Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста

  • pptx
  • 30.11.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.pptx

«Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

ФГОС ДО 2.6.

содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие

Деятельность экспериментирования
формирует познавательный интерес,
развивает наблюдательность,
мыслительную деятельность;
ребенок как своеобразный исследователь.

Создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

По характеру объектов, используемых в эксперименте
По месту проведения опытов
По количеству детей (форма организации)
По причине их проведения
По характеру включения в педагогический процесс
По продолжительности
По количеству наблюдений за одним и тем же объектом
По месту в цикле:
По характеру мыслительных операций:
По характеру познавательной деятельности детей:
По способу применения в аудитории


Эксперименты можно классифицировать по разным принципам:

По характеру объектов, используемых в эксперименте:

опыты с растениями;

опыты с животными;

опыты с объектами неживой природы;

опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов:

в групповой комнате;

на участке

3. По количеству детей (форма организации):

индивидуальные (1—4 ребенка);

групповые (5—10 детей);

коллективные (вся группа).

4. По причине их проведения:

случайные специальной подготовки не требуют и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса проводятся на участке или в уголке природы (например: пускаем кораблики)
запланированные проводятся на выраженном предмете, объекте; подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения целей и задач.
поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

эпизодические (проводимые от случая к случаю);

систематические.

6. По продолжительности:

кратковременные (от 5 до 15 минут);

длительные (свыше 15 минут).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

однократные;

многократные, или циклические.

8. По месту в цикле:


первичные;

повторные;

заключительные и итоговые.

9. По характеру познавательной деятельности детей:
иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
решение экспериментальных задач.

10. По способу применения в аудитории:

демонстрационные;

фронтальные.
 

Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено исходя из трех блоков педагогического процесса, это:

Организованная образовательная деятельность (занятие);

Совместная деятельность взрослого с детьми;

Свободная самостоятельная деятельность детей

Формы работы

Занятия;
Эксперименты и опыты;
Дидактические игры;
Беседы;
Труд;
Экскурсии;
Работа в лаборатории.