"Организация проектной деятельности в средней школе в соответствии с ФГОС"

  • docx
  • 04.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Организация проектной деятельности в ОУ.docx

Организация проектной деятельности в средней школе

в соответствии с ФГОС.

Учитель истории и обществознания МАОУ «Баженовская СОШ №96» Томилова Е.П. п. Белоярский, Свердловская область.

«Все, что я познаю, я знаю,

для чего это мне надо,

и где, и как я могу

эти знания применить»

 

(основной тезис современного понимания метода проектов).

 

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Проблема - задача, содержащая противоречие, не имеющая однозначного ответа и требующая исследования и поиска решений. Берет свое начало в проблемной ситуации.

Проблемная ситуация – обстоятельства и условия деятельности учащихся, содержащие противоречия, не имеющие однозначного решения.

Проблемный вопрос – вопрос, отражающий сущность, основное противоречие рассматриваемой темы, не предполагающий однозначного тривиального ответа.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

«Проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи» (А.И. Савенков)

Вместе с тем в основе и метода проектов, и метода исследований лежат:

*    развитие познавательных умений и навыков учащихся;

*    умение ориентироваться в информационном пространстве;

*    умение самостоятельно конструировать свои знания;

*    умение интегрировать знания из различных областей наук;

*    умение критически мыслить.

Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев) и могут быть подсистемами друг у друга.

Задачи проектной деятельности:

*    Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов, самостоятельности в выборе форм и методов.

*    Умение анализировать и применять полученную информацию;

*    Формировать позитивное отношение к работе: учитель должен поощрять  инициативу, энтузиазм, не забывая о контроле за сроками и качеством работы.

*    Формирование культуры общения в процессе работы над проектом, а также умения изложить и представить полученные в ходе исследования материалы.

Учебный проект с точки зрения обучающегося:

ü Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

ü Это деятельность, позволяющая  проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

ü Это работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.     

 Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана реализации проекта) и реализации.

Учебный проект  с точки зрения учителя:

Это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у учащихся, а именно учить:

ü проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

ü целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

ü самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

ü представлению результатов своей деятельности и хода работы;

ü презентации в различных формах, с использованием  специально  подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

ü поиску и отбору актуальной и необходимой информации и усвоению необходимого знания;

ü практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

ü выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.

Участие учителя в проектной деятельности:

          -Неодинаково на разных его этапах.

           - Зависит от целей и задач проекта.

           - Зависит от возраста и подготовленности учащихся.

           - Самостоятельная работа возможна только при достаточной       подготовленности ученика как к практической деятельности в рамках  проекта, так и его кругозора и сферы его интересов.

           - Генератор идей.

           - Консультант.

           - Менеджер команды.

           - Приемщик готового продукта.

Этапы работы над проектом.

         Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования – погружение в проект, организация деятельности;

         Выдвижение гипотез, подбор материала, его обработка, обсуждение методов исследования;

         Осуществление деятельности, предъявление и обсуждение промежуточных результатов, анализ полученных данных;

         Подведение итогов, оформление результатов, их презентация.

Структура и циклограмма учебного проекта:

1-й этап – погружение в проект.

Учитель формулирует:

• проблему проекта;

• сюжетную ситуацию;

• цель и задачи   

Учащиеся осуществляют:

• личностное присвоение проблемы;

• вживание в ситуации;

• принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.

2-ой этап - организация деятельности.

Учитель предлагает:

• организовать группы;

• распределить амплуа в группах;

• спланировать деятельность по решению задач проекта;

• продумать возможные формы презентации результатов проекта.

Учащиеся осуществляют:

• разбивку на группы;

• распределение ролей в группе;

• планирование работы;

• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

3-й этап – осуществление деятельности.

Учитель не участвует, но:

• консультирует учащихся по необходимости;

• ненавязчиво контролирует;

• дает новые задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;

• репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.

Учащиеся работают активно и самостоятельно:

• каждый в соответствии со своим амплуа и сообща;

• консультируются по необходимости;

• «добывают» необходимые знания;

• подготавливают презентацию результатов.    

 

4-й этап презентация.

Учитель принимает отчет:

• обобщает и резюмирует полученные результаты;

• подводит итоги обучения;

• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.       

Учащиеся демонстрируют:

• понимание проблемы, цели и задач;

• умение планировать и осуществлять работу;

• найденный способ решения проблемы;

• рефлексию деятельности и результата;

• дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

Классификация учебных проектов.

1.     По ведущей деятельности:

v поисковый,

v исследовательский,

v технологический,

v имитационный,

v конструирующий,

v творческий.

v По сфере применения результатов:

         экологический,

         страноведческий,

         социологический,

         краеведческий,

         этнографический,

         лингвистический,

         культурологический,

         маркетинговый,

         экономический,

         шоу бизнеса

3.     технологиям:

v мультимедиа,

v телекоммуникационный,

v театрализация,

v использующий бумагопластику,

v использующий лоскутную мозаику

4.     По способам объединения результатов на этапе презентации:

v мозаика

v конференция

v конкурс,

v состязание,

v концерт.

 

 

 

5.     По  отношению к предметной урочной системе:

v урочный

v урочно-внеурочный

v внеурочный

v внешкольный

6.     По видам презентации:

v издательский

v инсценирующий

v макетирующий

v видео- демонстрирующий

v компьютеро -  демонстрирующий

v Интернет представительствующий

7.     По составу участников:

v Одно-классный

v Меж-классный

v разновозрастный

v общешкольный

v межшкольный

v международный.

ИКТ и проекты.

         Сбор реальных данных имеет большое значение и дает ощущение связи реальной жизни с обучением.

         ИКТ служат инструментом эффективной коммуникации между членами группы, также как и с экспертами в своем сообществе или других странах.

          Информационно-коммуникационные технологии  позволяют сотрудничество с другими людьми:  в рамках разделяемого информационной среды ученики могут делиться создаваемыми продуктами, оценками и распространять свои идеи от имени группы.

         Использование цифровых лабораторий (датчиков для измерения силы, звука, электрического напряжения), связанных с компьютером, позволяет достичь аутентичности исследований – как в реальном мире, особенно в науке.

          Учащиеся не только читают о событии; они могут увидеть его медиа версию и самостоятельно интерпретировать. Они могут использовать Интернет, DVD, CD-диски

         ИКТ позволяют наблюдать сложные модели, которые невозможно представить с помощью карандаша и бумаги

          Область изучения может быть уравнена для всех учащихся – не играет роли, где они живут, каково их социальное и этническое происхождение. Для людей, живущих в малых, удаленных населенных пунктах стала доступна информация, открывающая весь мир.

Защита проекта.

На этапе организации деятельности руководитель и учащиеся должны с самого начала определиться с тем жанром, в котором они работают, и строго следовать его требованиям.

           Форма защиты проекта полностью зависит от типа проекта.

         Исследовательский проект:

        Демонстрация видеофильма;

        Защита на ученом совете;

        Научная конференция и др.

         Информационный проект:

        Деловая игра;

        Демонстрация видеофильма;

 

        Телепередача и др.

         Творческий проект:

        Реклама;                     

        Соревнование;

        Экскурсия и др.

         Прикладной (практико-ориентированный) проект:

        Иллюстрированное сопоставление документов;

        Демонстрация модели;

        Пресс-конференция др.

         Приключенческий, игровой, ролевой:

        Игра с залом;

        Ролевая игра;

        Путешествие и др.

Но наиболее распространенной и универсальной является мультимедийная презентация.

Структура презентации для защиты проекта.

*    Слайд 1:  Тема проекта. Авторы.

*    Слайд 2:  Краткая аннотация проекта.

*    Слайд 3:  Проблемный вопрос (ы).

*    Слайд 4:  Гипотеза.

*    Слайд 5:  Ход  исследования.

*    Аргументы в защиту гипотезы.

*    Выводы.

*    Список используемых источников информации.

Портфолио проекта.

         методический паспорт проекта;

         планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, - ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа;

         промежуточные отчеты группы;

         вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet;

         результаты исследований и анализа;

         записи всех идей, гипотез и решений;

         отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, "мозговых штурмах" и т. д.;

         краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения;

         эскизы, чертежи, наброски продукта;

         материалы к презентации (сценарий);

         другие рабочие материалы и черновик

 В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими - в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проекта оформленная папка сдается в жюри.

Методический паспорт проекта.

 – это документ, служащий для идентификации проекта и содержащий описание основных параметров, характеризующих проект в целом. Иными словами это краткая аннотация.

Структура:

1) Название проекта.

2) Руководитель проекта.

3) Консультант (ы) проекта.

4) Учебный предмет, по которому проводится проект.

5) Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.

6) Возраст учащихся, на который рассчитан проект.

7) Состав проектной группы (Ф.И.О. учащихся, класс).

8) Тип проекта (по критериям).

9) Цели проекта (практическая и педагогическая).

10) Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах).

11) Вопросы проекта (3-4 проблемных вопроса по теме).

12) Необходимое оборудование.

13) Аннотация (актуальность проекта, краткое содержание).

14) Предполагаемые продукты проекта.

15) График работы над проектом (этап – сроки - содержание).

16) Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

17) Оценки содержания.

Задача современной системы образования –

формирование совокупности универсальных учебных действий, которые

 обеспечивают компетенцию «научить учиться».

          «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

         «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

          сформированность универсальных учебных действий является залогом профилактики школьных трудностей.

Проект – это особый вид познавательной деятельности учащихся и результат этой деятельности, которые характеризуются следующими признаками:

– наличие социально значимой задачи,

– планирование действий по разрешению проблемы,

– поиск информации, которая затем будет обработана и осмыслена учащимися,

– оформление «продукта», представляющего результаты этой деятельности,

– презентация «продукта» и его социальной значимости.

В ходе работы над проектом  и в результате его защиты у учащихся формируются все универсальные учебные действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посмотрите также