Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках в начальной школе
Оценка 4.8

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках в начальной школе

Оценка 4.8
docx
03.04.2020
Организация проектно-исследовательской  деятельности  на уроках  в начальной школе
Статья.docx

Организация проектно-исследовательской  деятельности  на уроках

 в начальной школе

 

Статья подготовлена

учителем начальных классов

 Синюгиной Т.А.

 

 

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,

но ради бога, размышляйте,

 и хотя и криво, да сами».

Г.Э. Лессинг

 

          В современном обществе вырастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в ВУЗе и на протяжении всей жизни.

            В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего образования формируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения, саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определённых педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности учебно-исследовательскую.

          «Может ли младший школьник быть исследователем?».

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобрётёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

В школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. По - прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.

Именно поэтому подготовка ребенка к проектно-исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

В данном пособии раскрываются аспекты организации проектной деятельности младшего школьника. Представлены теоретические исследования, раскрывающие актуальность и содержание проектной деятельности, опыт конструирования исследовательских проектов как средства организации проектной деятельности младших школьников. В приложении к пособию представлены рекомендации по организации проектной деятельности младшего школьника.

Методическое пособие адресовано учителям начальных классов, руководителям школьных методических объединений, заместителям директора по учебной и научной работе,  исследующих данную проблему.

 

Понятия исследовательская деятельность и проектная деятельность.

            Американский философ и педагог Джон Дьюи, ещё в своё время говорил, что школа должна не просто учить, а учить жизни. Способом организации такой деятельности служил метод проектов, разработанный учеником Д.Дьюи, американским педагогом В. Килпатриком. Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений. По мнению В. Килпатрика, лишь в этом случае обучение и воспитание могут превратиться в непрерывную перестройку жизни учащихся и поднять ее на более высокую ступень, а школа будет готовить учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.

Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.

Актуальность проектно-исследовательской деятельности состоит в том, что перед каждым учителем  стоит задача способствовать привлечению учащихся в активный познавательный процесс на основе проектной деятельности для формирования общеучебных компетенций.

Основная цель: организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников.

         Задачи:

  Углубление знаний о проектно-исследовательской деятельности.

  Определение форм работы с классом по данной теме в урочной и внеурочной деятельности.

  Определение условий для формирования навыков исследовательской деятельности.

       С чего начать работу по организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников? Об этом мы поговорим далее.

 

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся  в начальной школе.

Свою работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности я начала с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных создался образ класса и была спланирована дальнейшая работа. Хотелось бы отметить, что дальнейшую деятельность нужно строить в сотрудничестве с родителями. Отдельно на каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены результаты деятельности.

В первом классе на уроках обучения грамоте, окружающего мира, технологии, математики включала задания, направленные на обще-логические умения (анализ, синтез, классификация, сравнение и обобщение). Например, задания, направленные на формирование мыслительных умений: чтение и анализ текста и его оценка.

Уделяю внимание умению учащихся самостоятельно работать на уроке, школьники учатся понимать и извлекать из текста и словаря нужную информацию, осознавать и точно выполнять задания к упражнению и другим видам учебных работ. Даю своим ученикам задания, которые нужно выполнить совместно с родителями. Результатами такой деятельности стали работы многих учеников - «генеалогическое древо».

1.3. Этапы проектно-исследовательской  деятельности

К основным этапам проектной деятельности относят:

  1. Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
  2. Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
  3. Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
  4. Подготовка и защита презентации;
  5. Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Этапы научного исследования:

1.      Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.

2.      Постановка цели и конкретных задач исследования.

3.      Определение объекта и предмета исследования.

4.      Выбор метода (методики) проведения исследования.

5.      Описание процесса исследования.

6.      Обсуждение результатов исследования.

7.      Формулирование выводов и оценка полученных результатов

Темы проектно-исследовательской деятельности выбираю в зависимости от интересов детей. Это может быть фантастическая и экспериментальная, изобретательская и теоретическая.

1.4. Проекты  наиболее приемлемые в начальной школе

В настоящее время проектно-исследовательская классифицируются:

  1. по составу участников;
  2. по целевой установке;
  3. по тематике;
  4. по срокам реализации.

По количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному:

  • индивидуальное или микрогрупповое (2-5 участников)
  • коллективная исследовательская эвристическая деятельность всех учащихся.

В практике используются следующие виды проектов:

  1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

По срокам реализации работа может выполняться от одного урока до одного года.

Виды

Особенности

Виды презентаций

Исследовательские проекты

Включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов

(Защита на Ученом совете, научная конференция, отчет исследовательской работы, пресс-конференция, телепередача и т.д.)

Творческие проекты

Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов

Творческие работы (сказки, стихи, рисунки, поделки и т.д.)

Информационные проекты

Направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее обобщения и представления широкой аудитории

Итогами такого проекта может быть публикация в СМИ, в Интернете, создание информационной среды класса и школы (энциклопедии, рекламный ролик, газета, журнал, книга, фильм)

Практико-ориентированные проекты

Нацелены на социальные интересы самих участников проекта или его заказчика. Цель такого проекта заранее определена, а сам проект может быть использован в жизни класса, школы, села.

(Игра, экскурсия, сценарий праздника, дидактический материал и т.д.)

Мини-проекты

Укладываются в 1-2 урока

Вся работа над проектом проходит на уроке, к концу урока готовый результат.

Краткосрочные проекты

Укладываются в 4-6 уроков

Уроки используются для координации деятельности участников проекта, основная работа по подбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной работе или дома.

Недельные проекты

Выполняются в группах или индивидуально

Проектная деятельность проходит при участии руководителя, возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, эксперименты) с внеклассными (экскурсии)

 

Формирование проектно-исследовательской деятельности

 

Формирование проектно исследовательской деятельности проходит в несколько этапов.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

 

·  поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;

·  развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;

·  формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ[2, С.88].

Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:

·  на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;

·  на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;

·  на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников [3, С.34].

Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты.

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений[4,С.204]. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников

Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка).

При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка [5, С.48].

В процессе включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт.

Удобнее всего организовывать исследовательскую деятельность на уроках окружающего  мира.

 

         Проектно-исследовательская деятельность  занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся  приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения, тем самым повышая свой  уровень компетентности. Это становится возможным потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу.

       Я учитель, а это значит, что моя главная цель – воспитать каждого ученика успешным, готовым к дальнейшей жизни в социуме. Неуспешный ученик – это перепуганный человек, перепуганный неудачами в учебе в первую очередь. Кроме этого, в классе всегда есть ребенок, которого недооценивают одноклассники, скромный, застенчивый, неуверенный в себе. Я делаю всё, чтобы ребята взглянули на такого ученика другими глазами, чтобы он сам себя начал уважать.   Только  при  взаимном  понимании  и  доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка. Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

      В заключение хочется отметить,  что реализация проектно-исследовательской деятельности  в педагогической практике учителя начальных классов - необходимое условие достижения современного качества образования.

      Формирование навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности учащихся – процесс поступательный и непрерывный. Главное, чтобы, уходя в среднюю школу, ребенок уносил с собой желание «творить, выдумывать, пробовать». Наша задача – ему в этом помочь.

      Ведь как приятно слышать от ребенка: «Я это делать умею! Мне это интересно!» А когда детские глаза светятся от успеха - это высшее счастье для учителя!

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Организация п роектно-исследовательск ой деятельност и на уроках в начальной школе

Организация п роектно-исследовательск ой деятельност и на уроках в начальной школе

В данном пособии раскрываются аспекты организации проектной деятельности младшего школьника

В данном пособии раскрываются аспекты организации проектной деятельности младшего школьника

Основная цель : организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников

Основная цель : организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников

Определение объекта и предмета исследования

Определение объекта и предмета исследования

Творческие проекты Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов

Творческие проекты Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов

Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во…

Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во…

Проектно-исследовательская деятельность занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения, тем самым повышая свой уровень компетентности

Проектно-исследовательская деятельность занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения, тем самым повышая свой уровень компетентности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2020