Организация работы с детьми - инофонами в рамках преподавания иностранного языка в средней общеобразовательной школе.
Автор: Судакова Ольга Анатольевна,
учитель английского языка
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 194
НОВОСИБИРСК 2024
Дети-инофоны – это дети, принадлежащие к иной языковой и культурной общности, чем большинство коренного населения страны, в которой они проживают и получают образование, слабо владеющие языком этой страны или вовсе не говорящие на этом языке.
Ребенок - инофон может быть билингвом или полилингвом
(владеть двумя и более языками, но не языком страны, в которую мигрировал).
Национальный состав учащихся МБОУ СОШ №194 на 1.09.2023
Русские – 33%
Таджики –29%
Киргизы –22%
Узбеки – 12%
Другие национальности – 4%
Увеличение числа детей - мигрантов и, как следствие, детей-инофонов, предполагает развитие у педагогов соответствующих компетенций:
коммуникативных, социальных, информационных.
Коммуникативные компетенции включают в себя умение педагога:
строить конструктивное взаимодействие с детьми-инофонами;
понимать особые трудности ребенка в общении с другими детьми;
выстраивать толерантные отношения с родителями детей других национальностей;
конструктивно взаимодействовать с другими учителями, у которых обучаются дети-инофоны, и заимствовать позитивный опыт;
устанавливать контакты и сотрудничать с национальными диаспорами, этнокультурными общинами;
анализировать результаты своей работы с детьми-инофонами и их родителями.
Социальные компетенции включают в себя умение педагога:
оказывать поддержку ребенку-инофону в установлении контактов с другими детьми;
пропагандировать и демонстрировать толерантное поведение в образовательном учреждении;
помогать осваивать культуру, культурные ценности, традиции страны проживания (России);
содействовать проведению культурных акций, этнонациональных праздников с опорой на особенности поликультурного пространства региона;
соблюдать этические нормы межкультурных взаимоотношений.
Информационные компетенции включают в себя умение педагога:
использовать в образовательном процессе информацию об особенностях разных национальных культур;
интегрировать информацию о странах, откуда приехали дети-инофоны, в содержание преподаваемых предметов;
создавать информационно-коммуникативную среду для расширения контактов детей-инофонов со сверстниками и социальным инокультурным окружением;
способствовать распространению достоверной информации об истории, культуре, обычаях, традициях народов и стран, откуда приехали дети-инофоны;
использовать разные способы информирования и организацию поликультурных праздников и культурных акций;
использовать различные источники информации для расширения знаний и опыта по вопросам, касающимся работы с детьми-инофонами.
Мероприятия, проводимые в МБОУ СОШ № 194, на тему толерантности и межнациональных отношений среди учащихся:
- классные часы : « Дружат дети всей Земли»,
« Сказки народов мира» и другие;
- диагностика уровня тревожности и самооценки детей - мигрантов;
- фестиваль Дружбы народов;
- организация выставок и творческих работ детей - мигрантов;
- встречи родителей с представителями национальных диаспор
( помощь в решении проблем, возникающих в семьях мигрантов, трудности в обучении их детей).
Недостаточное владение русским языком является одной из главных проблем изучения английского языка детьми-инофонами.
Особенности эффективного преподавания английского языка в школе с полиэтническим составом:
с целью адаптации детей-инофонов учителю необходимо вносить соответствующие коррективы в учебный план.
все фразы и команды следует сопровождать жестами;
для отработки лексики и грамматики необходимо использовать раздаточный материал, такой как картинки и карточки;
использовать игровые технологии, работу в группе, работу в паре, где сильные ученики помогают слабым;
материалы должны быть разнообразными, доступными и понятными, обеспечивать множество визуальных стимулов и поддержки в виде картинок, предметов, кукол, сборников рассказов, аудио и видео материалы, ИКТ и т.д;
- для преодоления трудностей при обучении детей-инофонов необходимо выделять достаточное количество часов дополнительных занятий, вносить коррективы в программное и методическое обеспечение, разрабатывать программы дополнительного образования.
Современный педагог, работающий в поликультурном образовательном пространстве, является связующим звеном между воспитательными и социальными факторами, которые способствуют разрешению проблем миграции и интеграции семей мигрантов и их детей в инокультурную среду, поэтому подготовка педагогов для работы с детьми-инофонами отвечает вызовам времени и задачам формирования целостного поликультурного образовательного пространства России.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.