Организация учебно-исследовательской деятельности
на уроках биологии
Васёва Наталья Павловна,
учитель биологии МАОУ «Гимназия № 12»
города Новосибирска
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность,
главной целью которой является образовательный результат,
она направлена на обучение учащихся, развитие у них
исследовательского типа мышления.
Н.П. Харитонов
Имея тридцатилетний опыт работы учителем биологии, анализируя те изменения, которые происходят в образовании, хочу отметить возросшую роль фундаментальных биологических знаний в современном обществе. Полученные за школьной партой представления о живой природе играют важнейшую мировоззренческую функцию, являются основой для медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, экологии, занимающих все более важную роль в нашей повседневной жизни. Без знания биологии невозможно понимание персонализированных подходов в медицине, осознанное применение геномной информации, в том числе собственных генетических данных. Для ряда областей человеческой деятельности знание биологии является производительной силой. Например, без него невозможно эффективное производство продовольствия: получение продуктов питания животного и растительного происхождения, доместикация и селекция, интенсификация сельского хозяйства, в конечном счете, влияющее на продовольственную безопасность страны. Современная фармацевтика в своем развитии опирается на детальные знания о функционировании живого организма. Многие препараты получаются биотехнологическим путем, что требует от персонала владения биологическими методами[1].
Биологическое образование должно готовить молодых российских граждан к жизни и работе в условиях современной инновационной (цифровой) экономики. Биоинформатика и «компьютерная биология» в целом становятся важнейшим элементом исследования организации живых систем. Интеграция больших данных в области биологии с системами их анализа на основе искусственного интеллекта дает новый уровень понимания устройства живой материи, однако требует наличия широких метапредметных знаний у исследователя. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года уже включает требования по алгоритмической имитации биологических систем принятия решений и разработку нейроморфных вычислительных систем, построенных на принципе подобия биологическим нейронным системам. Также необходимо отметить важность интеграции биологических знаний с областями химии (биохимия) и физики (биофизика). Развитие здравоохранения не может быть обеспечено в полной мере без понимания гражданами основ молекулярных и внутриклеточных биологических процессов.
Исходя из выше изложенного понимаем, что выпускник школы должен обладать рядом компетенции. Поскольку большинство компетенций, определенных федеральными государственными образовательными стандартами, так или иначе связаны с умениями самостоятельного добывания знаний, поиска, анализа, обобщения, оценки информации, изучения явлений, фактов, процессов, поэтому среди многочисленных приемов и способов организации работы с обучающимися большое внимание, на мой взгляд, необходимо уделять учебно-исследовательской деятельности.
Учебная исследовательская деятельность — это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности[2].
Результатом учебно-исследовательской деятельности будет субъективно новое знание, переоткрытие – то, что когда-то уже было открыто в науке, но для учащегося является новым.
В обновленном федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Биология» определен как обязательный и имеет два уровня изучения (базовый и углубленный). Изучение предмета на углублённом уровне требует метапредметных знаний и использования приёмов учебно-исследовательской деятельности на каждом уроке.
Структуру учебно-исследовательской деятельности можно представить следующим образом:
Постановка проблемы —> анализ —> оценка —> прогнозирование развития ситуации —> действия —> поисковая активность —> определение путей решения проблемы.
Исходя из этого, при организации работы учащихся можно использовать следующие виды деятельности на уроке:
1. Решение проблемных заданий (вопросов), учащиеся без помощи учителя ищут способ решения проблемы.
Этот метод предполагает максимально самостоятельную деятельность учащихся по получению и усвоению знаний и умений.
2. Наблюдение за живыми объектами (за поведением рыб в аквариуме, поведением хомячка в клетке, реакцией комнатных растений на время суток и др.)
3. Наблюдение за своим организмом (частота дыхания после физической нагрузки, реакция организма на время суток и др.)
4. Опыты с растениями и домашними животными (выработка условных рефлексов).
В процессе обучения биологии большую роль играют лабораторные и практические занятия, в ходе которых удобно организовать учебно-исследовательскую деятельность. Например,
1) изучение строения биологических объектов под микроскопом;
2) исследование состава тел живой природы (использования метапредметных связей с применением знаний химии);
3) изучение строения организма (животного, растительного);
4) наблюдения за живыми объектами
5) наблюдения за процессами жизнедеятельности организма
6) исследование надорганизменных уровней организации живой материи (вид и экосистема).
Применение приёмов учебно-исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время позволило повысить интереса обучающихся к предмету «Биология» (участие в конкурсах, олимпиадах) и в целом уровень мотивации к учебной и внеучебной деятельности, что привело к повышению качество знаний учащихся. Кроме того, совместная работа способствует развитию коммуникативных умений и навыков.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Концепция преподавания учебного предмета «Биология» в общеобразовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы
[2] Учебно-исследовательская деятельность школьника: структурная модель и формулировка понятия. Галишева Марина Сергевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, Зуев Петр Владимирович, доктор педагогических наук
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.