Организация слухо- речевого режима в школе
глухих
Слухо – речевой режим представляет собой совокупность единых организационных и
методических требований и мероприятий, обязательных для обучающихся,
воспитанников, родителей и всего обслуживающего персонала.
Организация работы по развитию слухового восприятия
Работа по развитию слухового восприятия осуществляется в ходе всего учебно –
воспитательного процесса, во внеурочное и внешкольное время и на протяжении
всех лет обучения.
Работой по развитию восприятия речи на слух охватываются все обучающиеся,
воспитанники, независимо от индивидуальных особенностей, интеллекта, года
обучения в школе, успеваемости, произношения.
В зависимости от степени и характера поражения слуха, индивидуальных
особенностей учащихся варьируются методические приемы, виды работ по развитию
речевого слуха.
Организация коррекционной деятельности.
Работа по обучению речи ведется учителями индивидуальной работы, учителями
начальной школы, учителями-предметниками на уроках, воспитателями на
тематических занятиях, во время наблюдений, экскурсий, посещения театров, в
различной практической деятельности обучающихся, родителями.
Все педагоги должны знать: состояние слуха, восприятие устной речи, состояние
произношения каждого обучающегося класса, в котором он работает, над чем
работает в данное время учитель, ведущий индивидуальные занятия, на какие
дефекты надо обратить особое внимание.
Организация образовательного процесса.
Организация слухо-речевой среды предполагает постоянное мотивированное общение
с ребенком, независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого
развития.
Основными условиями создания слухо-речевой среды являются следующие:
- мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности;
- формирование у детей потребности в речевом общении; учреждение организует
речевые конференции, внеклассные мероприятия: различные КВН по предметам,
литературные вечера, проводит встречи с обучающимися, обладающими нормальным
слухом;
- обязательное и постоянное пользование обучающимися школы индивидуальных
слуховых аппаратов;
- поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень,
побуждение детей к активному применению речи;
- использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной
речи и общения; работа по развитию остаточного слуха (за экраном) должна
проводиться на протяжении всех лет обучения глухих и слабослышащих детей на
всех уроках учителей и занятиях воспитателей (8 – 10 фраз);
- контроль за произношением детей; для закрепления произносительных навыков в
школе слабослышащих учителями и воспитателями должны проводиться фонетические и
речевые зарядки (на первом уроке в начальной школе, в начале урока в среднем и
старшем звене, в начале самоподготовки);
- соблюдение единых требований к речи взрослых;
- оформление речевого материала на стендах и находящихся в фойе школы,
раздевалке, столовой, библиотеке, в медицинском кабинете; за усвоение этого
речевого минимума отвечают учитель-дефектолог, учитель, воспитатель.
Использование аппаратуры.
В ходе учебно-воспитательного процесса используются разные типы
электро-акустической аппаратуры: стационарная коллективного и индивидуального
пользования и индивидуальные слуховые аппараты.
При работе с ЗУА коллективного пользования соблюдается режим усиления для
каждого обучающегося, воспитанника индивидуально.
Индивидуальные слуховые аппараты используются в течение всего дня.
Ответственность за наличие и исправность ИСА возлагается на обучающихся,
воспитанников и их родителей (законных представителей).
Речь взрослых.
Речь взрослых соответствует нормам литературного языка, интонированна, имеет
нормальный темп и громкость.
Взрослые общаются с детьми только словесной речью, используя дактильную и
мимическую речь как вспомогательные средства.
Фонетическая обработка речевого материала.
Новые слова (термины) представляются в графическом виде (табличка, запись на
доске).
Учитель дает образец правильного произнесения, пользуясь звукоусиливающей
аппаратурой.
Речевые выступления обучающихся, воспитанников готовятся учителем, воспитателем
и учителем индивидуальной работы при соблюдении общих требований.
Контроль за произношением и развитием слухового восприятия учащихся.
Контроль за качеством произношения и развитием слухового восприятия осуществляется
педагогами и всеми сотрудниками школы в течение всего дня.
При оценивании знаний, умений и навыков обучающихся, воспитанников учитываются
специфика обучения детей с недостатками слуха, возможности их познавательной
деятельности, уровень речевого развития и общее продвижение в овладении речью.
В начале года, в конце каждой учебной четверти и в конце года учителями
индивидуальной работы проводится проверка произношения.
В конце каждой учебной четверти воспитателями осуществляется проверка усвоения
фраз по развитию слухового восприятия.
Итоговым контролем состояния произношения в 1-5 классах является «Праздник
слуха и речи». По окончании учебного года проводится проверка внятности речи.
В течение учебного года осуществляется проверка слуха речью и обследование
произношения по плану коррекционной работы.
Речевой режим в школах для глухих
совокупность единых организационных и методических требований и мероприятий, обязательных для детей, педагогов и всего обслуживающего персонала. Р. р. — одно из важнейших условий успешной работы по обучению глухих детей языку как средству общения и обучения.
Р. р. — это общение с глухими детьми и детей между собой только на основе словесной речи. Нередко в учебно-воспитательных учреждениях для глухих и слабослышащих запрещают ми-мико-жестикуляторную речь. Это неправильно. Нельзя запрещать пользоваться жестовой речью, пока дети, живущие в коллективе, не имеют других, более совершенных средств общения. Для осуществления Р. р. необходимо не только установление определенных требований, но и создание условий для их выполнения.
Р. р. в школах и дошкольных учреждениях предусматривает в первую очередь сообщение детям речевого материала, нужного для общения, и обучение пользованию словесной речью. Это достигается путем такой организации деятельности детей, которая вызывает потребность в определенном речевом материале и постепенно расширяет общение средствами словесной речи. Наблюдения, экскурсии, практическая деятельность дают возможность детям изучать окружающую действительность, усваивать словесную речь, в которой фиксируются результаты их познания. В дальнейшем этот речевой материал используется для сообщения новых знаний. В школах и дошкольных учреждениях „обучение глухих детей языку начинается с развития разговорной речи. Постепенно дети овладевают не только диалогической, но и монологической речью.
Учитывая, что глухие дети с большим трудом пользуются устной речью, рекомендуется, общаясь с ними, прибегать также к дактильной и устно-дак-тильной (т. е. Одновременно устной и дактильной) речи.
Правильно организованный Р. р. органически входит в систему работы с глухими и слабослышащими детьми, словесная речь становится основным средством общения и обучения. Школы организуют Праздники речи, Дни речи и т. п.
Рекомендуется поощрение детей, активно пользующихся словесной речью, и порицание тех, которые нарушают Р. р.
Необходимо вовлекать самих детей в борьбу за соблюдение Р. р., организовать соревнование между классами, воспитательскими группами.
Для расширения речевого общения проводят встречи детей с их сверстниками, обладающими нормальным слухом, глухие и слабослышащие дети участвуют в походах, спортивных соревнованиях, олимпиадах школьников города, района.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.