"Организация работы по осуществлению оценочной деятельности учащихся на уроках."
Оценка 4.6

"Организация работы по осуществлению оценочной деятельности учащихся на уроках."

Оценка 4.6
Документация
doc
география
5 кл—11 кл
12.03.2024
"Организация работы по осуществлению оценочной деятельности учащихся на уроках."
критерии оценивания учащихся
Конструктор доклад.doc

«Организация работы по осуществлению оценочной  деятельности учащихся на уроках географии. Технология активной оценки как способ организации  самостоятельной  деятельности учащихся»

Стандарты нового поколения направлены на совершенствование системы образования, которая предполагает внедрение новых методов системы оценивания обучающихся и приведение в соответствие системы оценивания с современными целями образования.

Важным условием повышения эффективности обучения является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебного процесса. Эту информацию учитель получает в результате контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

Контроль означает: выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала; выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.

Основная задача контроля – выявление уровня правильности, объема, глубины и действительности усвоенных учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, определение эффективности методов, форм и способов их учения.

Контроль выполняет так же большую воспитательную роль в процессе обучения. Он способствует повышению ответственности за выполняемую работу не только учащегося, но и учителя, приучению школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий.

Проверка знаний есть форма педагогического контроля за учебной деятельностью учащихся. Если учесть, что главная учебная задача учителя заключается в том, чтобы весь программный объем знаний был усвоен детьми, то станет ясно, что без специальной проверки знаний не обойтись. Больше того, ее надо организовать так, чтобы действительные знания были выявлены как можно глубже и полнее .Поэтому контроль является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса.

Оценка – это определение и выражение в баллах, а также в оценочных ситуациях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой. Оценка имеет большое значение для управления учебной деятельностью, она должна служить также цели совершенствования самого учебного процесса.

Основная  задача в оценочной деятельности – все больше обращать внимание учащихся на совершенствование их учебной деятельности, на углубление и усиление мотивов познания; закреплять в учениках веру в свои силы, вовлекая в сотруднические формы общения и развивая в них самостоятельность, чувство свободного выбора, т. е. способствовать личностному росту обучаемых.В основе личностного роста лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как “коллективного субъекта”, а, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. Ведь личность ребёнка – главная ценность и основной объект заботы учителя.

Каждый ученик должен чувствовать себя на уроке комфортно. В это понятие  вкладывают  следующий смысл:

·  не следует ругать за ошибки, нужно хвалить за правильные решения;

·  максимально, как только возможно, способствовать самостоятельному получению знаний учащимися;

создавать на уроке ситуацию успеха, так строить задания, чтобы каждый ученик мог добиться успеха и даже у совсем слабых учеников пропал “комплекс двоечника”;

 организовать работу таким образом, чтобы дети получали навыки не только индивидуальной работы, но и работы в коллективе, учить их терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке;

·  заниматься отдельно с учениками, которые хотят знать больше.

Методика преподавания географии сегодня располагает целым арсеналом методических приёмов и способов проверки знаний и умений учащихся.

Один из способов проверки знаний и умений учащихся, который  использую на  уроках – тестирование. Преимущества тестирования хорошо известны. К главным из них, на мой взгляд, относятся:

-объективность оценивания;

-возможность проводить тестирование в массовом порядке;

-высокая точность получаемых результатов;

Тесты  использую как на любом этапе урока, так и при изучении нового материала, его закреплении и обобщении, а также при итоговом контроле.

При изучении нового материала тесты применяют для организации самостоятельной работы учащихся, при этом тестовые задания  не только опираются на знания, полученные учащимися на предыдущих уроках, но и имеют поисковый, эвристический, проблемный характер.При закреплении или при проверке текущего материала использую тесты-минутки, рассчитанные на 10-12 минут урока и содержащие 5-10 вопросов.

При итоговом контроле тестирование провожу часто, при этом тесты охватывают материал по крупным блокам  (определённую тему, раздел). Их выполнение рассчитано на весь урок.Тесты пригодны как для фронтальной, так и для групповой и индивидуальной работы учащихся.

На  уроках  использую информационные технологии. Конкретно на этапе оценивания пользуюсь  «Конструктором тестов»,  универсальной системой проверки знаний. Данную программу можно использовать как в домашних условиях, так и для проведения тестирования  на уроке. Программа позволяет использовать неограниченное количество тем, вопросов и ответов. Мною создана группа «Географ» , где используется  данная методика.

Для учеников оценка – главный показатель его успехов в учении.Как показать степень успеха ученика на уроке? Для этого проводятся  уроки – рейтинги. Рейтинг подразумевает индекс успеха у ученика по отношению к другим, что позволяет следить за своими успехами и сравнивать с успехами других. Объективность и наглядность – вот главные преимущества этого метода. Каждый ученик в течение урока пытается набрать как можно большее количество баллов.

Например.

 

Например, при изучении географии 5 класс по теме « Великие географические открытия» используется вот такой маршрутный лист:

Маршрутный лист Ученика (цы)__________класса Фамилия _________________ Имя_____

1 Этап: « Определи тему урока» - работа ученика оценка в баллах - 1 балл

2 Этап «Слова-помощники» 1 балл З. Этап «Методы исследования» 1 балл

 4 Этап «Географические открытия» до 3 баллов

 5 Этап «Собери пазлы» до 5 баллов

6 Этап «Найди соответствие» до 5 баллов

 7. Этап Итоги работы На каждом этапе каждый обучающийся получает определенное количество баллов, из которых в конце урока выводится общая сумма полученных баллов по маршруту.  Постепенно учащиеся приобретают опыт оценивания, определения критериев оценки. Этот процесс увлекает. Ученик стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть.

 Урок по географии с использованием

рейтинговой системы оценивания знаний в 9 классе

Обобщающий урок по теме  "Регионы России"

На каждом этапе урока учащиеся будут самостоятельно, работая индивидуально или в группах, оценивать свои знания с помощью рейтинговых баллов, выставляя их в рейтинговые листы.

Рейтинговый лист

Тема: "Регионы России"

Группа  №1.                                                                               Консультант:_____________________

№ п/п

Ф.И. учащегося

Домашняя работа

(учебный проект)

Устные задания (вопросы)

Работа по группам (выполнение заданий)

Тест

Общее  

кол-во

баллов

Итоговая отметка

Рейтинговый балл

5-10

1

1-6

5-13

1.

Бежигов М.

8

1

5

9

23

2.

Васильев И.

 8

1

5

10

24

3.

Овсепян Н.

6

1

3

7

17

4.

Панчехин А.

8

1

4

10

23

5.

Худяков Н.

9

1

6

12

28

Отметка

                                   

"3"

"4"

"5"

13-18 баллов

19-25 баллов

26-30 баллов

2.                 Проверка домашнего задания.

Класс предварительно был разбит на  группы

Каждая группа учащихся должна представить один проект по теме.

Работа должна быть выполнена в виде учебных проектов с презентацией.

         Учащиеся оценивают свою работу в группе (самооценка, взаимооценка),

                                  выставляют баллы в рейтинговый лист.

Предлагаются  проекты.    

       Устные вопросы    (по 1 баллу – за верный ответ).

IV.     Работа по группам   3. (на карточках – задания разного уровня).

Учащиеся обсуждают выполнение заданий  в группах.

Учащиеся, которые выбрали I уровень, выполняют задание самостоятельно (с последующей проверкой ответов), учащиеся II и III уровня выполняют совместно.

      Учащиеся проверяют  выполнение заданий и выставляют баллы за верные ответы.

                                                Самопроверка, самоконтроль.

4.                 Тестирование (2 варианта заданий, задания 1 части оцениваются в 1 балл, задания 2 части – 1-2 балла).

                Учащиеся записывают ответы для проверки, затем работы сдают.

              Самопроверка по ответам.   Выставление баллов в рейтинговый лист.

                              (Оценка за тест: "3" – 5-6 б.,  "4" – 7-9 б., "5" – 10-13б.)

                                   Каждый ученик набирает определенное количество баллов. По их количеству и определяется рейтинг.. После проведения уроков-рейтингов в классах повышается успеваемость, возрастает активность на уроках, дети становятся внимательными, привлекают большое количество дополнительного материала, серьезнее относятся к предмету.

 

Наиболее активно  пользуюсь такими методами оценивания достижений учащихся как проекты. .

Этот метод является наиболее эффективным, так как его можно

использовать как в ходе урока, так и во внеурочное время. В основе

метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучаю-

щихся, творческого мышления, умений самостоятельно конструиро-

вать свои знания и ориентироваться в информационном простран-

стве. Метод проектов всегда ориентирован на самостоя-

тельную деятельность обучающихся.В реализации проектной технологии важную роль играет система оценивания проекта, которая будет зависеть от его типа. В целом можно назвать следующие критерии оценки:

1. Актуальность рассматриваемой проблемы.

2. Умение школьников работать с информацией (отбор содержания, структурирование текста, владение методологией исследовательско - проектной деятельности, наличие собственного вклада в решение проблемы, эстетика оформления работы, глубина проникновения в проблему).

3. Коммуникативные умения (культура выступления, умение аргументировать, отвечать на вопросы, готовность к обсуждению, сотрудничеству)

 

Технология работы с кейсом Кейс – это пакет индивидуальных или групповых заданий, в которых описывается реально существующая проблема, не имеющая единственного и очевидного решения. Для поиска оригинального выхода ученик должен проанализировать проблемную ситуацию, используя знания по изучаемому предмету, предложить решения и обосновать выбор именно этих вариантов. Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе, – творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности.

В старших классах при изучении темы «Экологические проблемы России» можно применить кейс «Изменение климата». Для того чтобы результаты обсуждения быстро фиксировались, целесообразно в группах раздать шаблоны.

 

Проблема № 1. Глобальное потепление климата. Проблема

№ 2. Рост заболеваемости россиян (проблема № 2 рождается проблемой № 1). Проявления проблемы: а) рост кишечных расстройств, б) рост заболеваемости. Пути решения проблем: 1. Совершенствование систем канализации и водоснабжения.

2. Разработка новых методов очистки воды.

 3. Разработка новых способов борьбы с переносчиками заболеваний (клещи, комары). 4. Создание эффективных вакцин и лекарственных препаратов. 5. Внедрение генов, обеспечивающих невосприимчивость к болезни, в генотип человека. 6. Меры по снижению теплового эффекта в атмосфере. (Какие?)

 

На последнем этапе работы с кейсом завершается дискуссия, анализируется  процесс обсуждения и работа всех групп, комментируется  развитие событий, подводит итоги. Выполнение таких заданий позволяет школьникам, во-первых, различать словесную оценку любых действий и отметку – знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной); вовторых, вызывает живой интерес, развивает критическое мышление, самостоятельность и ответственность, формирует коммуникативные и социальные компетенции. Отметка может быть поставлена не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учебной задачи (выполнение задания).

 

 Контекстная задача как современный метод оценивания школьников.

К современным методам оценивания знаний относятся также контекстные задачи. Контекстная задача – это мотивационная задача, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация. Учитель создает на уроке реальную или моделирует воображаемую жизненную ситуацию и предлагает ученику действовать в ней, опираясь на имеющиеся у него знания и опыт. Поскольку ситуация представляется ученику знакомой, он принимается за выполнение предложенного учителем задания без страха и сомнения. Но в какой-то момент обнаруживает неполноту или недостоверность своих знаний, представлений – и ситуация, казавшаяся знакомой и понятной, осознается им как проблемная.

 

Составляется таблица

В таблице представлены основные виды контекстных задач. Задачи позволяют проверить умения обучающихся работать с источниками географической информации, устанавливать причинно-следственны  и пространственные связи, объяснять их сочетания, определяющие особенности природы, применять знания географических закономерностей для решения конкретных задач

 Например  тема  «Природные зоны «   1. Почему в березовом лесу не растут ели? 2. Как растения и животные приспособились к условиям жизни в пустыне?

 

Далее технология активной оценки.

Активная оценка — это технология обучения, в рамках которой ученики имеют возможность постоянно видеть свои успехи (и радоваться этому), осознавать ошибки (и работать над ними); овладевают процедурами оценки, учатся управлять своим обучением. К оценочной деятельности присоединяются родители учеников*. АО связана не только с оцениванием результатов обучения, поэтому ее еще называют формирующей или формативной. Она позволяет постепенно формировать знания учащегося, подсказывая, в каком направлении двигаться, и через обратную информацию, которую ученик может учесть или не учесть, влияет на конечную суммирующую оценку (отметку). АО не рассматривает оценивание как контроль, она позволяет эффективно мотивировать учеников, заставляет их брать на себя ответственность за свое обучение. Разницу между активной и суммирующей оценкой хорошо иллюстрирует пример. Если повар пробует суп — это активная оценка, а если суп пробует клиент — суммирующая оценка. Повар, в отличие от посетителя ресторана, еще может подправить вкус. Технология АО не предлагает полного отказа от отметки в баллах, которая, по сути, является суммирующей оценкой. Каждый учитель самостоятельно решает, как использовать в своем классе активную и суммирующую оценки.

Что активная оценка дает ученику? Умение учиться и брать ответственность за свои успехи и неудачи. Активная оценка развивает и другие ключевые компетенции: коммуникативную (путем обучения взаимооценке, работы в парах, группах), социальную (путем создания и сохранения атмосферы сотрудничества, умения общаться с учителем на равных), гражданскую (с помощью совместного участия в определении целей, критериев оценки, воспитания чувства ответственности за результаты своей работы).

 

Таким образом, используя разнообразные формы и методы проверки знаний на уроках географии можно добиться высокого качества географического образования и подготовить учащихся к использованию своих географических знаний в реальной жизни и практической деятельности, что способствует личностному росту учащихся и адаптации их в реалиях современной общественной жизни.

 


Скачано с www.znanio.ru

Организация работы по осуществлению оценочной деятельности учащихся на уроках географии

Организация работы по осуществлению оценочной деятельности учащихся на уроках географии

Оценка – это определение и выражение в баллах, а также в оценочных ситуациях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой

Оценка – это определение и выражение в баллах, а также в оценочных ситуациях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой

Один из способов проверки знаний и умений учащихся, который использую на уроках – тестирование

Один из способов проверки знаний и умений учащихся, который использую на уроках – тестирование

Например. Например, при изучении географии 5 класс по теме «

Например. Например, при изучении географии 5 класс по теме «

Каждая группа учащихся должна представить один проект по теме

Каждая группа учащихся должна представить один проект по теме

Умение школьников работать с информацией (отбор содержания, структурирование текста, владение методологией исследовательско - проектной деятельности, наличие собственного вклада в решение проблемы, эстетика оформления работы, глубина…

Умение школьников работать с информацией (отбор содержания, структурирование текста, владение методологией исследовательско - проектной деятельности, наличие собственного вклада в решение проблемы, эстетика оформления работы, глубина…

Контекстная задача как современный метод оценивания школьников

Контекстная задача как современный метод оценивания школьников

Что активная оценка дает ученику?

Что активная оценка дает ученику?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2024