Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии
Оценка 4.6

Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии

Оценка 4.6
docx
14.05.2023
Организация  учебно-исследовательской деятельности  на уроках биологии
Организация учебно-исследовательской деятельности .docx

Организация  учебно-исследовательской деятельности

на уроках биологии

Васёва Наталья Павловна,

учитель биологии МАОУ «Гимназия № 12»

города Новосибирска

 

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность,

 главной целью которой является образовательный результат,

она направлена на обучение учащихся, развитие у них

исследовательского типа мышления.

Н.П. Харитонов

Имея тридцатилетний опыт работы учителем биологии, анализируя те изменения, которые происходят в образовании, хочу отметить  возросшую роль фундаментальных биологических знаний в современном обществе. Полученные за школьной партой представления о живой природе играют важнейшую мировоззренческую функцию, являются основой для медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, экологии, занимающих все более важную роль в нашей повседневной жизни. Без знания биологии невозможно понимание персонализированных подходов в медицине, осознанное применение геномной информации, в том числе собственных генетических данных. Для ряда областей человеческой деятельности знание биологии является производительной силой. Например, без него невозможно эффективное производство продовольствия: получение продуктов питания животного и растительного происхождения, доместикация и селекция, интенсификация сельского хозяйства, в конечном счете, влияющее на продовольственную безопасность страны. Современная фармацевтика в своем развитии опирается на детальные знания о функционировании живого организма. Многие препараты получаются биотехнологическим путем, что требует от персонала владения биологическими методами[1].

Биологическое образование должно готовить молодых российских граждан к жизни и работе в условиях современной инновационной (цифровой) экономики. Биоинформатика и «компьютерная биология» в целом становятся важнейшим элементом исследования организации живых систем. Интеграция больших данных в области биологии с системами их анализа на основе искусственного интеллекта дает новый уровень понимания устройства живой материи, однако требует наличия широких метапредметных знаний у исследователя. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года уже включает требования по алгоритмической имитации биологических систем принятия решений и разработку нейроморфных вычислительных систем, построенных на принципе подобия биологическим нейронным системам. Также необходимо отметить важность интеграции биологических знаний с областями химии (биохимия) и физики (биофизика). Развитие здравоохранения не может быть обеспечено в полной мере без понимания гражданами основ молекулярных и внутриклеточных биологических процессов.

Исходя из выше изложенного понимаем, что выпускник школы должен обладать рядом компетенции. Поскольку большинство компетенций, определенных федеральными государственными образовательными стандартами, так или иначе связаны с умениями самостоятельного добывания знаний, поиска, анализа, обобщения, оценки информации, изучения явлений, фактов, процессов, поэтому среди многочисленных приемов и способов организации работы с обучающимися большое внимание, на мой взгляд, необходимо уделять учебно-исследовательской деятельности.

Учебная исследовательская деятельность — это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности[2].

Результатом учебно-исследовательской деятельности будет субъективно новое знание, переоткрытие – то, что когда-то уже было открыто в науке, но для учащегося является новым.

В обновленном федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Биология» определен как обязательный и имеет два уровня изучения (базовый и углубленный). Изучение предмета на углублённом уровне требует метапредметных знаний и использования приёмов учебно-исследовательской деятельности на каждом уроке.

Структуру учебно-исследовательской деятельности  можно представить следующим образом:

Постановка проблемы —> анализ —> оценка —> прогнозирование развития ситуации —> действия —> поисковая активность —> определение путей решения проблемы.

Исходя из этого, при организации работы учащихся можно использовать следующие виды  деятельности на уроке:

1. Решение проблемных заданий (вопросов), учащиеся без помощи учителя ищут способ решения проблемы.

Этот метод предполагает максимально самостоятельную деятельность учащихся по получению и усвоению знаний и умений.

2. Наблюдение за живыми объектами (за поведением рыб в аквариуме, поведением хомячка в клетке, реакцией комнатных растений на время суток и др.)

3.  Наблюдение за своим организмом (частота дыхания после физической нагрузки, реакция организма на время суток и др.)

 4. Опыты с растениями и домашними животными (выработка условных рефлексов).

В процессе обучения биологии большую роль играют лабораторные и практические занятия, в ходе которых удобно организовать учебно-исследовательскую деятельность. Например,

1) изучение строения биологических объектов под микроскопом;

2) исследование состава тел живой природы (использования метапредметных связей с применением знаний химии);

3) изучение строения организма (животного, растительного);

4) наблюдения за живыми объектами

5) наблюдения за процессами жизнедеятельности организма

6) исследование надорганизменных уровней организации живой материи (вид и экосистема).

Применение приёмов учебно-исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время позволило повысить интереса обучающихся к предмету «Биология» (участие в конкурсах, олимпиадах) и в целом уровень мотивации к учебной и внеучебной деятельности, что привело к повышению качество знаний учащихся. Кроме того, совместная работа способствует развитию коммуникативных умений и навыков.


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Концепция преподавания учебного предмета «Биология» в общеобразовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы

[2] Учебно-исследовательская деятельность школьника: структурная модель и формулировка понятия. Галишева Марина Сергевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, Зуев Петр Владимирович, доктор педагогических наук

Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии

Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии

Многие препараты получаются биотехнологическим путем, что требует от персонала владения биологическими методами [1]

Многие препараты получаются биотехнологическим путем, что требует от персонала владения биологическими методами [1]

Результатом учебно-исследовательской деятельности будет субъективно новое знание, переоткрытие – то, что когда-то уже было открыто в науке, но для учащегося является новым

Результатом учебно-исследовательской деятельности будет субъективно новое знание, переоткрытие – то, что когда-то уже было открыто в науке, но для учащегося является новым

Наблюдение за своим организмом (частота дыхания после физической нагрузки, реакция организма на время суток и др

Наблюдение за своим организмом (частота дыхания после физической нагрузки, реакция организма на время суток и др
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2023