Посмотрим, как можно организовать индивидуальную работу на примере одного проекта.
Самым трудным для многих учащихся является первый этап работы, когда необходимо выбрать тему проекта (этап проблематизации). Лучше, если учитель не будет предлагать готовые темы, а постарается выяснить интересы и проблемы самого учащегося, которые он мог бы самостоятельно решить в ходе работы над проектом.
Девятиклассница Аня долго не могла решить, какой проект ей делать. В ходе беседы с учительницей биологии она рассказала, что в последнее время с трудом засыпает, плохо спит ночью, тяжело встает утром и постоянно хочет спать. Из этой же беседы девочка узнала, что с подобными проблемами сталкивается множество людей разных возрастов, особенно
тяжело переносят недостаток сна дети и подростки.
Постепенно стала вырисовываться исходная проблема проекта: « Преодоление бессонницы ».
Причем решение данной проблемы для автора проекта имеет практический смысл, побуждает действовать.
А тема проекта была сформулирована так: «Как бороться с бессонницей?».
Итак, теперь Аня поняла, что, выполняя данный проект, она сможет решить собственную проблему и помочь другим людям, поэтому девочка активно включилась в процесс целеполагания, чтобы найти способ решения проблемы бессонницы.
Цель проекта была сформулирована так: помочь тем, кто страдает от бессонницы.
Теперь надо разработать способы борьбы с бессонницей и подумать, в каком виде представить их публике.
Это так называемый ожидаемый результат (он будет воплощен в проектном продукте), который тоже возникает на этапе целеполагания.
В данном случае этот результат
(проектный продукт) – советы для тех, кто страдает от бессонницы.
Далее автору проекта с помощью учителя необходимо убедиться, что между проблемой, целью и ожидаемым результатом существует необходимая связь.
Для этого надо ответить на вопросы:
-Если ты достигнешь цели своего проекта (помочь тем, кто страдает от бессонницы), будет ли решена его проблема (преодоление бессонницы)?
-Если ты создашь предполагаемый проектный продукт (советы для тех, кто страдает от бессонницы), будет ли достигнута цель проекта (помочь тем, кто страдает от бессонницы)?
В данном случае на оба эти вопроса были даны положительные ответы.
Значит, можно двигаться дальше, то есть определить задачи, которые предстоит решить, выявить способы, которыми будут решаться эти задачи, установить порядок, в котором будут осуществляться основные этапы работы.
Сейчас Ане необходимо продумать, какие задачи надо решить на пути к конечной цели проекта. Надо изучить природу сна и причины его нарушения; выяснить, сталкиваются ли с этой проблемой другие ребята, родители, учителя; найти информацию о способах борьбы с
бессонницей, опробовать их самой и попросить нескольких одноклассников и взрослых применить их на практике, выяснить эффективность предложенных способов, выбрать лучшие из них и составить окончательный вариант.
Затем думаем, как мы будем действовать, какими способами будем решать задачи каждого этапа. Нам потребуется работа с литературой по теме проекта, мы будем собирать информацию, анализировать ее, сравнивать различные точки зрения и факты, делать выводы. Далее мы разработаем опросник для участников анкетирования, проведем опрос, подсчитаем результаты, проанализируем их и сделаем выводы.
Опробовав на себе некоторые способы борьбы с бессонницей и предложив нескольким ребятам и взрослым тоже опробовать их, выясним мнение участников эксперимента и на этой основе создадим конечный продукт.
Теперь необходимо продумать, в каком порядке будут выполняться все шаги, т.е. создать план работы над проектом, можно ли будет изменить ход работы, если возникнут какие-то проблемы, например, сначала провести опрос, а потом изучать литературу и собирать информацию и т.п.
Мы знаем, когда будет проходить защита проекта, значит, можно распланировать сроки выполнения всех этапов работы, продумать ее график.
И еще следует подумать, какие ресурсы для предстоящей работы у нас есть, и что еще нам понадобится. Какие у нас есть книги и другие источники информации и какие необходимо приобрести. Умеем ли мы разрабатывать опросники или этому придется научиться (где, как и когда мы это будем делать). Кто будет участвовать в эксперименте (как их убедить это делать). Как будет выглядеть проектный продукт (все ли есть для того,чтобы он получился удобным для потребителя).
В нашем случае сначала было запланировано изучение литературы и других источников по проблеме бессонницы.
Далее планировалось самостоятельно придумать опросники для детей и взрослых (этому предстояло научиться с помощью школьного психолога).
Потом – провести опросы и обработать их результаты (потребуется помощь учителя информатики).
Затем обобщить и проанализировать полученные данные и на их основе разработать «Советы» (здесь поможет эксперт – учитель биологии).
Далее предлагаем нескольким ученикам и нескольким взрослым опробовать наши «Советы», обсуждаем их мнения и вносим коррективы в проектный продукт, еще раз обсуждаем его с экспертом.
И, наконец, создаем окончательный вариант «Советов», оформляем его в виде настенного постера (помогут ребята из школьных вестей) и проводим демонстрацию проектного продукта на классном часе (в дальнейшем этот постер будет размещен на школьном стенде «Готовимся к экзаменам»).
После того, как будет завершено создание проектного продукта, приступаем к написанию отчета о ходе работы над проектом, а затем репетируем защиту проекта.
Теперь необходимо убедиться, что разработанный план точно ведет к достижению цели проекта. Здесь всегда (даже если это сильный ученик) необходима обратная связь, помощь учителя.
После детальной разработки плана начинается его реализация.
Удачным опытом является проведение предзащиты проекта, когда автор представляет тему, проблему, цель, ожидаемый результат и план работы группе экспертов.
Необходимо точно убедиться, что план проекта эффективен. Часто самому автору бывают не видны недочеты созданного им плана, поэтому необходима его экспертная оценка и доработка в случае необходимости.
Аня, будучи тревожной девочкой, педантично придерживалась намеченного плана. Это давало ей чувство уверенности, что она – на правильном пути. Правда, возникли трудности, когда пришлось привлечь других ребят к участию в эксперименте.
Выход был найден: на уроке биологии учительница дала Ане несколько минут, чтобы анонсировать свой проект и показать ребятам практическую пользу, которую может принести всем ученикам класса проектный продукт,
который будет создан в результате работы.
В случае с Аней работа завершалась в преддверии экзаменов за курс 9-го класса, и проектный продукт претерпел изменения, он превратился в
«Советы девятиклассникам, как быстро уснуть, крепко спать и хорошо выспаться перед экзаменом»
Из приведенного примера ясно, какие учебные и воспитательные задачи были решены в данном случае.
Кроме непосредственно предметных знаний по биологии, девочка расширила свои практические навыки в области информатики, получила новые знания и опыт в области психологии, наладила контакты с одноклассниками и ребятами из других классов, научилась сотрудничать с взрослыми людьми.
Она научилась преодолевать свою застенчивость, повысила самооценку и статус в группе сверстников. Учитель в данном случае занял позицию эксперта, что дало Ане опыт ответственности, самостоятельности,инициативности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.