Организация педагогического процесса с одарёнными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья. (выступление на педсовете).
Современная ситуация в системе образования может быть охарактеризована как время поиска новых форм и методов работы с детьми, экспериментов и гипотез. В гимназии создаются условия для жизненного, личностного и профессионального самоопределения детей. Для развития и самореализации одарённым детям необходимы индивидуальные программы. Содержание программ для одаренных детей выходит за рамки общих знаний, учитывается специфика интересов обучающихся. Программа должна быть ускоренной и усложнённой, корректироваться самими обучающимися, предусматривать развитие способности переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые. Марина Васильевна, при составлении индивидуальной программы опирается в первую очередь на содержание базовой программы Учебного театра. Она анализирует, насколько подходят задачи и содержание этой образовательной программы, какие виды усложнений можно внести, какие методики можно применить, работая по этой программе, в каких мероприятиях ребёнку полезно будет принять участие, какие результаты могут быть достигнуты лично ребёнком по окончании работы. Из полученной информации составляется план индивидуального образовательного маршрута, по которому ребёнок обучается в объединении и принимает активное участие в жизни коллектива.
Среди учащихся есть особые дети, с которыми необходимо вести индивидуальную работу, это дети с симптомами ДЦП. Они обучаются в гимназии с первого класса. Без ограничений посещают уроки театра и активно включаются в творческий процесс, участвуют в открытых зачётах и показах. Специфика работы с такими детьми состоит в том, что средства, формы обучения и воспитания зависят от вида, степени и характера нарушений различных функций, возрастных возможностей. Необходимо соблюдать следующие условия:
- оптимальное привлечение к практической деятельности;
- опора на наиболее развитые положительные качества ребёнка;
-дифференцированное руководство деятельностью детей и корректирование их действий.
Занятия с такими детьми более социализированы. Педагог должен чутко реагировать на все события, волнующие ребёнка. Обучая детей, педагог сам учится у них силе воли, состраданию, переосмысливает свои жизненные позиции. Марина Васильевна большое внимание уделяет здоровью подростков как физическому, так и душевному для своевременного выявления различных отклонений и их профилактики. В работе по правовому воспитанию педагог способствует развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям. Учит учащихся достойно вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе. Ведет работу по предупреждению совершения необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений. Привлекает и учащихся и родителей к организации и проведению социально - значимых мероприятий. Оказывает помощь семье в решении проблем, связанных с воспитанием ребёнка. По результатам воспитательной работы у учащихся сформировалась положительная мотивация на исполнение правил, законов, учебную и творческую деятельность.
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
- пропуски занятий по болезни;
-слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
- педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных умений и навыков за предыдущие годы обучения, отсутствие навыков самостоятельности в работе и другое;
- вновь прибывшие учащиеся, которые не обучались по предмету театр.
Система работы педагога в работе с прибывшими учащимися.
1. Проведение беседы с учащимися по основным темам программы. Цель: Определение интереса к предмету театр.
2. Диагностика психофизических данных.
3.Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях прибывшего ученика на определенный период.
4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке.
В целях ликвидации пробелов в знаниях составляется индивидуальный план деятельности для каждого прибывшего ребёнка.
Сентябрь-декабрь: Индивидуальные занятия по отдельным темам программы.
В течение года: Участие в школьных мероприятиях, школьном конкурсе чтецов, создание ситуации успеха.
Январь-апрель. Индивидуальные занятия по подготовке к зачёту.
По необходимости проводятся индивидуальные беседы с родителями.
Результативность работы отслеживается по участию в зачётах, конкурсах, школьных мероприятиях.
Для слабоуспевающих учеников особенно важно формировать положительное отношение к учебной и творческой деятельности. Для этого Марина Васильевна старается заинтересовать учащихся, привлечь к участию в школьных мероприятиях, конкурсах чтецов, научно-практических конференциях. Поощряет успехи в творческой работе ученика, способствует формированию уверенности в своих силах по усвоению знаний. Проявляет доброжелательность, внимание, заинтересованность в творческих победах ученика.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.