ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Самостоятельная работа учащихся – многообразные виды индивидуальной и коллективной учебной деятельности школьников, осуществляемой ими по заданиям, без непосредственного участия учителя.
Выполнение этих заданий требует от учащихся активной мыслительной деятельности, самостоятельного решения различных познавательных задач, использование ранее усвоенных знаний.
Хорошо организованная самостоятельная работа решает задачи повышения уровня познавательной активности учащихся и ускорения процесса усвоения знаний, умений и навыков.
Познавательная активность учащихся в процессе обучения зависит не только от количества учебного времени, выделяемого на самостоятельную работу, но и от характера этой работы, от того, на сколько она требует от учащихся самостоятельности в суждениях и практических действиях.
Эффективность самостоятельной работы в большей степени зависит от качества руководства со стороны учителя. Он разрабатывает систему заданий и четко определяет задачу каждой самостоятельной работы. Обучает учащихся рациональным приемом умственного труда, инструктирует перед выполнением задания, наблюдает за ходом самостоятельной работы, своевременно оказывает помощь учащимся в преодолении возникающих трудностей и исправлении допускаемых ошибок, подводит итоги, активизирует и оценивает результаты каждой работы.
В процессе самостоятельной деятельности формируются умения и навыки любого процесса.
На основании этих выводов, а также проанализировав различные виды самостоятельной работы, упражнения данного типа использую на разных этапах урока русского языка.
Приведу примеры организации самостоятельной работы:
-при изучении слов из словаря;
- на уроках изучения нового материала;
- при закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков;
- при выполнении упражнений из учебника.
*При изучении слов из словаря
Словарно-орфографической работе придаю большое значение, т.к. в процессе этой работы учащиеся усваивают слова с непроверяемыми или трудно проверяемыми написаниями.
Очень важно при работе над словарем развивать у учащихся умение точно употреблять слова в речи. Тут помогают такие упражнения, как замена словосочетаний одним словом, например:
Упражнение 1
- Как называется крупный населенный пункт ? (Город)
- Как одним словом назвать жителей страны? (Народ)
Затем работу можно усложнить: записать слова по вариантам, поставить к ним вопрос «кто?» или «что?»
Тут же даю задание: поставить ударение, найти родственные слова, составить с одним из слов предложение, разобрать его по членам. В результате слово несколько раз повторяется в различных видах упражнений на уроке и хорошо запоминается.
Упражнение 2
Словарные слова объединяю в тематические группы.
· Овощи – картофель, капуста, морковь, огурец, помидор, горох..
· Школа – ребята, ученик, учитель, тетрадь, пенал, девочка, мальчик, дежурный.
Подбираю к каждой группе картинки.
Провожу картинно-словарные диктанты. Дети проверяют работу друг друга, по образцу, написанному на доске.
Упражнение 3
К словарным словам подбираю загадки, читаю их, дети пишут отгадку – слово. Процесс отгадывания загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучает детей к четкой логике, к рассуждению и доказательствам.
* Стоит копна посреди двора,
Спереди вилы, сзади метла (Корова)
Упражнение 4
Особенно эффективной является работа, которая вызывает интерес и желание узнать новое. Большую активность проявляют дети на уроках, где используются упражнения с элементами игры. Рассмотрим одно из них.
На доске в два столбика пишу слова с пропущенной орфограммой.
В…гон Б…гаж
Мес…ц К..стер
Сев…р Т…релка
На плакате нарисована картина доктора Айболита и на полочке лежит медицинская шапочка. Слова заболели, доктор Айболит просит помочь вылечить их. Дети выходят к доске, надевают шапочку доктора и цветным мелком вставляют пропущенную орфограмму.
Постоянные самостоятельно тренировочные упражнения в написании слов с безударными гласными, непроверяемые ударением, обеспечивают хорошее их усвоение.
*На уроках изучения нового материала
Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, - важная предпосылка успешности обучения. Важно показать учащимся, почему им дается то или иное задание, какова цель его, какие задачи нужно решить для получения искомого результата.
Так, приступая к изучению новой темы, можно предложить ряд заданий, в процессе выполнения которых, учащиеся сами придут к выводу, осознанно усвоят материал.
Тема. Разделительный Ъ.
Тему не объявляю (она написана на доске)
- Для чего нужен разделительный Ъ?
- Где пишется разделительный Ъ?
Начинаю с повторения о разделительном Ъ.
Дети рассказывают.
- В русском языке в качестве разделительного знака используется ещё один знак. Попробуйте его угадать.
Опершись на длинный хвост,
В цирке кобра встала в рост
Ш-ш-ш
Я вам не угрожаю,
Какой я знак изображаю?
Показываю картинку
- Разделительный Ъ.
-Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с разделительным Ъ.
- Постарайтесь сами найти ответы на вопросы, записанные на доске. Для этого
Разгадайте два ребуса.
С СЪ
СЕЛИ СЪЕЛИ
- Запишите эти два слова. Что они обозначают? Разберите по составу.
- Чем еще различаются эти слова.
- По смыслу, по написанию.
- Что же будет, если мы не напишем разделительный Ъ?
- Согласный звук сольется с гласным, изменится значение слова.
- Так для чего же нам нужен разделительный Ъ?
Вывод делают дети.
- Разделительный Ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е, ё, я.
Таблица. Читают все.
СЪЕМКА
СЪЕДОБНЫЙ
ОБЪЯВЛЕНИЕ
ПОДЪЕЗД
Было сели.
Стало съели
Догадаться вы сумели
Почему случилось так?
Кто виновен?
Твердый знак.
Без него писать не сможем.
Таким образом, усвоение новых знаний становится творческой переработкой информации в сознании учеников и решении поставленных перед ними познавательных задач. Это стимулирую такой подачей учебного материала, которая исключает возможность получения школьниками готовых выводов и вооружает их материалом для самостоятельных умозаключений.
*При закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков
Наибольшее место самостоятельной работе я отвожу при закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков. Дети не любят, когда учитель готов все сказать за них, они любят «догадываться» сами. И в этом им хорошо помогают такие задания.
Слог
Спиши предложения. Вместо скобок напиши те слова, в которых только один слог.
Мама купила (…)
дыню
соль
(…) – домашнее животное
- корова
- коза
- конь
Разделительный Ъ
Буратино предлагает игру «Третий лишний». На табличках написаны слова. Найди лишнее.
подъем разъяренный
пьет белье
отъезд объяснил
Парные звонкие и глухие согласные
Спиши слова, вставляя пропущенные буквы. Из третьих букв каждого слова составьте слово. Напиши его вместо точек.
сала…ки
сле…ки
водола…
…
Такие задания вызывают интерес к учению, учат мыслить, наблюдать.
На уроках предлагаю самостоятельную работу и другого характера.
Работа с перфокартами
Задание 1.
Определить склонение имен существительных
Мама Миша Стул Печь Яблоко |
1 склонение |
2 склонение |
3 склонение |
Задание 2.
Разобрать слова по составу
|
приставка |
корень |
суффикс |
Окончание |
Сладкий Перелетная Поездка вода |
|
|
|
|
Задание 3.
Просклонять существительное
И Р Д |
стена |
В Т П |
|
Работа с перфокартами завивает орфографическую зоркость, воспитывает внимание, развивает наблюдательность, умение анализировать, самостоятельно разбираться в поставленных целях.
*При выполнении упражнений из учебника
Очень важно обеспечить большую самостоятельность учеников при выполнении упражнений из учебника. Нужно видеть возможности для повышения самостоятельности, заложенные в упражнениях. Оценить эти возможности помогут такие критерии, как уровни самостоятельности и познавательной активности учащихся в упражнениях. Рассмотрим эти уровни на примере упражнений по теме «Правописание слов с глухими и звонкими согласными на конце слова или перед другими согласными»
Первый уровень – это воспроизведение способа деятельности, с которым учащиеся познакомились по объяснению учителя или по учебнику. Это списывание с образца не осложненных дополнительными заданиями упражнений, произношение вслед за учителем слов, в которых голосом выделяется орфограмма. Применение орфографических правил к проверке тех примеров, на которых это правило было объяснено. Если правило проиллюстрировано примером (луг-луга) и ученик использует этот же пример, это первый уровень.
Второй уровень – это выполнение упражнений по образцу. Например, подобрать к данным словам проверочные слова. Образец: сапог - сапоги. Слова для самостоятельной проверки: лошадь -…, поезд -…, обед - … . В образце показано, что для выполнения задачи нужно поставить проверяемые слова во множественное число. Таким образом, дети выполняют знакомую операцию.
Третий уровень – это выполнение упражнений с применением того же способа, но требующего хотя бы не большого самостоятельного поиска, познавательной активности. То же упражнение дано без образца. Задание к такому упражнению может содержать указание или всего лишь намек на способ выполнения (город – один, а много-?), но может и не содержать его. В последнем случае самостоятельность повысится, им придется самим отыскивать способ проверки орфограмм, проверочных слов.
Затем даю задание, рассчитанное на высокую самостоятельность, побуждающую их творческую активность.
Задание: попробуйте сами составить упражнения на эту тему, но с другими словами.
Это четвертый уровень – он предполагает создание поисковых ситуаций. Дети сами ищут способ деятельности, сами, ориентируясь в ситуации, определяют задачи, которые необходимо решить. Например, в упражнениях типа «по образцу» или «без образца» ввожу конфликтное слово и таким образом ставлю учащихся перед необходимостью находить новые способы проверки орфограмм.
Упражнение: сад - сады, снег – снега (знакомые случаи), привез - ? Это слово является конфликтным, потому что до сих пор они встречались только с такими словами, которые проверяются формой множественного числа, но общий принцип они знают.
Систематическое включение конфликтных слов в упражнения повышает внимание учащихся, отучает их от шаблона, ставит в условия постоянной готовности к поиску новых способов решения орфографических задач.
Решению этих задач способствуют обратные упражнения. Это составление упражнений на изученную тему самими учащимися.
Упражнение 1.
Раздаю учащимся карточки, на которых записаны следующие слова без каких-либо указаний и комментариев.
ЛОЖЕЧКА, КНИЖЕЧКА, ЛОДОЧКА, СКАЗОЧКА, РУБАШЕЧКА
- Какую тему мы изучаем?
- Правописание парных звонких и глухих согласных в середине слова и пред согласными.
- Прочитайте слова, записанные на карточках. Как вы думаете, эти слова имеют отношение к нашей теме?
- Имеют… .Нет, в этих словах нет сомнений. Здесь согласные проверять не нужно.
- И все же это упражнение на нашу тему.
- Попробуйте сами догадаться, для чего вам даны эти слова?
- Это проверочные слова. Надо самим придумать слова, которые нужно проверить. Чтобы они проверялись этими словами.
- Да, вы молодцы! Выполняйте письменно, а затем проверим, кто больше подберет слов.
Школьники работают самостоятельно с большим интересом. Подобрали слова и указали, какие согласные в них нуждаются в проверке.
Работая, таким образом, над упражнениями, я пришла к выводу, что уровень самостоятельности учащихся может быть повышен только за счет характера упражнений, без какого-либо усложнения.
Такая организация самостоятельной работы позволяет развивать у детей интерес к изучению русского языка, формировать умение самостоятельно применять имеющиеся и приобретать новые знания и навыки, развивать творческую и познавательную активность учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.