Организация ученического самоуправления
Исаева Л. А.,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 2»
Великий русский педагог В. А. Сухомлинский писал: « Нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего, человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями».
Ученическое самоуправление – это специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности учащихся. Основой организации самоуправления в школе служит организация самоуправления в классе.
В своей работе я основываюсь на следующих принципах:
1. Установление товарищеских отношений с воспитанниками. Можно любить свою работу, быть работоспособным и творческим педагогом, но если не складываются отношения с детьми, то вся работа идет насмарку. Более того, своей невероятной активностью можно повредить детям. Установление товарищеских отношений требует пристального наблюдения и анализа складывающихся ситуаций. Наблюдая, внимательно изучаю детей, стараюсь как можно больше с ними общаться. Все сложное, непонятное, что возникает в отношениях, стараюсь выяснить и обсудить.
2. Работа микроколлективов. Если педагог желает «дойти» до каждого ученика, ему нужно действовать через микроколлектив. Только там, где собрано 5 -7 человек, есть возможность каждому высказать свое мнение и быть услышанным. Таким образом, и в планировании, и в обсуждении ребята могут участвовать лично. Да и различные дела удобно готовить по маленьким группам.
3. Чередование традиционных творческих поручений. Это самая действенная забота о своем коллективе, когда всю работу по самообслуживанию в классе ребята берут на себя. По числу микроколлективов класс сам выбирает, какие поручения в этом году нужны (санитары, библиотекари, дежурные, цветоводы и др.). Каждую неделю происходит смена поручений (их чередование). Выполнение поручений обсуждается на общем сборе (отчете). Как и любая деятельность, выполнение традиции должно развиваться. Детям неинтересно выполнять то, что они давно знают, поэтому микрогруппы каждый раз стремятся не только выполнить поручение как можно лучше, но и внести в него что – то новое (свое) в зависимости от интересов.
4. Использование наглядности. Все что происходит в коллективе, должно появляться в классном уголке, тогда у детей не пропадает интерес к общим делам.
5. Применение разнообразных методов изучения воспитанников. Изучение ребят начинаю с наблюдения, бесед. Информацию о детях получаю при обработке анкет родителей, анализе творческих работ (рисунки, сочинения и т. п.), социометрии.
Самоуправление класса, как и любого другого первичного коллектива, складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными учащимися, выбора ответственных за наиболее важные секторы работы учащихся.
Структура классного самоуправления
На общем классном собрании выбираем старосту класса путем тайного голосования. При подсчете голосов, ученик набравший большее количество голосов становится старостой, а помощник старосты – ученик, набравший чуть меньше голосов. Староста класса руководит делами класса, организует класс, информирует, представляет его интересы в других органах самоуправления, контролирует организационные моменты и творческий процесс, следит за дисциплиной и посещаемостью.
Затем на общем собрании происходит деление на микрогруппы по желанию детей (по симпатиям), внутри микрогрупп выбирают командиров. Вместе с ребятами обсуждаем, каким должен быть командир микрогруппы (добрый, справедливый, умный, веселый, должен уметь дружить, уметь решать конфликты, ответственный и т. д.). Предлагается подумать, кто в классе обладает такими качествами.
В нашем классе 26 человек, решаем, что сформировать нужно 5 групп. Я предлагаю поручения для групп, дети соглашаются, либо предлагают свои. Поручения меняются каждую неделю.
Физруки – способствуют физическому развитию учащихся, организуют зарядку до начала уроков, физические паузы на уроках.
Затейники – развитие творческого потенциала, организация и проведение классных часов по заданной теме (или дети выбирают свою тему), поздравляют именинников.
Санитары – следят за внешним видом учащихся, чистотой рук, ушей, появлением различных высыпаний на коже, делают замечания, дети исправляются.
Дежурные – убирают класс, раздают тетради, стирают с доски, помогают учителю приготовиться к уроку, следят за дисциплиной на перемене.
Библиотекари - осуществляют контроль сохранности учебников (обложки, закладки), ведением тетрадей, дневников.
Получив поручение, группы собираются и вместе обговаривают, как будут выполнять задание, распределяют обязанности. В конце недели подводим итоги работы на общем собрании. Командиры отчитываются выполненной работой (сдают рапорт старосте): что удалось сделать, что нет и почему; кто работал в группе, а кто нет. При отчете командиров иногда возникают споры, которые разрешаем вместе, меняем командира, если он не справляется со своими обязанностями, даем испытательный срок для исправления. Дети предлагают новое в работе по поручениям, решение принимаем путем голосования. Ребята сами просят еще задания дополнительно. После отчетов командиров меняются поручения группам (двигаем значки по часовой стрелке).
В «Уголке класса» появляется оформление: название, девиз, символ, рубрики «Наши поручения», «Поздравляем!», «Экран активности», «Достижения класса».
Такая форма воспитательной работы нравится детям, нравится мне. Многие педагоги нашей школы приняли эту организацию самоуправления в классе, работают по ней, вносят свои изменения, дополняют, делятся впечатлениями, положительными отзывами.
Уважаемые классные руководители!
Творите, ищите, фантазируйте смелее –
Поиск ждет необычной идеи!
Совмещаем мы порой невозможное…
Репетиции вместе с контрольными,
Тренировки с сочинениями,
Конкурсы, выборы и изложения.
Может, что-то и не успевается,
Это жизнью у нас называется.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.