Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС
Уланов Сергей Александрович
учитель физической культуры
МБОУ Бобровская СОШ №2
г.Бобров
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
Наличие специфических стратегий деятельности.
быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом.
Склонность «все делать по-своему». Например, для одаренного ребенка типично — наряду со способностью очень быстро находить пути решения задач — рефлексивный способ переработки информации (склонность тщательно анализировать проблему до принятия какого-либо решения).
Обучаемость, которая может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
К группе физически одаренных детей мы относим тех обучающихся, которые:
имеют более высокий уровень физической подготовленности по сравнению с большинством остальных школьников-сверстников;
имеют высокую познавательную потребность в двигательной активности;
испытывают радость от занятий физической культурой и спортом;
проявляют любопытство ко всем видам двигательной активности;
свободно высказывают своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его;
уверенно выполняют сложные двигательные действия, обладают богатой фантазией и воображением;
имеют высокую скорость мышления и освоения двигательного навыка.
стремятся к самовыражению, через участие в различных соревнованиях и спортивных конкурсах.
Основными принципами работы с физически одаренными детьми в школе стали: реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития ребенка, использование системы развивающего образования и раскрытие творческого потенциала детей с признаками физической одаренности, целенаправленное развитие интеллектуальных способностей физически одаренных детей, увеличение роли внеурочной деятельности.
Целью данной работы является: выявление, развитие и поддержка одаренных детей; создание условий для оптимального развития одаренных детей.
Задачи: развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования; создать благоприятные условия для реализации их личных творческих способностей, интеллектуального, морально – физического развития.
Система работы по выявлению, развитию и поддержке одарённых детей включает в себя:
1. Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей учащихся с целью выделения группы одарённых детей и создание полного банка данных о них.
2. Выявление одаренных детей и формирование из них групп.
3. Вовлечение в конкурсную деятельность, предметные олимпиады.
4. Индивидуальная работа по подготовке учащихся к участию в школьных и районных и областных соревнованиях.
5. Анализ участия учащихся в различных мероприятиях.
Выработаны направления совершенствования работы: создана подсистема диагностики одарённости учащихся, совершенствуется система по выбору в рамках обязательной нагрузки, совместное продуктивное взаимодействие учителя и ученика на уроках и во внеурочной деятельности. Работу с одарёнными детьми ведется систематически через углубленное изучение предмета. Одним из важнейших направлений работы учителя считается работа по формированию и поддержки у учащихся творческих инициатив, активизация их деятельности по расширению и углублению знаний. Для решения этих целей используются следующие формы работы:
Все занятия построены с учётом возрастных, физиологических и психологических особенностей детей. Наряду с теоретическими знаниями, которые повышают интеллект и расширяют кругозор, ребята активно занимаются физической культурой и спортом.
Привлечение учащихся к участию различного рода соревнованиях, конкурсах. Для многих ребят соревнования, конкурсы и олимпиады могут стать стартовой площадкой для выбора дальнейшего жизненного пути, утвердить профессиональный выбор его участников и победителей.
Ежегодно обновляется банк данных одарённых детей школы.
Работу с одаренными детьми строится на основе следующих принципов
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности,
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности,
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения,
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
В течение ряда лет проводил работу с одаренными детьми по следующим направлениям:
-подготовка к участию во Всероссийских конкурсах детских исследовательских работ и проектов
-подготовка к участию во Всероссийском конкурсе предметных олимпиад
-подготовка к участию в спортивных соревнованиях школьного, муниципального и городского уровней.
Результатами работы с одаренными детьми являются грамоты и дипломы, полученные в конкурсах и соревнованиях различных уровней.
Благодаря системной и планомерной работе всего педагогического коллектива школы, физически одаренные дети становятся успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь. На протяжении всей жизни они проносят свою любовь к физической культуре и спорту, активным примером прививая её своим детям.
Список литературы
Пепинский, П. Одаренный ребенок [Текст] : психология развития. / П. Пепинский ; пер.с англ. – М. : Прогресс, 1996. – 115 с.
Строкова, Т. А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении [Текст] / Т. А. Строкова // Одаренный ребенок, 2003. – № 6. – С. 45 – 51.
Тейлор, К. Интеллект [Текст] : проблемы одаренности / К. Тейлор, пер.с англ. – М. : Наука, 1976. – 148 с.
Хеллер, К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков [Текст] / К. А. Хеллер // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М. : Молодая гвардия, 2007. – 265 с.
Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. — 2008.
Одаренный ребенок в развитии, общении, учении. Р.Гильмеева, И.Сибгатуллина; учебно-методическое пособие, 1998.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.