Организация профессиональных дискурсов на уроках английского языка в колледже.
Оценка 4.9

Организация профессиональных дискурсов на уроках английского языка в колледже.

Оценка 4.9
docx
18.05.2022
Организация профессиональных дискурсов на уроках английского языка в колледже.
Кривошеева Н.Т..docx

Аннотация. В статье  рассматривается применение профессионально-ориентированных дискурсов как один из эффективных методов развития коммуникативной компетенции обучающихся

Ключевые  слова:  иностранный  язык;  английский;  эффективные методы обучения, профессионально-ориентированный дискурс.

Обучение иностранному языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов на всех уровнях в Российской Федерации, в том числе в учебных заведениях среднего профессионального образования. Без знания иностранного языка в современном мире не обойтись ни одному человеку. Владение иностранным языком необходимо, чтобы быть конкурентоспособной личностью на рынке труда. Современное общество предъявляет высокие требования к обучающимся в овладении иностранными языками. Для успешной реализации требований государственного образовательного стандарта СПО необходим особый подход к изучению иностранного языка.

Формирование умений общения на иностранном языке определяется системой языкового образования как его приоритетная цель. К настоящему времени комплекс данных умений квалифицируется как иноязычная коммуникативная компетентность, в структуре которой речевой аспект является определяющим, поскольку способность к речевой деятельности отвечает личностным потребностям обучающегося иностранному языку, создавая для него в будущем перспективы профессионального роста. При этом необходимо отметить то, что речевая деятельность в условиях реального общения считается успешной только в том случае, если обучающийся обладает способностью понимать и достигать связности в восприятии и порождении отдельных высказываний с учетом контекста реальной ситуации, т.е. дискурсивной компетенцией.

Коммуникативная методика обучения определяет основные направления в развитии дискурсивной компетенции на занятиях иностранного языка; опирается на когнитивные процессы, связанные с теорией прагматики, обусловлена возрастными особенностями и спецификой деятельности обучающихся, а также профессиональной направленностью процесса обучения, подразумевающей переход учебно-познавательной деятельности в профессиональную.

Исходя из этого, в процессе развития дискурсивной компетенции при обучении иностранному языку следует учитывать два основных аспекта, определяющих способность к профессиональной иноязычной коммуникации:

1)обучение языку взаимодействия, способствующему адекватной ориентации в замыслах общающихся и реализации фактической потребности коммуникантов;

2) профессионально ориентированное обучение ценностям и знаниям, понятийному аппарату и идеям  интеллектуальной, социо-культурной сфер личности, из которых исходят участники общения.

         Успешное обучение профессиональному дискурсу в может быть обеспечено при учете как лингвистических, так и дидактических факторов, что подразумевает такую организацию учебной деятельности по развитию дискурсивной компетенции, чтобы максимально оптимизировать умственную деятельность обучающихся путем варьирования формы учебной работы в зависимости от учебных задач, обеспечивая участие каждого в учебном процессе и предоставляя обучающимся возможность использовать личный опыт, брать на себя ответственность за планирование, реализацию планов и результаты учения, высказывать собственные мысли и давать эмоционально-оценочную реакцию посредством личных дискурсов.

На первом этапе я обратилась к дидактической составляющей: осуществила поиск форм и методов обучения, приемлемых для организации учебного процесса в соответствии с учетом подхода, основанного на компетенциях. Ими оказались метод проектов и метод направляемой дискуссии (организация профессиональных дискурсов), т.к. именно эти методы являются практико-ориентированными, проблемными и деятельностными, позволяют организовать работу как индивидуальную, так и групповую.

В соответствии со спецификой и профессиональной направленностью мною были разработаны задания для организации профессиональных дискурсов для различных специальностей.

Так для специальности 09.02.04 «Информационные системы» ведущим направлением профессиональной речевой деятельности является информационно-аналитическая работа с различными источниками информации такие как: Интернет, специальная справочная литература, руководства по техническому и программному обеспечению и т.д., поэтому для них наиболее приемлемые задания следующего характера: анализ профессионально-ориентированного текста, обсуждение профессиональных интересов, публичная защита проекта или творческой работы.

Выбор того или иного задания зависит от уровня сформированности коммуникативной компетенции и от степени готовности к профессиональному общению.

         Следующим важным этапом моей работы был подбор тем для организации профессиональных дискурсов. Колледж готовит обучающихся по разным специальностям, поэтому предметное содержание по каждой специальности различное. Проведена работа по отбору и адаптации материалов по специальностям. Главные требования при отборе материала – его целесообразность, актуальность и практическая ценность. Например, для специальности 09.02.04 «Информационные системы» была выбрана тема: компьютер и его составляющие. Обучающиеся выполняли проект по данной теме. Цель: создание раздаточного пособия по описанию компьютера. В процессе  работы над проектом обучающиеся осуществляли поиск и анализ информации и вели переводческую работу. На  презентации готового продукта  обучающиеся вели профессиональную дискуссию по данной теме, как с преподавателем, так и с остальными обучающимися.

         Третий этап работы – это оценка уровня сформированности коммуникативной компетенции. Выделяют 3 уровня: низкий, средний и высокий. Оценка осуществляется исходя из комплексного овладения всеми компонентами коммуникативной компетенции в процессе применения их в учебно-профессиональном иноязычном общении.

Оценив эффективность выбранного направления профессиональной деятельности, появилась необходимость в его коррекции.

         С целью формирования дискурсивной компетенции как способности к иноязычному профессиональному общению целесообразно:

-       знакомить обучающихся с межкультурными особенностями вербального и невербального поведения их представителей в конкретных деловых ситуациях (в ролевых и деловых играх; при анализе аудио- и видеоряда на аутентичном языковом материале);

-       формировать дискурсивные стратегии на основе профессиональных концептов, свойственных деловой культуре и этике страны изучаемого языка (на основе стереотипных ситуаций общения), тем самым, расширяя картину мира обучающихся и приобщая их к пониманию иной ментальности;

-       практиковать языковые умения в типичных ситуациях делового общения (например, установление личных контактов, написание деловых писем, беседы по телефону, проведение встреч и переговоров и т.д.), требующих знания стратегий коммуникативного развертывания ситуаций на когнитивном и эмоциональном уровне;

-       развивать навыки адекватной ориентировки в замыслах общающихся в тех социальных и профессиональных ценностях, из которых исходят носители другой культуры;

-       формировать профессиональную интерактивную компетенцию посредством познания мира профессионального общения и его правил, развития способов идентификации и порождения речевых моделей в многообразных ситуациях делового сотрудничества; стратегий профессионального коммуникативного взаимодействия, адекватного речевого поведения, эффективного воздействия на партнера.

 


 

Аннотация. В статье рассматривается применение профессионально-ориентированных дискурсов как один из эффективных методов развития коммуникативной компетенции обучающихся

Аннотация. В статье рассматривается применение профессионально-ориентированных дискурсов как один из эффективных методов развития коммуникативной компетенции обучающихся

Коммуникативная методика обучения определяет основные направления в развитии дискурсивной компетенции на занятиях иностранного языка; опирается на когнитивные процессы, связанные с теорией прагматики, обусловлена возрастными особенностями…

Коммуникативная методика обучения определяет основные направления в развитии дискурсивной компетенции на занятиях иностранного языка; опирается на когнитивные процессы, связанные с теорией прагматики, обусловлена возрастными особенностями…

Ими оказались метод проектов и метод направляемой дискуссии (организация профессиональных дискурсов), т

Ими оказались метод проектов и метод направляемой дискуссии (организация профессиональных дискурсов), т

На презентации готового продукта обучающиеся вели профессиональную дискуссию по данной теме, как с преподавателем, так и с остальными обучающимися

На презентации готового продукта обучающиеся вели профессиональную дискуссию по данной теме, как с преподавателем, так и с остальными обучающимися

- развивать навыки адекватной ориентировки в замыслах общающихся в тех социальных и профессиональных ценностях, из которых исходят носители другой культуры; - формировать профессиональную интерактивную компетенцию…

- развивать навыки адекватной ориентировки в замыслах общающихся в тех социальных и профессиональных ценностях, из которых исходят носители другой культуры; - формировать профессиональную интерактивную компетенцию…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2022