять, сделать выводы как обеспечивается качество образования в данном конкретном учреждении, соответствует ли оно требованиям Стандарта и планировать дальнейшее развитие ДОО в области обеспечения качества.
Экерс – Р разработаны для комплексной оценки качества образовательной деятельности ДОО для детей от 2,5 до 5 лет.
При всем обилии показателей и индикаторов, шкала представляет собой инструмент с четко определенной системой ориентиров, которая кратко может быть охарактеризована как «активный и компетентный ребенок». Как указывают Тельма Хармс и соавторы, с самого начала ECERS был ориентирован на концепцию «Обучения, ориентированного на развитие» (Developmentally Appropriate Practice) и включает ряд важных принципов: поддержку «активного учения», участия ребенка в исследовании и решении проблем на своем уровне, уважение к индивидуальным и культурным вариациям и пр.
3) Определение содержания контроля.
Для оценки среды был разработан специальный рефлексивный опросник, характеризующий среду и позволяющий воспитателям отрефлексировать собственную деятельность по созданию условий для воспитания самостоятельности и поддержки детской инициативы. В основу опросника легла концепция ECERS о хорошем детском саде. Были разработаны вопросы на каждый показатель.
Утверждение
Таким образом, мы оценили среду «как третий педагог» и дали возможность педагогам понять ошибки
4) Определение показателей Определение готовности ребенка овладеть навыками самообслуживания в младшем дошкольном возрасте разрабатывалась группой мониторинга и определялась по следующим показателям:
Для младшего возраста:
- ребенок проявляет интерес к сверстникам, взрослым, реагирует на их эмоциональное состояние;
- включается в решение проблем игрушек (умыть, причесать, накормить, пожалеть) - ребенок делает выбор и самостоятельно осуществляет действия; - реализует задуманное, радуется процессу и результату.
- исследует все вокруг, демонстрирует гордость и удовольствие при овладении чемлибо;
- осмысленно пользуется предметами индивидуального назначения. Показатели для старшего дошкольного возраста:
- анализирует действия и поступки, прогнозирует результаты, управляет своим поведением, регулирует конфликты;
- ребенок ставит цель, делает выбор и принимает решение;
- прогнозирует результат, оценивает и корректирует деятельность;
- осмысленно пользуется предметами личной гигиены;
- излучает жизнерадостность, уверенность
Оценка
0 – ребенок не демонстрирует умения
2 – демонстрирует редко, в единичных случаях
3 - демонстрирует относительно некоторых людей или относительно некоторых видов деятельности
4 – демонстрирует часто, относительно большинства людей или видов
деятельности;
5 - демонстрирует постоянно
5) Анализ результатов контроля
Анализ строился на простых арифметических подсчетах ответов педагогов по ключевым вопросам. В результате появилась картина сложившейся ситуации, которая и была представлена педагогам в аналитической справке. Педагогический анализ помог выявлению связи решаемой задачи с педагогикой. Не поняв эту связь, педагоги искали причины (делали виноватыми) в детях, родителях, администрации, но не в себе и своей профессиональной и педагогической некомпетентности, а поэтому не устраняли педагогические причины и все оставалось без изменений.
По результатам контроля в результате получения объективной оценки стало понятно не только руководителю, но и педагогам что необходимо менять. Была проведена дискуссия «Моделирование предметной среды для развития детей дошкольного возраста», разработаны модели 3-х уровневой среды, проведены консультации, выработаны рекомендации.
Таким образом мы выяснили, что педагогический анализ — вид деятельности руководителя, направленный на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку на этой основе рекомендаций по его совершенствованию.
Вывод: Правильно организованный контроль на основе педагогического анализа становится стартом для поиска новых педагогических идей и профессионального роста и является системной оценкой, которая устанавливает эффективность образовательного процесса в отношении каждого ребенка.
Для того чтобы контроль имел положительный результат, руководитель должен четко следовать следующим требованиям:
1. Контрольная деятельность должна носить системный и комплексный характер. Они должны идти по следующим направлениям: педагог — ребенок — семья.
2. Любой контроль должен быть оправдан и направлен на решение проблемы.
3. Контроль предполагает системные коррекционные мероприятия, которые должны помочь преодолеть трудности или показать эффективность работы педагога, семьи, ребенка.
4. Контроль должен быть планируемым, о нем должны знать все педагоги.
5. Любой контроль должен быть во благо, а не во вред кому бы то ни было: педагогу, ребенку, семье.
Для успешной организации такого системного подхода в ДО создана служба мониторинга. В текущем учебном году работают три мониторинговые группы по каждой годовой задаче. Основными направлениями деятельности Мониторинговой группы являются:
- независимая экспертная оценка достижений детей, среды;
- оценка качества используемых ресурсов;
- комплексный анализ и оценка в соответствии с планом ДО.
Также в детском саду действуют положение о внутренней системе оценки качества образования и положение о внутрисадиковском контроле. Целью организации внутренней системы оценки качества образования является анализ исполнения законодательства в сфере образования и качественная оценка воспитательнообразовательной деятельности, условий развивающей среды ДО и выполнения комплексного плана контроля для определения факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ДО.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.