Организация коррекционно-развивающей среды

  • docx
  • 23.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО.docx

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В ПРОЦЕССЕ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ СО ЗРИТЕЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ

Ростомашвили Л.Н.
Институт специальной педагогики и психологии.
Санкт-Петербург
Адаптивное физическое воспитание (АФВ) детей с депривацией зрения
является многофункциональным образовательным процессом, решающим широкий
спектр актуальных на сегодняшний день вопросов обучения, воспитания, коррекции,
развития, абилигации и реабилитации, социализации и интеграции детей данной
категории. Основной задачей образовательного процесса детей с депривацией зрения
является оказание помощи дсIям с ограниченными возможностями в компенсации
зрительной недостаточности, предупреждении двигательных нарушений на ранних
'папах развития, освоение курса общеобразовательной школы, подготовка детей к
интеграции в общество нормально видящих людей. Всего этого можно достигнуть
созданием благоприятной среды образовательного процесса, направленного на
коррекцию и развитие двигательной активности ребенка с депривацией зрения.
Создание коррекционно-развивающей среды в процессе адаптивного
физического воспитания предусматривает соблюдение некоторых требований к
процессу обучения. К первостепенным требованиям можно отнести прежде всего
гигиенические, педагогические, психологические.
Гигиенические требования - это соблюдение режима дня и зрительной
нагрузки; рациональное освещение спортивного зала, использование благоприятной
для зрительного восприятия цветовой гаммы окружающих предметов, спортивного
инвентаря, наглядных пособий и пр. Постоянный врачебно-педагогический контроль за
самочувствием занимающихся способствует предупреждению переутомления в
процессе занятий физическими упражнениями. Стены в помещениях рекомендуется
окрашивать в светлые тона (светло-желтые, светло-зеленые, бежевые и др.), а окраске

156
внутренних помещений следует придавать матовую фактуру. Не рекомендуется в спортивном зале размещать блестящие предметы, так как лучи света,
в том числе солнечные лучи, попадая на блестящие предметы, образуют
блики и тем самым вызывают сильное напряжение зрительного анализатора.
Для глаз вреден очень яркий свет (фотовспышки на близком расстоянии,
открытые лампы, яркий солнечный свет и пр.). В качестве средств
солнцезащиты можно использовать жалюзи.
Педагогические требования - это, прежде всего, наличие современных
образовательных программ, знание учителем особенностей физического и
психического развития детей с депривацией зрения, индивидуальный и
дифференцированный подход в регулировании физической нагрузки с учетом
возраста, степени и характера нарушений, создание условий для развития
творческих способностей. Важным условием организации учебного процесса
является возможность проведения коррекционнопедагогического процесса
специалистами адаптивной физический культуры, владеющими методикой
обучения детей с депривацией зрения. Л внедрение в учебный процесс
здоровьеспсрегающих технологий сохранят остаточное здоровье детей и
повысят уровень их двигательной активности. Предупреждение травматизма,
ориентация на адаптационнокомпенсаторные возможности ученика, учет
зоны актуального и ближайшего развития ребенка, использование
традиционных и нетрадиционных средств АФК обеспечат развитие,
коррекцию и профилактику возникновения новых отклонений в состоянии
здоровья детей. К нетрадиционным средствам АФК можно отнести
следующие: озвученные мячи, мяч с веревкой, мяч с запахом ванилина,
матрас с пришитой вдоль него шелковой полоской (для осязательного
распознавания), мишени для метания, окрашенные в цвета, рекомендуемые в
тифлопедагогике (зеленый, желтый, оранжевый, красный). Использование
стимульного материала (осязательных, звуковых, зрительных, обонятельных,
вибрационных, температурных ориентиров, яркого и интересного
спортивного инвентаря, наглядных пособий и пр.) будет способствовать
более адекватному восприятию учебного материала. Систематическое
использование упражнений зрительного тренинга окажет благоприятное
влияние на сохранение остаточного зрения, коррекцию зрительного
восприятия, а также на развитие и совершенствование функций зрительного
анализатора и глазодвигательной координации. Применение адекватных
методов обучения ускорит процесс освоения двигательных действий. К
специфическим методам обучения незрячих детей можно отнести такие
методы как «раннее педагогическое воздействие», «разучивание
двигательного действия по частям», «контактный метод обучения» (метод
показа), «метод мышечно-суставного чувства» и др. Целесообразно
воспользоваться такими методическими приемами как «физиче-

157
ское сопровождение ребенка», «дистанционное управление действиями
ученика с расстояния», «стимулирование двигательной активности».
Следует помнить, что восприятие учебного материала у незрячих детей осуществляется преимущественно осязательно-слуховым способом. В
связи с этим систематический звуковой контроль в процессе адаптивного
физического воспитания поможет компенсаторному развитию слухового
восприятия. Звуковые сигналы, используемые в процессе адаптивного физического воспитания, могут частично заменить зрительные восприятия.
Источник звукового ориентира желательно устанавливать на уровне лица
занимающегося, ввиду того, что на этой высоте он наиболее хорошо воспринимается. Активное использование осязательной способности у незрячих и детей с остаточным зрением способствует развитию у них тактильных
ощущений, мелкой моторики рук, а также является дополнительной
информацией для распознавания признаков предмета или действия.
Психо логические требования включают: знание учителем способов
общения с незрячими и слабовидящими детьми, благоприятный психологический климат, доверительные отношения между учителем и учеником,
поощрение, психологическое сопровождение образовательного процесса и
пр. Даже незначительный успех ученика обеспечит положительные эмоции,
заинтересованность занимающихся в коррекции двигательных нарушений,
совершенствовании физических качеств, в здоровом образе жизни. Особое
месю отводится развитию и коррекции психических процессов (памяти,
внимания, мышления, восприятия, пространственной ориентировки) с
использованием средств АФК. Основным принципом общения в диаде
«учитель-ученик» является уважительное, доброжелательное и гуманное
отношение к личности, терпимость к ребенку с особыми образовательными
потребностями без лишнего сентиментального сочувствия. Подобная
коррекционно-развивающая среда способствует успешной социализации и
интеграции детей с ограниченными возможностями в общество нормально
развивающихся сверстников.
Таким образом, создавая коррекционно-развивающую среду в процессе адаптивного физического воспитания, мы создаем благоприятные
условия для компенсации зрительной недостаточности, коррекции двигательных нарушений, раскрытия резервных способностей, повышения двигательной активности, самостоятельности, а также переноса в повседневную жизнь жизненно необходимых двигательных навыков и умений. Благодаря этому повышается уровень качества жизни детей со зрительной депривацией.