Организация проектной деятельности в начальной школе.
Оценка 4.9

Организация проектной деятельности в начальной школе.

Оценка 4.9
docx
05.04.2020
Организация проектной деятельности в начальной школе.
проект 6 класс.docx

 

Организация проектной деятельности в начальной школе

        Проектирование, в котором участвуют учащиеся начальной школы, рассматривается как способ организации деятельности детей с целью решения образовательных задач. Эта деятельность предполагает выполнение творческих проектов, активно способствует развитию интеллекта, технологическому образованию учащихся, подготовки школьников к реальным условиям жизни, рациональному и творческому использованию своих возможностей.

       Меня много лет волнует вопрос: как помочь маленькому человеку, который сейчас сидит за партой, справиться с тем обилием информации, которая на него наваливается и в школе и дома. Как научить использовать эту информацию? Как сделать процесс обучения более интересным, творческим? Ведь потребление информации само по себе ещё не гарантирует повышение уровня образованности. Из 100% наших сегодняшних знаний, лишь 60% будут актуальны через 3-4 года. По данным психологических исследований более 50% выпускников начальной школы недостаточно глубоко понимают содержание текста,  43% не умеют выделять главное, существенное, испытывают затруднения в умении делать выводы.

 Поэтому мое педагогическое кредо:        

 - не стоять на месте: движение  - это жизнь;                                                            

 - верить в возможности учащихся;                                                                               

 - создавать на уроке благоприятный микроклимат;                                                 

 - взаимоуважение между учащимися и учителем;                                                    

 - создание условий для творческого развития учащихся.

      Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

      Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Изучая современные педагогические технологии, я сделала вывод, о том, что вышеперечисленные умения и мыслительные операции лучше развиваются в проектной деятельности  при использовании методов и приёмов критического мышления, суть которых точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».

      Актуально то, что технология развития критического мышления позволяет реализовывать основные направления модернизации образования:

  • деятельный характер образования,
  • личностная ориентация обучения,
  • востребованность результатов образования в жизни.

 

         Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной интеллектуально развитой личности. Я убеждена, что важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам, как базовому звену в развитии интеллектуально-творческой, критически  мыслящей личности.

       Характеристика основной идеи опыта,  ее инновационной и практической значимости.

        Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка существует много, но проектно-исследовательская практика – один из самых эффективных. Дети рождаются с врожденным поисковым  рефлексом: что это? Где это? Зачем это? Как научить видеть проблемы, конструировать, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Решать эту проблему в педагогической деятельности можно через использование проектного метода обучения как современной педагогической технологии. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность. Но при этом необходимо  учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

      В педагогике под методом проектов понимается совокупность приемов, операций, которые помогают овладеть определенной областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, когда  мы говорим о методе проектов, то имеем  в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.

       Метод проектов появился в 19 веке в США. В его основе лежал принцип  «обучение посредством делания».  Американский философ и педагог Джон Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, сообразуясь с личным интересом ученика. Суть метода – стимулировать интерес  учеников к определенным проблемам, а через проектную деятельность  показать практическое применение полученных знаний.

      Цель учебного проекта в начальной школе – развитие личности детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме,  самоутверждения.

      Задачи :

1.Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2.Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

-умение вести диалог;

-координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

-способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать.

3.Формирование социально адекватных способов поведения.

     Учебный проект с точки зрения педагога – это дидактическое  средство развития, обучения и воспитания, которое  позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.

       Роль учителя, организующего проектно-исследовательскую деятельность, состоит не столько в преподавании, сколько в создании условий  для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию, применению полученных знаний на практике. Учитель  перестает быть «предметником», становится педагогом широкого профиля и, как руководитель проекта, должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. В учебном процессе используются различные виды проектов в зависимости от доминирующего  метода и виду преобладающей деятельности: исследовательские, творческие, игровые, информационные, социально-значимые.

       Исследовательские проекты совпадают со структурой  научного исследования. Это актуальность темы,  проблема,  объект исследования,  цель и задачи исследования, гипотеза,  методы исследования,  результат,  вывод. 

       Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается  и развивается в соответствии  с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть  стенгазета, сценарий праздника.

      Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемой.

     Информационные проекты  направлены на сбор информации о каком-либо объекте, на анализ, обобщение и представление для широкой аудитории.  Продуктом  такого проекта часто является публикация в школьной газете, в журнале, в Интернете.

      Особое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты.  Эти  проекты содержат четко обозначенные результаты обучающихся и ориентированны на социальные запросы участников.

По профилю знаний проекты бывают :

монопроекты  - в рамках одного предмета,

межпредметные – по двум или более предметам,

надпредметные – выходят за рамки предметов; 

по количеству учащихся:

 индивидуальные,

 парные,

 групповые;

по характеру контактов между участниками:

 внутриклассные,

 внутришкольне,

 региональные;    

по продолжительности:

краткосрочные,

средней продолжительности,

долгосрочные.

      Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти через все этапы  проектной деятельности, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются  сразу же, как только начинается работа над проектом.

Этапы работы над проектом:

I этап. Подготовительный. Погружение в проект.

      На данном этапе  выбирается и формируется проблема, которая будет решена в ходе проектной деятельности. Проблема должна быть актуальной и интересной. Педагог должен показать  практическое применение знаний, полученных в ходе проекта. Первоначально темы предлагаются учителем, затем тематика проектов может выбираться детьми.

II этап. Организация деятельности.

      На данном этапе  выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы. Главная цель – обучающиеся должны учиться сотрудничать с любым коллективом.  На этом этапе обговариваются поиск информации и  распределяются роли.

III этап. Осуществление деятельности.

   Это реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Этот этап самый трудоемкий. Ученики теряются в мире информации. Но они активно работают, анализируют и обобщают полученный  материал. Желательно, чтобы этот этап проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе.

Обратите внимание на Приложение 2.      Памятка работы над проектом

 IV этап.  Презентация проекта.

      На данном этапе учащиеся презентуют свой проект в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную информацию и т.д.  Участники обсуждают и анализируют  возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Данный этап проекта очень важен, поскольку он решает  следующие задачи: развитие научной речи,  возможность продемонстрировать  свои достижения, расширение своих знаний.

Обратите внимание на Приложение 3.

V этап. Рефлексия.

Защита проектов должна быть публичной. С привлечением авторов других проектов и зрителей. По итогам защиты поощряются не только те, кто хорошо провел свою защиту, но и те, кто задавал умные и интересные вопросы. Особое внимание хочется обратить на то, что учитель не должен допустить присуждения  мест за проект. В начальной школе должен быть поощрен каждый  ученик, принимавший участие в выполнении проекта.

       То  есть проект – это «пять П»:

Проблема – Проектирование – Поиск информации  – Продукт - Презентация

Проект для ученика – это средство самореализации.

Проект для учителя – средство решения задач обучения и воспитания.

Проект для родителей – это средство для укрепления сотрудничества и взаимопонимания между членами семьи, повышения самооценки ребёнка, уважения к мнению каждого в семье, налаживание творческих контактов со школой.

 

Модель технологии развития критического мышления

В проектной деятельности на разных ее этапах  я применяю приёмы современной образовательной технологии - технологии развития критического мышления (ТРКМ), которая предусматривает аналогичные цели, задачи и результаты обучения в начальной школе .

Технология развития критического мышления разработана аме­риканскими учёными Чарльзом Темплом, Куртом Мередитом и Джинни  Стил. Адаптирована к российской образовательной системе Ириной Муштавинской (кандидат педагогических наук), Игорем Загашевым (кандидат педагогических наук),  Сергеем Заир-Беком (кандидат  педагогических наук, исполнительный директор программы развития критического мышления посредством чтения и письма).

       Теории, на которых базируется ТРКМ (технология развития критического мышления):

конструктивизм – развитие осуществляется в процессе активного конструирования знания субъектом обучения;

теория схем – ученик в процессе познания видоизменяет, модифицирует свои схемы, представления. Значит необходимо развивать умение осознавать эти схемы, работать с ними;

Ответный критицизм читателя – для осмысления текста учащимся необходимо озвучивать свое мнение, самим конструировать  смысл сообщения;

Метакогнитивное обучение – процесс познания должен быть осознанным. Эта осознанность осуществляется в виде рисунков, графиков, проговаривания.

Цель ТРКМ:

       обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс (развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни  умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.): развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности;

       развитие аналитического, критического мышления (выделение причинно-следственных связей; рассматривание новых идей и знаний в контексте уже имеющихся; выделение ошибок в рассуждениях; умение отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения);

       формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

      ТРКМ посредством чтения и письма - это поиск здравого смысла (как рассудить объективно и поступить логично с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений), а также умение отказаться от собственных предубеждений. Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный опыт. «Критическое» не означает «я критикую», а - «я критически отношусь к своим взглядам и готов их пересмотреть».

      Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. В её основе – трёхфазная структура урока.
      Стадия вызова. Пробуждение интереса к предмету

      Задачи:

актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом;

пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету;

помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

      В классе на стадии вызова учащиеся  получают задание, потом путём мозговой атаки составить список того, что они знают или думают. Иногда мозговая атака проводится индивидуально с каждым учеником, иногда парами или с участием всей группы. Кто-нибудь записывает результат групповой мозговой атаки на доске, причём все идеи принимаются независимо от того, правильны они или нет. Затем преподаватель может задавать вопросы учащимся о том, что не обсуждалось в данный момент, но имеет непосредственное отношение к прочитанному. Во время этой фазы важно, чтобы педагог говорил как можно меньше и давал слово учащимся. Роль учителя состоит в том, чтобы выступать в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять, однако, при этом внимательно выслушивая их соображения. На этой стадии учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, систематизируют информацию, составляют кластеры. Разбивка на кластеры — эта педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу определенной темы. Она требует выделения лишь тех структур (слов), которые ассоциируются с этой темой.
       На первой фазе осваивается несколько важных познавательных видов деятельности. Во-первых, обучаемый активно участвует в вызове того, что он знает о данной тематике. Это заставляет учащегося анализировать собственные знания на подступах к той теме, которую он начнёт разбирать во всех подробностях. Через эту первичную деятельность обучаемые определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Это очень важно, так как знания становятся прочными, если они приобретаются в контексте того, что человек уже знает и понимает. И наоборот, информация будет быстро утрачена, если она предложена учащемуся без контекста или без увязки с теми знаниями, которые у него уже были.                                                        

       Вторая цель фазы вызова – активизация обучаемого. Для того чтобы обучаемые осознанно и критически подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе обучения. Участие становится активным только тогда, когда учащийся начинает целенаправленно мыслить и выражать эти мысли словами, т.е. демонстрация знаний (себе и партнёру) происходит при активной мыслительной деятельности с помощью устной или письменной речи. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. Это  даёт учащимся возможность эффективнее увязать новую информацию с известной,  так как контекст для понимания становится самоочевидным. Поскольку долгий процесс понимания – это процесс увязывания новой информации с предыдущими представлениями, очень важна третья цель стадии вызова. На этой стадии определяется цель предлагаемой темы. Существует два типа целей: цель, поставленная преподавателем в предлагаемом тексте, и цель, выбранная учащимся самостоятельно. Цели, выбранные самостоятельно, более сильны, чем цели, определяемые извне. Обычно личный интерес определяет личную цель. Мотивация учебной деятельности снижается, если устойчивый интерес к ней отсутствует.

      Стадия реализации смысла. Осмысление материала во время работы над ним.

Задачи:

помочь активно воспринимать изучаемый материал;

помочь соотнести старые знания с новыми.

Это  фаза обучения, во время которой преподаватели оказывают наименьшее влияние на обучаемого. Именно во время этой второй фазы, обучаемый должен научиться самостоятельно и активно работать.

        Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов.

Задачи:

помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;

помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

На этом этапе следует задается вопрос о том, что было сделано после прочтения текста, и кратко обсуждают результаты мозговой атаки, проведённой как индивидуально, так и всей группой. Рефлексия – это то состояние, когда информацию пропускаешь через своё видение. При рефлексии обязательно полученную информацию надо обращать в словесную, письменную форму, ибо только при этом процессе происходит гармония из хаоса мыслей, т.е. в процессе вербализации происходит осмысление новой информации. Именно на этой стадии учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс.
       Приёмы технологии «Развития критического мышления»

       Стадия вызова.
На данной стадии мной применяются приёмы «Верите ли вы?» («Данетка») и «ЗХУ». Прием “Верите ли вы?” Этот прием позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении весь урок и придает ему определенную интригу. Данный прием способствует формированию умения критически оценивать результат. Также используются для проверки слова “Да”, “Нет” с последующей самопроверкой.

Правила игры:
1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.
2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах.
3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Приём «Маркировочная таблица ЗХУ» (Знаю – Хочу узнать – Узнал). Её цель – пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации; развитие мыслительных способностей учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме. В ней три колонки: знаю, хочу узнать подробнее, узнал новое. В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе изучения темы информацию. Особое требование при заполнении записывать сведения, понятия или факты следует только

 

 

 своими словами. Данный приём продолжаем использовать на стадиях «Осмысления» и «Рефлексии»

       Стадия реализации смысла (Осмысления).

При изучении новой темы я организую работу в группах или парах, используя при этом приёмы: «Чтение - суммирование в парах» и «Фишбоун».

Приём «Чтение-суммирование в парах» лучше применять в 3-4 классах. Детям предлагается несколько разных текстов по общей теме (или один и тот же текст  фрагментами). Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания всех текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что узнали.

Прием «Фишбоун» - «Рыбий скелет»

Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив  верхних – располагаются нижние,  на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.

 

 

Стадия рефлексии.

Условия, необходимые  для обучения постановке правильных вопросов

      Не делайте трагедии, если ученик не может ответить на поставленный вопрос. Это нормальная ситуация — он же ученик, он учится. Учитель рядом, чтобы помочь.

      Задавайте больше творческих вопросов, на которые можно дать несколько правильных ответов и которые могут продлить диалог.

      Рекомендуется начинать вопросы со слов: «Кстати, интересно…», которые обращены как бы ни к кому.

      Вы можете поделиться своими проблемами у учащихся, но только настоящими, не выдуманными.

        Вопросы, которые начинаются со слова «Почему», да еще при соответствующей интонации, вызывают у ученика желание обороняться.

       Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов я использую прием «Ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.

       Работа ведется над составлением таких типов вопросов:

-простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию;

     - интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей;

     - оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов;

     - творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза;

    -  практические вопросы, если речь идет о связи теории и практики (как посадить семена цветов, как работает пылесос?)

 Учащиеся абсолютно всех возрастов, начиная с первоклассников, понимают значение всех типов вопросов. В любом возрасте дети могут привести свои примеры по каждому типу вопросов. Учащиеся любят такого рода занятия, похожие на игру, а игровая деятельность в процессе обучения является движущим фактором в познании

В технологии критического мышления есть очень много стратегий, позволяющих вести обучающую деятельность более интересно и эффективно.

 

http://pedsovet.su/_pu/56/24802583.jpg

.


Стратегии и приемы, позволяющие развивать умение задавать вопросы

Стратегия «Вопросительные слова»

      Учащиеся по просьбе учителя записывают в таблицу, состоящую из двух колонок, слова. В правую колонку пишут понятия, связанные с изучаемой темой, а в левую пишут вопросительные слова. Не менее 8-10. После этого ученикам предлагается за 5-7 минут сформулировать как можно больше вопросов, складывая по смыслу слова из двух колонок. Работа может быть как индивидуальная, так и парная.

Лучшие вопросы отмечаются, ученики поощряются.

Где?

Куда?

Когда?

Почему?

Как?

Сколько?

«Толстый и тонкий вопросы»

Этот прием довольно простой. Составляется таблица из двух колонок:

Левая колонка — толстые вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые могут быть развернутыми, подробными, более наполненными, обстоятельными и длинными. Например, «какие факторы повлияли на выбор этого места под строительство столицы?».

Правая колонка — тонкие вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые обычно получаются однозначными, короткими, по факту. Например, «Какой ваш любимый праздник?».

Прием используется в следующих обучающих ситуациях:

для моделирования диалогов взаимоопросного характера. Учащиеся по изучаемой теме задают друг другу по 2-3 тонких и толстых вопроса, предварительно записанных в таблицу;

при анонсе новой темы, можно попросить учащихся сформулировать разные вопросы, возникшие у них и записать их в таблицу. Это даст представление учителю о качестве уже имеющихся знаний по теме и поможет ему сориентироваться с объяснением новой темы;

можно дать детям задание уже после прохождения темы и выяснить, какие толстые и тонкие вопросы остались без ответов. Это даст учителю понять, что тема изучена не досконально и требует более тщательной проработки.

Приём «Шесть шляп мышления»

«Шесть шляп мышления» используются на стадии рефлексии, при подведении итогов работы на уроке. Каждому ученику предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить.

Красная шляпа предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения.

Белая – перечень фактов.

Черная – выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление).

Желтая – позитивное мышление, что было хорошего и почему.

Ученики, выбравшие зеленую шляпу, ищут ответы на вопрос, где и как можно применить изученный материал.

Синяя шляпа предполагает общий, философский вывод, можно объединить в группы по цвету шляп.

 Рефлексия «Метод пяти пальцев»                                         

Обведите свою левую ладонь. Затем на каждом пальце знаками плюс и минус оцените свою работу на уроке, согласно следующим показателям:

М (мизинец) – мыслительный процесс. «Я сегодня получил достаточный объем знаний и опыт благодаря своей работе»

Б (безымянный) – близость цели. «Я достиг цели урока»

С (средний) – состояние духа. «Сегодня на уроке у меня было хорошее настроение»

У (указательный) – услуга, помощь. «Я сегодня оказал помощь своему однокласснику         ( своим одноклассникам) разобраться в теме»

Б! (большой) – бодрость, физическая форма. « Самочувствие мое на уроке было хорошим, комфортным»

Заключение

      Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.

        Тексту  отводится приоритетная  роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют,  интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.

       Роль учителя — в основном координирующая.

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Графическая организация материала может применяться на всех этапах учения как способ подготовка исследованию, как способ направить это исследование в нужное русло, как способ организовать размышление над полученными знаниями. Средства технологии позволяют работать с информацией в любой области знания, а это значит, что ознакомление с ней можно организовать на любом предметном материале.

        Принципиальными моментами для технологии «ТРКМ» являются:

- активность субъектов в образовательном процессе;

- организация групповой работы в классе;

- развитие навыков общения;

- идея ценности личности;

- подход к образовательной технологии как средству и инструменту самообразования человека;

- соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в

      Не следует забывать слова В.А. Сухомлинского «Есть успех, есть желание учиться. Особенно важно это на первом этапе обучения – в начальной школе, где ребенок не умеет преодолевать трудности, где неудача приносит настоящее горе ».

        Полностью придерживаюсь мнения тех учёных, которые считают, что творческие способности можно развить, создав для этого специальные условия. Если школьник с самого начала подготовится к тому, что он должен создавать, придумывать, находить оригинальные решения известным проблемам, то личность будет формироваться не так, как формируется личность ребёнка, обучаемого в рамках идеологии – повторение сказанного учителем.

Литература:

Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 2. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. – 318с

Загашев И. О., Заир-Бек С. И. - СПб: Альянс «Дельта», 2003. - 284с.

Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994.

Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена 2001, №4

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.

Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус//Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 6. 2003. С. 97-110.

Темпл, Ч. Как учатся дети: свод основ / Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил // Пособие, -М., Изд-во ин-та «Открытое общество», 2002.- 105 с.

Федотовская Е.И. К проблеме развития навыков критического мышления при работе с иноязычными текстами. // «Текст. Восприятие, информация, интерпретация». Сб. докладов I Международной научной конференции Российского нового университета. - Москва, 2003. - с.279 – 283с.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Организация проектной деятельности в начальной школе

Организация проектной деятельности в начальной школе

Характеристика основной идеи опыта, ее инновационной и практической значимости

Характеристика основной идеи опыта, ее инновационной и практической значимости

Роль учителя, организующего проектно-исследовательскую деятельность, состоит не столько в преподавании, сколько в создании условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию, применению полученных…

Роль учителя, организующего проектно-исследовательскую деятельность, состоит не столько в преподавании, сколько в создании условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию, применению полученных…

Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти через все этапы проектной деятельности, кажется сомнительной и даже пугающей

Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти через все этапы проектной деятельности, кажется сомнительной и даже пугающей

Обратите внимание на Приложение 3

Обратите внимание на Приложение 3

Метакогнитивное обучение – процесс познания должен быть осознанным

Метакогнитивное обучение – процесс познания должен быть осознанным

Во время этой фазы важно, чтобы педагог говорил как можно меньше и давал слово учащимся

Во время этой фазы важно, чтобы педагог говорил как можно меньше и давал слово учащимся

Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов

Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов

Стадия реализации смысла (Осмысления)

Стадия реализации смысла (Осмысления)

Задавайте больше творческих вопросов, на которые можно дать несколько правильных ответов и которые могут продлить диалог

Задавайте больше творческих вопросов, на которые можно дать несколько правильных ответов и которые могут продлить диалог

Стратегии и приемы, позволяющие развивать умение задавать вопросы

Стратегии и приемы, позволяющие развивать умение задавать вопросы

Правая колонка — тонкие вопросы

Правая колонка — тонкие вопросы

У (указательный) – услуга, помощь

У (указательный) – услуга, помощь

Литература: Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс

Литература: Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2020