Организация учебной деятельности учащихся
на уроке математики в рамках ФГОС ООО
Шереметьева Т.Г.
учитель математики
МБОУ гимназии № 10
В современном мире репродуктивная передача суммы знаний учащимся уже не является залогом их успешной интеграции в социуме. Обществу сегодня нужны образованные, творческие люди, которые могут принимать верные решения в ситуации выбора. Именно поэтому необходимо развивать у учащихся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных, полученных из различных источников. Новое время создает новые условия жизни и обучения, поэтому требуются новые подходы учителя в учебно-воспитательном процессе.
В связи с изменениями условий образовательного процесса вводятся новые формы организации учебного процесса, но основной формой обучения сегодня по-прежнему остаётся урок. Однако урок должен строиться по совершенно иной схеме. Если до недавнего времени доминирующим методом обучения был объяснительно-иллюстративный, когда учитель, стоя перед классом, объяснял тему, а потом проводил выборочный опрос, то в соответствии с требованиями ФГОС упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие между собой учеников. В процессе обучения ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Вся учебная деятельность на современном уроке должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Учащийся не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования его самостоятельности.
Сопоставим традиционный метод обучения с деятельностным методом для урока, на котором вводятся новые понятия:
1. Объяснительно - иллюстративный метод:
- сообщение темы и цели урока;
- актуализация знаний;
- объяснение нового материала;
- закрепление;
- контроль.
2. Деятельностный метод:
- сообщение темы и цели урока;
- «открытие» учащимися нового знания;
- первичное закрепление (с дополнительными объяснениями);
- самостоятельная работа с проверкой в классе;
- решение тренировочных упражнений или решение задач на повторение;
- контроль.
При данном сопоставлении четко видна особенность деятельностного метода, которая заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» математические понятия в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, дети строят «свою» математику, поэтому математические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными.
Рассмотрим «деятельностный урок» с позиции структуры:
1. Мотивация к учебной деятельности
Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося к учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность (« я хочу»);
2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки (« мне надо», « я могу»).
В развитом варианте на этом этапе происходит процесс самоопределения, предполагающий сопоставление учеником своих реальных возможностей с осознанным желанием выполнить нормативные требования и выработать внутреннюю готовность к их реализации.
Цель |
Время |
Приемы |
Включение учащихся в деятельность на личностном уровне.
|
1-2 минуты
|
Учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи; учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются; можно провести самопроверку домашнего задания по образцу. |
2.Актуализация учебного действия
На данном этапе урока организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных ранее способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию (надо узнать, могу узнать, хочу узнать) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
Цель |
Время |
Приемы |
Повторение изученного материала, необходимого для нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
|
4-5 минут
|
В результате проведенного повторения учитель формирует потребность в новых знаниях, создавая при этом проблемную ситуацию. Данная работа должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся почувствовали, что сделали самостоятельный вывод.
|
3.Выявление места и причины затруднения
На данном этапе организуется «рефлексия пробного действия», выявление места и причины затруднения. С этой целью:
1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация каждого шага, концентрируется внимание на действиях, вызвавших затруднение;
2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе с помощью рассуждений, выявляют и фиксируют причины затруднения, т.е. конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Цель |
Время |
Приемы |
Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
|
4-5 минут
|
Создание диалога: - вытекающего из проблемной ситуации; - подводящего к проблеме возникновения затруднения; - акцентирующего внимание на теме урока.
|
4. Выход из затруднения
На данном этапе учащиеся устраняют возникшие затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия требуется выполнить, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить выполнение поставленных задач.
Цель |
Время |
Приемы |
Решение устных задач и обсуждение проекта реализации поставленной цели.
|
3-4 минуты
|
Групповая или парная работа, результатом которой является побуждающий к предположениям и выводам диалог; диалог, подводящий к открытию нового знания или к решению проблемы.
|
5. Реализация проекта учебных действий
На данном этапе осуществляется реализация учебных действий проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
Цель |
Время |
Приемы |
Проверка правильности создании алгоритма выполнения учебных действий. |
5-6 минут |
Фронтальная работа, включающая выводы учащихся, отбор верных высказываний. |
6. Первичное закрепление с комментированием
На данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух (в форме коммуникативного взаимодействия: фронтально, в группах, в парах).
Цель |
Время |
Приемы |
Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
|
4-5 минут
|
Фронтальная работа, работа в группах, в парах. Комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Следовательно, выбор заданий должен соответствовать возможностям учащихся данного класса.
Цель |
Время |
Приемы |
Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
|
4-5 минут
|
Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий). Выполняется письменно с последующим самоконтролем, самооценкой.
|
8. Включение новых знаний в систему и повторение
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания на использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.
Цель |
Время |
Приемы |
Определение места нового знания в изученном материале. |
7-8 минут
|
Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие. Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В конце урока соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Цель |
Время |
Приемы |
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
|
2-3 минуты
|
Наводящие вопросы: Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания? Что на уроке у вас хорошо получалось? Над чем ещё надо поработать? |
Поставленные вопросы можно внести в анкету для учащихся по итогам урока.
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционной технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
Таким образом, реализация деятельностного метода обучения позволяет учителю повысить мотивацию учащихся к получению новых знаний, учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблем, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, умеющую мыслить критически.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.