ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Кулакова О.В., учитель начальных классов
ӏ квалификационной категории
ГБОУ ВУВК №2 "Берегиня"
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Одна из основных практических задач современного образования – обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Под общими исследовательскими умениями и навыками понимают следующие: умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умения и навыки наблюдать и делать умозаключения; умения и навыки работы с текстом; умения высказывать суждения, аргументировать (защищать) и доказывать свое мнение; умения работать с информацией (выделение главного, формулирование вывода, логика изложения) и т.д. Формирование исследовательских умений эффективно осуществляется на уроках литературного чтения, поскольку эти уроки ориентированы в первую очередь на формирование эмоционально-ценностных отношений, что позволяет учителю организовать учебный процесс вокруг важных тем, проблем, волнующих учеников. Хочу привести фрагмент урока литературного чтения, на котором дети учатся исследовательской деятельности. Тема. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Рассказ о природе или сказка о животных? Беседа по прочитанному и анализ текста. На этом этапе урока использую работу в группах. Прошу детей вспомнить алгоритм работы в группах. Задание группам - дать характеристику героям, используя опорно-смысловую схему. Подтверждайте своё мнение отрывками из текста. Схемы (у каждой группы). Итог работы – ответы на вопросы. Принимаем все варианты ответов, соглашаемся или не соглашаемся с предложенным, подтверждаем высказывания отрывками из текста – словом, на уроке идёт диалог (это очень важно при организации исследовательской деятельности). - Как оцениваете работу своей группы? Почему?(Самооценка - важный элемент работы группы, потому что даёт «толчок» для организации более эффективной дальнейшей работы). Определение жанра произведения. - Определите жанр произведения. Это произведение ближе к сказке о животных или к рассказу о природе?
1. Сопоставительный анализ отрывков из текста (по вариантам)
Выборочное чтение (обязательно с устным комментированием – к сказочному или реальному относится описанное)
2. Вывод: это произведение ближе к сказке о животных. Д.Н.Мамин-Сибиряк творит сказку, наблюдая печальные картины жизни природы.
- Чтение какой части доставило большое удовольствие? (последней)
Почему? (Так же, как и в народной сказке, добро победило зло. Бедная Серая Шейка теперь не погибнет)
IY Домашнее задание.
Групповое, носит творческий характер.
Есть альтернатива:
1. Дописывание сюжета. Придумать и озаглавить ненаписанную пятую часть сказки.
2. Творческий пересказ с изменением лица рассказчика. Пересказать четвёртую главу от лица Зайца и Акинтича.
3. Нарисовать картинный план сказки (+ комментирование того, что изображено).
Исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых.
Научить действовать – вот к чему я стремлюсь. Выпускник начальной школы должен уметь реализовывать в полном объёме свои склонности и способности, уметь овладевать новыми знаниями и новыми видами деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.