ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Оценка 5

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Оценка 5
docx
06.06.2024
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
НИД Кулакова О.В..docx

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Кулакова О.В.,                                                                                                                                                                                                                                                       учитель начальных классов

ӏ квалификационной категории

     ГБОУ ВУВК №2 "Берегиня"

 


         Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.                                                                      Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения.                                                                                                               Одна из основных практических задач современного образования – обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Под общими исследовательскими умениями и навыками понимают следующие: умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умения и навыки наблюдать и делать  умозаключения; умения и навыки работы с текстом; умения высказывать суждения, аргументировать (защищать) и доказывать свое мнение; умения работать с информацией (выделение главного, формулирование вывода, логика изложения) и т.д. Формирование исследовательских умений эффективно осуществляется на уроках литературного чтения, поскольку эти уроки ориентированы в первую очередь на формирование эмоционально-ценностных отношений, что позволяет учителю организовать учебный процесс вокруг важных тем, проблем, волнующих учеников.                                                                     Хочу привести фрагмент урока литературного чтения, на котором дети учатся исследовательской деятельности.                                           Тема. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Рассказ о природе или сказка о животных?                                                                                                                                              Беседа по прочитанному и анализ текста.                                                                                            На этом этапе урока использую работу в группах. Прошу детей вспомнить алгоритм работы в группах. Задание группам - дать характеристику героям, используя опорно-смысловую схему. Подтверждайте своё мнение отрывками из текста. Схемы (у каждой группы). Итог работы – ответы на вопросы. Принимаем все варианты ответов, соглашаемся или не соглашаемся с предложенным, подтверждаем высказывания отрывками из текста – словом, на уроке идёт диалог (это очень важно при организации исследовательской деятельности).                                                                                                                                      - Как оцениваете работу своей группы? Почему?(Самооценка - важный элемент работы группы, потому что даёт «толчок» для организации более эффективной дальнейшей работы).                                                                                     Определение жанра произведения.                                                                                                        - Определите жанр произведения. Это произведение ближе к сказке о животных или к рассказу о природе?

hello_html_m794d47c8.gif

1.     Сопоставительный анализ отрывков из текста (по вариантам)

Выборочное чтение (обязательно с устным комментированием – к сказочному или реальному относится описанное)

2.     Вывод: это произведение ближе к сказке о животных. Д.Н.Мамин-Сибиряк творит сказку, наблюдая печальные картины жизни природы.

- Чтение какой части доставило большое удовольствие? (последней)

Почему? (Так же, как и в народной сказке, добро победило зло. Бедная Серая Шейка теперь не погибнет)

IY Домашнее задание.

Групповое, носит творческий характер.

Есть альтернатива:

1.     Дописывание сюжета. Придумать и озаглавить ненаписанную пятую часть сказки.

2.     Творческий пересказ с изменением лица рассказчика. Пересказать четвёртую главу от лица Зайца и Акинтича.

3.     Нарисовать картинный план сказки (+ комментирование того, что изображено).

Исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых.

Научить действовать – вот к чему я стремлюсь. Выпускник начальной школы должен уметь реализовывать в полном объёме свои склонности и способности, уметь овладевать новыми знаниями и новыми видами деятельности.

 


 

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

Как оцениваете работу своей группы?

Как оцениваете работу своей группы?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2024