Организация работы над изложением в 5 классе с детьми – билингвами цыганской национальности в условиях реализации ФГОС
Оценка 4.6

Организация работы над изложением в 5 классе с детьми – билингвами цыганской национальности в условиях реализации ФГОС

Оценка 4.6
doc
27.08.2020
Организация работы над изложением в 5 классе с детьми – билингвами цыганской национальности   в условиях реализации ФГОС
Исследовательская работа по русскому языку на НПК
работа.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 9 г. Пензы

 /МБОУ СОШ № 9 г. Пензы/

 

XIХ научно-практическая конференция педагогических работников

образовательных учреждений г. Пензы

 

 

 

Номинация «Педагогические чтения»

 

 

 

Исследовательская работа

 

 

 

«Организация работы над изложением в 5 классе с детьми – билингвами цыганской национальности   в условиях реализации ФГОС»

 

 

Выполнили:

 учитель русского языка и

      литературы Сергеева Елена Александровна,

учитель русского языка и

литературы Репина Надежда Ивановна.

 

 

 

 

Рецензент:

 Бравичева Э. М.,

кандидат филологических наук

 

 

 

 

 

Пенза

 2016

 

 

 

 

Содержание

 

 Введение

    

1. Перспективы изменения образования в среднем звене в связи с переходом на ФГОС

 

1.1. Понятие о билингвизме (двуязычии)

 

1.2. Краткая историческая справка и особенности социализации детей – билингвов цыганской национальности

 

1.3. Участие МБОУ СОШ № 9 в реализации проектов по улучшению качества образования детей цыганской национальности

 

2. Методика подготовки к написанию изложения в 5 классе

 

2.1.Виды коррекционно-развивающих упражнений по подготовке к написанию изложения детей – билингвов

3. Исследовательский этап

 

4.Заключение

 

5. Библиография

 

6. Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Настоящее время - это время коренных изменений в образовательном процессе, в подходе к обучению и воспитанию в связи с переходом на реализацию требований ФГОС ООО. В центре внимания - формирование универсальных учебных действий (УУД), что обозначает (в широком значении) умение учиться.

Стандарт направлен на обеспечение:

·        доступности получения основного общего образования;

·        духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

·        преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;

·        сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа РФ, права на изучение родного языка, возможности получения общего образования.

1. Перспективы изменения образования в среднем звене в связи с переходом на ФГОС.

Современные требования к образованию меняют приоритеты: основой  Стандарта является системно-деятельный подход к обучению. Изменились функции участников образовательного процесса: учитель становится менеджером, управляющим процессом, а ученик – активным деятелем.

Актуальность

 Одной из основных проблем современности является обучение русскому языку детей с разным уровнем развития речи, чаще всего связанным с двуязычием.

Проведя мониторинг национального состава учащихся нашей школы, мы получили следующее. Всего учащихся 445 человек, из них детей  русской национальности – 258, цыганской -149,  татарской – 29, азербайджанской - 6, таджикской - 3. Данные мониторинга выявили, что наибольшее количество детей иной национальности  - это цыгане(33%).

         МБОУ СОШ № 9 г. Пензы является культурно-образовательным центром микрорайона с компактным проживанием цыганской общины. По количеству обучающихся в нашей школе детей цыган мы являемся одной из самых многочисленных не только в Пензенской области, но и в России.

Одна из трудностей, с которой сталкиваемся мы, учителя, с одной стороны, и ученики-цыгане, с другой – билингвизм (двуязычие) и обучение детей-билингвов, какими являются дети этнических цыган. 

         В данный период некоторые школьные классы нашей школы состоят на 80% - 100 % из учеников, для которых русский язык не является родным.

1.1. Понятие о билингвизме (двуязычии).

 Билингвизм (двуязычие) предполагает, что индивидуум  одинаково хорошо владеет двумя языками и может с равным успехом пользоваться ими в разных ситуациях. Особенность билингвизма у цыган состоит в том, что он является спонтанным, часто вызывающим  неправильное осмысление и употребление смысловых и грамматических конструкций языка окружающего населения.

       Билингвизм, существующий в ситуации, когда родной язык является бесписьменным, создает особые педагогические  и методические проблемы в обучении.

1.2. Краткая историческая справка и особенности социализации детей – билингвов цыганской национальности.

Наряду с другими 128 «коренными» народами нашей страны цыгане являются россиянами и входят в суммарный состав ее народонаселения. По данным переписи 2002 года, на территории Российской Федерации проживало около 183 тыс. цыган, которые занимают 28 место по численности среди других  народов РФ.

В России большая часть цыганских общин сохраняла мобильный образ жизни  вплоть до 50-60 гг. XX века, это объясняет, почему так и не была создана программа, которая бы учитывала специфические этнокультурные потребности цыган в области образования.

Организация цыганской общины и особенности ее жизнеобеспечения  оказывают большое влияние на отношение к обучению и образованию: мало внимания уделяется развитию детей; отсутствует организация режима дня школьников. Цыганские дети часто помогают родителям заботиться о младших братьях или сёстрах, что ведёт к невыполнению домашнего задания. Природная эмоциональность, чувствительность, склонность к экспрессии, образное восприятие мира – это особенности цыганских детей, которые должен учитывать педагог в организации образовательного процесса.

Из всех предметов школьной программы им сложнее всего даётся русский язык.

Недостаточное владение русским языком в настоящее время создает серьезные проблемы в социальной адаптации, общении цыган, а также является причиной сохранения у них существенных трудностей в образовании.

Сегодня информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение всей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. 

Современному человеку мало знать правила грамматики, он должен свободно выражать свои мысли, владеть высокой культурой речи. Развитие речи любого человека и тем более школьника - билингва во многом зависит от его индивидуального жизненного опыта, уровня образованности, самостоятельности мысли. Уроки развития речи в рамках реализации ФГОС   обеспечивают формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования метапредметных умений обучающихся.

 УУД  на уроках русского языка  в пятом классе являются:

·       умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

·       умение  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

·       умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

·       стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

       Нам хочется обратить особое внимание на организацию работы с текстом по  подготовке  к написанию изложения, так как, на наш взгляд, именно этот вид работы вызывает затруднение у большинства пятиклассников цыганской национальности.

Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что использование в пятом классе коррекционно - развивающих упражнений для детей – билингвов (системы заданий по лексике, синтаксису, орфографии и пунктуации)  способствует оптимизации их подготовки к написанию изложения в 5 классе.

Цель работы: разработка комплекса коррекционно-развивающих упражнений для детей – билингвов  с целью оптимизации подготовки к написанию изложения.

Объект исследования: творческие работы (изложения) обучающихся 5(2015-2016 учебного года), 6(2014-2015учебного года) классов.

Предмет исследования: организация  работы с детьми - билингвами по подготовке к написанию изложения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.      Систематизировать виды заданий, нацеленных на оптимизацию подготовки к написанию изложения.

2.      В процессе исследования убедиться в эффективности разработанной системы  заданий.

Методы: изучение методической литературы, наблюдения, анализ творческих работ обучающихся, разработка системы заданий для обучения написанию изложения.

Субъект исследования: учащиеся 5(2015-2016 учебного года), 6(2014-2015учебного года) классов МБОУ СОШ № 9 г. Пензы в количестве 33 человек.

1.3. Участие МОУ СОШ № 9 в реализации проектов по улучшению качества образования детей цыганской национальности.

         Долгое время в нашем распоряжении не было ни пробных методик, ни пособий по преподаванию русского языка как неродного, ориентированных именно на цыганских детей. Учителя нашей школы нарабатывали собственный опыт, передавая его из поколения в поколение. И вот в 2007-2008 учебном году представился случай расширить круг общения со школами России, расположенными в местах компактного проживания цыган (г.Тула, г.Липецк, г.Волгоград, г.Рязань, г.Тюмень и др.). С этого момента началось творческое сотрудничество МБОУ СОШ №9 г. Пензы с антидискриминационным центром «Мемориал» (г. Санкт-Петербург), Московским городским педагогическим Университетом и Российским Государственным педагогическим Университетом им А. И. Герцена(далее РГПУ) на предмет школьного обучения и языковой интеграции детей цыганской национальности.

В феврале 2008 года творческая группа учителей нашей школы приняла участие в конференции в рамках проекта «Преодоление сегрегации и структурной дискриминации цыганских детей в школах», проведенной в г. Санкт-Петербурге под патронажем шведской организации «Спасите детей!».

         Учителя поделились собственными наработками с РГПУ с целью создания методических пособий по преподаванию русского языка как неродного для детей цыган и пособий по цыганскому языку для учителей.

        В ноябре 2009 года в офисе АДЦ «Мемориал» в г.Санкт-Петербурге прошел семинар-тренинг для учителей, работающих с цыганскими учениками и презентация новых учебных пособий, которые могут быть использованы на начальном этапе обучения.

       В работе этого семинара принимали  участие учителя нашей школы, где произошёл обмен опытом по обучению цыганских детей.

2. Методика подготовки к написанию изложения в 5 классе.

            Изложение  -   творческая детская  работа. Это одно из упражнений по развитию письменной речи обучающихся, направленных на   формирование коммуникативных УУД. Изложения могут быть весьма разнообразными по своим педагогическим целям и возможностям, и каждый вид требует особых методических приёмов подготовки и проведения.

Особую трудность для детей – билингвов представляют задания по созданию собственного текста, поэтому творческой работе – изложению должна предшествовать большая подготовительная работа.

Методика преподавания русского языка имеет богатейший опыт в области развития связной речи учащихся. Она включает в себя этапы работы над текстом изложения, которые учитель может использовать на каждом уроке развития речи учащихся.

Предварительная работа.

1.     Выбор учителем текста для обучающего изложения.

Требования к тексту для изложения:

- соответствие возрастным особенностям и интересам учащихся; 

- нравственная и эстетическая ценность текста; 

- ясность;

- языковое богатство;

- наличие диалогов;

- наличие второстепенной информации;

- художественный или публицистический стиль текста; 

- соответствие особенностям класса.

2. Детальная проработка текста учителем: предварительный анализ текста учителем (тема, основная мысль, план, изобразительно–выразительные средства),  выразительное чтение текста (подготовка к прочтению текста в классе на уроке).

Работа на уроке.

1. Первичное чтение текста учителем. Она стимулирует деятельность       обучающегося, помогает осознать ее конечную цель.

2.Слово учителя (сведения об авторе, особенностях текста, год написания; эпоха, в которую создавалось художественное произведение, отражение личности автора, литературное направление, художественный метод, место произведения в творчестве автора). 
3.Беседа по содержанию текста (тема, рема, идея, проблематика, род, жанр, хронотоп, сюжет, конфликт, композиция; второстепенная информация (пейзаж, интерьер); образы, персонажи; образ и позиция автора, образ повествователя; способы раскрытия психологизма; нравственные, моральные, этические нормы, затрагиваемые в тексте, их смысл; пример жизненного воплощения).

4. Языковой анализ текста:

- языковой и лингвистический комментарий;

- определение стиля текста и его особенностей;

- определение особенностей строфики текста;

- выявление особенностей лексики, словообразования, использование различных частей речи, особенности синтаксиса (какие предложения преобладают); 
- использование в тексте изобразительно-выразительных средств, тропов фигур; 

- пафос.

          Дети-цыгане овладевают данными приёмами  медленнее, чем русскоязычные дети. Причинами является то, что у большинства детей данной группы отмечается задержка психического развития  и поэтому у них удлинен период приема и переработки информации. Мыслительные процессы замедлены, дети импульсивны, постоянно имеют затруднения при самопроверке.

Бедность словаря и ограниченность общего речевого развития приводит к недостаточному пониманию лексического значения отдельных слов и текстов в целом. 

Детям – билингвам цыганской национальности трудно сформулировать содержащуюся в тексте главную мысль, а также установить временные, причинно-следственные связи, охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам.

Дети в состоянии преодолеть описанные выше затруднения,  освоить учебный материал в объеме требований  программы общеобразовательной школы, если они учатся в специально созданных условиях, а также в том случае, если учитель оказывает им специфическую помощь.

2.1. Виды коррекционно-развивающих упражнений по подготовке к написанию изложения детей – билингвов в 5 классе.

                Для подготовки к написанию изложения любого вида мы выделяем следующие направления деятельности:

·        работа с текстом:

цель: постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка

·        орфографическая подготовка:

 цель: предупреждение возможных ошибок; формирование орфографической зоркости;

·        лексическая подготовка:

цель: выбор необходимых изобразительно-выразительных языковых средств   для реализации своего замысла;

·        синтаксическая подготовка:

 цель: подбор синтаксических конструкций для наиболее полного и точного выражения своих мыслей.

       Мы стремимся к тому, чтобы урок дал учащимся заряд оптимизма, вселял веру в свои силы. Каждый ученик получает посильное для себя задание, в случае затруднений учитель приходит на помощь, подбадривая и поощряя за малейший успех, радуясь любым достижениям. При соответствующем настрое дети становятся внимательнее, активнее включаются в работу.

   Виды работ по подготовке к написанию изложения многообразны; на некоторых мы остановимся подробнее. (Приложение 1)

3. Исследовательский этап.

Мы провели исследование в 5(2015-2016 учебного года),6(2014-2015учебного года) классах нашей школы.

Перед нами стояли следующие задачи:

1)    проверить эффективность разработанной нами системы заданий для подготовки к написанию изложения;

2)    провести анализ творческих работ;

3)    выявить наиболее эффективные приемы подготовки детей-билингвов к написанию изложения.

В качестве критериев оценки творческих работ были взяты следующие:

1.     Объем изложения – количество слов, предложений, абзацев.

2.     Наличие речевых ошибок:

а) лексических – неудачное, неточное, неуместное употребление слов;

б) морфологических – неправильности в образовании и употреблении форм склонения, спряжения;

в) синтаксических – неумелое составление предложений, ошибки в словосочетаниях, неверно составленные конструкции.

3.     Соблюдение тематического единства – соответствие содержания теме, полнота ее раскрытия.

4.     На каком уровне возрастных возможностей выполнена работа, достоверен ли материал.

5.     Соблюдение стилистического единства.

Каждый критерий мы оценивали по трехбалльной системе:

·       3 балла – высокий уровень;

·       2 балла – средний уровень;

·       1 балл – низкий уровень.

Заключение об уровне написания изложения мы делали по суммарным баллам:

·       высокий уровень – от 13 до 15 баллов;

·       средний уровень – от 8 до 12 баллов;

·       низкий уровень – от 5 до 7 баллов.

Учащимся 5(2015-2016 учебного года), 6(2014-2015учебного года) классов было предложено написать изложение по тексту И. С. Соколова-Микитова «Умные гуси».

Результаты проверки изложений представлены в таблице.

Анализ работ показал, что до начала систематического обучения в текстах учащихся много ошибок и недочетов, связанных со стилистикой и тематическим единством текста. Отмечается и большое количество типичных речевых ошибок. Так, у всех учащихся отмечается небольшой объем изложений (не более 40 слов); в текстах часто встречается повторение одних и тех же слов; употребление слов без учета их эмоционально-экспрессивной окраски; употребление просторечных слов и сочетаний; нарушение управления в словосочетаниях; неудачный порядок слов в предложении; пропуск необходимых слов.

В течение первого полугодия  в 5 классе 2015-2016 учебного года мы использовали разработанную нами систему упражнений для подготовки к написанию изложения. При проверке итоговых творческих работ обучающихся за первое полугодие результат оказался лучше, чем у пятиклассников прошлого года.

уровни написания изложения

 

Уровень

написания изложения

5 (2015-2016 учебного года),

6 (2014-2015учебного года)

Количество

Процент

Количество

Процент

Высокий

Средний

Низкий

2

10

4

12%

63%

25%

0

9

8

0%

53%

47%

Итого

16

100%

17

100%

 

уровни написания изложения

Гистограмма

Количество учащихся/уровень выполнения работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта  урока, составленного с учетом требований ФГОС, представлена в Приложении 2.

         Анализ качества знаний учащихся позволяет увидеть следующее:

·       Средний объем изложений в 5 классе выше, чем в 6, максимальное количество слов в изложении в 5 классе 68, а в 6 – 36. Творческая работа соответствуют возрастным нормам по количеству слов и предложений.

·       Речевых ошибок учащиеся 5 класса допустили гораздо меньше, чем учащиеся 6 класса. Особенно много лексических ошибок наблюдается у учащихся 6 класса, в частности, неоправданные повторы слов и употребление слов в неточном, не свойственном им значении. У учащихся 5 класса были выявлены морфологические и синтаксические ошибки, но их количество невелико.

·       Соблюдение тематического единства текста наблюдается практически у всех учащихся 5 класса.

·       В изложении учащиеся 5 класса использовали изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения.

          Анализ созданных учащимися изложений показал, что систематическая работа способствовала развитию связной речи детей. Обучающиеся более осознанно стали подходить к созданию собственных высказываний, продумывая их содержание.

Таким образом, результаты проведенного нами исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что использование в 5 классе системы коррекционно–развивающих  упражнений способствует оптимизации подготовки к написанию изложения.

4. Заключение.

В результате нашей работы мы пришли  к следующим выводам:

1.     Для эффективного написания изложения обязательно должна осуществляться систематическая подготовка (данная работа проводилась рассредоточено на уроках и коррекционно-развивающихся занятиях в 5 классе один раз в неделю в течение двадцати минут).

2. Предлагаемая система работы вооружает школьников необходимыми знаниями и навыками для речевой практики, обеспечивает преемственность между начальной и средней школой.

 В процессе работы было установлено, что систематическая комплексная подготовка к написанию изложения положительно влияет на общий уровень речевой культуры детей - билингвов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

библиография

1.     ФГОС ООО второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в основной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2014.

2.     Канакина Г. И. Работа по совершенствованию речевой грамотности учащихся. – учебно-методическое пособие. ПЕНЗА, 2003.

3.     Канакина Г. И., Родионова И. Г. Учимся работать с текстом. УПМ для подготовки к ГИА по русскому языку, 9 класс. ПЕНЗА, 2011.

4.     Ладыженская Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка. — М.: Просвещение, 1980.

5.     Пленкин Н. А. Уроки развития речи. 5-9 классы. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1995.

6.     Шкатова Л.А. Подумай  ответь. Занимательные задачи по русскому языку.  Книга для учащихся 5-7 классов. М.: Просвещение, 1989.

7.     Интернет-ресурсы:

ü http://infourok.ru/

ü http://doc4web.ru/

 

 


 

Приложение 1

 

Виды коррекционно-развивающих упражнений по подготовке к написанию изложения детей – билингвов.

I.Виды коррекционно-развивающих упражнений по подготовке к написанию изложения многообразны;  многие из них проводятся в игровой форме.

1.Разминка.

Примеры заданий для проведения разминок.

На каком языке говорили герои ваших любимых литературных произведений?

Красная Шапочка  (французский)

Карлсон  (шведский)

Чипполино (итальянский)

Том Сойер (английский)

Три мушкетёра  (французский)

Бременские музыканты  (немецкий)

Кто становится выше, когда садится? (Собака).

Чем больше берут, тем больше это становится? (Яма).

Что принадлежит только тебе, а употребляется другими? (Имя).

Под каким кустом сидит заяц во время дождя? (Под мокрым).

Какую часть слова можно найти в земле? (Корень).

Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сновидение).

      Сидит кошка на окошке, голова и хвост, как у кошки,

      но не кошка. Кто это? (Кот).

2. Подбор антонимов.

Работа над антонимами полезна тем, что приучает к сопоставлению предметов и явлений окружающего мира. Антонимы являются средством выразительности речи.

а) Задание: Подберите к данным словам слова, близкие по значению. Запишите.

Образец: пошёл- отправился

идти - …, смотреть - …, бегать - …, отозвал - …, трудный - …, тяжелый - …, узкий - …, холодный - …, трусливый - …, злой - ….

б) Задание: Сравни два предмета по одному признаку. Спиши, вставляя подходящие по смыслу слова.

По величине: дерево (какое?) высокое, а пень… .

По цвету: ворон (какой?) черный, а снег…  .

По вкусу: перец (какой?) горький, а сахар… .

в) Задание: Сравни два текста.

Перед дождем.

Холодный ветер дует в лицо. Тяжелые облака плывут над рекой. Слышатся сильные раскаты грома.

После дождя.

Теплый ветер дует в лицо. Легкие облака плывут над рекой. Доносятся слабые раскаты грома.

Ответь на вопросы:  Какие изменения произошли в природе после дождя? С помощью каких слов это передается? Выпиши словосочетания с прилагательными-антонимами.

г) Задание: Сравни по смыслу глаголы каждой строчки. Какие из глаголов близки по смыслу, какие – противоположны? Дай название каждой группе слов.

Бежать, мчаться.                                                Бежать, плестись.

4.Подбор синонимов.

а)  Из данного списка выпиши слова, близкие по значению словам: говорить, расписание, темнеет, увлекательный, воздушный. Какие слова будут "лишними"? Почему?

Занимательный, беседовать, прекрасный, тетрадь, правила, оценка, забавный, прелестный, смеркается, шторм, балл, увлекательный, лёгкий, режим.

б) Выбери слова, близкие по смыслу к выделенным.

Студеный ключ играет по оврагу (прозрачный, холодный, быстрый). Стояло жаркое лето (безоблачное, знойное, чудесное). Из лесной чащи выбирался на поляну неуклюжий медведь (огромный, неповоротливый, добродушный).

в) Подбери к существительному синоним.

сильная вьюга – …; большое горе –…; ненастная погода –…;  проливной дождь–…; шторм на море –… .

г) Запиши словосочетание прилагательное + существительное.

Коричневый,карий(платье,глаза,костюм);
густой,дремучий(лес,туман);
горячий,знойный(лето,чай,привет);
5. Работа с многозначными словами и омонимами.

а) Подберите к загадкам такие ответы, в которых есть омонимы.

-Каким ключом нельзя отвернуть гайку?

-Какую соль не кладут в суп?

-Из какого крана не льется вода?

б) Найди на картинке  слова — омонимы. Объясните их значение.

в) Дайте ответ на шуточный вопрос.

- Какой бор никогда не имеет листвы и хвои?

- Какую строчку не может прочесть ни один учёный?

- Всякую ли точку нужно считать знаком препинания?

- Всякие ли ноты предназначаются для певцов и музыкантов?

- У каких башмаков не бывает каблуков?

г) С приведенными словами придумайте сочетания слов с различными значениями этих слов (значения не должны повторяться). Например: мягкая вода, мягкий характер, мягкие согласные, мягкий мох.

Слова:  новый, тупой, чистый, холодный, прямой, принять, слушать, тянуть, лицо, пробка, свет, картина.

6. Работа с изобразительно-выразительными средствами

 (сравнения, эпитеты, олицетворения, метафоры)

а) Подбери красочные определения к словам:

Мороз – … (злой,  молодой,  лютый,  крепкий,  сильный).

Лес –… (молодой,  тенистый,  сосновый,  дремучий,  солнечный).

Песня – … (весёлая,  задорная,  печальная,  далёкая).

б) Выбери из отрывка эпитеты и олицетворения

Заколдован  невидимкой

Дремлет  лес  под  сказку  сна,

Словно  белою  косынкой

Подвязалася  сосна.           (С.  Есенин)

 в) Продолжи предложения, чтобы получились сравнения:

Косолапый  как  … (медведь).     Храбрый  как …  (лев).  Трусливый  как  …  (заяц).    Упрямый  как  …  (осёл).     Хитрая  как  …  (лиса).

г) Найди метафору:

Под голубыми небесами, великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет, и лес сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. ( А.Пушкин)

7.Синтаксическая работа

а)  Дополни предложения, ответив на вопрос:

 Берёза  растет… (где?).   Серёжа вырос … (какой?.)    Листочки падали … (как?).

б)  Распространи предложения, подобрав определения по заданию:

  Наступила … осень,  и с деревьев стали опадать … листья. Подул … ветер. (Опиши золотую осень)

 Пришла  … зима, и снег укутал … деревья.  …мороз сковал реку. (Опиши зимний день)

8. Виды деятельности при работе с содержанием текста:

- прогнозирование по названию;

- нахождение границ  предложений в тексте;

- деление текста на абзацы;

- восстановление деформированного текста;

- собирание текста из фрагментов;

- определение темы, главной мысли, идеи;

- подбор заголовка (если текст без названия);

- дописывание концовки текста;

- создание текстов разных стилей, разных типов речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 г

Содержание Введение 1

Содержание Введение 1

Введение Настоящее время - это время коренных изменений в образовательном процессе, в подходе к обучению и воспитанию в связи с переходом на реализацию требований

Введение Настоящее время - это время коренных изменений в образовательном процессе, в подходе к обучению и воспитанию в связи с переходом на реализацию требований

Особенность билингвизма у цыган состоит в том, что он является спонтанным, часто вызывающим неправильное осмысление и употребление смысловых и грамматических конструкций языка окружающего населения

Особенность билингвизма у цыган состоит в том, что он является спонтанным, часто вызывающим неправильное осмысление и употребление смысловых и грамматических конструкций языка окружающего населения

Уроки развития речи в рамках реализации

Уроки развития речи в рамках реализации

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1

Изложение - творческая детская работа

Изложение - творческая детская работа

Языковой анализ текста : - языковой и лингвистический комментарий; - определение стиля текста и его особенностей; - определение особенностей строфики текста; - выявление особенностей лексики,…

Языковой анализ текста : - языковой и лингвистический комментарий; - определение стиля текста и его особенностей; - определение особенностей строфики текста; - выявление особенностей лексики,…

Мы стремимся к тому, чтобы урок дал учащимся заряд оптимизма, вселял веру в свои силы

Мы стремимся к тому, чтобы урок дал учащимся заряд оптимизма, вселял веру в свои силы

Заключение об уровне написания изложения мы делали по суммарным баллам: · высокий уровень – от 13 до 15 баллов; · средний уровень – от 8…

Заключение об уровне написания изложения мы делали по суммарным баллам: · высокий уровень – от 13 до 15 баллов; · средний уровень – от 8…

Гистограмма Количество учащихся/уровень выполнения работы

Гистограмма Количество учащихся/уровень выполнения работы

Соблюдение тематического единства текста наблюдается практически у всех учащихся 5 класса

Соблюдение тематического единства текста наблюдается практически у всех учащихся 5 класса

ФГОС ООО второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в основной школе

ФГОС ООО второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в основной школе

Приложение 1 Виды коррекционно-развивающих упражнений по подготовке к написанию изложения детей – билингвов

Приложение 1 Виды коррекционно-развивающих упражнений по подготовке к написанию изложения детей – билингвов

По вкусу: перец (какой?) горький, а сахар…

По вкусу: перец (какой?) горький, а сахар…

Запиши словосочетание прилагательное + существительное

Запиши словосочетание прилагательное + существительное

Подбери красочные определения к словам:

Подбери красочные определения к словам:

- восстановление деформированного текста; - собирание текста из фрагментов; - определение темы, главной мысли, идеи; - подбор заголовка (если текст без названия); - дописывание концовки…

- восстановление деформированного текста; - собирание текста из фрагментов; - определение темы, главной мысли, идеи; - подбор заголовка (если текст без названия); - дописывание концовки…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2020