Организация в первых классах начальной школы проектной деятельности
Хуторцова Н.А., Родионова Ю.А., учителя
начальных классов МОУ лицея №8 «Олимпия»
В настоящее время в начальной школе, в соответствии с современными стандартами обучения, ребёнку необходимо дать не только объем определенных знаний, но и формировать умение быть коммуникабельной личностью, умеющей добывать информацию и работать с ней, применять знания в различных жизненных ситуациях, в том числе и развивать профориентационные навыки. Это отражено в УУД.
Основу умения учиться на начальном этапе обучения составляют универсальные учебные действия, которые включают навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Также формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Проектная деятельность позволяет активно формировать эти умения, в результате которых должно получиться что-то новое для детей младшего школьного возраста: продукт, книга, модель, презентация и т.д.
В начальной школе главными целями введения проектной деятельности – это развитие интереса к предмету; приобретение исследовательского опыта; развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории; развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д., получение дополнительных знаний по теме; развитие навыков монологической речи.
Организация новой деятельности в начальных классах (проектной) отличается и требует соблюдения следующих условий:
1. Проекты должны быть интересны и посильны для ученика начальной школы.
2. Средства, которыми ребенок должен достичь цели своего проекта должны быть в близком окружении (дома, в школе и т.п.).
3. Организационная и направляющая поддержка взрослых на каждом этапе работы над проектом.
В данной статье мы хотим привести пример по формированию организации проектной деятельности на базе учащихся первых классов МОУ лицея №8 «Олимпия».
В первом классе проектная деятельность в школе провоцируется учителем или совместно и чаще касается непредметного содержания, например, «Калейдоскоп профессий от А до Я». Проект был практико-ориентированным и носил коллективно-распределенный, взаимообучающий характер, с регулярными выступлениями перед классом. Главное внимание уделялось обсуждению критериев отношения к работе, а не ее оценивания.
Наша работа стала общеклассным делом, так как участвовали 80% учащихся двух классов.
На уроке окружающего мира у нас возникла проблема. Изучая тему «В мире профессий», каждый из ребят стал рассказывать о профессиях своих пап и мам. Оказалось, что о некоторых профессиях мы даже не знали и не слышали (коуч, тьютер, мерчендайзер…).
Поэтому целью нашего проекта стало расширение знаний о мире профессий и интереса к работе родителей учеников наших классов.
Для достижения этой цели мы с учащимися решали следующие задачи:
1. Узнать о пользе профессии своих родителей.
2. Посетить место работы папы или мамы, сделать фотоотчет о профессии.
3. Поделиться своими знаниями о профессии с одноклассниками.
4. Создать сборник «Калейдоскоп профессий» и подарить его лицейской библиотеке.
Начиная эту работу, мы предполагали, что проделанная нами работа позволит повысить интерес учеников начальной школы к профессиям своих родителей, и расширит их знания о пользе разных профессий в жизни людей.
Решая первую задачу нашего проекта, учащиеся первых классов, как настоящие корреспонденты и репортеры, брали интервью у своих родителей. Перед этим в классе мы составили ряд вопросов, на которые они должны были ответить:
· Кем вы работаете?
· Как называется место работы?
· Чем занимаетесь на своем рабочем месте?
· Почему именно эта профессия заинтересовала вас в жизни?
После интервью каждый попросил маму или папу организовать посещение места их работы. Конечно, в современном мире все умеют пользоваться современными гаджетами, и поэтому не составило труда, сделать интересные фотографии с места работы родителей.
Решая третью задачу нашего проекта, учащиеся делали обзор профессий своих пап и мам на уроках окружающего мира, литературы и классных часах. Многим ребятам очень понравилась профессия родителя, о которой они рассказывали. И они захотели поделиться своими впечатлениями с учащимися других классов и участниками различных творческих конкурсов, таких как областной конкурс социальных проектов и областной фестиваль ученических проектов.
Это позволило решить еще одну актуальную проблему среди учеников первых классов – это создание портфеля достижений, что является эффективной формой оценивания, и действенным средством для решения ряда важных педагогических задач, позволяющих:
· поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
· поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
· развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
· формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Как вы думаете, чем должен был завершиться первый опыт работы над проектом?
Нет, не чаепитием… Не выкинутыми работами… не хорошими оценками…. А созданием книги «Калейдоскоп профессий от А до Я».
При создании нашего справочника или даже энциклопедии мы обратили внимание на то, что не на все буквы алфавита мы нашли название профессии. Поэтому планируем продолжить эту работу и на следующий год.
Хотелось бы сказать, спасибо родителям учащихся первого «А» и «В» классов, учителям, ребятам других классов за помощь и поддержку в нашем новом деле. Наш сборник занял почетное место в библиотеке лицея №8 «Олимпия».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.