Статья
«Организации работы с одаренными детьми по предмету
«Художественный труд»
Учитель: Бувалец ЛН
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой,они красиво зазвучат»
В. А. Сухомлинский
Одной из приоритетных задач современной школы, является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей. Прежде чем рассказать о своем опыте работы пот данной теме, надо определиться с основными понятиями.
Одаренность — 1. Качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. 2. Талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – одарённостью к одному виду деятельности, и общей – одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. То есть, человек, который одарен, например способностями к созданию коллекций одежды, может писать стихи, музыку и т. д.
Одарённость складывается из нескольких слагаемых: интеллекта учащихся, мотивации и творческих способностей.
Интеллект (от лат. intellectus— понимание, познание) — это способность, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение [2].
Мотивация (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности [2].
Творческие способности - это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависит от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос в разных ракурсах [1].
Появление таких учащихся в классе, обладающих качествами одарённых детей – большая удача и большая ответственность учителя. Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от организации этой работы.
В настоящее время существует множество принципов работы с такими детьми, я для себя выделила следующие:
1) Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
2) Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
3) Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
4) Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
5) Принцип добровольности
Главные цели в моей работе с одарёнными детьми:
1. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на развитие их творческого потенциала.
2. Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.
3. Адаптация и предпрофильная подготовка выпускников, а также их профессиональное самоопределение.
Для систематизации материалов и удобства диагностики результативности в работе с одаренными детьми мною заведена специальная методическая папка. В ней отражены все аспекты работы. Учитывая все принципы, она состоит из следующих разделов:
1) Планирование работы с одарёнными учащимися на учебный год.
2) Анализ работы с одаренными учащимися за предыдущий учебный год.
3) Банк данных одарённых учащихся по технологии
4) Индивидуальные планы работы с одарёнными учащимися (отдельно на каждого ученика) на учебный год
5) Положения о творческих конкурсах.
6) Результативность работы за учебный год.
7) Повышение квалификации, презентация эффективной педагогической практики по организации работы с одарёнными учащимися
8) Методическое обеспечение работы с одарёнными учащимися
Далее приводятся образцы форм.
Планирование работы на год осуществляется по следующим направлениям:
№ |
Направление деятельности и содержание |
Аналитическая работа |
|
1 |
Формирование банка данных об одаренных и талантливых детях по результатам интеллектуальных соревнований, творческих, спортивных соревнований и конкурсов. Отслеживание этапов продвижения учащихся |
2 |
Изучение круга интересов творческой деятельности учащихся путем анкетирования |
3 |
Изучение личностных потребностей одаренных учащихся путем собеседования. |
4 |
Организация исследовательской деятельности по предмету |
5 |
Изучение результативности работы с одарёнными учащимися |
Повышение квалификации, обобщение опыта |
|
1 |
Курсы |
2 |
Семинары |
3 |
МО, тема по самообразованию |
4 |
Публикации урока, факультатива, выступления |
5 |
Создание сборника, презентации |
6 |
Выступление на семинарах и заседаниях различного уровня |
Учебная деятельность |
|
1 |
Организация внеурочной деятельности (кружки, факультативы) |
2 |
Разработка индивидуального плана работы на каждого учащегося |
3 |
Вовлечение
одаренных учащихся в мероприятия творческой направленности: |
4 |
Организация индивидуальных консультаций по предмету |
5 |
Мастер-классы по видам рукоделия |
6 |
Консультации для родителей |
Укрепление учебно-материальной базы |
|
1 |
Создание банка данных мастер-классов |
2 |
Систематизация программного обеспечения по организации работы с одарёнными учащимися |
3 |
Создание картотеки методического обеспечения |
Банк данных одарённых и способных учащихся по направлению:
______________________ учебный год
1. Количество учащихся имеющих мотивацию к художественному творчеству:
Класс |
Количество |
Ф.И. |
7 А |
|
|
2. Банк данных учащихся:
Фамилия, имя, отчество учащегося |
Класс |
Сфера одарённости |
Домашний адрес |
Телефон |
Ф.И.О. одного из родителей |
|||||
Академическая (указать предмет) |
Общая интеллек-туальная |
Психомотор-ная (спорт или танец) |
Художест-венно-иполнитель-ская ) |
Социальная (орг.качества) |
Лидерская |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Карта интереса и занятости учащихся:
Класс |
Сферы интереса |
||||
ДХШ |
ДМШ |
Дом школьников |
Танцы |
Спорт |
|
7 А |
|
|
|
|
|
Опираясь на свои личные наблюдения во время уроков и внеурочной деятельности, представленные диагностические данные, учитель может определить круг перспективных учащихся. Хорошо зарекомендовал себя метод анкетирования. В начале учебного года я провожу во всех классах анкетирование учащихся. Такая простая по содержанию форма позволяет не только выявить круг интересов детей, но и определить уровень их мотивации к занятиям творческого характера.
Анкета для учащегося
ФИ Класс ____________________________________________________________
Ты занимаешься рукоделием и каким _____________________________________
Кружки, секции, спец. школы (где, когда, сколько лет)
_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
В каких мастер-классах хотела бы поучаствовать (подчеркни):
сувениры из соленого теста, декупаж, изготовление бисерных деревьев, новогодние сувениры.
Хотела бы участвовать в художественной выставке____________________________
Какие новые виды ДПИ хотела бы освоить _____________________________________
Но в процессе привлечения учащихся с высоким уровнем творческих способностей встречаются противоречия различного характера:
- по диагностическим данным учащийся обладает необходимым набором качеств и способностей, однако он ощущает неуверенность в себе, боязнь за конечный результат: «а справлюсь ли я, получится ли?»;
- часто при хороших задатках отсутствует желание к выполнению творческих работ. В этом случае помогает совместная работа психолога, классного руководителя, учителя технологии и родителей;
- часто волнение и тревогу вызывает будущая защита работы. «Как справиться с волнением? Как вести себя во время защиты работы? Как отвечать на поставленные вопросы?» и т. д. - в этих и других вопросах также нужна психолого-педагогическая помощь.
Для устранения этих противоречий проводится разъяснительная работа с учащимися, направленная на укрепление их уверенности в себе, в свои силы и возможности. Не менее важна и работа с родителями этих учащихся — о преимуществах совместной работы педагогов и ребят, о помощи родителей детям в планировании их времени, так как школьники занимаются в различных кружках и секциях.
Работа с одаренными детьми имеет свою специфику на каждой ступени обучения. В начальной школе учащиеся охотно сотрудничают с учителем. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в различных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. Если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблем, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом.
Цель работы с учащимися 5-9 классов: создание условий для оптимального развития одаренных детей. На этом этапе необходимо проводить индивидуальную оценку познавательных возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеурочную.
В старшей школе проходит этап формирования, углубления и развития способностей учащихся, а также их профессиональное самоопределение. Формируются новые принципы организации образовательного пространства:
индивидуализированные формы учебной деятельности: работа по профильным программам;
выработка проектно-исследовательских навыков (использование проектных технологий);
самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Работа с такими детьми трудна и многогранна, каждый педагог выстраивает работу с учащимися по индивидуальной траектории во время учебных занятий и кружковой работы. Определяющую роль в успешности индивидуальной работы играет метод проектов, который я использую на протяжении многих лет.
Сегодня каждый преподаватель должен понять, что включая детей в подготовку проектных работ, учащиеся овладевают практическими умениями и навыками. Уже на старшей ступени обучения они смогут определиться со своей будущей профессией. Не столкнутся с трудностью представить себя и свою работу на публике, смогут ставить цели и задачи, находить пути их решения, а также делать выводы и отстаивать свою точку зрения.
Данной работой целенаправлен я занимаюсь только второй год, и говорить о результатах еще рано, но в качестве положительных моментов хочется выделить следующие:
1. Повысилось качество знаний по предмету.
2. У учащихся появился интерес не только к учебной деятельности, но и к творчеству.
3. Образовалась инициативная группа учащихся.
4. Увеличилось количество учащихся, принимающих участие в выставках и конкурсах различных уровней. Появились победители и призеры данных мероприятий.
5. Мне как учителю стало интересней работать.
Вывод: для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации.
Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача каждого педагога. Большой потенциал для реализации данной цели имеет предмет технологии. Поэтому все учителя технологии обязаны особое внимание уделять работе с одаренными детьми. Иметь свою программу работы, активно внедрять ее в практическую деятельность, постоянно совершенствовать.
Одна из форм работы с одаренными детьми и самая эффективная в сложившеся ситуации по предмету художественный труд – организация внеурочной внеклассной деятельности. Раскрыть творческие способности в полной мере помогают кружки ифакультативы. Мною в прошлом году была разработана программа кружка «Хобби-клуб. Руколелие для современных девушек». В ней нашли отражение ключевые принципы работы с одаренными. Представление прграммы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.