Организация проведения физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня
Оценка 4.6

Организация проведения физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня

Оценка 4.6
docx
04.02.2023
Организация проведения физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня
Организация проведения физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Г. БУГУРУСЛАНА

 

 

 

 

ПРОЕКТ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО ДНЯ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Допустить к защите

____________________

(подпись руководителя)           

                                              

 

 

 

г. Бугуруслан 2022

 

Защита

«___» _____________2022г Оценка «____» (__________)

 

 

 

 

Исполнитель:

Сильнова Мария Вячеславовна

студент I курса 4 группы очная форма обучения

специальность 49.02.01

Физическая культура

Руководитель:

Заико Евгений Андреевич


Содержание

 

Введение. 3

1 Теоретические основы физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня. 5

1.1 Формы внеклассной работы по физическому воспитанию.. 5

1.2    Формы работы по физическому воспитанию.. 7

2 Методика проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня. 15

2.1 Методика организации проведения физкультминуток. 15

2.3 Организация проведения подвижных перемен. 19

Заключение. 22

Список использованных источников. 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последние годы существует мнение, что в нашей стране требуется оценивать работу по физической культуре в школе по данным физической подготовленности всех учащихся, их состоянию здоровья и физического развития. Особое внимание к физической подготовке учащихся младшего школьного возраста привлекается в настоящее время. Оценка здоровья и физического развития школьников не вызывает больших трудностей, так как врачи, медицинские работники имеют подробные указания по этому поводу. Оценка же физической подготовленности школьников крайне затруднительна, потому, что нет основной методики ее определения и мало опубликованных данных для сравнения уровня подготовленности учеников. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья, прежде всего процесс воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.

Наше общество стремится к тому, чтобы дети, начиная с самого раннего возраста, росли здоровыми, крепкими, хорошо учились и, повзрослев, были готовы отдать стране свои знания, способности, энергию, а если понадобится, встать на ее защиту. Не случайно проблема улучшения и укрепления здоровья населения является одним из приоритетных направлений внутренней политики государства. Большая роль в решении этой проблемы принадлежит всем видам физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня. Они являются основными поставщиками необходимых ребенку движений.

Разнообразие двигательных умений и навыков, получаемых школьниками в процессе занятий в школе, направлено на повышение уровня общей физической подготовленности учащихся. Следует не только совершенствовать на научно- медицинской и педагогической основе методику проведения уроков физической культуры, но и расширять применение других форм физического воспитания в режиме учебного дня школьника, в том числе и во внеурочное время. Многими исследованиями и повседневной жизнью подтверждается то положение, что физически подготовленный человек имеет лучшую производительность труда, высокую работоспособность. Основными показателями общей физической подготовленности школьников были, есть и будут достижения в основных движениях. Поэтому проблема повышения работоспособности младших школьников средствами физкультурно- оздоровительной работы требует дальнейшего углубленного исследования.

В процессе физического воспитания в школе проводится малое количество внеклассных или внешкольных мероприятий.  Это и снижает уровень физического развития детей, особенно в младшем школьном возрасте.

Многие авторы рассматривают вопросы о роли физического воспитания в развитии школьников. Огромный вклад в развитие духовно- нравственных представлений на современном этапе внесли ученые: Виленский М.Я., Куркович А.О., Лебедева Н.И., Смирнов А.Т., Ковч Ю.Н.

Актуальность исследования позволила сформулировать тему проектной работы «Организация проведения физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня».

Объект исследования: внеурочная и внеучебная деятельность.

Предмет исследования: организация и методика проведения физкультурно-оздоровительной работы в школе.

Цель исследования: выявить и показать роль внеклассной работы в физическом воспитании учащихся.

Задачи исследования:

1.       Раскрыть роль и значение видов физкультурно-оздоровительной работы

2.       Проанализировать методику проведения физкультурно-оздоровительной и спортивных мероприятий в школе

Метод исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение

1 Теоретические основы физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня

1.1 Формы внеклассной работы по физическому воспитанию

 

    Внеклассная работа проводится во внеурочное время в виде занятий по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке к туризму, в секциях, группах, командах. Основным содержанием внеклассных занятий с детьми является материал учебной программы по физической культуре, используемый с целью совершенствования умений и навыков учащихся в выполнении различных упражнений как в обычных условиях, так и в усложнённых, в частности на местности.

    Значительнее место отводится общеразвивающим упражнениям без предметов и с предметами, упражнениям на гимнастических скамейках и стенке, со скакалками, в равновесии, лазанье, прыжках. Разучиваются комбинации вольных упражнений и пирамиды для выступлений на пионерских сборах, утренниках, праздниках. Самое большое место во внеклассной работе занимают игры. При этом программный материал по играм значительно расширяется за счет дополнительных игр, близких по своему содержанию к программным. Особое внимание при проведении внеклассных занятий, в том числе и игр, уделяется соответствию используемого материала изучаемому на уроках учебному материалу, чтобы сочетание учебных и внеклассных занятий способствовало совершенствованию двигательных умений и навыков детей. Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации и проведения занятий с детьми с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Основными формами являются: походы, занятия в группах общей физической подготовки, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях. Физическое воспитание есть целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью.

     Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела каждого ребенка в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным, эстетическим воспитанием. В комплексной программе физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы к основным задачам, вытекающим из основной цели, отнесены: укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности; воспитание высоких нравственных качеств, потребности в систематических физкультурных упражнениях; понимание необходимости физической культуры и заботы о здоровье; стремление к физическому совершенствованию; готовность к труду и защите Отечества; приобретение минимума знаний в области гигиены, медицины, физической культуры, спорта, военно-прикладной деятельности; обучение двигательным навыкам и умениям, их применению в сложных ситуациях; развитие двигательных качеств.

    Задачей физического воспитания является также эстетическое развитие детей красотой человеческого тела, особенно в процессе гимнастических и атлетических упражнений, в игровых и состязательных ситуациях. Физкультурные и спортивные занятия помогают преодолению трудностей в период полового созревания подростков, борьбе за трезвость среди школьников, против употребления наркотиков, токсических средств и курения табака.

 

 

 

 

 

1.2     Формы работы по физическому воспитанию

 

    Формы организации физического воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности школьников, основу которой составляет двигательная активность ребенка. Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

К формам организации физического воспитания школьников относятся:

1. Гимнастика до учебных занятий

Гимнастика до учебных занятий в режиме школьного дня дополняет утреннюю зарядку, проводимую дома. Её цель - оптимизировать уровень возбудимости и функциональной подвижности центральной нервной системы, воздействовать на все органы и системы организма, благодаря чему ускоряется «вхождение» организма школьников в работу. Наряду с этим, она способствует организованному началу учебного дня, содействует воспитанию у учащихся привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями, формированию навыков правильного их выполнения.

Основа гимнастики до занятий — это комплекс физических упражнений для различных мышечных групп. В комплекс должны включаться:

- упражнения для мышц верхнего плечевого пояса (движения руками и головой);

- мышц спины и брюшного пресса (наклоны в перед, назад, в стороны);

- мышц нижних конечностей (приседания, выпады);

- подскоки.

Начинать и заканчивать комплекс необходимо ходьбой на месте.

Проводить гимнастику лучше всего на открытом воздухе при температуре не ниже +10° С, а при неблагоприятной погоде - в хорошо проветренных коридорах, рекреациях.

Продолжительность гимнастики не должна превышать 6–7  минут (в младших классах - не более 5-6 мин.)

Комплекс состоит из 5–6  упражнений. Количество повторений каждого упражнения - по усмотрению учителя. Гимнастику желательно выполнять под музыку. Комплексы упражнений следует менять не реже одного раза в месяц (желательно через каждые две недели). Их подбор должен проводиться с учётом усвоения детьми основных двигательных действий, предусмотренных программой по физической культуре. При подборе упражнений следует руководствоваться следующими соображениями:

1. Подобранные упражнения должны отвечать основному назначению гимнастики до учебных занятий.

2. Оказывать воздействие на все группы мышц занимающихся.

3. Быть доступными, т. е. соответствующими возрасту, полу и физической подготовленности занимающихся.

Для проведения гимнастики целесообразно объединять по группам классов: I–III, IX - X. Однако, в зависимости от конкретных условий и по усмотрению администрации школы и педагогов, она может проводиться с каждым классом отдельно.

2. Физкультминутка.

Вынужденная статическая поза во время уроков ведет к утомлению мышц, вследствие чего у школьников появляются признаки двигательного беспокойства, нарушается правильное положение тела за партой, что приводит к нарушению осанки. Появляется тенденция к сутулости, искривлению и нарушению подвижности позвоночного столба. Ограничение амплитуды движений на уроках приводит к ухудшению подвижности плечевых, тазобедренных, коленных и голеностопных суставов; ограничивается подвижность грудной клетки, что в свою очередь изменяет частоту и глубину дыхательных движений. Вследствие этого нарушается поступление кислорода к органам, прежде всего в головной мозг, что приводит к преждевременному утомлению.

Физкультурные минуты — это активный отдых, который проводится с целью уменьшения утомления учащихся, снятия отрицательных явлений статической нагрузки, активизации внимания учащихся и повышения способности к восприятию учебного материала.

Физкультминуты обязательны для учащихся всех классов. Различают укороченные и полные физкультминуты.

Укороченная состоит из одного упражнения (ритмическое сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистей и т. п.) и применяется во время письменных работ в первых классах.

Полная состоит из одного упражнения типа потягивания, 2–3 упражнений для рук, ног и туловища. Ее содержание строится по следующей схеме:

а) выпрямление туловища с движением руками и дыхательными упражнениями;

б) упражнения для рук (растирание и встряхивание кистей, поднимание и опускание рук и т. п.);

в) упражнения для туловища (наклоны, повороты);

г) упражнения для ног (приседания, вставания, поднимание и опускание ног).

Физкультминуты в I–IV классах проводятся 3–4 раза в течение дня, а в V–XI - 2–3 раза. Каждое упражнение повторяется 4–6 раз. В младших классах организует и проводит физкультминуту учитель, а в V–XI классах физорг класса, начиная со второго урока, через 20–30 минут после его начала. Для младших школьников наиболее целесообразно их провидение между 15-й и 20-й, а учащимися V–XI классах - между 20-й и 25-й минутами.

Комплекс выполняется учениками в проходах между партами и, как исключение, стоя или сидя на рабочих местах, в проветренном помещении. Через каждые 2–3 недели упражнения комплекса заменяются новыми, предварительно разученными на уроках физической культуры. На сдвоенных уроках поводится физкультпауза продолжительностью 5–10 минут. Ее содержание определяется функциональным состоянием организма учащихся, а также особенностями учебной или производственной деятельности.

Комплексы физкультпауз удовлетворяют следующим условиям:

а) режим выполнения упражнений не должен повторять режима трудовых действий;

б) чем больше физическая нагрузка, тем больше упражнений на расслабление;

в) упражнения должны быть подобраны так, чтобы основная нагрузка ложилась на мышцы, не участвующие в трудовой деятельности;

г) при незначительном утомлении учащихся в комплекс включаются преимущественно динамические упражнения с элементами расслабления, при выраженном утомлении - на расслабление работающих мышц;

д) темп выполнения должен соответствовать привычному;

е) при запыленности загазованности воздуха в помещениях, где проводится физкультурная пауза, следует снижать физическую нагрузку. При низкой температуре физическая нагрузка повышается.

Комплекс физкультпаузы можно составить так:

а) ходьба на месте с движениями рук;

б) упражнения в подтягивании;

в) подскоки или бег на месте;

г) наклоны или повороты туловища;

д) приседания, выпады вперед-назад, в стороны;

е) разноименные движения руками вверх, в стороны, по кругу;

ж) упражнения на расслабление мышц рук и туловища;

з) ходьба на месте с заданиями на внимание.

Физкультпауза, как и физкультминута оказывается более эффективной, если проводится под музыку.

3. Подвижная перемена

Подвижная перемена занимает особое место в распорядке школьного дня. Она дает хороший оздоровительный эффект, улучшает физическое развитие, повышает работоспособность учащихся. Проведение этого довольно сложного, с точки зрения организации, мероприятия требует тщательной подготовки учителей, проявления изобретательности и выдумки, наличие в школе простейшего инвентаря, спортивных площадок и помещений, позволяющих организовать занятия физическими упражнениями и играми одновременно со всеми учениками школы.

Подвижные перемены используются для целенаправленного развития физических качеств у юношей и у девушек, предлагаются различные упражнения с учетом пола.

В подвижной перемене принимают участие все учителя. Общее руководство мероприятием осуществляют директор школы и его заместители. Непосредственное проведение перемен возлагается на учителей-предметников, классных руководителей и на физкультурный актив школы. Важная роль отводится учащимся старших классов — общественным инструкторам. физкультурный оздоровительный школа учебный

Учителя, ответственные за проведение подвижной перемены, заблаговременно определяют места для занятий каждого класса на открытых площадках или в здании школы (случай ненастной погоды), подготавливают инвентарь, гимнастическое и нестандартное оборудование, разрабатывают планы занятий с учетом возраста учащихся и их интересов.

Занятия проводятся в повседневной одежде на открытом воздухе, в прохладную погоду дети надевают куртки, пальто, головные уборы. В сильный мороз занятия переносятся в здание школы, но не отменяются.

Подвижные перемены организуются после третьего урока в течение 30 минут в односменных школах и 20 минут в двухсменных. Из этого времени на занятия физическими упражнениями и играми отводится соответственно 20 и 15 минут. Оставшееся время планируется на пассивный отдых и подготовку к уроку.

Питаются ученики на переменах после второго и четвертого уроков.

Материал, предлагаемый учащимся на подвижной перемене, должен быть связан с программой по физической культуре.

План мероприятий составляется по типу плана проведения гимнастики до занятий. При отборе материала необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Для детей I–IV классов необходимость в активном отдыхе возникает чаще. Для его организации необходим руководитель. Им может быть инструктор из старших классов. Ученики V–VII классов могут самостоятельно проводить подвижные перемены. Ввиду различия двигательных возможностей мальчиков и девочек этого возраста могут предусматриваться раздельные игры. Руководитель помогает организовывать игры и осуществлять судейство. В более старших классах (VIII–XI) инициативность и самостоятельность лежит на самих школьниках. Они с большим интересом занимаются играми, требующими проявления характера, настойчивости, чувства коллективизма.

Руководитель помогает правильно оценить игровые ситуации, регулирует физическую нагрузку, не допускает чрезмерного возбуждения учащихся. Упражнения и игры заканчиваются не менее чем за 5 минут до начала следующего урока. Некоторым ученикам рекомендуются индивидуальные задания для повышения двигательных качеств. Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, выполняют упражнения с малой нагрузкой или совершают прогулку на свежем воздухе.

Следует помнить, что подвижная перемена должна носить непринужденный, игровой характер.

4. Спортивный час в группе продленного дня

Спортивный час — это ежедневные занятия физическими упражнениями на открытом воздухе, которые проводятся в режиме учебного дня. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность.

При определении времени проведения спортивного часа следует иметь в виду, что у младших школьников резкое снижение умственной работоспособности происходит после 3-4-го урока, у школьников 5–7  классов - после 4-5-го, а у школьников 8-9 - после 5-6-го урока. Если же занятия проводить позже, на фоне значительного утомления, то их эффект будет гораздо ниже.

Содержание спортивного часа должно быть взаимосвязано с учебной программой по физической культуре. С этой целью во время спортивного часа в игровой и соревновательной форме выполняются упражнения, изученные на уроках физической культуры, те совершенствуется изученные навыки. Учитывая, что наибольшим интересом у детей и подростков пользуются подвижные спортивные игры, легкоатлетические и отдельные гимнастические упражнения, а также катание на лыжах и коньках, в содержание спортивного часа должны включаться в основном упражнения из этих разделов учебной программы. Также обязательными являются организованные игры и упражнения и самостоятельные игры и развлечения. Необходимы руководящая роль учителя.

Спортивный час можно условно разделить на три части.

- подготовительная, или вводная, часть начинается сразу же после прихода детей на игровую площадку. Ее содержание - построение,

организационные указания воспитателя, ходьба, бег, общеразвивающие и танцевальные упражнения;

- основная часть состоит из общих игр, эстафет спортивных развлечений, самостоятельных физических упражнений. Движения несут в себе большой эмоциональный заряд;

- заключительная часть направлена на организованное окончание активного отдыха. В нее входят общее построение, спокойная ходьба и несколько упражнений на внимание, которые приводят организм в спокойное состояние. Подводится итог, отмечаются лучшие игроки и команды.

При проведении спортивного часа важно правильно дозировать физические нагрузки. Слишком малые не дают физиологического эффекта, и ценность активного отдыха снижается. В то же время чрезмерно большие нагрузки вызывают утомление, что отрицательно сказывается на последующей учебной деятельности.

Содержание физкультурных занятий в группах продленного дня целесообразно планировать на каждую четверть в виде плана-графика спортивного часа. Воспитатель должен консультироваться с учителем физической культуры, чтобы закрепить материал, пройденный на уроках физической культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Методика проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня

2.1 Методика организации проведения физкультминуток

 

    Цель этих форм - вернуть уставшему ребенку работоспособность, внимание, снять мышечное напряжение и умственное утомление, предупредить нарушение осанки, повысить эмоциональный настрой учащихся.

    Физкультурная минута в режиме дня ученика проводится во второй половине урока, когда заметно утомление учеников и появляется задача поднятия работоспособности. Перед началом физкультурной минутки помещение проветривается, а учащиеся заканчивают работу. Затем учитель или физорг класса показывает упражнение, сопровождая показ объяснением.

     Гигиеническая ценность физкультурной минуты в том, что она уменьшает статическое напряжение, возникшее в результате длительного сидения за партой, способствует выпрямлению позвоночника. Она проводится не более двух минут и состоит из трех-четырех простых упражнений. Упражнения проводит учитель-предметник, обязательно при открытых дежурным учеником форточках. Упражнения должны соответствовать возрастным особенностям и быть на «потягивание», «выпрямление» и умеренное расслабление мускулатуры тела. Повторяется каждое упражнение 4–6  раз. Комплексы упражнений, подобранные для этой цели, должны включать в себя двигательные действия, отличающиеся от движений, выполняемых на уроке. Они должны усилить двигательную активность организма и вовлечь в работу группы мышц, несущих статическую нагрузку. Упражнения могут выполняться сидя или стоя при условии, чтобы ученик, выполняя упражнение, не задевал соседа. Необходимо включать упражнения на интенсивное потягивание, выпрямление и выгибание позвоночника, на «развертывание» грудной клетки и т. п. Они к тому же являются профилактическими от возможных искривлений позвоночника. Обязательны упражнения на осанку, возможна ходьба на носках с высоким подниманием коленей. Упражнения для ног важны на любых уроках, так как они снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением. Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы не мешать своим товарищам слева и справа.

Комплексы физкультурных пауз должны соответствовать следующим требованиям:

1.       режим выполнения упражнений не должен повторять режим трудовых действий;

2.       упражнения должны быть подобраны так, чтобы основная нагрузка ложилась на мышцы, не участвующие в трудовой деятельности;

3.       чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем больший удельный вес в комплексе должны занимать упражнения на расслабление;

4.       при незначительном утомлении учащихся в комплекс включаются преимущественно динамические упражнения с элементами расслабления, при выраженном утомлении - упражнения на расслабление работающих мышц;

5.       темп выполнения упражнений должен соответствовать привычному для учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Требования к проведению гимнастики до учебных занятий

 

    Имеет большое воспитательное, гигиеническое и оздоровительное значение, является содержанием режима дня ученика. Она выполняется независимо от того, сделал ли ученик дома зарядку.

Решает следующие специфические задачи:

1.       организует и дисциплинирует учеников перед учебными занятиями в школе,

2.       способствует повышению обмена веществ в организме,

3.       улучшает учебную работоспособность,

4.       закаливает организм,

5.       предупреждает искривление осанки,

6.       регулирует внимание и эмоциональное состояние,

7.       улучшает самочувствие и настроение.

    Общее руководство гимнастикой до уроков возлагается на учителя физической культуры, впоследствии на дежурного учителя. План по организации и проведению утренней гимнастики разрабатывается перед началом нового учебного года учителем физкультуры. Он обсуждается педагогическим коллективом, согласовывается с врачом школы и утверждается директором. При составлении плана необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

1.       подготовка мест проведения гимнастики;

2.       порядок ознакомления учащихся, педагогов и родителей с организацией и проведением занятий

3.       разработка комплексов упражнений под музыкальное сопровождение;

4.       система контроля.

    Гимнастика до уроков может проводиться в помещении, но лучше на воздухе: на спортивной площадке, перед входом в школу, на аллеях парка, в роще. В зависимости от возраста учеников и условий проведения продолжительность ее равна 10–15 минутам. В зимний период времени гимнастику можно проводить на морозе, в верхней одежде (с 1–4 классами при температуре не ниже минус 12 градусов, с 5 по 11 классы — до минус 15–17  градусов по Цельсию - без ветра). Следует заранее предупредить родителей, рассказав им о значении и роли мероприятия и попросив отправлять детей в школу за 15–20 минут до начала уроков. Общее руководство проведением гимнастики осуществляет учитель физической культуры.

    В комплекс гимнастики включают 6–8 упражнений при условии выполнения следующих методических рекомендаций:

а) упражнения должны быть знакомы ученикам и составлять простейшие сочетания движений;

б) быть динамичными, охватывать большие мышечные группы;

в) выполняться точно и согласованно;

г) исключать возможности испачкать костюм и руки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Организация проведения подвижных перемен

 

Непосредственно на занятия физическими упражнениями и играми отводится соответственно 20 и 15 минут. Остальное время предназначено для пассивного отдыха и подготовки к уроку. Составляется недельный график проведения игр на переменах. В практике работы учителей они получили разные названия: час активного отдыха, динамическая пауза, олимпийский урок и др. Физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах организуются как мероприятие активного отдыха с целью снижения утомления, возникшего в результате учебной деятельности школьников. Они проводятся на большой перемене, дают хороший оздоровительный эффект, улучшают физическое развитие учащихся и повышают их работоспособность. Эмоциональные, подвижные и спортивные игры и танцы помогают быстрее снять у учащихся статическое напряжение, служат прекрасным средством профилактики заболеваний и оздоровления.

Проведение этого достаточно сложного с точки зрения организации мероприятия требует тщательной подготовки учителей и инструкторов-общественников, наличия в школе простейшего инвентаря, спортивных площадок и помещений, позволяющих организовать занятия физическими упражнениями и играми одновременно со всеми учениками. Общее руководство такими мероприятиями осуществляют директор школы и его заместители. Непосредственное проведение возлагается на учителей-предметников, классных руководителей и физкультурный актив общеобразовательного учреждения. Важная роль при этом отводится учащимся старших классов - общественным инструкторам. Непосредственных руководителей регулярно инструктирует учитель физкультуры. Он знакомит их с очередными играми и упражнениями и с методическими особенностями их проведения. Он же систематически проверяет, как они проводятся, и дает практические советы и рекомендации руководителям. Очень важно заблаговременно определить места для занятий на открытых площадках или в здании школы (на случай ненастной погоды), подготовить инвентарь, гимнастическое и нестандартное оборудование. Места, выбранные для физкультурных мероприятий на открытом воздухе, должны соответствовать санитарным правилам: находиться в отдалении от сточных канав, ям для отбросов и мусорных контейнеров. Поверхность площадок должна быть относительно ровной с плотным грунтом, на них не должно быть стекол, жестяных обрезков, кирпичей, камней и других посторонних предметов. В ветреные дни надо выбирать места для занятий, укрытые от ветра. В тех случаях, когда физкультурные мероприятия проводятся в помещении, их следует предварительно хорошо проветрить. Полы в залах, коридорах и на террасах до начала перемены необходимо подмести влажным способом.

Учащиеся занимаются в повседневной одежде, в прохладную погоду они надевают куртки, пальто и головные уборы. Подвижные перемены проводятся после третьего, согласно которому каждый день у каждого класса новый вид, а, следовательно, и место занятий. Это вносит разнообразие и повышает интерес к занятиям. Инструкторы и судьи закрепляются постоянно за видом (местом) занятий. Актив инструктируется один раз в неделю (каждую субботу). Такой график вывешивается на видном месте в коридоре и дает возможность за 2–3 мин всем учащимся школы занять свои места, где их ждут инструкторы, классные руководители, судьи. Свободные от организации учителя могут собираться в отдельном месте и выполнять полюбившиеся упражнения.

    Желательно, чтобы выход на занятия начинался традиционно позывными и далее сопровождался музыкой. Если кто-либо из класса изъявил желание в тот или другой день заняться другими упражнениями, то он следует к месту их проведения, предупредив об этом физорга класса. Начиная с 8 класса, юноши и девушки занимаются отдельно. Но специальные игры для мальчиков и девочек следует практиковать уже со 2 класса. Отдельно могут заниматься сборные команды школы и учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе. Во время перемен должны дежурить медработники школы. В ненастную погоду занятия проводятся в залах, коридорах и классных комнатах, что должно быть обусловлено графиком. Отдельные, наиболее активные ученики по их желанию и разрешению учителя физической культуры, классного руководителя могут заниматься индивидуально. Для проведения игр часто занимаются вместе параллельные и близкие классы (6–7), отдельно - девочки и мальчики. Каждое занятие должно строиться по такому плану, который обеспечил бы постепенное вхождение в работу (первая часть), удержание функций организма на уровне малой и средней интенсивности (вторая часть - основная) и постепенный выход из работы (третья часть - заключительная). Используется материал учебной программы каждого класса. Преимущество отдается упражнениям и играм, которые вызывают наибольший интерес у учеников.

    Зимой нужно организовать катанье на санках, коньках, лыжах, спуски со снежной горки. Однако дети не должны быть предоставлены самим себе. Контроль со стороны учителя за двигательной деятельностью школьников должен осуществляться в течение всей подвижной перемены. В 1–4 классах занятия школьников физическими упражнениями на подвижной перемене проходят под руководством своего учителя. Надо при этом уберечь детей от чрезмерной нагрузки (особенно в подвижных играх) и не превращать подвижную перемену в обязательные, строго регламентированные занятия. За три-пять минут до окончания перемены необходимо сдать дежурным спортивный инвентарь и покинуть места занятий. Своевременный приход учеников в класс является важным организационным требованием подвижной.

Таким образом, физкультурные минуты на общеобразовательных уроках, физические упражнения и игры на переменах, спортивные часы, равномерно распределяясь в течение учебной недели, вместе с уроками физической культуры должны составлять ежедневный стабильный двигательный режим, обязательный для всех школьников.

 

Заключение

 

Таким образом, физкультурные минуты на общеобразовательных уроках, физические упражнения и игры на переменах, спортивные часы, равномерно распределяясь в течение учебной недели, вместе с уроками физической культуры должны составлять ежедневный стабильный двигательный режим, обязательный для всех школьников. Чередуясь учебными занятиями, они носят оздоровительный характер, обеспечивающий наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности, повышают двигательную подготовленность учащихся, отвечающий требованиям учебной программы.

Комплексы для мероприятий составляет учитель физической культуры. Он же разучивает с учащимися комплексы упражнений на уроках. Для проведения гимнастики можно привлекать физкультурный актив. В каждом классе (начиная с пятого) у физорга должны быть 1–2  помощника для демонстрации правильного выполнения упражнений. Хорошо подготовленным помощникам можно доверить и проведение гимнастики. Инструкторы-общественники из числа учащихся старших классов проводят гимнастику с учащимися I–III классов.

Педагоги-организаторы, классные руководители также оказывают помощь в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Только совместными усилиями можно способствовать решению главной задачи школы - такой организации образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождаются нанесением ущерба их здоровью.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.Бальсевич, В.К. «Здоровье в движении» М. «Советский спорт», 2013г

2.Васильков, А.А. Физкультура и здоровье//А.А. Васильков, — М.: Физкультура и спорт, 2011. — 232с.

3.Виленский, М.Я., Горшков, А.В.Физическая культура и здоровый образ жизни школьника//М.Я. Виленский, — М.:Гардарики, 2012. — 218с.

4.Жирова, Т.М. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников//Т.М. Жирова. — М.: Панорама, 2010. — 144 с.

5.Запорожченко, В. Г. Образ жизни и вредные привычки//В.Г. Запорожченко. — М.: Медицина, 2010. — 132 с.

6.Зациорский В.М. Физические качества спортсмена, М.Фис.2012. Змановский, Ю.Ф. Здоровье младших школьников / Ю.Ф. Замановский, — М.: Олма-пресс, 2011. — 390с.

7.Зудина, Р.О. Пароль в страну здоровья//Р.О. Зудина. -М.: Физкультура и спорт, 2012. — 112 с.

8.Плешаков, А.А. Природоведение в 1-4 кл. Метод. Рекомендации к учебникам. — М.: Просвещение, 2012 — 165 с.

9.Поцелдем, А.А. Формирование у школьников умения и навыков. Ж «Ф.К. в школе», №7, 2012г.

10.Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа — 2011. — № 11. — С. 75-78.

11.Климова, В. И. Человек и его здоровье//В.И. Климова. — М.: Знание, 2004. — 292 с.

12.Ковч, Ю.Н. Здоровый образ жизни в школе и дома//Ю.Н. Ковч, — М.: Олма-пресс, 2013. — 442с.

13.Колесов, В. Д. Предупреждение вредных привычек у школьников//В.Д. Колесов. — М.: Педагогика, 2010. — 176 с.

14.Кузина, Р.А. Школа здоровья//Р.А. Кузина, — М.: Луч, 2011. — 202с.

15.Куркович, А.О. Здоровый образ жизни//А.О.Крукович, — М.: Овал, 2011. — 233с.

16.Лебедева, Н.И. Формирование здорового образа жизни младших школьников//Н.И. Лебедева. — Мн.: Книжный дом, 2012. — 112 с.

17.Маклаков, А.Г. Общая психология ,: Санкт-Петербург 2010 Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек. — М.:Владос, 2012. — 250 с.

18.Сальникова, Г.П. Физическое развитие школьников, Просвещение, 2013

19.Сухарев, А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России / Здоровые дети России в XXI веке. — М.: Просвещение, 2012.- 450 с.

20.Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис, тенденции развития// Л.Г. Татарникова. — СПб.: Петрос, 2010. — 540 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ

Содержание

Содержание

Введение В последние годы существует мнение, что в нашей стране требуется оценивать работу по физической культуре в школе по данным физической подготовленности всех учащихся, их…

Введение В последние годы существует мнение, что в нашей стране требуется оценивать работу по физической культуре в школе по данным физической подготовленности всех учащихся, их…

Многими исследованиями и повседневной жизнью подтверждается то положение, что физически подготовленный человек имеет лучшую производительность труда, высокую работоспособность

Многими исследованиями и повседневной жизнью подтверждается то положение, что физически подготовленный человек имеет лучшую производительность труда, высокую работоспособность

Теоретические основы физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня 1

Теоретические основы физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня 1

Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела каждого ребенка в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным, эстетическим воспитанием

Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела каждого ребенка в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным, эстетическим воспитанием

Формы работы по физическому воспитанию

Формы работы по физическому воспитанию

Продолжительность гимнастики не должна превышать 6–7 минут (в младших классах - не более 5-6 мин

Продолжительность гимнастики не должна превышать 6–7 минут (в младших классах - не более 5-6 мин

Физкультурные минуты — это активный отдых, который проводится с целью уменьшения утомления учащихся, снятия отрицательных явлений статической нагрузки, активизации внимания учащихся и повышения способности к…

Физкультурные минуты — это активный отдых, который проводится с целью уменьшения утомления учащихся, снятия отрицательных явлений статической нагрузки, активизации внимания учащихся и повышения способности к…

Комплексы физкультпауз удовлетворяют следующим условиям: а) режим выполнения упражнений не должен повторять режима трудовых действий; б) чем больше физическая нагрузка, тем больше упражнений на расслабление;…

Комплексы физкультпауз удовлетворяют следующим условиям: а) режим выполнения упражнений не должен повторять режима трудовых действий; б) чем больше физическая нагрузка, тем больше упражнений на расслабление;…

Проведение этого довольно сложного, с точки зрения организации, мероприятия требует тщательной подготовки учителей, проявления изобретательности и выдумки, наличие в школе простейшего инвентаря, спортивных площадок и…

Проведение этого довольно сложного, с точки зрения организации, мероприятия требует тщательной подготовки учителей, проявления изобретательности и выдумки, наличие в школе простейшего инвентаря, спортивных площадок и…

Материал, предлагаемый учащимся на подвижной перемене, должен быть связан с программой по физической культуре

Материал, предлагаемый учащимся на подвижной перемене, должен быть связан с программой по физической культуре

При определении времени проведения спортивного часа следует иметь в виду, что у младших школьников резкое снижение умственной работоспособности происходит после 3-4-го урока, у школьников 5–7…

При определении времени проведения спортивного часа следует иметь в виду, что у младших школьников резкое снижение умственной работоспособности происходит после 3-4-го урока, у школьников 5–7…

При проведении спортивного часа важно правильно дозировать физические нагрузки

При проведении спортивного часа важно правильно дозировать физические нагрузки

Методика проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня 2

Методика проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня 2

Упражнения для ног важны на любых уроках, так как они снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением

Упражнения для ног важны на любых уроках, так как они снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением

Требования к проведению гимнастики до учебных занятий

Требования к проведению гимнастики до учебных занятий

В зимний период времени гимнастику можно проводить на морозе, в верхней одежде (с 1–4 классами при температуре не ниже минус 12 градусов, с 5 по…

В зимний период времени гимнастику можно проводить на морозе, в верхней одежде (с 1–4 классами при температуре не ниже минус 12 градусов, с 5 по…

Организация проведения подвижных перемен

Организация проведения подвижных перемен

Места, выбранные для физкультурных мероприятий на открытом воздухе, должны соответствовать санитарным правилам: находиться в отдалении от сточных канав, ям для отбросов и мусорных контейнеров

Места, выбранные для физкультурных мероприятий на открытом воздухе, должны соответствовать санитарным правилам: находиться в отдалении от сточных канав, ям для отбросов и мусорных контейнеров

В ненастную погоду занятия проводятся в залах, коридорах и классных комнатах, что должно быть обусловлено графиком

В ненастную погоду занятия проводятся в залах, коридорах и классных комнатах, что должно быть обусловлено графиком

Заключение Таким образом, физкультурные минуты на общеобразовательных уроках, физические упражнения и игры на переменах, спортивные часы, равномерно распределяясь в течение учебной недели, вместе с уроками…

Заключение Таким образом, физкультурные минуты на общеобразовательных уроках, физические упражнения и игры на переменах, спортивные часы, равномерно распределяясь в течение учебной недели, вместе с уроками…

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1

Куркович, А.О. Здоровый образ жизни//А

Куркович, А.О. Здоровый образ жизни//А
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2023