Мастер класс
«Организация проектной деятельности, этапы ее реализации и оценка на занятиях ФГОС «Культура здоровья человека»
Учитель биологии ВКК МОУ СОШ № 3
Молчанова Елена Вячеславовна
Цель: познакомить учителей школы с организацией проектной деятельности, этапами ее реализации оценкой на занятиях ФГОС «Культура здоровья человека»
Задачи:
1. Познакомить учителей с программой внеурочной деятельности «Культура здоровья человека».
2. Выявить основные этапы создания проекта на примере темы «Сердечно-сосудистые заболевания и их профилактика».
3. Создание в группах мини-проектов.
4. Оценка проектов по критериям.
Ожидаемые результаты: создание трех проектов - газеты, буклета и исследовательской работы по теме «Заболевания сердечно-сосудистой системы и их профилактика».
Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор для презентации, ноутбук для создания буклета, ватман, маркеры для создания газеты, материал для исследовательской работы.
Добрый день, уважаемые гости. Прошу Вас выбрать определенный цвет и разделиться на 3 группы. Выберите в каждой группе руководителя. Этот человек будет представлять результаты работы группы. Остальные участники распределяют обязанности по ходу выполнения заданий.
Сегодня я хочу провести вместе с вами мастер-класс по теме «Организация проектной деятельности, этапы ее реализации и оценка на занятиях ФГОС «Культура здоровья человека». Программа внеурочной деятельности «Культура здоровья человека» была составлена на основе авторской программы В.П. Александрова, И.В. Болгова практикум с основами экологического проектирования Москва «Вако» 2015 год.
Программа практикума знакомит учащихся с понятием и характеристикой здоровья человека, методами его сохранения, влиянием на организм вредных привычек и ориентирован на применение знаний в практической деятельности и подготовку учащихся к обучению в профильном медицинском классе. В программе содержатся задания для выполнения исследовательских работ и проектов в соответствии с требованиями ФГОС к оформлению их результатов. Особенность программы – интеграция экологии, биологии, географии, физики, химии, истории и других наук. Особое внимание уделено в программе формированию метапредметных результатов.
Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
1. Формирование и развитие основ читательской компетенции
2. Совершенствование приобретённых на первом уровне навыков работы с информацией и пополнение их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
3. Приобретение опыта проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Календарно-тематическое планирование программы «Культура здоровья человека»
№ занятия |
Дата |
Тема урока |
Домашнее задание |
1 |
7.09 |
Биосоциальная природа человека. Виды здоровья |
Презентация «Сходство и различия человека и животных» |
2 |
14.09 |
Человек как объект исследования различных наук |
Составить словарь терминов, презентация об одном из великих русских физиологов |
3 |
21.09 |
Красота и здоровье
|
Презентация «Эталоны красоты разных времен и народов» |
4 |
28.09 |
Генетика человека. Генеалогическое древо |
Составить генеалогическое древо своей семьи |
5 |
5.10 |
Строение организма и регуляция его работы |
Составить словарь терминов |
6 |
12.10 |
Опорно-двигательная система. Определение параметров антропометрического и функционального развития |
Провести антропологические измерения |
7 |
19.10 |
Мой портфель |
Разработать анкету по теме «Мой портфель», спроектировать исследование |
8 |
26.10 |
Изучение влияние высоты каблука у учениц 5-11 классов школы на состояние опорно-двигательной системы |
Спроектировать исследовательский проект |
9 |
9.11 |
Строение и гигиена ротовой полости |
Спроектировать исследование, отчет по экскурсии |
10 |
16.11 |
Системы кровообращения и дыхания. Оценка состояния здоровья по функциональным пробам |
Сделать выводы о своем здоровье на основе функциональных проб |
11 |
23.11 |
Кожа. Гигиена кожи |
Составить словарь терминов, отчет по экскурсии |
12 |
30.11 |
Внимание и память |
Используя ресурсы Интернета подготовить электронное пособие по определению различных видов памяти |
13 |
7.12 |
Звуковое восприятие. Гигиена слуха |
Разработать анкеты и провести опрос по теме «Здоровый слух», «Плеер – мой друг и враг» |
14 |
14.12 |
Иллюзии |
Ознакомиться с коллекцией «Зрительные иллюзии феномены» на сайте психологического факультета Московского гос универс |
15 |
21.12 |
Образ жизни и здоровье |
Словарь терминов |
16 |
11.01 |
Разработка паспорта здоровья |
Обсудить паспорт здоровья с родителями |
17 |
18.01 |
Нормы питания. Оценка рациона питания |
Составить свой рацион питания на день |
18 |
25.01 |
Быстрое питание, или фастфуд |
Спроектировать исследование |
19 |
1.02 |
Модные напитки |
Спроектировать исследование |
20 |
8.02 |
Мороженое: секреты маркировки |
Спроектировать исследование |
21 |
15.02 |
Тату и пирсинг: за и против |
Спроектировать исследование |
22 |
22.02 |
Стресс. Организация зон релаксации в школе |
Создать видеоаудиокомпозицию релаксации |
23 |
1.03 |
О вреде курения |
Создать антирекламу |
24 |
15.03 |
Отрицательное влияние на организм человека ядовитых веществ. Алкоголизм, наркомания, токсикомания |
Создать антирекламу |
25 |
22.03 |
Подготовимся к выезду на отдых |
Подготовить слайд-экскурс по маршрутам путешествий |
26 |
5.04 |
Право на здоровье |
Заполнить таблицу, составить карту расположения здания школы в микрорайоне, подготовить презентацию «Мои права и обязанности»» |
27 |
12.04 |
Значение и формы размножения в природе |
Используя ресурсы Интернета подготовить презентацию «Формы размножения в природе» |
28 |
19.04 |
Репродуктивное здоровье человека. Планирование семьи |
Создать электронную коллекцию высказываний о семье |
29 |
26.04 |
Инфекции, передающиеся половым путем |
Изучить на сайте ВОЗ информационные бюллетени «Инфекции, передающиеся половым путем» |
30 |
3.05 |
Биологическая и социальная роль мужчины и женщины |
Заполнить таблицу и словарь по теме занятия |
31 |
10.05 |
Как ему (ей) понравиться? |
Коллаж «Я и мои увлечения» |
32 |
17.05 |
Семья и культура мира: традиции, обычаи, праздники, стереотипы |
Фотоколлаж или презентация «Семейные традиции» |
33 |
24.05 |
Плюсы и минусы гражданского брака |
Презентация «Плюсы и минусы гражданского брака» |
Чтобы освоить метод проектов я предлагаю вам рассмотреть сегодня одну из тем занятий.
Показ презентации.
· Определение темы занятия
· Самодиагностика
· Актуализация темы
· Формулировка гипотезы исследования
· Определение цели и задач исследования
· Выбор форм проектной деятельности
· Работа в группах по созданию проектов
· Оценка проектов.
Итак, мы с вами выделили основные этапы проекта (высветить на доску).
1. Выдвижение проблемы, цели проекта.
2. Планирование.
3. Выполнение проекта.
4. Анализ результатов.
5. Защита проекта.
Работа в группах по созданию проектов (5-7 мин):
1 группа - составить на основе подготовленного материала макет газеты
2 группа – составить буклет на основе программы Microsoft Office Publish
3 группа – собрать на основе имеющихся материалов исследовательскую работу.
Защита проектов.
Посмотрим, что у вас получилось. Представители каждой группы демонстрируют отчет о проделанной работе. У вас получился продукт совместной деятельности. В его создании участвовал каждый член группы и внес свой вклад чтобы получить конкретный результат.
Метод проектов формирует умение самостоятельно определять цели своего обучения; ставить и формулировать задачи в учебе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей.
Оценка проектов по критериям:
Критерии оценивания газеты.
Критерии |
Отсутствует 0 баллов |
Слабо 1 балл |
Хорошо 2 балла |
Отлично 3 балла
|
Содержание газеты.
|
|
|
|
|
Оформление газеты.
|
|
|
|
|
Эстетическое восприятие газеты. Хорошее общее впечатление от просмотра. |
|
|
|
|
Представление проекта.
|
|
|
|
|
Общее количество баллов |
|
|||
Оценка |
|
Границы выставления отметок
34– 42 б – оценка «5»
26 – 33 б – оценка «4»
17 – 25 б – оценка «3»
менее 16 б – оценка «2»
Критерии оценки исследовательской работы
Критерии |
Отсутствует 0 баллов |
Слабо 1 балл |
Хорошо 2 балла |
Отлично 3 балла
|
1.Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы |
|
|
|
|
2.Реальность и практическая ценность |
|
|
|
|
3.Уровень самостоятельности |
|
|
|
|
4.Качество оформления |
|
|
|
|
5.Содержательность, полнота (согласно заявленной темы) |
|
|
|
|
6.Оценка рецензентом |
|
|
|
|
7.Качество предоставления доклада |
|
|
|
|
8.Глубина знаний по предлагаемой теме |
|
|
|
|
9.Ответы на вопросы членов жюри и участников Конференции |
|
|
|
|
10.Оценка творческих способностей докладчика |
|
|
|
|
11.Уровень дискуссионно-ораторских навыков; |
|
|
|
|
Общее количество баллов |
|
|||
Оценка |
|
Границы выставления отметок
27– 33 б – оценка «5»
20 – 26 б – оценка «4»
13 – 19 б – оценка «3»
менее 12 б – оценка «2»
Критерии оценивания буклета
Критерии оценки |
Позиция отсутствует (в баллах) |
Слабо (в баллах) |
Хорошо (в баллах) |
Отлично (в баллах) |
Содержание (0-9 баллов) |
0 |
1 |
2 |
3 |
Фиксация идеи |
|
|
|
|
Представление цели |
|
|
|
|
Адекватность выражаемого содержания поставленной учебной задаче |
|
|
|
|
Корректность текста (0-9 баллов) |
0 |
1 |
2 |
3 |
Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок |
|
|
|
|
Краткость, точность, законченность информации. |
|
|
|
|
Достоверность информации, подтвержденная источниками. |
|
|
|
|
Дизайн (0-15 балла) |
0 |
1 |
2 |
3 |
Разметка буклета и его оформление логичны и отвечают эстетическим требованиям. |
|
|
|
|
Дизайн не противоречит содержанию. |
|
|
|
|
Графические объекты – привлекательны, интересны, соответствуют содержанию, размещены корректно. |
|
|
|
|
Текст легко читается. |
|
|
|
|
Фон сочетается с текстом. |
|
|
|
|
Общее количество баллов |
|
|||
Оценка |
|
Границы выставления отметок
27– 33 б – оценка «5»
20 – 26 б – оценка «4»
13 – 19 б – оценка «3»
менее 12 б – оценка «2»
В заключение нашего мастер класса, я предлагаю вам выразить свое мнение. Для этого у вас всех на столах лежат пустые карточки. На этих карточках напишите, что вам понравилось, что вы узнали нового, чтобы хотели добавить или исправить.
А со своей стороны, я хочу поблагодарить всех за активное и творческое участие в проведении мастер класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.