Организация наставничества педагогов
в условиях современного образования
Н.В. Евграшина
учитель математики
МБОУ «Лицей №17 г. Славгород
Если я люблю, забочусь, то есть активно участвую
в развитии и счастье другого человека, я не зритель.
Один из федеральных проектов национального проекта «Образование» -«Современная школа», в реализации которого наставничество играет ведущую роль. Сроки его реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024.
Наставничество в данном контексте рассматривается как перспективная образовательная технология, позволяющая передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее традиционных способов. Педагог в роли наставника ретранслирует знания и отвечает на вызов времени. Основными формами наставничества являются:
· «ученик – ученик»;
• «учитель – учитель»;
• «студент – ученик»;
• «работодатель - ученик»;
• «работодатель - студент».
Эти формы основаны на универсальной технологии передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, ценностей через неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве.
Более подробно хочу остановиться на форме - «учитель – учитель», познакомить с ее реализацией в нашем учебном заведении. Регламентирует эту деятельность - «Положение о наставничестве». Закрепление на месте работы или в должности педагога, молодого специалиста, повышение профессионального потенциала и уровня, создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне - основная цель этой формы.
Модели наставничества, применяемые в Лицее №17:
Модель |
Описание |
Целевая группа |
Задачи |
Коучинг |
Самообучение и саморазвитие |
Все категории работников |
Пополнение знаний, обучение новым навыкам. |
Классическое наставничество (менторство) |
Старший по возрасту и более опытный педагог передает свои знания о том, как выполнять задание |
Все категории работников, в том числе вновь принятые или переведенные на новую должность |
Обучить педагога новым навыкам, помочь адаптироваться. Контролировать результат работы. Улучшить взаимодействие между работниками. Сохранить и передать знания внутри организации |
Паритетное взаимодействие (buddying) |
Коллега или руководитель поддерживает педагога как равного |
Все категории работников |
Передать знания и адаптировать работника, оценить эффективность изменений в работе педагога, сформировать команду |
Критическое взаимодействие |
Два профессионала критически анализируют собственную работу |
Все категории работников |
Проследить прогресс в работе педагогов. Определить потребность педагогов в обучении и помощи |
Наставник составляет программу, в которую включены три периода работы:
адаптационный – узнать сильные и слабые стороны стажера, чтобы скорректировать программу и выбрать нужные методы работы;
основной – реализация программы адаптации коллеги, проведение работы по коррекции умений и навыков;
контрольно-оценочный – проверка уровня профессиональной компетентности педагога, определение его готовности к выполнению своих обязанностей.
Мы разработали алгоритм эффективного взаимодействия наставника и наставляемого:
· анализ результатов ЕГЭ, ОГЭ, ВПР;
· выявление проблемных зон учащихся;
· выявление профессиональных затруднений учителя;
· консультации наставника для учителя – стажёра;
· совместное проектирование уроков, элективных курсов, консультаций;
· демонстрация урока, курса учителем - стажёром;
· анализ устранения замечаний.
Сопровождение педагога происходит по направлениям:
Диагностируются педагогические проблемы наставляемого, обеспечивается допуск к информации из базы данных, педагоги участвуют в конференциях, круглых столах, мастер – классах, обсуждаются возникшие проблемы.
Оценка результатов происходит по следующей схеме:
Методики взаимного обучения педагогов в нашем коллективе:
§ педагогические прогулки;
§ педагогический коучинг;
§ профессиональные обучающиеся сообщества;
§ межпредметный speed dating («быстрые знакомства»);
§ проектная деятельность.
Результатом наставничества в коллективе являются:
Ø аккумуляция и трансляция опыта в профессиональных сообществах, стажёрской площадке;
Ø объективная оценка достижений планируемых результатов: ГИА, ВПР, НИКО;
Ø результативное участие педагогов и обучающихся в конкурсах и олимпиадах;
Ø закрепление на рабочем месте, удовлетворенность профессиональной деятельностью.
Наставничество – это естественным образом сложившаяся форма передачи людьми знаний, культуры и опыта друг другу, это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений. Так будем же его развивать.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.