Организация контроля в дошкольной организации
Оценка 4.6

Организация контроля в дошкольной организации

Оценка 4.6
pdf
08.04.2020
Организация контроля в дошкольной организации
организация контроля в дошкольной организации.pdf

Организация контроля в дошкольной организации

 

Контроль - одна из функций управленческой деятельности руководителя детского сада. 

Говоря о дошкольном образовании, можно с уверенностью сказать, что контроль осуществлялся всегда, однако появляется необходимость постоянного переосмысления  управленческой деятельности, ценностей и целей в новом контексте обновления образования.  В контексте современных требований обновления содержания образования, было бы недостаточно говорить о контроле как способе изучения и предупреждения. По своему назначению контроль многофункционален: он позволяет проверять исполнение обязанностей, изучать положение дел, состояние учебно-воспитательного процесса в группах, предупредить возможные отклонения от поставленных задач.  Однако поиск новых подходов к повышению качества организации и управления дошкольной организацией позволяет нам обратить внимание на контроль как системную оценку, которая устанавливает эффективность образовательного процесса в отношении каждого ребенка.

Чтобы педагогический контроль стал не просто средством предупреждения возможных отклонений, необходимо использовать  педагогический анализ  результатов контрольной деятельности. 

По существу, все, что окружает педагога и может влиять на успех его действий, подлежит педагогическому анализу: организация и функционирование созданной педагогической системы или процесса, педагогическая ситуация, педагогическая проблема, особенности коллектива, особенности воспитанника, результаты обучения и их причины и т.д. Сложность проведения педагогического анализа объясняется тем, что его объектом является педагог, труд которого сам по себе — творчество. Поэтому дать твердые указания нельзя, а надо исследовать, анализировать. Здесь уместно обратить внимание на корректность, тактичность в проведении педанализа руководителем, хорошее знание психологии и педагогики, методик. 

Педагогический анализ дает возможность  подходить к организации контроля системно и оценить качество  образовательной деятельности дошкольной организации. 

Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, когда функции планирования, организации, контроля, регулирования не получают в своем развитии логического обоснования и завершения. 

Эффективность управленческой и педагогической деятельности во многом определяется тем, как руководитель, педагог  владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проводимый анализ в деятельности директора приводит на этапе выработки цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой к необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в педагогическом процессе  создает трудности в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса. 

Рассмотрим возможности реализации педагогического анализа при контроле за развитием навыков самообслуживания.

Самообслуживание - это начальный этап трудового воспитания дошкольника,  Через самообслуживание ребенок впервые устанавливает взаимоотношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Обучение навыкам самообслуживания способствует решению следующих задач: расширению представлений и знаний детей об окружающих вещах, развитию сенсорного восприятия, речи, мелкой моторики и зрительно-моторной координации, а также развитию умения выполнять различные действия по подражанию и словесной инструкции взрослого, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Для развития навыков самообслуживания необходимы педагогические условия - совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач. 

Поэтому организуя контроль  формирования навыков самообслуживания, мы изучали не столько сами навыки сколько  условия, создаваемые педагогами для их формирования. 

Приступая к контролю,  мы составили примерный план, который включал в себя:

1)       Изучение      нормативно-методической             документации           по

формированию навыков самообслуживания 

2)       Определение целей и задач контроля

3)       Определение содержания контроля

4)       Определение показателей  

5)       Педагогический анализ

6)       Составление            рекомендаций           по        формированию         навыков

самообслуживания 

1)  Изучение нормативно-правовой документации показало, что  в Типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения, в методических рекомендациях по организации мониторинга  отсутствует раздел «Формирование навыков самообслуживания». На сайте РЦДД есть  «Программа, развивающая социальные навыки и навыки самообучения для раннего   развития детей, разработанная  в соответствии с поручением Главы государства к народу Казахстана "Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции».

В этой программе в разделе «Самостоятельная двигательная активность» В Ожидаемых результатах содержатся навыки самообслуживания:

-         выполняет физические упражнения в соответствии с показом или словесными указаниями взрослого, использует гимнастические атрибуты;

-         снимает одежду, обувь при небольшой помощи взрослого;

-         складывает аккуратно в определенном порядке снятую одежду, правильно надевает одежду и обувь;

-         замечает неопрятность в одежде, с помощью взрослых приводит себя в порядок;

-         владеет первоначальными навыками личной гигиены;

-         проявляет положительные эмоции при проведении закаливающих процедур и соблюдает их.

2) Определяя цели  и задачи контрольной деятельности, мы выработали некоторый концептуальный взгляд на существующую проблему. Мы исходили из понимания, что наличие навыка самообслуживания не является показателем высокого качества образования, так же как и его отсутствие нельзя объяснить низким качеством образования. Каждый ребенок развивается по своей собственной траектории, и если сегодня у него отсутствует какой-либо навык, то завтра он может появиться. А главным критерием качества должны стать условия, формирующие самостоятельность, инициативу и рефлексивность. Современный мир настолько стремителен и непредсказуем, что за последние 10 лет исчезла необходимость завязывать шнурки, банты, застегивать пуговицы, намыливать руки мылом, вытирать их полотенцем. Какие ещё навыки исчезнут в ближайшие 10 лет, которым мы обучаем, но которые не будут востребованы?   По данным некоторых исследований 65% детей будут работать в специальностях, которых сегодня не существует. В современном понимании образования как условия и средства целостного становления человека, обретения себя, своей человеческой сущности, неповторимой индивидуальной духовности получают новое звучание цели и задачи образования: не только и не столько передать определнную сумму знаний умений и навыков, сколько содействовать  становлении человека как субъекта культурно-исторического процесса собственной жизни. В качестве ценностной основы дошкольного образования мы приняли «содействие становлению и развитию успешной компетентной личности», а в качестве показателей успешного развития  ребенка:

- Инициатива  - Самостоятельность - Рефлексивность.

При планировании целей контроля навыков самообслуживания  мы  понимали,  что  с раннего детства ребенок включен в мир социальных отношений. Он вступает во взаимодействие сначала с близкими взрослыми, затем круг его общения расширяется. Умение и готовность взаимодействовать с разными людьми в различных ситуациях, уметь поддерживать контакты, это  есть социальная компетентность.

Цель контроля при формировании навыков самообслуживания была сформулирована следующим образом:

 Цель:  Оценивание условий поддерживающих  инициативу и самостоятельность детей при формировании  навыков самообслуживания

Условия нашли отражение в сформулированных задачах

1.     Оценить возможности предметной среды для  проявления детской самостоятельности

2.     Определить уровень профессиональной компетентности педагога по применению приемов и методов, поддерживающих детскую инициативу

Понимая, что оценка должны быть максимально эффективной мы воспользовались  широко используемым в мировой практике инструментом оценки среды дошкольного образования шкалы ECERS-R (Экерс).  Этот инструмент был разработан в 1980 году в университете Северной Каролины (США). 

 ECERS представляют собой шкалы наблюдений, позволяющие оценивать образовательную среду отдельной группы детского сада в логике  среда как «третий педагог».  Под «образовательной средой» создатели ECERS понимают организацию пространства,  времени и взаимодействие.  Таким образом, показатели ECERS охватывают весь спектр условий, в которых оказывается ребенок в детском саду. Основная задача  – понять, сделать выводы как обеспечивается качество образования в данном конкретном учреждении, соответствует ли оно требованиям Стандарта и планировать дальнейшее  развитие  ДОО в области обеспечения качества.

Экерс – Р разработаны для комплексной оценки качества образовательной деятельности ДОО для детей от 2,5 до 5 лет. 

При всем обилии показателей и индикаторов, шкала представляет собой инструмент с четко определенной системой ориентиров, которая кратко может быть охарактеризована как «активный и компетентный ребенок». Как указывают Тельма Хармс и соавторы, с самого начала ECERS был ориентирован на концепцию «Обучения, ориентированного на развитие» (Developmentally Appropriate Practice) и включает ряд важных принципов: поддержку «активного учения», участия ребенка в исследовании и решении проблем на своем уровне, уважение к индивидуальным и культурным вариациям и пр. 

 

3)  Определение содержания контроля. 

Для оценки среды был разработан специальный  рефлексивный опросник, характеризующий среду и позволяющий воспитателям отрефлексировать собственную деятельность по созданию условий для воспитания самостоятельности и поддержки детской инициативы.  В основу опросника легла концепция ECERS о хорошем детском саде. Были разработаны вопросы на каждый показатель.

Утверждение

Таким образом, мы оценили среду  «как третий педагог» и дали возможность педагогам понять ошибки

 

4)  Определение показателей  Определение готовности ребенка овладеть навыками самообслуживания  в младшем дошкольном возрасте  разрабатывалась  группой  мониторинга  и определялась по следующим показателям:

Для младшего возраста: 

-                     ребенок проявляет интерес к сверстникам, взрослым, реагирует на их эмоциональное состояние;

-                     включается в решение проблем игрушек (умыть, причесать, накормить, пожалеть) - ребенок делает выбор и самостоятельно осуществляет действия; - реализует задуманное, радуется процессу и результату.

-                     исследует все вокруг, демонстрирует гордость и удовольствие при овладении чемлибо;

-                     осмысленно пользуется предметами индивидуального назначения. Показатели для старшего дошкольного возраста:

-                     анализирует действия и поступки, прогнозирует результаты, управляет своим поведением, регулирует конфликты;

-                     ребенок ставит цель, делает выбор и принимает решение;

-                     прогнозирует результат, оценивает и корректирует деятельность;

-                     осмысленно пользуется предметами личной гигиены;

-                     излучает жизнерадостность, уверенность

Оценка

0 – ребенок не демонстрирует умения

2                   – демонстрирует редко, в единичных случаях

3                   - демонстрирует относительно некоторых людей или относительно некоторых видов деятельности

4                   – демонстрирует часто, относительно большинства людей или видов

деятельности;

5                   - демонстрирует постоянно

 

                                                 5)        Анализ результатов контроля  

Анализ строился на простых арифметических подсчетах ответов педагогов по ключевым вопросам. В результате  появилась картина сложившейся ситуации, которая и была представлена педагогам в аналитической справке. Педагогический анализ помог    выявлению связи решаемой задачи с педагогикой.   Не поняв эту связь, педагоги искали  причины  (делали виноватыми)  в детях, родителях, администрации, но  не в себе и своей профессиональной и педагогической некомпетентности,  а поэтому не устраняли  педагогические причины и все оставалось  без изменений.

По результатам контроля в результате получения объективной оценки стало понятно не только руководителю, но и педагогам что необходимо менять. Была проведена дискуссия «Моделирование предметной среды для развития детей дошкольного возраста», разработаны модели 3-х уровневой среды, проведены консультации, выработаны рекомендации.  

Таким образом мы выяснили, что   педагогический анализ — вид деятельности руководителя, направленный на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку на этой основе рекомендаций по его совершенствованию.

Вывод:  Правильно организованный контроль на основе педагогического анализа становится стартом для  поиска новых педагогических идей и профессионального роста и является  системной оценкой, которая устанавливает эффективность образовательного процесса в отношении каждого ребенка.

 Для того чтобы контроль  имел положительный результат, руководитель должен четко следовать следующим требованиям:

1.           Контрольная деятельность  должна носить системный и комплексный характер. Они должны идти по следующим направлениям: педагог — ребенок — семья.

2.           Любой контроль должен быть оправдан и направлен на решение проблемы. 

3.           Контроль  предполагает системные коррекционные мероприятия, которые должны помочь преодолеть трудности или показать эффективность работы педагога, семьи, ребенка.

4.           Контроль  должен быть планируемым, о нем должны знать все педагоги. 

5.           Любой контроль должен быть во благо, а не во вред кому бы то ни было: педагогу, ребенку, семье.

Для успешной организации такого системного подхода в ДО создана служба мониторинга. В текущем учебном году работают три мониторинговые группы по каждой годовой задаче.   Основными направлениями деятельности Мониторинговой группы являются:

-  независимая экспертная оценка достижений детей, среды;

-  оценка качества используемых ресурсов;

-  комплексный анализ и оценка в соответствии с планом ДО.

 

Также в детском саду действуют положение о внутренней системе оценки качества образования и положение о внутрисадиковском контроле.  Целью организации внутренней системы оценки качества образования является анализ исполнения законодательства в сфере образования и качественная оценка воспитательнообразовательной деятельности, условий развивающей среды ДО и выполнения комплексного плана контроля для определения факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ДО. 

 

 

 

 

Организация контроля в дошкольной организации

Организация контроля в дошкольной организации

Самообслуживание - это начальный этап трудового воспитания дошкольника,

Самообслуживание - это начальный этап трудового воспитания дошкольника,

Определяя цели и задачи контрольной деятельности, мы выработали некоторый концептуальный взгляд на существующую проблему

Определяя цели и задачи контрольной деятельности, мы выработали некоторый концептуальный взгляд на существующую проблему

ECERS-R (Экерс). Этот инструмент был разработан в 1980 году в университете

ECERS-R (Экерс). Этот инструмент был разработан в 1980 году в университете

Утверждение

Утверждение

Таким образом, мы оценили среду «как третий педагог» и дали возможность педагогам понять ошибки 3)

Таким образом, мы оценили среду «как третий педагог» и дали возможность педагогам понять ошибки 3)

Таким образом мы выяснили, что педагогический анализ — вид деятельности руководителя, направленный на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку на этой основе рекомендаций по…

Таким образом мы выяснили, что педагогический анализ — вид деятельности руководителя, направленный на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку на этой основе рекомендаций по…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2020