Организация проектной деятельности в средней школе
в соответствии с ФГОС.
Учитель истории
и обществознания МАОУ «Баженовская СОШ №96» Томилова Е.П. п. Белоярский,
Свердловская область.
«Все, что я познаю, я знаю,
для чего это мне надо,
и где, и как я могу
эти знания применить»
(основной тезис современного понимания метода проектов).
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Проблема - задача, содержащая противоречие, не имеющая однозначного ответа и требующая исследования и поиска решений. Берет свое начало в проблемной ситуации.
Проблемная ситуация – обстоятельства и условия деятельности учащихся, содержащие противоречия, не имеющие однозначного решения.
Проблемный вопрос – вопрос, отражающий сущность, основное противоречие рассматриваемой темы, не предполагающий однозначного тривиального ответа.
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
«Проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи» (А.И. Савенков)
Вместе с тем в основе и метода проектов, и метода исследований лежат:
развитие
познавательных умений и навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном
пространстве;
умение самостоятельно конструировать
свои знания;
умение интегрировать знания из
различных областей наук;
умение критически
мыслить.
Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев) и могут быть подсистемами друг у друга.
Задачи проектной деятельности:
Формирование
навыков сбора и обработки информации, материалов, самостоятельности в выборе
форм и методов.
Умение
анализировать и применять полученную информацию;
Формировать
позитивное отношение к работе: учитель должен поощрять инициативу, энтузиазм,
не забывая о контроле за сроками и качеством работы.
Формирование
культуры общения в процессе работы над проектом, а также умения изложить и
представить полученные в ходе исследования материалы.
Учебный проект с точки зрения обучающегося:
ü Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
ü Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
ü Это работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана реализации проекта) и реализации.
Учебный проект с точки зрения учителя:
Это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у учащихся, а именно учить:
ü проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
ü целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
ü самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
ü представлению результатов своей деятельности и хода работы;
ü презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
ü поиску и отбору актуальной и необходимой информации и усвоению необходимого знания;
ü практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
ü выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.
Участие учителя в проектной деятельности:
-Неодинаково на разных его этапах.
- Зависит от целей и задач проекта.
- Зависит от возраста и подготовленности учащихся.
- Самостоятельная работа возможна только при достаточной подготовленности ученика как к практической деятельности в рамках проекта, так и его кругозора и сферы его интересов.
- Генератор идей.
- Консультант.
- Менеджер команды.
- Приемщик готового продукта.
Этапы работы над проектом.
• Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования – погружение в проект, организация деятельности;
• Выдвижение гипотез, подбор материала, его обработка, обсуждение методов исследования;
• Осуществление деятельности, предъявление и обсуждение промежуточных результатов, анализ полученных данных;
• Подведение итогов, оформление результатов, их презентация.
Структура и циклограмма учебного проекта:
1-й этап – погружение в проект.
Учитель формулирует:
• проблему проекта;
• сюжетную ситуацию;
• цель и задачи
Учащиеся осуществляют:
• личностное присвоение проблемы;
• вживание в ситуации;
• принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.
2-ой этап - организация деятельности.
Учитель предлагает:
• организовать группы;
• распределить амплуа в группах;
• спланировать деятельность по решению задач проекта;
• продумать возможные формы презентации результатов проекта.
Учащиеся осуществляют:
• разбивку на группы;
• распределение ролей в группе;
• планирование работы;
• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.
3-й этап – осуществление деятельности.
Учитель не участвует, но:
• консультирует учащихся по необходимости;
• ненавязчиво контролирует;
• дает новые задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;
• репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.
Учащиеся работают активно и самостоятельно:
• каждый в соответствии со своим амплуа и сообща;
• консультируются по необходимости;
• «добывают» необходимые знания;
• подготавливают презентацию результатов.
4-й этап презентация.
Учитель принимает отчет:
• обобщает и резюмирует полученные результаты;
• подводит итоги обучения;
• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.
Учащиеся демонстрируют:
• понимание проблемы, цели и задач;
• умение планировать и осуществлять работу;
• найденный способ решения проблемы;
• рефлексию деятельности и результата;
• дают взаимооценку деятельности и ее результативности.
Классификация учебных проектов.
1. По ведущей деятельности:
v поисковый,
v исследовательский,
v технологический,
v имитационный,
v конструирующий,
v творческий.
v По сфере применения результатов:
• экологический,
• страноведческий,
• социологический,
• краеведческий,
• этнографический,
• лингвистический,
• культурологический,
• маркетинговый,
• экономический,
• шоу бизнеса
3. технологиям:
v мультимедиа,
v телекоммуникационный,
v театрализация,
v использующий бумагопластику,
v использующий лоскутную мозаику
4. По способам объединения результатов на этапе презентации:
v мозаика
v конференция
v конкурс,
v состязание,
v концерт.
5. По отношению к предметной урочной системе:
v урочный
v урочно-внеурочный
v внеурочный
v внешкольный
6. По видам презентации:
v издательский
v инсценирующий
v макетирующий
v видео- демонстрирующий
v компьютеро - демонстрирующий
v Интернет представительствующий
7. По составу участников:
v Одно-классный
v Меж-классный
v разновозрастный
v общешкольный
v межшкольный
v международный.
ИКТ и проекты.
• Сбор реальных данных имеет большое значение и дает ощущение связи реальной жизни с обучением.
• ИКТ служат инструментом эффективной коммуникации между членами группы, также как и с экспертами в своем сообществе или других странах.
• Информационно-коммуникационные технологии позволяют сотрудничество с другими людьми: в рамках разделяемого информационной среды ученики могут делиться создаваемыми продуктами, оценками и распространять свои идеи от имени группы.
• Использование цифровых лабораторий (датчиков для измерения силы, звука, электрического напряжения), связанных с компьютером, позволяет достичь аутентичности исследований – как в реальном мире, особенно в науке.
• Учащиеся не только читают о событии; они могут увидеть его медиа версию и самостоятельно интерпретировать. Они могут использовать Интернет, DVD, CD-диски
• ИКТ позволяют наблюдать сложные модели, которые невозможно представить с помощью карандаша и бумаги
• Область изучения может быть уравнена для всех учащихся – не играет роли, где они живут, каково их социальное и этническое происхождение. Для людей, живущих в малых, удаленных населенных пунктах стала доступна информация, открывающая весь мир.
Защита проекта.
На этапе организации деятельности руководитель и учащиеся должны с самого начала определиться с тем жанром, в котором они работают, и строго следовать его требованиям.
Форма защиты проекта полностью зависит от типа проекта.
• Исследовательский проект:
– Демонстрация видеофильма;
– Защита на ученом совете;
– Научная конференция и др.
• Информационный проект:
– Деловая игра;
– Демонстрация видеофильма;
– Телепередача и др.
• Творческий проект:
– Реклама;
– Соревнование;
– Экскурсия и др.
• Прикладной (практико-ориентированный) проект:
– Иллюстрированное сопоставление документов;
– Демонстрация модели;
– Пресс-конференция др.
• Приключенческий, игровой, ролевой:
– Игра с залом;
– Ролевая игра;
– Путешествие и др.
Но наиболее распространенной и универсальной является мультимедийная презентация.
Структура презентации для защиты проекта.
Слайд 1: Тема
проекта. Авторы.
Слайд 2: Краткая
аннотация проекта.
Слайд 3: Проблемный
вопрос (ы).
Слайд 4: Гипотеза.
Слайд 5: Ход исследования.
Аргументы в защиту
гипотезы.
Выводы.
Список
используемых источников информации.
Портфолио проекта.
• методический паспорт проекта;
• планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, - ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа;
• промежуточные отчеты группы;
• вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet;
• результаты исследований и анализа;
• записи всех идей, гипотез и решений;
• отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, "мозговых штурмах" и т. д.;
• краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения;
• эскизы, чертежи, наброски продукта;
• материалы к презентации (сценарий);
• другие рабочие материалы и черновик
В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими - в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проекта оформленная папка сдается в жюри.
Методический паспорт проекта.
– это документ, служащий для идентификации проекта и содержащий описание основных параметров, характеризующих проект в целом. Иными словами это краткая аннотация.
Структура:
1) Название проекта.
2) Руководитель проекта.
3) Консультант (ы) проекта.
4) Учебный предмет, по которому проводится проект.
5) Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
6) Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
7) Состав проектной группы (Ф.И.О. учащихся, класс).
8) Тип проекта (по критериям).
9) Цели проекта (практическая и педагогическая).
10) Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах).
11) Вопросы проекта (3-4 проблемных вопроса по теме).
12) Необходимое оборудование.
13) Аннотация (актуальность проекта, краткое содержание).
14) Предполагаемые продукты проекта.
15) График работы над проектом (этап – сроки - содержание).
16) Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
17) Оценки содержания.
Задача современной системы образования –
формирование совокупности универсальных учебных действий, которые
обеспечивают компетенцию «научить учиться».
• «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
• «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
• сформированность универсальных учебных действий является залогом профилактики школьных трудностей.
Проект – это особый вид познавательной деятельности учащихся и результат этой деятельности, которые характеризуются следующими признаками:
– наличие социально значимой задачи,
– планирование действий по разрешению проблемы,
– поиск информации, которая затем будет обработана и осмыслена учащимися,
– оформление «продукта», представляющего результаты этой деятельности,
– презентация «продукта» и его социальной значимости.
В ходе работы над проектом и в результате его защиты у учащихся формируются все универсальные учебные действия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.