«Организация работы по гражданско – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста», (старший воспитатель Дейнега А.Г.)
Согласно годового плана работы МБДОУ №1 «Аленушка» был проведен тематический контроль.
Цель: Анализ создания условий по патриотическому воспитанию детей в группах детского сада; Повышение уровня и качества работы с детьми по привитию гражданско-патриотических чувств.
Методы: анализ проведения НОД, анализ документации, наблюдение за совместной деятельностью педагога и детей, проверка планирования по гражданско – патриотическому воспитанию, анализ среды, форм взаимодействия с родителями.
Сроки проведения: 18.01.2021 – 22.01.2021 год
Содержание контроля:
тематическая проверка осуществлялась по следующим направлениям:
· наблюдение педагогического процесса;
· оценка профессиональных умений воспитателя;
· анализ средовых условий в группе;
· наличие перспективного планирования работы;
· оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.
Тематическая проверка была проведена в форме посещения и анализа непосредственно- образовательной деятельности, наблюдения за качеством выполнения режимных моментов воспитателями, за самостоятельной деятельностью детей, анализа календарных планов, беседы с воспитателями, обследования материальной базы и развивающей среды в группе.
Проверка показала:
1. Наблюдение педагогического процесса.
В ходе тематической проверки были просмотрены занятия воспитателей Кравченко Л.П. (старшая группа) тема «Казачий курень», Оноприйчук И.В. (средняя младшая группа), тема «Моя семья». Просмотренные занятия были направлены на знакомство с новым и закрепление пройденных тем.
Воспитатель Кравченко Л.П. показала интегрированное занятие (познавательная деятельность и художественное творчество). Педагог использовала разнообразные игровые приёмы, проблемные ситуации. В ходе занятия Татьяна Викторовна предусмотрела разнообразную деятельность по интересам детей.
Воспитатель Оноприйчук И.В. построила своё занятие с учётом возрастных особенностей детей, разучила с детьми стихотворения, пословицы соответствующие теме занятия. Дети второй младшей группы подготовили к занятию небольшой материал (рассказ о своей семье) и поделились информацией со своими сверстниками.
Анализируя просмотренные занятия можно отметить, что у детей имеются определённые знания по заявленным темам. Все просмотренные занятия были по обобщению и закреплению пройденных тем. Дети старшего дошкольного возраста в большинстве знают название частей куреня, имеют представление о символике Донского казачества. Педагоги знакомят детей с государственной символикой, изучают экспонаты, принесенные детьми, родителями в старшей группе. Ведут альбомы «Моя семья», сделанные для каждого ребёнка.
Рекомендации:
· Педагогам необходимо больше заниматься самообразованием, изучать современные технологии и применять их в своей образовательной работе.
· Не забывать, что даже на итоговом (обобщающем занятии), необходимо внести небольшую по объёму информацию (новые сведения).
2. Анализ профессионального мастерства воспитателей.
Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги знают цели и задачи своей возрастной группы по нравственно-патриотическому воспитанию. В непосредственно-образовательной деятельности и нерегламентированной совместной деятельности с детьми умеют точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приёмов, умеют построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты. Все педагоги в доступной для детей форме объясняют новый материал. Точно и доступно формулируют вопросы к детям.
Анализ просмотренных занятий показал, что воспитатели активно используют разнообразные приемы привлечения и сосредоточения внимания детей, формы организации детей (работа малыми подгруппами, в паре). Дети на занятиях активны, сохраняют интерес на протяжении всего занятия.
Воспитатели грамотно подбирают демонстрационный и раздаточный материал и рационально его размещают во время проведения занятия.
На высоком уровне построена работа с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию у педагогов Кошевец И.А., Деревянко О.А., Фоминичевой Т.В., КузьменкоН.В., Кравченко Л.П.
Молодые педагоги (Костромина Е.С., Низовкина Е.А..) слабо владеют методикой проведения НОД.
3. Анализ средовых условий в группе.
В ДОУ, группах созданы условия для гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В методическом кабинете имеются подборка детской художественной, методической литературы по данной тематике. Приобретены учебно- наглядные пособия «Государственная символика», «Я и моя семья».
Центры краеведения имеются во всех группах, оборудованы в отдельно выделенном месте. Материал центров соответствует возрасту детей, адаптирован к работе. Сменяемость материала происходит очень редко, на что необходимо обратить особое внимание воспитателей. В центрах краеведения можно располагать выставки работ детей, музей посуды, предметов быта и т.д., Накопительный материал, папки, иллюстративный материал можно хранить в шкафу и использовать в соответствии с изучаемыми темами или сквозными темами. Художественную литературу целесообразно хранить в мини- библиотеке группы, но подписать полочку. Детские работы, достаточно фотографировать и хранить в фотоальбомах. Материалы выставок, так же необходимо фотографировать и хранить в фотоальбомах.
В центрах краеведения, в наличии имеются: макеты, предметы быта казаков, куклы в национальной одежде, игрушки животных буклеты, альбомы, открытки, рисунки, картины, карты, подборка статей из журналов, художественной литературы, подборки стихов, народного творчества, и другое.
Во всех группах в наличии дидактические, настольно-печатные игры, в которых можно закрепить знания по темам, отрабатывать партнёрские взаимоотношения детей в игре. Во всех возрастных группах созданы условия для развёртывания сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Мы - строители».
В игровых центрах имеется вся необходимая атрибутика, некоторые предметы сделаны руками детей и педагогов из бросового материала.
Во всех возрастных группах детского сада педагоги используют дидактические плакаты.
Во всех группах накоплен материал по ознакомлению дошкольников городом Константиновском и его достопримечательностями, людьми, которые его прославили; с настоящим и прошлым; с Россией, культурой, обычаями и традициями, символикой; национальными праздниками.
4. Планирование работы.
В результате проведённого контроля было установлено: все группы детского сада организуют патриотическое воспитание детей в соответствии с основной образовательной программой ДОУ и рядом парциальных программ.
Планирование данной работы проводится по темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад" и т.д. Работа по каждой теме включает в себя занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы приурочиваются к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
Запланированы разнообразные игры, игры- упражнения НОД. Тематика НОД разнообразна: «Мы ребята казачата», «Моя семья», «Моё имя и гражданство», «Казачий быт». Основная форма проведения НОД- беседа, рассказы педагога, детей, занятия- экскурсии, викторины, интегрированные занятия, презентации проектов «Дружная семейка», «По страницам Красной книги», «Мой город».
Собеседование с педагогами показало, что работа по данной теме осуществляется в процессе занятий познавательного и художественно-эстетического цикла, а также в совместной деятельности с детьми: экскурсии и целевые прогулки; праздники и развлечения; беседы, рассматривание наглядного материала, чтение художественной литературы; дидактические, сюжетно-ролевые игры; продуктивный труд по созданию макетов природных уголков родного края; создание мини-музеев; выставки результатов продуктивной деятельности (поделки, рисунки о родном крае). В группах педагоги недостаточно уделяют внимание театральным играм (кукольный театр, фланелеграф, настольный театр).
5. Работа с родителями.
Не менее важным условием гражданско-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Совместно с родителями создаются альбомы «Моя семья», «Мой родной край», «Мой город». Прикосновение к истории вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Анализ результатов проверки по работе с родителями по патриотическому воспитанию показал, что педагоги используют разнообразные формы взаимодействия - это наглядно- текстовая информация; выставка методической литературы по воспитанию нравственных качеств у дошкольников; рекомендации для родителей по данной проблеме; рубрика «Читаем детям», родительские собрания, индивидуальные консультации, беседы. Родители принимают участие в составлении семейных альбомов и газет.
Совместно с родителями отмечаются общественные праздники: День матери, Международный женский день, День семьи, День России.
Выводы по тематическому контролю.
Проведённый тематический контроль продемонстрировал эффективность воспитательно-образовательной работы в МБДОУ №1 «Аленушка» по вопросу «Организация работы по гражданско – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста». Дети старшего дошкольного возраста на достаточном уровне владеют знаниями, в процессе совместной с воспитателями и самостоятельной деятельности приобретают представление о культуре т традициях Донского края. По результатам тематического контроля видно: предметно - развивающая образовательная среда в группах создана в соответствии с ФГОС ДО. В группах оборудованы уголки патриотического воспитания, содержащие материал, по ознакомлению с родным городом, страной, государственной символикой. Прослеживается система в планировании работы педагогов по патриотическому воспитанию. Педагоги воспитывают у дошкольников любознательность, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям в разных видах деятельности.
Работа педагогического коллектива по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста ведется планомерно, целенаправленно, систематически. Грубых нарушений не выявлено. Имеют место недочеты в работе отдельных групп и педагогов.
Рекомендации:
На основе выше изложенного, предложено:
1. Одобрить работу педагогов во всех группах.
2. Продолжить работу по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейная педагогика, здоровъесбережение).
3. Грамотно оформлять документацию по воспитательно - образовательной работе; НОД оформлять кратко, но указывать всё, чтобы было понятно проверяющим.
4. Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов через самообразование, активизацию педагогического мышления в соответствии с требованиями времени.
5. Провести консультацию педагогам по созданию предметной среды в группе по патриотическому воспитанию во время самостоятельных игр детей.
6. Собрать картотеку русских пословиц и поговорок, словарь казачьих слов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.