Организация преподавания предмета ОРКСЭ в школе. Система урочной деятельности для достижения планируемых результатов ФГОС по ОРКСЭ.

  • pptx
  • 09.02.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала моя презентация по ОРКСЭ.pptx

Организация преподавания предмета ОРКСЭ в школе. Система урочной деятельности для достижения планируемых результатов ФГОС по ОРКСЭ.

Презентацию выполнила
учитель начальных классов
Макарова А.Н.
МОАУ СОШ №1

Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г.

Курс основы религиозных культур и светской этики

Является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-5 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Предполагаемые результаты (на основе )

понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину;
формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
осознавать право гражданина Российской Федерации исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии;
строить свое общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
строить свое поведение с учетом нравственных норм и правил, проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь;
понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать свое поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей;

Формы, методы, варианты проведения уроков ОРКСЭ

эвристические беседы;
различные виды дискуссий (дебаты, диспуты);
учебные и социальные проекты;
уроки-экскурсии;
деловые и ролевые игры;
практикумы;
различные викторины и другие конкурсные события;
творческие мастерские.

Виды, приемы, методики, техники

Дидактические игры;
Действия по инструкции;
Выработка коллективных решений;
Доказательства и аргументация точек зрения;
Анализ ситуаций;
Решение конфликтных ситуаций;
Работа с иллюстративным материалом;
Практические работы;
Разработка проектов;
Создание текстов;
Тематические дискуссии;
Пресс-конференции;
Работа с притчами

эвристические беседы;
различные виды дискуссий;
учебные и социальные проекты;
уроки-экскурсии;
деловые и ролевые игры;
практикумы;
различные викторины и другие конкурсные события;
творческие мастерские.

Наиболее интересные для учащихся 4 классов формы работы:

Работа в группах позволяет
ученикам получить эмоциональную и
содержательную поддержку,
создает эффект включенности
в общую работу класса

При организации работы в группе
необходимо учитывать
личностные характеристики учащихся и
степень самостоятельности
в овладении способами
оптимизации учебной деятельности.

Групповая работа

Правила групповой работы

отсутствие принуждения;
продуманная система поощрений и порицаний;
организационная и содержательная поддержка со стороны учителя;
четкий инструктаж;
владение учителем приемами установления и регулирования взаимоотношений между учащимися;
стимулирование и поощрение самостоятельности и инициативности;
временные ограничения: работа младших школьников в группе не должна превышать 10—15 минут.

Формы учебной работы

Взаимные вопросы и задания групп
После прочтения текста или просмотра видео учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. Распределение предпочтительно проводить в игровой форме (например, с помощью «черного ящика», «волшебной шляпы» или по аналогии с игрой в фанты).

Формы учебной работы

Взаимообъяснение
Учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы.
Учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.

Формы учебной работы

Беседа
При организации и проведении беседы на уроке учителю необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы.

Формы учебной работы

Интервью
Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

Формы учебной работы

Драматизация (театрализация)
Педагогический эффект достигается при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.

Сказка о Мальчише-кибальчише..»

Формы учебной работы

Составление словаря терминов и понятий
При составлении понятийного словаря учащиеся должны не просто осмыслить изучаемое явление и отобрать или сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор, объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры.
Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя таким образом его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.

«Энциклопедия одного слова»

Формы учебной работы

Использование информационно-коммуникационных технологий
В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал и самостоятельно его оформить. Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме.

Система деятельности учителя и учащихся на всех этапах выполнения проекта,
предложенная И.Д. Чечель, представлена на схеме

Отношения в системе «ученик-ученик» строятся в соответствии с разработанными правилами:

в команде нет лидеров, все члены группы равны;
команды не соревнуются между собой;
все члены группы должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело, не должно быть спящих партнеров;
ответственность за конечный результат несут все члены группы, выполняющие проектное задание.

Исследовательский проект

Исследовательские проекты строятся в соответствии с логикой и структурой научного исследования. В ходе выполнения проекта дети с помощью учителя выдвигают научную проблему, обосновывают ее актуальность, формулируют объект, предмет и цели работы; обсуждают гипотезы решения проблемы, осуществляют выбор гипотезы, отбирают адекватные цели и методы исследования, определяют прогнозируемые результаты исследования и форму их презентации.

ПЛАН- ПРОГРАММА РАБОТЫ НАД ВЫПОЛНЕНИЕМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

ВЫДВИЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ:
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ:
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ:
ОБСУЖДЕНИЕ ГИПОТЕЗ,
ВЫБОР ГИПОТЕЗЫ:
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ФОРМА ПРЕЗЕНТАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Информационные проекты

требуют хорошо продуманной структуры, где сформирована цель проекта, его актуальность, определены предмет информационного поиска, способы обработки полученных материалов и формы представления результатов проектной деятельности.

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОЕКТА


Цель проекта
Обоснование актуальности
Определение источников информации (литература, средства массовой информации, базы данных, интервью, анкетирование, проведение «мозгового штурма»), предмета информационного поиска
Этап поиска, результаты работы на этапе
Обработка информации (анализ, сравнение, обобщение, аргументированные выводы)
Корректировка направления информационного поиска (если требуется); дальнейший сбор информации
Результат (статья, реферат, альманах, альбом, составление матрицы идей, составление формально-логической

Практико-ориентированные проекты

Практико-ориентированные проекты имеют четкую структуру, в сценарии проектной деятельности описываются функции каждого участника предстоящей работы и возможные формы презентации результатов.
Результаты проекта могут быть представлены в различных формах, например:
азбука советов, рекомендаций;
бизнес-план;
словарь;
дизайн-проект;
малая энциклопедия;
справочник «Советы домашнему мастеру»;
«решебник»,
возможны и другие виды продуктивной деятельности детей.

Творческие проекты

Творческие чаще всего имеют произвольную структуру. Существенной стороной работы детей над творческим проектом является определение того, какие результаты деятельности должны быть достигнуты и в какой форме пройдет их презентация.

Результаты работы учащихся могут быть представлены в следующих возможных формах: видеофильм, спектакль, драматизация, компьютерная газета, веб-страница, праздник, сайт, географическая, фольклорная, этнографическая экспедиции, поэтический альманах и многие другие.

Ролевые, игровые проекты

Ролевые, игровые проекты могут иметь произвольную структуру. Доминирующей деятельностью в этих проектах обязательно является сюжетно-ролевая игра, в ходе которой дети моделируют различные ситуации, играют различные роли, обусловленные содержанием и характером проекта: литературные персонажи, герои народных сказок, исторические личности, вымышленные герои и др.

Формы учебной работы

Задания на дом

Задания должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы, т.е. задания этого типа, предлагаемые в поурочном планировании, могут быть распределены равномерно на протяжении изучения курса.

Рекомендации к домашним заданиям

Чтение
(целевое, ознакомительное, чтение-погружение...).
Заучивание
( минимального количества дат, терминов, имен).
Подготовка пересказов
(подробных, выборочных, кратких, обобщенных).
Составление опорных конспектов к пересказам
(по желанию), планов, конспектов, выписки.
Творческие формы работы
(сочинительство, создание, разработка и т.п.)

Спасибо за внимание!