Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
центр детского творчества ст-цы Темиргоевской
Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
Педагог
дополнительного образования
Федорцова Е.П.
ст-ца Темиргоевская, 2022
Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
Актуальность
В настоящее время в системе дополнительного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является исследование. Главное достоинство познавательно-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи) и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.
В процессе исследования помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов — обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально-исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям.
Поэтому мы выделили главную задачу: создание педагогических условий, которые будут способствовать полноценному раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательской активности каждого ребёнка. Все, что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго. Дети часто задают вопросы и ждут готовых ответов. Как же правильно ответить на детские вопросы и при этом пробудить активность ребёнка, вселить в него уверенность, дать ему почувствовать себя компетентным и ответственным за поиск решения.
Работая в данном направлении, мы пришли к выводу, что исследовательская деятельность позволяет ребенку проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими детьми в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Целью познавательно-исследовательской деятельности является создание условий для развития познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:
1. Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.
2. Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска, учить видеть и выделять проблему эксперимента, формировать у детей умение пользоваться средствами, материалами, приборами-помощниками при проведении экспериментов для самостоятельной деятельности.
3. Стимулировать, поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
4. Развивать коммуникативные способности в процессе исследовательской деятельности.
5. Приобщить родителей к экспериментальной деятельности детей.
Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений.
*** О мире животных, насекомых и растений: как звери живут зимой, летом; овощи, фрукты и т. д. ; условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
*** О материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса.
*** О человеке: мои помощники – глаза, нос, уши, рот.
*** О природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т. д.
*** О предметном мире: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт.
*** О геометрических эталонах: круг, прямоугольник, призма, ромб.
Создание условий для самостоятельной исследовательской активности детей
Для успешного исполнения процесса по данному направлению в группе мы преобразовали предметно-развивающую среду и создали центр экспериментально-исследовательской деятельности «Научная лаборатория», соответствующий требованиям:
• безопасности для жизни и здоровья детей;
• достаточности;
• доступности расположения материалов и оборудования.
Для поддержания интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочных героев, которые многое хотят узнать и всем интересуются. Накоплено необходимое количество материалов, оборудования и разнообразных дидактических игр, чтобы дети в свободное время и по собственному желанию могли играть, закреплять полученные знания. Собранный материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим; и активности, стимулируемой взрослым.
Организация совместной деятельности воспитателя c детьми
выделяет два основных вида исследовательской деятельности у дошкольников :
-Первый вид (специально организованная совместная деятельность) познавательно–исследовательской деятельности характеризуется тем, что она организуется педагогом, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены педагогом.
Основной формой познавательно-исследовательской деятельности первого вида являются опыты, которые чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. На первых этапах экспериментирования предлагаем детям определенный алгоритм, чтобы они смогли понять, осознать и усвоить предлагаемый материал. Сначала демонстрируется весь процесс выполнения работы с объяснением в игровой форме, затем детям предлагается принять участие в эксперименте и только после этого дается возможность им самим самостоятельно экспериментировать. Воспитанники принимают активное участие, с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом, тем самым у них развивается любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций. Опыты проводятся как часть непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с детьми в режимных моментах.
Познавательно – исследовательская деятельность — это интегрирующийся вид деятельности с другими видами.
• Взаимоотношения между экспериментом и трудовой деятельностью тесно связано, так как экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.
• Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.
• Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. В то же время, чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.
• Также прослеживается связь познавательно – исследовательской деятельности и с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
• Прослеживается связь и с чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, а также в игровой деятельности.
Считаем важным при организации познавательно – исследовательской деятельности задействовать все органы чувств ребенка. Придаем большое значение игровым технологиям: дидактические, словесные игры, строительные игры с песком, водой, сюжетно-ролевые игры.
Применяя ИКТ средства в познавательно-исследовательской деятельности, мы увидели, что это способствует развитию познавательного интереса и познавательной активности дошкольников. Дети проявляют осознанное внимание и интерес к предмету исследования или деятельности, задают много вопросов, свидетельствующих о глубине проникновения в наблюдаемые явления (об образе жизни, о явлениях природы). У детей постоянно имеется положительное эмоциональное отношение к предмету или деятельности, они проявляют активные и самостоятельные действия, направленные на познание предмета или деятельности, на лучшее распознание устройства предмета, понимание его функционального назначения в исследовательской деятельности и экспериментирования. Все это способствует формированию и развитию у детей исследовательских умений, умения самостоятельного поиска, происходят открытия и усвоение нового.
Второй вид познавательно-исследовательской деятельности характеризуется тем, что активность в процессе деятельности идет полностью от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность : ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях умение самостоятельно проверить свои предположения и сделать выводы. Необходимо, чтобы каждый из детей имел всё для проведения самостоятельных исследований: оборудование и материалы, фундамент приобретённых знаний и умений. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру необходимо поддерживать их стремление исследовать все. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно. Необходимо снимать скованность детей, боязнь «неправильных» действий, давая им взамен ощущение радости открытий, возможность свободного решения проблемы.
Для положительной мотивации детей мы используем различные стимулы такие как: новизна, необычность объекта; тайна, сюрприз; мотив помощи; познавательный момент (почему так); ситуация выбора.
При организации самостоятельной исследовательской работы детей необходимо формировать умение придерживаться следующих определё нных правил:
- самостоятельное выдвижение детьми или принятие от взрослого познавательной задачи;
- анализ её условий самостоятельно или с помощью педагога;
- выдвижение предположений (гипотез) о причинах явления и способах решения познавательной задачи;
- отбор способов проверки возможных путей решения познавательной задачи (при использовании карточек – алгоритмов, схем, рисунков – символов);
- непосредственную проверку выбранных способов решения и выдвинутых предположений, корректировку путей решения по ходу деятельности;
- анализ полученных фактов и формирование выводов;
- обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего исследовательского поиска.
Для проведения самостоятельных исследований нами были разработаны различные карточки - алгоритмы, схемы проведения опытов и рисунки-символы (ладошка, глаз, нос, рот, ухо, подсказывающие, как и с помощью чего можно изучить предмет.
Работа требует соблюдение техники безопасности. Их дети составили совместно с игровым персонажем. Они очень просты и легко запоминаются:
- бери только нужные для работы материалы;
- работай с сыпучими материалами, с водой, со стеклом, с огнем на подносе;
- пробовать на вкус вещество можно только в том случае, если твердо уверен, какое вещество ты пробуешь;
- центр любит порядок: клади на место все материалы по окончании работы.
Привлечение родителей к детской экспериментальной деятельности
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами, так как каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, было постоянное стремление узнать новое, выяснить непонятное, вникнуть в сущность предметов, явлений, действий мы рекомендуем родителям проводить простейшие опыты и эксперименты в домашних условиях. Для полноценного взаимодействия с семьями воспитанников проведены следующие формы работы:
• собрана подборка консультаций для родителей с целью дать педагогические советы родителям по экспериментальной деятельности детей, развитию познавательной активности.
• изготовлены памятки для родителей с целью соблюдения правил техники безопасности во время экспериментирования, для ознакомления родителей с видами экспериментальной работы с детьми.
• проводим мастер-классы, чтобы дать практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию.
Тематическая подборка книг соответствует изучаемым объектам, и располагается, в специально оформленном литературном центре, где кроме книг подобраны картины, иллюстрации, познавательные игры.
Заключение.
Результаты проведенной работы показали позитивную динамику роста уровня элементарных основ исследовательской деятельности. Познавательно – исследовательская деятельность оказала влияние на :
- повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и навыков детей (анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент);
- развитие навыков планирования своей деятельности, умение выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы;
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);
- развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, креативности, умения сотрудничать друг с другом, потребности отстаивать свою точку зрения);
- расширение кругозора детей, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней;
об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах;
о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и т. д.) о применении их человеком в своей деятельности.
В своей работе будем продолжать развивать у детей способность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит им в дальнейшем моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях. Совместная работа с родителями позволит им стать заинтересованными лицами в познавательно-исследовательской деятельности своих детей.
В завершении хотелось бы привести слова В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще раз возвратиться».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.