Организация речевых игр в домашних условиях»

  • docx
  • 02.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 3.docx

Организация речевых игр в домашних условиях»

 

Игры на активизацию словаря:

 

1. Игра «Ищем слова»

 

        Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И т.д.

2. Игра «Угощаю».

 

        Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не съедите. Можно поиграть в сладкие, кислые, соленые, горькие слова.

 

3.Игра «Что для чего»

 

        Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.

 

хлеб – в хлебнице,

 

сахар – в сахарнице,

 

конфеты – в конфетнице,

 

мыло – в мыльнице,

 

перец - в перечнице,

 

салат – в салатнице,

 

суп – в супнице,

 

соус - в соуснице и т. д. 

 

4. Игра «Доскажи словечко».

 

        Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее:

 

Ворона каркает, а воробей . . .

 

Сова летает, а заяц . . .

 

У коровы теленок, а у лошади . . .

 

Сахар сладкий, а лимон …

 

Луна видна ночью, а солнце …

 

Огонь горячий, а лед …

 

Река широкая, а ручей …

 

Камень тяжелый, а пух …

 

5.Игра «Скажи наоборот»

 

        У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал:

 

Дедушка старый, а внук…

 

Дерево высокое, а куст…

 

Дорога широкая, а тропинка…

 

Перо легкое, а гиря…

 

        Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого:

 

Пирожное сладкое, а лекарство…

 

Ночью темно, а днем…

 

У волка хвост длинный, а у зайца…

 

Чай горячий, а лед…

 

6.Игра «Похожие слова»

 

        Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

 

Например:         

 

приятель —друг —враг;

 

грусть —радость —печаль;

еда —очистки —пища;

труд —завод —работа;

танец —пляска —песня;

бежать —мчаться —идти;

думать —хотеть —размышлять;

шагать —сидеть —ступать.

 

7.Игра «Маме мяч бросай и…» (в зависимости от темы игры возможны варианты «Маме мяч бросай и животных называй (транспорт, фрукты и т.д.))

 

        Мама называет обобщающее понятие и бросает поочередно мяч  ребенку. Ребенок, возвращая  мяч, должен назвать относящееся к этому обобщающему понятию предмет. Возможет второй вариант игры, когда мама называет видовые понятия, а ребенок – обобщающие слова.

 

8. Игра «Животные и их детеныши»

 

        Бросая мяч ребенку, мама называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного.

 

9. Игра «Чей домик?» или «Кто где живет?»

 

        Бросая мяч ребенку, взрослый задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.

 

-Где живет медведь? и т.д.

 

- Медведь живет в берлоге

 

Ребенок должен  дать полный ответ.

 

10.Игра «Лови, бросай, дни недели называй!»

 

        Взрослый, бросая мяч ребенку, может начинать с любого дня недели. Ребенок последовательно называет дни недели. Игру можно повторить несколько раз, каждый раз начиная с нового дня.

 

11.Игра «Месяцы и их последовательность»

 

        Взрослый, бросая мяч ребенку, может начинать с любого месяца Ребенок последовательно называет месяцы. Игру можно повторить несколько раз, каждый раз начиная с нового месяца. Задание можно усложнить- назвать месяцы  в обратном порядке.

 

12.Игра «Что за чем?»

 

        Взрослый бросает мяч и задает вопросы. Например: «Зима. А что за нею?». Ребенок  отвечает: «Весна», и бросает мяч взрослому.

 

Варианты вопросов: «Сколько месяцев в году?» «Назовите летние месяцы». «Назовите первый месяц весны». «Назовите последний месяц зимы». «С какого месяца начинается осень?» «Каким месяцем заканчивается осень?»

 

13.Игра «Скажи какой»

 

        Мама вынимает  из коробки предметы, а ребенок называет его и  указывает на какой-либо признак, например:

 

— Это мяч.

 

— Он синий. Если ребенок затрудняется, помогаем ему: «Это мяч. Он ...

 

(какой?)».

 

-Это помидор.

 

-Он красный, круглый.

 

14.Игра «Кто что умеет»

 

        Ребенку мама называет или показывают животное, а он  называет действия, характерные для этого животного. Например: белочка — скачет, прыгает, грызет; кошка — мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает; зайчик — прыгает, бегает, прячется, грызет морковку.

 

 Находим детали.

 

        В лексикон ребёнка нужно вводить не только названия предметов, но и составляющих их частей.

 

«Это самолёт, что у него есть?» – «Крылья, штурвал, сиденья, хвост, мотор и т.д.»

 

«А что есть у цветка?» – «Стебель, корень, листики, лепестки...»

 

15.Игра «Чья голова?»

 

Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова

 

        Взрослый, бросая мяч ребенку, говорит: «У вороны голова...», а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «...воронья».

 

Примеры: у рыси голова рысья, у рыбы — рыбья, у кошки — кошачья, у сороки — сорочья, у зайца — заячья, у кролика — кроличья, у верблюда — верблюжья, у лошади — лошадиная, у утки — утиная, у лебедя — лебединая, у оленя — оленья, у лисы — лисья, у собаки — собачья, у птицы — птичья, у овцы — овечья, у белки — беличья, у медведя — медвежья, у тигра — тигриная, у курицы — куриная, у голубя — голубиная, у орла — орлиная.

 

 Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.

 

16.Игра «Кто или что может это делать?»

 

        Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет. Ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,…

 

17. Игра «Отгадай, что это»

 

        Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:

 

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

 

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

 

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

 

18.Игра «Как можно…»

 

        Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы:

 

- Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…)

 

- Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…)

 

- Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно…)

 

 - Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно…)

 

- Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…)

 

19.Игра «Один — много»

 

Мы — волшебники немного: Был один, а станет много.

 

        Взрослый бросает мяч ребенку, называя имена существительные в единственном числе. Ребенок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

 

Примеры: Стол- столы, двор — дворы, нос — носы, гора — горы, нора — норы, мост —мосты, дом — дома, глаз — глаза, луг — луга, город — города, провод — провода, холод — холода, день — дни, пень — пни, сон — сны, лоб — лбы, ухо — уши, стул — стулья, кол — колья, лист — листья, перо — перья, крыло — крылья, дерево — деревья, носок — носки, чулок — чулки, кусок — куски, кружок — кружки, дружок — дружки, прыжок — прыжки, утенок — утята, гусенок — гусята, цыпленок — цыплята, тигренок — тигрята, слоненок — слонята.

 

20.Игра «Семья».

 

        Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить. Примерные вопросы:

 

- Кем ты доводишься маме и папе?

 

- Кто ты для бабушки и дедушки?

 

- У тебя сестра или брат?

 

- Назови двоюродных братьев и сестер.

 

- Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер?

 

- А ты кто для них?