Организация урока в соответствии с современными требованиями в условиях дистанционного обучения
(выступление на педагогическом совете)
заместитель директора по УВР
Мартемьянова
Татьяна Александровна
1слайд
Дистанционную форму обучения многие считают образовательной системой XXI века. Актуальность этой формы обучения заключается в том, что в связи с эпидемиологической ситуацией по COVID многие образовательные учреждения переходят на дистанционное обучение (ДО). Дистанционная форма обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного образования, самообучения, всеобщего обмена информацией.
Обратите, пожалуйста, внимание на слова Владимира Владимировича Путина: «Дистанционное обучение у нас внедряется, внедряется широко, всё шире и шире…».
2 слайд
Предлагаем вашему вниманию материалы из опыта работы педагогического коллектива МНБОУ «Лицей №76» по теме: «Организация урока в соответствии с современными требованиями в условиях дистанционного обучения».
Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
3слайд
Если заглянуть в историю ДО, то оказывается, что уже в 1840 году появились её элементы, благодаря англичанину Исааку Питману (1813 – 1897гг.). Он изобретатель одной из самых распространенных систем стенографии. В РФ дистанционное образование возникло 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, который позволял проводить эксперименты в сфере онлайн образования. В настоящее время дистанционное обучение набирает все большую популярность, так как наблюдается увеличение количества людей, которые желают получить образование, но не имеют возможности это сделать в форме дневного обучения, а также в связи с эпидемиологической ситуацией по COVID всё чаще востребовано образовательными организациями.
4слайд
В современном понимании ДО – это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
5 слайд
Психологи отмечают тот факт, что около 80% людей использовали раньше интернет-ресурсы для общения в социальных сетях, поэтому нужно время для перестройки сознания, а так же сила воли, внимание, усидчивость для дистанционного обучения
Главное – это интерактивное взаимодействие учеников и преподавателей, предоставление ученикам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала.
Очевидные плюсы ДО заключаются в том, что появляется возможность работать в условиях пандемии. Дистанционное преподавание помогает найти свой подход к каждому ученику. Если говорить о дисциплинах, которые можно изучать офлайн или онлайн, то здесь есть свои плюсы и минусы. Например, многие школьные предметы довольно просто осваивать дистанционно, хотя обучение чтению и письму дошкольников и младших школьников гораздо эффективнее проводить в традиционной форме.
6 слайд
Основные компоненты, которые надо учесть
при организации урока в форме ДО:
-
структура урока;
- как вы будите доставлять учебный материал;
- какие учебные платформы будите использовать;
- как оценивать знания учеников;
- на сколько сам готов учитель к такой форме урока.
7 слайд
Дистанционный урок (ДУ) − это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей (Е.В. Харунжаева). При разработке дистанционных уроков необходимо учитывать изолированность учеников, их возраст, способности. Подобранные учебные материалы (теория урока, задания) должны сопровождаться необходимыми инструкциями и пояснениями.
8 слайд
Что входит в структуру ДУ? В принципе, как и на
обычном уроке – это 5 блоков
1. Мотивационный блок (этап, раздел…)
Умелая мотивация позволяет включать учащихся в осознанный процесс познания. Первичной формой познавательного интереса является любопытство, затем появляется любознательность и увлеченность.
Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед учениками.
2. Инструктивный блок (инструкции и методические рекомендации).
3. Информационный блок (система информационного наполнения для выполнения поставленных задач).
4. Контрольный блок (система тестирования, контроля и оценивания).
5. Коммуникативный и консультативный блок (система интерактивного взаимодействия участников дистанционного урока с учителем и между собой).
Сценарий урока может быть представлен в форме технологической карты, в которой прописаны основные задания, требования к ответам и критерии оценки ответов, время выполнения заданий и т.д.
9 слайд
Условия проведения дистанционного урока могут различаться по режиму
взаимодействия преподавателя с учащимися:
• в режиме он-лайн с учащимся, одновременно находящимся у автоматизированного рабочего места;
• в режиме офф-лайн. В этом случае фактор местонахождения и времени не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме.
Системный подход в построении учебного материала способствует развитию у учащегося навыка самообразования, эффективной и продуктивной деятельности, а также возникновению устойчивой мотивации, что способствует повышению качества образования.
10 слайд
Определение длительности ДУ, так же зависит от возрастных особенностей и усидчивости учеников. Поэтому сложнее всего дать новый материал учителям начальных классов, т.к. по нормативам тут большое ограничение по времени (10-15 мин).
11 слайд
На основании Письма № 8843 от 13.10.2020 от Министерства просвещения РФ, «О рекомендациях по использованию информационных технологий» были определены 4 основных вида ДУ:
1. урок минимального уровня взаимодействия, где ученик выполняет задания учителя вне урока и отправляет ответы через соц.сети, эл журнал, эл почту и т.д.;
2. асинхронный урок,
3. «перевернутый класс»,
4. он-лайн.
12 слайд
Асинхронный урок подразумевает отсроченность приёма информации, контакт между учителем и учениками осуществляется с задержкой во времени. Интернет-ресурсы также включают в себя эл почту, эл курсы, рассылки, конференц-связи, эл тесты и т.д. Учитель заранее подготавливает материалы и схему обучения, а ученик осваивает её в свободном графике онлайн без интерактивного взаимодействия.
13 слайд
Перевернутый класс (урок) — это модель обучения, при которой учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит практическое закрепление материала.
14 слайд
«Перевернутый класс» сейчас отдельно является технологией обучения XXI века со своими ведущими понятиями, приёмами и формами. Для перевернутого обучения характерно использование водкастов, подкастов, и преводкастинга.
15 слайд
Подкаст (Podcast) — это звуковой файл (аудиолекция), который его создатель рассылает по подписке через интернет. Получатели могут скачивать звуковые файлы на свои устройства, как стационарные, так и мобильные, или слушать лекции в режиме онлайн.
16 слайд
Водкаст в переводе, как видео по запросу — это использование Готовых видеофайлов, с различных образовательных платформ, использование учебных лекций, тестов, организация прохождения тестов на определённые темы.
17 слайд
Пре-водкастинг (Pre-Vodcasting) – это образовательный метод, в котором учитель создает водкаст со СВОЕЙ лекцией, чтобы учащиеся получили представление о теме еще до занятия, на котором эта тема будет рассмотрена.
18 слайд
К учебным средствам в рамках дистанционного урока относятся:
1) учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);
2) сетевые учебно-методические пособия;
3) компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;
4) аудио учебно-информационные материалы;
5) видео учебно-информационные материалы;
6) лабораторные дистанционные практикумы;
7) учебные тренажеры с удаленным доступом;
8) базы данных и знаний с удаленным доступом;
9) электронные библиотеки с удаленным доступом и т.д.
19 слайд
Различают два вида доступа к учебным материалам:
• ограниченный доступ - требует регистрации в обучающей среде, например в «ЯКласс»;
• неограниченный доступ - учебные материалы находятся в свободном доступе, например в «Базе знаний Эл журнала» или в «РЭШ».
20 слайд
ПРЕИМУЩЕСТВА ДУ:
доступность, гибкость, относительная дешевизна, модульный принцип, мобильность, живое общение, хоть и на расстоянии.
НЕДОСТАТКИ ДУ:
психологическая
адаптация, необходимы навыков по работе с компьютером, зависимость от качества
работы Интернет, отсутствие живого контакта с учителем
21 слайд Дистанционное обучение является перспективным направлением. Учитель реализует разные типы ДУ.
При организации контроля учитель преимущественно использует формирующее, критериальное оценивание.
22 слайд
Использование качественных графических файлов, оснащенных звуковым сопровождением и анимацией, повышают усвоение материала до 65%. Если учитель правильно будет использовать разные виды дистанционных уроков, учитывая их особенности, то процесс обучения будет продуктивным, а качество полученных знаний учеников в таком формате повысится.
Спасибо за внимание!
Источники информации:
· Максимова О.А. «Методические рекомендации по разработке и проведению дистанционного урока». - Томск, Центр новых образовательных технологий ТГУ, 2015.
· Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева. – М.: Академия, 2017.
· Российская ассоциация пользователей Moodle [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.infoco.ru/course/
· Дистанционный курс. Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.